Богдановская И.М.
РГПУ им А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
Королева Н.Н.
РГПУ им А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
Низомутдинов Б.А.
Университет ИТМО
г. Санкт-Петербург
Углова А.Б.
РГПУ им А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
Коммуникативные практики в образовательных
цифровых СМИ (на примере telegram-каналов)
Коммуникативные практики в образовательных цифровых СМИ (на примере telegram-каналов)
В статье рассмотрены коммуникативные
практики образовательных каналов в telegram.
Определены семантические и прагматические функции коммуникативных практик
популярных каналов, а также их функции, реализуемые через свойства цифровых
медиа. Изучение образовательных telegram-каналов позволит выявить некоторые эффективные
приемы дидактического дизайна и образовательной коммуникации в цифровых СМИ.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10047 «Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики специалистов помогающих профессий в цифровых медиа», https://rscf.ru/project/22-78-10047/
Bogdanovskaya
I.M.
HSPU
St. Petersburg,
Russia
Koroleva
N.N.
HSPU
St. Petersburg,
Russia
Nizomutdinov
B.A.
ITMO University
St. Petersburg, Russia
Uglova A.B.
HSPU
St. Petersburg, Russia
Communication
practices in educational digital media (using the example of telegram channels)
The paper discusses the communicative practices of educational channels
in telegram. The semantic and pragmatic functions of the communicative
practices of popular channels, as well as their functions realized through the
properties of digital media, are determined. The study of educational telegram
channels will reveal some effective methods of didactic design and educational
communication in digital media.
The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-78-10047, https://rscf.ru/project/22-78-10047 / “Constructive and destructive communicative practices of specialists of helping professions in digital media”.
Цифровизация образования приводит к
увеличению спроса на обучение независимо от возраста и реализуется путем
создания цифровых платформ, поддерживающих интерактивный и мультимедийный
контент, который широко доступен образовательным учреждениям и студентам [3,5].
Коммуникативные практики в образовательных цифровых СМИ имеют ряд особенностей,
отличающих их от традиционных социальных практик, поскольку включают в себя не
только акторов коммуникации, но также технические объекты и социокультурные
артефакты (компьютерные интеллектуальные агенты, контент и т.д.). Участники цифровой
образовательной коммуникации ориентированы на достижение собственных
инструментальных целей, в качестве которых могут выступать не только обучение,
но и решение повседневных задач, профессиональный или игровой интерес, общение
с другими членами сообщества [2]. Специфическими характеристиками коммуникативных
практик в цифровых СМИ являются виртуальность, текстуальный характер, интерактивность,
гипертекстуальность, неопределенность пространственно-временной локализации, креативность.
В то же время коммуникативные практики в виртуальном пространстве включают в
себя такие характеристики цифровых медиа как: программируемость (возможность вносить
изменения в режим общения при помощи технических средств), модульность
(возможность работать с отдельными элементами веб-страницы, использование
линков и т.п.), автоматизация (стандартизация многих функций и элементов
коммуникации), изменчивость (возможность создавать множество копий одного
объекта, которые при этом будут несколько модифицированы при желании
пользователя), гипермедиальность (наличие в гипертексте нетекстовых элементов),
масштабируемость (возможность выбирать упрощенную либо полную версию сайта),
периодическое обновление, транскодинг (взаимная проекция процесса коммуникации
в культурном и компьютерном, технологическом слоях) [1]. В этой ситуации актуальными
становятся проблемы повышения эффективности педагогического дизайна виртуальных
образовательных каналов, а также определения приемов, связанных с привлечением заинтересованных
в обучении пользователей. По этой причине проводится большое число исследований,
посвященных политической, медицинской, производственной и др. видам коммуникации
в цифровых СМИ [4]. Однако, существует дефицит работ, посвященных мониторингу образовательных
цифровых СМИ и исследований используемых ими коммуникативных практик. Выбор для изучения
платформы Telegram обусловлен тем, что в настоящий момент аудитория данного
ресурса в России превышает 35 миллионов человек и включает более 300 тысяч
каналов. Нами рассматривался рейтинг образовательных каналов по количеству
подписчиков сервиса TGStat, включающий 100 позиций с целью анализа информации,
содержащейся в «закрепе» или закрепленном посте, который фиксируется в «шапке»
канала над всеми публикациям. Подобные сообщения выполняют ряд значимых
функций, связанных с установлением контакта и взаимопонимания между акторами
коммуникации, а также реализуют воздействие на сознание и поведение
предполагаемой аудитории. Дополнительно анализировались аспекты воздействия,
реализуемые через технические возможности цифровых медиа. В
качестве предмета исследования нами рассматривались функции
коммуникативных практик в цифровых образовательных СМИ, опосредованные
характеристиками цифровых медиа. Объектом исследования явились 100 Telegram-каналов по образованию, организованных по
числу подписчиков. Гипотеза исследования состояла в предположении о том,
что существует специфика семантическо-прагматической организации коммуникативных практик на образовательных каналах
с разным рейтингом популярности. Для обработки данных нами использовались
методы описательной статистики, критерий Манна-Уитни и метод контент-анализа.
В результате
контент-анализа текстов закрепленных сообщений, содержащих вводную информацию,
нами были выделены категории, отражающие когнитивные (передача информации,
знания) и волюнтативные (воздействие на аудиторию) семантико-прагматические
функции. Далее было определено процентное соотношение встречаемости данных
функций в образовательных каналах с различным рейтингом популярности. Так, в
текстах образовательных каналов с высоким рейтингом популярности когнитивные
функции представлены такими категориями как «информирование о содержании канала» (24%), «деловая самопрезентация
сообщества» (12%), «описание целевой аудитории канала» (12%). К волюнтативным
функциям отнесены «побуждение к саморазвитию» (16%), «идентификационная
привлекательность» (16%), «акцентирование превосходства» (12%), «эмоциональное
воздействие» (8%). Таким образом, в популярных каналах наиболее часто
встречается функция информирования о содержании, которая реализуется в кратких
текстах, четко ориентирующих адресанта на определенную предметную область или
круг интересов, например, «Канал об окружающей среде и экологичном стиле
жизни». Воздействие на аудиторию осуществляется в основном посредством побуждения
к саморазвитию, что выражается в прямом или косвенном обращении к аудитории, содержащем
активизацию их познавательных интересов, установок и ценностей
(«самообразование на всю жизнь»). Не менее важным является создание идентификационной
привлекательности, что осуществляется посредством описания социально
желательных качеств, которыми обладает предполагаемая целевая аудитория канала
(«для тех, кто любит учиться»). В закрепленных сообщениях каналов с более низкими рейтингами
реализуется достаточно широкий спектр семантико-прагматических функций. К
когнитивным функциям относятся «информирование о содержании канала» (13,4%), «указание
на официальный статус канала» (13,3%), «информирование о видах контента канала»
(10,7%); «описание целевой аудитории» (10,7%), «образно-метафорическое описание
содержания канала» (9,3%). Волюнтативные функции представлены такими, как:
«ориентация на удовлетворение познавательных потребностей» (22,7%), «побуждение
адресата к активности» (5,3%), «верификация принадлежности к целевой аудитории»
(4%), «прямое воздействие на адресата» (4%), «самопрезентация автора канала»
(4%), акцентирование превосходства» (1,3%), «акцентирование уникальности» (1,3%), «идентификационная
привлекательность» (1,3%), «открытая реклама услуг» (1,3%). То есть, во вводной
информации менее популярных каналов, помимо описания содержания, часто
встречается указание на принадлежность канала определенной организации
(«Официальный канал Московского Политеха»), указываются виды размещаемого
контента («Чек-листы, дизайнерские сервисы, обзоры, советы и многое другое»)
или даются образные описания, по которым сложно определить назначение канала
(«Войны на руинах»). Воздействие на адресата осуществляется в основном через
ориентацию на удовлетворение познавательных потребностей, активизацию
любопытства участников без описания конкретной предметной области («Здесь вы
получите простые ответы на сложные вопросы, интересные факты для самых
любопытных, головоломки»).
В таблице 1 приводятся аспекты воздействия, реализуемые через
технические возможности цифровых медиа.
Таблица 1 – Особенности дизайна образовательных telegram-каналов

Из приведенной таблицы видно, более популярные каналы
используют при подаче материала больше видео материалов. Данный подход является
психологически эффективным, так как человеческий мозг лучше обрабатывает визуальную
информацию и динамичную «картинку» проще запомнить. Выявлены различия в
количестве использованных ссылок, - их достоверно чаще используют популярные
каналы, что решает задачи кросс-постинга и позволяет воспроизводить популярный
контент сразу на нескольких площадках. Внутренние страницы и элементы канала
также имеют свой линк, благодаря чему осуществляются всевозможные переходы
внутри контента. Это улучшает ориентацию в материале, увеличивает время
просмотра, позволяет выявлять «авторитетные страницы», увеличивает
релевантность материала в направлении конкретного ключа, увеличивает скорость
индексации новых материалов. Отмечается более частое использование gif-картинок на популярных каналах. По-видимому, при большом
количестве материала для демонстрации, инфографика в виде gif-ок может выступить альтернативой видео. Зацикленная анимация
показывает тот же видеоряд, но меньше «весит» и быстрее открывается при
медленном интернете, что будет важным для тех, кто просматривает соцсети с
мобильных устройств. Кроме того использование gif-картинок делает придает сообщению привлекательность и
оригинальность.
Приведенные данные показывают, что ведущими функциями коммуникативных
практик в наиболее популярных каналах являются: предоставление четкой информации
о содержании, побуждение участников к саморазвитию и самообразованию, создание
привлекательного образа целевой аудитории, с которой идентифицируются
участники. Эффективными приемами дидактического дизайна выступает использование
видео и gif-картинок,
приемы кросс-постинга, сквозной и контекстной перелинковки.
Литература:
1. Манович Л. Язык новых медиа. М., 2018, 400 с.
2. Носкова Т.Н. Цифровая
образовательная среда: новые аспекты развития обучающихся//Проблемы развития
дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Сборник научных
трудов. Москва, 2022. С. 122-146.
3. Bond, M., Marín,
V. I., Dolch, C., Bedenlier, S., & Zawacki-Richter, O. (2018). Digital
transformation in German higher education: student and teacher perceptions and
usage of digital media. International Journal of Educational Technology in
Higher Education, 15(1), 48., 2018
4. Lyakhovenko O.I.
Telegram Channels in the System of Expert and Political Communication in Modern
Russia // Galactica Media Journal of Media Studies. 2022. V. 4(1). P. 114–144.
DOI:10.46539/gmd.v4i1.230
5. Mashhadi, V. Z., & Kargozari, M. R. (2011). Influences of digital classrooms on education. Procedia Computer Science, 3, 1178-1183.