Бурцев Н.П.

СГСПУ,

г. Самара

Электронная информационно-образовательная среда как объект изучения в процессе повышения квалификации педагогов

В статье описана дополнительная профессиональная программа, разработанная для повышения квалификации учителей по организации обучения в электронной информационно-образовательной среде средней общеобразовательной школы, в состав которой входит система управления электронным обучением Moodle.

Burtsev N.P.

SSUSSE,

Samara, Russia

Electronic information and educational environment as an object of study in advanced training of teachers

The article describes an additional professional program designed for advanced training of teachers in the field of organizing learning in the electronic information and educational environment of a secondary school, which includes Moodle.

Стремительные перемены в жизни общества требуют от педагогов всё новых свершений на ниве самосовершенствования [1]. Идея обучения через всю жизнь воплощается на наших глазах, и подтверждение тому – изобилие (более полутора тысяч) программ повышения квалификации работников образования, появившееся за полтора года существования федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального образования, поддерживаемого силами ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Программа, о которой пойдет речь в данной статье, также успешно прошла «многоступенчатую» экспертизу на Едином федеральном портале образовательных программ ДПО и реализуется в Самарской области.

Актуальность разработанной нами программы обусловлена рядом факторов, среди которых импортозамещение играет, возможно, первостепенную роль. Moodle представляет собой программный продукт с открытым исходным кодом, свободно распространяемый по правилам лицензии GNU General Public License. Он может быть установлен на сервер образовательной организации, что позволяет удовлетворить требования ч. 5 ст. 18 Закона о персональных данных («оператор обязан использовать базы данных, находящиеся в России, для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан РФ») [2]. При этом Moodle позволяет реализовать все требования обновленных (и обновляемых) ФГОС к электронной информационно-образовательной среде организации, реализующей программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Но при составлении дополнительной профессиональной программы мы сделали акцент на педагогических возможностях Moodle, понимая, что если учителя не будут знакомы со средой, не проникнутся духом свободы этого конструктора педагогических средств, до административных компонентов дело на местах не дойдет.

Итак, программа «Организация обучения с применением педагогических средств электронной информационно-образовательной среды в школе» имеет своей целью совершенствование профессиональной компетенции слушателей в области организации обучения в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) средней общеобразовательной школы, в состав которой входит система управления электронным обучением Moodle.

В ходе освоения материалов и выполнения заданий программы слушатели узнают о принципах работы в Moodle, составе и возможностях Moodle как компонента ЭИОС школы; учатся использовать электронные учебные курсы в Moodle для организации представления учебного материала и контрольно-оценочной деятельности, а также создавать и редактировать электронные учебные курсы. Программа рассчитана на 36 часов и предполагает очно-заочную форму обучения (дистанционные или очные лекционные и практические занятия, самостоятельная работа). В программе выделены два модуля: инвариантный и вариативный.

Инвариантный модуль «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения как требование ФГОС и эффективный педагогический инструмент» предполагает часовое практическое занятие и самостоятельную работу (5 ч.), в ходе которой слушатели изучают материалы подготовленного нами электронного курса по темам «Образовательное законодательство РФ», «Цели и ключевые задачи РФ в сфере образования», «Показатели федеральных проектов», «Механизмы достижения поставленных целей», «Единая система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров», «Организационные модели реализации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», «Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для общего образования» и др. Изучение модуля завершается тестированием.

Вариативный модуль включает в себя следующие разделы:

1. Система управления электронным обучением Moodle: назначение и возможности. Создание электронного учебного курса. Инструменты Moodle для организации дистанционного обучения (лекция – 2 ч. практическое занятие – 2 ч. самостоятельная работа – 6 ч.).

2. Работа с элементами и ресурсами учебных курсов в Moodle (лекция – 2 ч. практическое занятие – 2 ч. самостоятельная работа – 4 ч.).

3. Возможности Moodle в организации оценивания результатов обучения (лекция – 2 ч. практическое занятие – 2 ч. самостоятельная работа – 4 ч.).

4. Администрирование электронного курса (лекция – 2 ч. практическое занятие – 2 ч.).

При изучении перечисленных разделов слушателям предлагается выполнить следующие практические задания:

1. Выбрать урок, который будет реализован в качестве модуля электронного курса в среде Moodle.

2. Описать планируемые образовательные результаты – личностные, метапредметные, предметные.

3. Выделить этапы урока и подготовить материалы для их реализации в Moodle.

4. Определить инструменты Moodle, подходящие для достижения планируемых результатов обучения.

5. Подготовить шаблон (структуру) электронного курса в Moodle.

6. Добавить в раздел (модуль курса – урок) элементы и ресурсы для предъявления учебной информации.

7. Добавить (и произвести настройку) в дистанционный курс инструменты для организации контроля знаний.

8. При необходимости – добавить в курс элементы для организации коммуникации (Анкета, Обратная связь, Опрос, Чат).

9. Сформировать журнал оценок.

10. Сформировать журнал активности курса.

11. Сформировать архив курса.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта электронного курса. Слушателям предлагается представить скринкаст (снятый с использованием средств операционной системы, свободного программного обеспечения CamStudio или Яндекс.Телемост – на выбор) продолжительностью не более 10 минут, в котором демонстрируются структура и элементы разработанного электронного курса (в том числе, цель и результаты обучения) в их взаимосвязи для решения дидактических задач представления, закрепления и самоконтроля усвоения учебного материала, обсуждения в группах и совместной работы, контроля образовательных результатов, первичной оценки усвоения учебного материала, актуализации опорных знаний и рефлексии в условиях дистанционного или смешанного обучения.

 

Литература:

1.   Бурцев, Н.П. Формирование информационно-технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации. Самара: ПГСГА, 2013. 176 с.

2.   О персональных данных : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ : Принят Гос. Думой Федер. собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г. // Рос. газ. 2006. 28 июля.

комментарии: