Гаевская Е.

Санкт-Петербургский государственный университет

г. Санкт-Петербург, Россия

Гладких М.

Государственный Русский музей

г. Санкт-Петербург, Россия

Борисов Н.

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург, Россия

Междисциплинарные аспекты подготовки digital специалиста в области культуры на основе сотрудничества музея и университета

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональных компетенций digital специалиста на основе сотрудничества музея и университета. Внедрение в практику полученных результатов позволяет повысить качество университетского образования на основе личностно ориентированных нелинейных образовательных практик.

Gaevskaya E.

St Petersburg University

Saint Petersburg, Russia

Gladkih M.

Russian Museum

Saint Petersburg, Russia

Borisov N.

St Petersburg University

Saint Petersburg, Russia

Interdisciplinary approaches to the training a digital specialist of the culture field via the cooperation between a museum and a university

The article presents approaches to development of professional competencies of a digital specialist via cooperation between а museum and a university. Implementation of the research findings into practice of high education will influence quality improvement of university education through personality-oriented non-linear educational practices.

Введение. Смена технологического уклада общества обуславливает необходимость системных трансформаций социальных институтов, в частности системы образования. Одной из важных сфер в этом контексте становится создание условий для овладения студентом цифровыми компетенциями, направленными на реализацию педагогической деятельности (Таблица 1). Обучение реализуется в онлайн и оффлайн пространствах различных организаций, например, музея и университета.

Актуальность исследования. В России ряд нормативно-правовых документов актуализирует важность развития указанных направлений. Среди них Программа развития Цифровой экономики в РФ до 2035 года; Стратегия развития информационного общества в России (до 2030 г.) и др. Отметим, что названные документы корреспондируют с международными показателями, позволяющими судить об уровне доступа населения к цифровым технологиям: ICT Development Index [1], Докладом Совместной комиссии ЮНЕСКО и Intel [2] и др.

В указанных документах акцентируется внимание на необходимость подготовки специалиста к решению новых задач профессиональной деятельности, решение которых не представляется возможным без использования электронных инструментов[3].

Проблема исследования. Перспективное направление развития педагогической науки в современной ситуации это разработка методик подготовки специалиста на основе взаимодействия университета и работодателей. Реализация учебной практики студентов Факультета искусств СПбГУ в Русском музее посредством исследовательского центра «Русский музей: виртуальный филиал в СПбГУ» представляет собой пример таких исследований.

Методология исследования. Разработка названных вопросов осуществляется в рамках теории электронного обучения, разрабатываемой научным коллективом под руководством Т.Н. Носковой и Аналитики открытого обучения (Open Learning Analytics), представленной в трудах Д. Сименс, Д. Гасевич и др.

«Учебная аналитика» видит путь к повышению эффективности образования через оптимизацию среды обучения на основе статистики [3].

В «Теории электронного обучения» современное образование рассматривается как «педагогическая система, скорость развития которой не должна помешать созданию условий личностного развития специалиста через обогащение массовых линейных педагогические технологий личностно ориентированными нелинейными образовательными практиками» [4].

С дидактической точки зрения опыт реализации учебной практики, представленный в данной статье, является запуском одного из таких решений [5,6].

Методика исследования. Исследование проходит в форме эксперимента и направлено на изучение подходов, повышающих эффективность развития общекультурных и профессиональных компетенций будущих digital специалиста в области культуры на основе взаимодействия музея и университета. Эксперимент проводится в 2021/21, 2022/23 учебных годах. В нём участвуют 25 студентов бакалавриата Института искусств СПбГУ.

 Для достижения целей исследования разработан курс «Учебная практика», входящий в основную образовательную программу Факультета искусств СПбГУ по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика» с присвоением квалификации (степени) – бакалавр по профилю «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках». В разделы «Самостоятельная работа» и «Методическое обеспечение практики» включены практические задания, разработанные совместно с сотрудниками Русского музея.

Специфика содержания учебных заданий отражает потребности музея. В 2021-22 учебном году студенты разрабатывали содержание мультимедийного гида по экспозиции Дворца Строгановых. В 2022-23 году задача студентов заключалась в тестировании удобства использования посетителями интерактивных гидов, разработанных специалистами Русского музея. Представленные студентами данные востребованы в практической деятельности музея.

Выяснение эффективности овладения студентами компетенциями осуществлялось путем включенного наблюдения за процессом работы на экспозиции, изучения документации (заполненные анкеты, статистика по анкетам и отчет по учебной практике), а также презентации студентами итогов работы Комиссии по направлению 09.03.03. Результаты овладения студентами компетенциями представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Количественные данные по развитию компетенций digital специалиста в области культуры

gaevskaya-1

Обсуждение результатов. Представленные результаты показывают, что задание по тестированию удобства использования мультимедийных приложений показало себя более эффективным, чем направленное на развитие контента мультимедийного гида. Это обусловлено тем, что профессиональные компетенции студентов в данном случае связаны с технологиями разработки мультимедийных ресурсов. Также очевидно, что большинство студентов не придает значения педагогической теории. Между тем в обществе знания владение педагогическими компетенциями становится конкурентным преимуществом. В связи с этим актуализируется задача разработки методик развития у студентов ИТ специальностей педагогических компетенций.

Заключение. Представленные результаты свидетельствуют, что сотрудничество музея и университета в подготовке digital специалиста отвечает целям цифровизации образования и развития цифровой экономики. Оно способствует развитию гибкой образовательной системы за счет институционального сотрудничества музея и университета в организации учебного процесса и исследовательской деятельности этих организаций, что отражено в ряде исследований [7, 8].

Максимально использование образовательного потенциала цифровых технологий заключается также в том, что мультимедийный гид используется как инструмент для подготовки digital специалиста в области культуры при взаимодействии студента с посетителем в пространстве музея в процессе тестирования приложения [9].

 

Литература:

1. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий / Гума­нитар­ный портал: Иссле­до­ва­ния [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2022 (после­дняя редак­ция: 25.12.2022). URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index

2. «Цифровые навыки для жизни и работы» Доклад комиссии ЮНЕСКО и Intel, адрес доступа: https://digital-skills-jobs.europa.eu/en/inspiration/research/digital-skills-life-and-work-unesco-2017

3. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды. РГПУ им. А.И.Герцена. С-Петербург 2020 г. - 550 с. Адрес доступа: https://www.litres.ru/t-n-noskova/didaktika-cifrovoy-sredy/chitat-onlayn/

4. G. Siemens, D. Gasevic, C. Haythornthwaite, S. Dawson, S. B. Shum, R. Ferguson, E. Duval, K. Verbert, and R. S. J. D. Baker. Open Learning Analytics: an integrated & modularized platform. 2011.

5. Гаевская Е. Г., Борисов Н.В., Шадиев Р.Н. Развитие методов электронного обучения в контексте цифровых гуманитарных наук. International Journal of Open Information Technologies. 2021. Т. 9. № 12. С. 60-67.

6. C. Lucchiari, R. Folgieri, I. Nardon, E. Gaevskaya, N. Borisov, O. Babina; “Digital Competences Development via Personal Meaning Maps Methodology”. Higher Education for Sustainability in Turbulent Times.Freie University Berlin. October 20th 2020 – University Alliance for Sustainability Conference. UAS of Workshop Series. https://blogs.fu-berlin.de/uas-conference/list-of-presentations-workshop-higher-education-in-turbulent-times/

7. Гаевская Е. Г., Борисов, Н. В., Бабина, О. А. Развитие цифрового образовательного контента на основе взаимодействия музея и университета. В сборнике «Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Материалы 4-й Международной конференции. Под ред. О.Н. Кораблевой и др. 2018. С 140-146

8. Гаевская Е.Г., Татур Е.М., Клименко Е.В., Михеева Д.С. Применение методов цифровой гуманитаристики для развития научно-исследовательских компетенций студентов высшей школы. Культура и технологии. 2022. Т. 7, вып. 2. (2022)

комментарии: