Бороненко Т. А.
доктор педагогических наук, профессор
Федотова В. С.
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С.
Пушкина
доцент кафедры информатики и информационных систем,
Организация
контроля знаний обучающихся с использованием интерактивных технологий
В исследовании определены возможности интерактивных
технологий в организации тестового контроля знаний обучающихся. Предложено
использовать таксономию Блума при формулировке тестовых заданий, которые
позволят педагогу более точно фиксировать образовательные результаты при
организации онлайн-тестирования.
Boronenko T.A.
Fedotova V.S.
Pushkin Leningrad State University
Organization of control of students' knowledge using
interactive technologies
The study defines
the possibilities of interactive technologies in the organization of test
control of students' knowledge. The authors recommend using Bloom's taxonomy to
formulate test items that will allow the teacher to more accurately record
educational results when organizing online testing.
Интерактивные
технологии играют важную роль в образовании. В своей совокупности они
обеспечивают стимулирование активности обучающихся на занятии, вызывают естественный
интерес в решении познавательных задач, позволяют превратить теорию в
увлекательную практику, раскрыть потенциал каждого ученика в классе и научить
детей работе в команде, создать интерактивный дизайн образовательных
пространств при дистанционном обучении.
Кроме того, сегодня
становятся распространенными приемы использования элементов интерактивности при
разработке тестовых заданий. Онлайн-тесты являются главным инструментом для
проверки знаний в дистанционном обучении [2]. Тесты могут носить обучающий
характер, способствуя закреплению изученного материала, а также контролирующий
и аттестационный формат, чтобы оценить сформированные у обучающихся знания, выявить
степень глубины понимания учебного материала, выявлять у обучающихся готовность
к применению сформированных умений в новых условиях.
Цифровые
образовательные платформы для общего образования ориентированы на широкое использование
при обучении и контроле знаний интерактивных заданий. При этом может быть
реализована технология создания таких заданий путем непосредственного
добавление интерактива в рамках самой системы для организации в рамках урока
самопроверки понимания учебного материала, как, например, это реализовано в
практике Московской электронной школы. С другой стороны, при подготовке
интерактивных заданий допускается использование внешних онлайн-сервисов,
например, интерактивов сервиса LearningApps.org и загрузку их на платформу как внешнего
приложения. После того, как интерактивное упражнение подготовлено и сохранено
средствами сервиса LearningApps.org, оно открывается в режиме
предварительного просмотра. В блоке «Использовать упражнение» достаточно нажать
кнопку «SCORM». Архив с упражнением будет сохранен на компьютер. Открывают
дистанционный курс на сайте МОШ, включают режим редактирования и в нужную тему
добавляют элемент «Пакет SCORM».
В
профессиональном образовании используются LMS (например, Moodle) [1], конструкторы электронных
курсов (iSpring Suite) [3] и другие специализированные платформы (УДОБА)
которые позволяют создавать тестовые задания различного типа с элементами
интерактивности.
Для более
точного фиксирования планируемых результатов и целей образовательного процесса
в ходе онлайн-тестирования в нашем исследовании при характеристике основных особенностей
формулирования тестовых заданий с интерактивным взаимодействием пользователя и компьютерной
системы предлагается использовать основные положения таксономической теории Б. Блума.
В соответствии с ее идеями рекомендуется формулировать тестовые задания по
дисциплине в категориях глаголов-действий. Тестовые задания, построенные на
основе таксономического подхода, предполагают вариативные формулировки,
включающие вопросы на проверку усвоения знаний (как хорошо обучающийся освоил
учебный материал), на понимание (насколько материал был понятен), на анализ,
синтез, оценку (как может применять на практике). При организации
тестирования важно проверить насколько хорошо обучающийся освоил теорию по дисциплине.
Если он плохо ориентируется в основных терминах, проверять навыки может
оказаться бесполезным.
Интерактивные
задания позволяют учесть все требования к грамотной формулировке заданий:
простая и четкая формулировка вопроса, наглядность обратной связи от
компьютерной системы при получении ответа тестирующегося. Следует учитывать, что двусмысленно
интерпретируемые, неточные формулировки вопросов в тестовых заданиях могут
ввести обучающегося в заблуждение и в итоге привести его к неверному ответу и невыполнению
теста. Для исключения возникновения таких ситуаций в заданиях рекомендуется
использовать конкретные глаголы, обозначающие действия, для каждого из уровней при
контроле. Они помогают учителю оценить глубину знаний ученика, а обучающемуся понять,
что от него ожидает услышать педагог.
Тестовые задания
с элементами интерактива позволяют не только выбрать ответ, но и получить и
учесть обратный отклик компьютерной системы с описанием правильного ответа (в
случае неверного ответа) и расширенный комментарий при верном варианте. Такое взаимодействие
обучающегося с тестовыми способствуют улучшению запоминания учебного материала,
корректировки его усвоения, позволяет строить новые сочетания изученного и
нового, переосмысливать имеющиеся знания.
При создании
онлайн-тестов в соответствии с таксономией Блума предусматривается следующий
перечень тестовых заданий: на запоминание, понимание, применение, анализ,
синтез и оценка. В соответствии с такой классификацией обучение представляет
собой последовательный процесс, который состоит из этих шести уровней. При этом
каждый из них опирается на предыдущий. Так, например, без знания невозможно
понимание, а без понимания – применение и т.д.
Начальный
уровень при постановке учебных целей образует уровень знаний. В тестовых
заданиях, ориентированные на этот уровень задания формулируются в терминах
воспроизведения: назвать, перечислить, определить, описать, выбрать,
продемонстрировать, указать правильный ответ.
На проверку
степени запоминания учебного материала ориентирован вид тестового задания по типу «выбор одного правильного ответа». Верный
ответ из предложенных вариантов подтверждает, что обучающийся запомнил
информацию. Такое тестовое задание позволяет установить, какие слабые места при
изучении дисциплины были выявлены, где следует детализировать изучение
информации и каким конкретным дидактическим единицам учебного материала следует
уделить особое внимание. В комментарии к интерактивному тестовому заданию
представляется целесообразным прокомментировать верность и неверность каждого
утверждения. Имеется в виду, что при высвечивании сообщения системы «Верный
ответ» дается комментарий, почему именно этот ответ считается правильным, при
сообщении «Неверный ответ» – почему нельзя ограничиться выбранным вариантом.
На запоминание
ориентирован и вариант тестового задания по типу «краткий ответ», предполагающий, что в нем нет выбора, но
испытуемому предстоит подумать и ввести в текстовое поле правильный ответ.
Тестовые задания такого типа предполагают хорошее владение содержанием
дисциплины.
Следующий
вариант тестового задания, принадлежащий этой таксономической группе – «выбор из списков», когда тестируемого просят выбрать правильный
вариант из выпадающего списка, мы относим к таксономической категории заданий
на запоминание, т.к. возможные варианты ответов предлагаются к обозрению
обучающегося.
Тестовые задания
по типу «числовой ответ» также
принадлежат к уровню на запоминание. От обучающегося требуется в поле ответа
введение некоторого числа, поэтому ответ должен быть конкретным и угадать его
невозможно.
Согласно
таксономии Блума заданием на понимание будет тестовое задание типа «верно-неверно». При его выполнении
тестируемый должен определить, является ли верным или ложным утверждение в
вопросе. Это самый простой вариант задания, направленный на установление
степени понимания учебного материала. К этой же группе может быть отнесен тип
заданий по типу «выбор нескольких ответов».
Эти задания сложнее и по таксономической шкале нами отнесены к группе анализа и
синтеза, так как требуют от обучающегося выйти за рамки готовых инструкций, разобраться
в каждом предложенном варианте самостоятельно, мысленно исключить неподходящие
варианты ответов, выделить и выбрать наиболее полно отвечающие на поставленный
вопрос ответы. В тестовых заданиях, ориентированных на уровень понимания,
раскрывается в действиях: повторить, найти, определить, сравнить, обобщить,
перефразировать, привести примеры, выделить главное, расшифровать.
Уровень вопросов
на применение знаний составляют тестовые задание по типу «перетаскивание слов», требующих вставку нужного варианта из банка
слов на место пропусков в тексте или «заполнить
пропуски», предполагающий заполнение пропусков, встречающихся в тексте.
Такой тип вопроса подойдет, если нужно проверить, насколько хорошо обучающийся
выучил определенное правило. Тестовые задания, ориентированные на уровень
применения, формулируются в действиях: применить, решить, использовать,
изменить, преобразовать, классифицировать, расположить, составить, приготовить
и т.д. Такие тестовые задания позволяют установить, кто из обучающихся готов применить
новые знания на практике, реализован ли дидактический принцип связи теории и
практики при реализации содержания тестовых заданий.
В тестовых
заданиях по типу «последовательность»
испытуемого просят расположить элементы в верной последовательности. Такой тип
вопроса подойдет, если нужно восстановить хронологию событий, расставить числа
по возрастанию/убыванию. По таксономической классификации эти задания можно
отнести к группе на применение. Оно позволяет обнаружить среди тестируемых обучающихся,
которые освоили материал на поверхностном уровне, запомнили только ключевые
моменты теоретического содержания, а также выявить тех, кто глубоко разобрался
в новой теме. Тестовые задания, ориентированные на уровни анализа и синтеза,
раскрываются в действиях: сравнить, сопоставить, различить, выделить,
отсортировать, найти, вывести, резюмировать, сгруппировать, собрать, обобщить,
установить.
По
таксономической классификации к уровню «анализ и синтез» следует отнести
тестовые задание по типу «соответствие»,
когда обучающемуся нужно соединить пары слов, фраз или изображений. Для
усложнения анализируемой ситуации при создании задания можно добавить несколько
лишних вариантов соответствия, чтобы обучающийся самостоятельно выстроил между
ними логические связи. К этому же уровню можно отнести задания по типу «выбор области», предполагающие, что тестируемый
должен отметить области на изображении с помощью маркеров. При творческом
подходе к созданию тестового задания данного вида можно придумать для
обучающихся интересные аналитические задания.
Вопросы уровня
«оценка», как правило, не имеют правильного или неправильного ответа. Однако по
рассуждениям обучающихся легко понять, кто свободно разбирается в теме и может
рассуждать на предложенную тему. Задача вопросов на этом уровне – позволить
обучающемуся высказать свою точку зрения, обосновать свое мнение по вопросу. Такое
задание проверяет, как испытуемый способен на основе полученных знаний воплотить
на практике новое решение, дать оценку ситуации и действовать самостоятельно. Тестовые
задания, ориентированные на уровень оценки, формулируются в действиях:
доказать, сформулировать вывод, проаназировать, спрогнозировать, обосновать,
проверить, оценить, дать рекомендацию. Для тестирования
данного уровня чаще всего используется формат «Эссе», содержание которого основано
на собственных знаниях и навыках обучающегося.
Таким образом, использование
потенциала интерактивных технологий при создании тестовых заданий в
онлайн-формате будет способствовать реализации обучающей и контролирующей
функций тестирования. При этом структурирование тестовых заданий на основе
таксономического подхода, позволит с разной степенью детализации проверить
уровень формирования компетенций у обучающихся и провести соответствующую
корректирующую работу.
Литература:
1. Зонова
О.Е., Филипова Н.А. Использование электронного инструмента «Лекция» LMS Moodle
в преподавании иностранного языка // Проблемы современного педагогического
образования, 2022. №74-3. С. 93-96.
2. Малютина
Е.Л., Ларина Н.А. Контроль как ключевая функция при реализации дистанционной
формы обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования, 2021. С.1(86)). С.
201-204. doi: 10.24412/1991-5497-2021-186-201-204.
3. Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право, 2020. №6. С. 208-214. doi: 10.24411/2076-1503-2020-00369