Баранова Е.В.
Беленкевский Д.С.,
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Модель цифрового веб-ресурса
для обучения корпоративных пользователей работе с информационными системами
университета
В статье рассмотрена модель
ресурса для обучения корпоративных пользователей информационным системам в
условиях их постоянного обновления. Описанная модель стала основой для
разработки и внедрения в интегрированную информационную систему управления
учебным процессом РГПУ им. А. И. Герцена веб-ресурса, направленного на обучение
сотрудников вуза.
Baranova E.V.,,
Belenkevsky
D.S.,
HSPU,
St.
Petersburg, Russia
Model of a digital web resource for teaching corporate
users how to work with university information systems
The article considers a model of web resource for
teaching corporate users in information systems in conditions of their constant
updating. The described model became the basis for the development and
implementation in the integrated information system of educational process
management web-resource aimed at training university personnel.
Изменения, происходящие в современном
обществе, напрямую связаны с развитием средств информационных технологий.
Проникновение компьютерных и автоматизированных систем в различные сферы
человеческой деятельности, а также их быстрая сменяемость, определяет
необходимость непрерывной подготовки пользователей к эффективной работе со
средствами информационных технологий как инструментами профессиональной
деятельности и личностного роста.
Цифровая трансформация, увеличение
количества информационных систем и разнообразие их функционала, приводят к
росту сотрудников, использующих в своей профессиональной деятельности ИС. В
частности, средства информационных технологий широко используются в сфере
образовательной деятельности, как в области обучения, так и в организации и
управлении образовательным процессом. Обучение пользователей в университетах
реализуется в виде проведения семинаров и индивидуальных консультаций.
Непродуктивность такого обучения определяет актуальность исследований связанных
с поиском новых подходов к обучению корпоративных пользователей работе с
действующими информационными системами для организации и управления учебным
процессом.
По причине постоянного обновления и внедрения
новых цифровых технологий и инструментов, их потенциал остается нераскрытым в
полной мере, в том числе и при обучении компонентов какой-либо информационной
системе.
В РГПУ им. А.И. Герцена разработана и
внедрена интегрированная информационная система управления учебным процессом
ИСУП «Герцен». ИСУП включает более 40 информационных систем, веб-ресурсов, и
полномасштабно используется структурными подразделениями в вузе.
Интегрированная система обеспечивает информационное сопровождение различных
организационных и образовательных процессов, связанных с формированием учебных
и рабочих планов, приказов, ведомостей; сервисы и ресурсы, разработанные внутри
системы, позволяют вести учет оценок за промежуточные и государственные
аттестационные испытания, своевременно оповещать студентов об организации
учебного процесса в вузе [3]. С ИСУП работают порядка 500 пользователей, в
связи с чем актуальной представляется задача обучения пользователей эффективной
работы с ресурсами.
Анализ литературы показал, что эта
проблема актуальна и для других больших университетов с разветвленной системой
внедренных информационных ресурсов.
Для решения этой задачи разработана модель
цифрового веб-ресурса для обучения сотрудников структурных подразделений РГПУ
им. А. И. Герцена работе с информационными системами организации учебного
процесса в вузе. Актуализация требований к структуре образовательного процесса,
изменение стандартов обучения, развитие средств информационных технологий
требует своевременной модификации информационных систем, что определяет
необходимость системного подхода к обучению пользователей, особенно в условиях
сменяемости сотрудников. В настоящее время в педагогическом университете не
реализована непрерывная система подготовки новых сотрудников, знакомство с
информационными системами осуществляется в процессе реального времени, что
замедляет работу как одного сотрудника, так и целого отдела.
Рассмотрим модель цифрового веб-ресурса
для обучения корпоративных пользователей работе с ИС управления и организации
образовательного процесса (Рис. 1). Анализ многолетнего опыта обучения
пользователей работе с информационными системами, входящими в ИСУП «Герцен»,
позволил выделить следующие структурные составляющие модели, которые необходимо
уточнить и описать для разработки эффективного образовательного ресурса:
-
Классы
пользователей;
-
Структура
веб-ресурса;
-
Содержание
учебно-методических материалов;
-
Формы
взаимодействия пользователей с контентом;
-
Процедуры
оценивания;
-
Процедуры
обеспечения доступа к профессиональной работе.
Модель веб-ресурса для обучения корпоративных пользователей работе с информационными системами для организации учебного процесса в вузе.

Рис. 1 - Модель веб-ресурса для обучения
корпоративных пользователей
Целевым назначением разработанной модели
является создание на ее основе цифрового веб-ресурса, наполненного
информативно-понятным и практико-ориентированным материалом, способствующего
формированию навыков в работе с информационными системами РГПУ им. А. И.
Герцена, развитию коммуникативных способностей, а также профессиональному и
личностному развитию.
Рассмотрим компоненты представленной
модели.
Пользователями ИС ИСУП «Герцен» являются
сотрудники структурных подразделений, связанных с организацией учебного
процесса, работники деканатов, диспетчеры, ответственные за расписание,
заместители заведующих, распределяющие нагрузку на кафедрах, деканы
факультетов, директора институтов, преподаватели, работающие с электронными
ведомостями и журналом и т.д [1]. Каждый класс пользователей имеет доступ к
определенному перечню ИС, который определяется автоматически при входе
пользователя в систему в соответствии с его правами доступа.
Формирование списка информационных систем
и веб-ресурсов доступных конкретному пользователю для изучения осуществляется
через определение прав доступа, информация о которых находится в базе данных
ИСУП «Герцен». К основному контингенту веб-ресурса относятся новые сотрудники
структурных подразделений вуза, которым необходимо получить доступ к
информационным системам для осуществления своей профессиональной деятельности;
а также сотрудники, уже ранее работающие с ИСУП «Герцен», но направленные на
обучение для повышения квалификации или изучения нового функционала. В системе
реализовано разделение прав доступа к информационным системам в соответствии с
должностными полномочиями пользователей. Так, например, диспетчер
факультета/института, специалист по учебно-методической работе, директор/декан
могут иметь доступ к информационной системе «Деканат», однако ввиду разных
обязанностей, уровень предоставляемого доступа отличается. Контент веб-ресурса
для обучения будет включать совокупность тематических блоков в соответствии с
функционалом информационных систем.
Структура ресурса включает следующие
компоненты: стартовая страница, содержащая перечень ИС, подготовленных для
обучения; разделы «Обратная связь», «F.A.Q.» и «Discord». При выборе
наименования информационной системы, пользователь перейдет на страницу с
учебно-методическими материалами по работе с системой. В качестве
вспомогательных инструментов, для более детального знакомства с веб-ресурсами и
осуществления обратной связи, будут использоваться разделы «F.A.Q.», «Обратная
связь», «Discord». Наличие в веб-ресурсе перечня часто задаваемых вопросов
позволит уменьшить поступающие заявки пользователей, столкнувшихся с ошибками
при работе в информационной системе. Страница веб-ресурса «Обратная связь»
разработана с целью осуществления консультационной поддержки пользователей
посредствам почты отдела информатизации образовательного процесса. При отправке
письма с возникшим вопросом у пользователя автоматически формируется тема
письма, которая содержит наименование изучаемой информационной системы.
«Обратную связь» сотрудник может использовать для составления отзыва о работе
веб-ресурса и своих рекомендаций по его улучшению. Сервер корпоративного
обучения, реализованный в мессенджере «Discord», дает возможность осуществления
сетевой коммуникации пользователей друг с другом, а также с разработчиками
веб-ресурса. Внутри «Discord» роли участников распределяются таким же образом,
как и внутри «Электронного кабинета сотрудника», так, например, если сотруднику
в рамках обучения открыт только веб-ресурс «Ведомости», то у него на странице
сервера отображаются справочные материалы, текстовые и голосовые чаты, именно
этой системы.
Контент ресурса состоит из
учебно-методических материалов, которые будут включать текстовые лекции, содержащие информацию и сведения по работе с
конкретным функционалом изучаемой системы; презентации, демонстрирующие работу
с функционалом в виде изображений, примеров; видеоролики, позволяющие наглядно
отобразить работу системы, продемонстрировать рабочие примеры, рассказать о
подходах к эффективной работе в системы; а также список из ответов на
часто-задаваемые вопросы пользователей, полученные при анализе входящих
сообщений на почту отдела информатизации образовательного процесса. Применение
на практике выделенных ресурсов предоставляет возможность пользователю
(сотруднику) осуществлять выбор способов представления информации для изучения,
средств для осуществления коммуникации, способов взаимодействия между
участниками образовательного процесса и планировать время для изучение
учебно-методических материалов, в соответствии со сроками обучения.
Пользователь напрямую взаимодействует с
контентом, представленным в веб-ресурсе. Предполагается, что сотрудник, следуя
пошаговой инструкции, будет последовательно по темам изучать функционал и
приемы работы с ИС. Материалы будут доступны пользователям в любое время, в том
числе по завершении обучения.
В ресурсе предполагается реализовать
следующие формы взаимодействия с пользователями: опосредованную, через раздел обратной
связи, располагающиеся на каждой странице изучаемой ИС; прямую, через
взаимодействие между сотрудниками и разработчиками на специально выделенном
сервере в мессенджере «Discord».
Процедуры оценивания будут включать
промежуточные и итоговое тестирования. По завершении изучения тематического
блока сотрудник проходит промежуточное тестирование, которое содержит два типа
заданий: на проверку знаний функционала веб-ресурса, на проверку навыков
навигации по информационной системе. Контрольные материалы открыты
пользователям в любое время, по необходимости сотрудник может обращаться к ним
и после завершения обучения. Анализ результатов полученных при прохождении
тестирований осуществляется при помощи использования внешнего ресурса,
разработанного на платформе Google. Как только пользователь пройдет итоговое
тестирование и его результаты будут удовлетворять требованиям для работы с
веб-ресурсами и информационными системами ИСУП «Герцен», сотрудник сможет
приступить к выполнению своих должностных обязанностей. Доступ к информационным
системам осуществляется по согласованию с начальником структурного
подразделения.
В качестве примера рассмотрим
информационную систему «Деканат», которая подключена к единой базе данных ИСУП «Герцен»
[2]. Доступ к работе с ИС имеют факультеты/институты/филиалы, планово-учебный
отдел, отдел кадров студентов, отдел стандартов и организационно-студенческий
отдел. Сотрудники планово-учебного отдела и отдела стандартов совместно с
сотрудниками факультета вводят в базу данные об учебных и рабочих планах. В
отделе кадров студентов ведется информация о студентах, формируются приказы.
Внутри структура страницы для обучения ИС «Деканат»
будет содержать следующие компоненты для работы с режимами: «Студенты»; «Ведомости»;
«Приказы»; и т.д. Компоненты включают тематические блоки, в которых содержатся
учебно-методические материалы по работе с функционалом с каждым разделом.
Раздел для изучения работы с режимом «Студенты»
будет иметь следующие тематические блоки:
-
Работа
с фильтрами, поиском и сортировкой, например, фильтр по фамилии и курсу
студента, двойная сортировка и т.д.;
-
Работа
с личной карточкой студента;
-
Информация,
которая не редактируется: приказы, информация о стипендии, личные данные из
отдела кадров студентов.
-
Информация,
которая редактируется: дисциплины, практики, курсовые работы, информация о
дипломной работе.
-
Формирование
справок из личной карточки студента: справка вызов, с места учебы, об
успеваемости (образовательный кредит)
-
Перевод
из другого вуза.
Примерная страница с учебно-методическими материалами для обучения ИС «Деканат» отображена на рисунке 2.

Рис. 2 - Страница обучения ИС «Деканат»,
раздел «Студенты» Как и для других систем, отобранных в
рамках обучения, для ИС «Деканат» будут разработаны учебно-методические материалы,
подобраны ответы на часто-задаваемые вопросы, связанные с работой внутри
системы, функционалом ее разделов, ошибок в процессе работы; и добавлена
возможность со страницы обучения обращаться к разработчикам по возникшим
проблемам. Техническая реализация модели будет
развернута на веб-сервисе «Электронный кабинет сотрудника», входящий в состав
ИСУП «Герцен». Сервис создан с использованием средств языка программирования
PHP и фреймворка Laravel. Выбор данных средств обусловлен следующими
преимуществами: PHP является свободным программным обеспечением,
распространяемым под особой лицензией; язык программирования легок в освоении
на всех этапах его использования; поддерживается большим сообществом
пользователей и разработчиков; имеет развитую поддержку баз данных; имеет
огромное количество библиотек и расширений языка; имеет возможность развертки
почти на любом сервере; портирован под большое количество аппаратных платформ и
операционных систем; преимуществами Laravel является постоянная поддержка и
обновление, простота и функциональность, производительность, кастомизация [3].
Учебно-методические материалы разработаны при использовании следующих
цифровых инструментов: программа для подготовки текстовых лекций Word,
программа создания презентаций PowerPoint, программа для монтирования
видеороликов DaVinci Resolve. Для организации площадки взаимодействия
использованы технические средства мессенджера Discord. В качестве ресурса,
обеспечивающего промежуточные и итоговую аттестации, использован сервис
Google.Forms. Цифровые инструменты и вспомогательные сервисы направлены на
подготовку к работе в РГПУ им. А.И. Герцена и, в частности, к работе с
информационными системами, входящими в ИСУП «Герцен». Модель взаимодействия с
контентом веб-ресурса спроектирована таким образом, чтобы пользователь сам
выбирал, с какой системой он будет знакомиться в первую очередь, к каким видам
теоретического и практического материала он будет обращаться, и каким образом
будет строить свой образовательный маршрут. Вывод Ресурс, базирующийся на предложенной
модели, позволит сотруднику на каждом образовательном уровне взаимодействовать
с разными формами учебно-методических материалов, определять и строить свой
образовательный маршрут, развивать свои профессиональные компетенции, навыки
при работе с веб-системами, информационную культуру личности. Первоначально
веб-ресурс планируется внедрить в ИСУП «Герцен» на этапе апробации, затем в
качестве постоянно-обновляемой системы. Ожидается, что сотрудники смогут
получать необходимые навыки и компетенции в работе с информационными системами
ИСУП «Герцен». Литература: 1.
Баранова Е. В. Современные технологии реализации
веб-ресурсов = Modern technologies for the implementation of web-resources /
Баранова Е. В., Швецов Г. В. // Новые образовательные стратегии в современном
информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной
научной конференции, Санкт-Петербург, 1-16 апреля 2019 года / Российский
государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. -
Санкт-Петербург, 2019. - С. 132-136. 2.
Баранова Е. В. Современная
информационно-образовательная среда вуза как механизм реализации требований
стандартов нового поколения // Известия Российского государственного педагогического
университета имени А. И. Герцена [Текст]. - СПб., 2015. - N 177. - С. 70-73.
3.
Семенова-Тян-шанская, В. А. Применение фреймворка
Laravel 7.3 для разработки веб-приложений / В. А. Семенова-Тян-шанская, Д. А.
Ходаковский // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского
технического университета. – 2020. – Т. 1. – № 3-1. – С. 30. – EDN DBHLMV.