Касьянова Е.В.

СибГУ им. М.Ф.Решетнева, доцент, г.Красноярск

Сафонов К. В.

СибГУ им. М.Ф.Решетнева

доктор физико-математических наук, профессор

заведующий кафедрой прикладной математики

г. Красноярск

Роль гибких навыков в профессиональной деятельности будущих ИТ-специалистов

В статье рассматриваются гибкие навыки будущих ИТ-специалистов. Исследован профессиональный стандарт 06.001 - «Программист» на предмет содержания в нем требований к наличию у работника признаков гибких навыков, заявленных работодателями ИТ-сферы и соответствующих универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Выявлены универсальные компетенции, необходимые для эффективной профессиональной деятельности будущих ИТ-специалистов в плане реализации командных ИТ-проектов в условиях удаленной работы. Предложена методика освоения гибких навыков при обучении на первом курсе информационным технологиям будущих ИТ-специалистов в условиях медиапроектной деятельности.

Kasyanova E.V.

Reschetnev Siberian State University, docent

Krasnoyarsk, Russia

Safonov K.V.

Reschetnev Siberian State University

Doctor of Physics and Mathematical Sciences, Professor,

Head of the Department of Applied Mathematics

Krasnoyarsk, Russia

The role of Soft skills in professional activity future IT specialists

The article discusses the Soft skills of future IT specialists. The professional standard 06.001 - «Programmer» has been studied for the content of the requirements for the presence of Soft skills in the employee, declared by employers of the IT sphere and the corresponding universal competencies of the Federal State Educational Standard in 3++. The universal competencies necessary for the effective professional activity of future IT specialists in terms of the implementation of team IT projects in the conditions of remote work have been identified. The method of mastering Soft skills when teaching information technologies to future IT specialists in the conditions of media project activity in the first year is proposed.

Процессы цифровизации меняют современное общество, возрастают масштабы изменений. Растет потребность в высокопрофессиональных ИТ-специалистах, способных обеспечить процессы цифровой трансформации.

Адаптация к требованиям цифровой эпохи вызывает необходимость для образовательных учреждений активно реагировать на происходящие процессы и совершенствовать образовательные технологии для повышения качества подготовки специалистов в сфере информационных технологий.

В данной статье подчеркивается значимость гибких навыков (Soft skills), связанных развитием личностных, социально-психологических качеств, роль которых не менее важна наряду с цифровыми и профессиональными навыками в деятельности будущих ИТ-специалистов,

Гибкие навыки ИТ-специалистов имеют ключевое значение для изучения взаимосвязанного комплекса вопросов при решении задач в профессиональной деятельности данной категории работников. Так, работодатели в сфере ИТ уделяют особое внимание таким личностным качествам как работа в команде, продуктивные коммуникации, ведение проектов, аналитическая работа, самообразование и самообучение [1-3].

Исследователи отмечают сложности при налаживании коммуникаций внутри ИТ-команды, между участниками ИТ-проекта и заказчиком, а также отсутствие недостаточных знаний для ведения аналитической работы и разработки ИТ-проектов ИТ-специалистами [4].

Данные проблемы возникают, поскольку ряд личностных качеств, которые лежат в основе необходимых гибких навыков, достаточным образом не формируются в среднем образовании и далее в процессе профессиональной подготовки в вузе. Преподаватели вузов не владеют методиками развития гибких навыков в условиях моделирования профессиональной деятельности будущих ИТ-специалистов. Таким образом, приоритетное значение приобретает вопрос теоретико-методологического обоснования подготовки современных ИТ-кадров в контексте цифровой трансформации общества.

Soft skills представляют собой комплекс навыков, обозначаемые как метапредметные или общие для различных видов деятельности, включающие некоторые основные черты когнитивной и интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и продуктивного взаимодействия с другими людьми [5].

О.Л. Чуланова полагает, что Soft skills позволяют быть успешным специалистом (руководителем) и достигать поставленные цели, независимо от специфики деятельности и направления [6]. Soft skills, по мнению автора по своей сути являются мягкими компетенциями. О.В. Шатунова и А.В. Гизатуллина в своих исследованиях приходят к выводу о том, что все Soft skills можно разделить на две группы: личные навыки и навыки межличностного взаимодействия, и отмечают, что в зависимости от сферы деятельности наиболее востребованной является различная их комбинация [7]. В своих исследованиях С.И. Осипова придерживается мнения В. Шепилова и предлагает классифицировать Soft skills следующим образом: навыки коммуникации, в том числе командная работа; навыки управления собой, в том числе управление собственным временем и саморазвитием; интеллектуальные навыки, в том числе проектное мышление; управленческие навыки [8].

В зарубежных исследованиях авторами представлены различные подходы к классификации Soft skills. В источниках рассматривается шесть основных (базовых) групп: основные, коммуникативные, концептуальные, личные, социальные и гражданские, а также навыки, связанные с деловым миром [9]. В этой классификации отсутствуют навыки, связанные с реализацией проектов, о значимости которых упоминают представители ИТ-индустрии. На основе проведенного анализа научных источников можно сказать, что на данный момент при обсуждении перечня компонентов Soft skills вопрос остается открытым и каждая исследовательская группа предлагает свою классификацию.

В то же время, освоение как Soft skills, так и Hard skills в образовании ведется в рамках государственного федерального стандарта, который основывается на компетентностном подходе. ФГОС ВО 3++ определяет универсальные компетенции, которые связанны с качествами личности, необходимые будущему бакалавру. Для наилучшего развития качеств личности, востребованных в дальнейшей профессиональной деятельности будущего ИТ-специалиста, необходимо найти сопряжение между гибкими навыками, универсальными компетенциями ФГОС ВО и трудовыми действиями (функциями, умениями) профессионального стандарта.

Требования к квалификации разработчиков программного обеспечения определены в профессиональных стандартах сферы 06 — Связь, информационные и коммуникационные технологии. В рамках исследования был рассмотрен профессиональные стандарт разработчика программного обеспечения ПС 06.001 - «Программист» на предмет содержания в нем требований к наличию у работника признаков гибких навыков, заявленных работодателями, и соответственных универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Авторами проведено сопоставление трудовых функций, трудовых действий и необходимых умений ИТ-специалистов рассматриваемого профессионального стандарта с универсальными компетенциями выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и гибкими навыками, заявленными работодателями из сферы ИТ.

В результате анализа был выявлен ряд трудовых функций, связанных с универсальными компетенциями и соответствующими гибкими навыками, что позволило определить долю интересующих нас универсальных компетенций и гибких навыков, сопряженных с соответствующими трудовыми функциями, действиями и умениями ИТ-специалистов.

Так, системное и критическое мышление (УК-1) и самоорганизация и саморазвитие (УК-6), в соответствии с требованиями профессионального стандарта присутствуют в формулировках множества трудовых действий. При этом, из 15 трудовых функций рассмотренного стандарта, тринадцать содержат трудовое действие «Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач», непосредственно связанное с аналитическим мышлением и системным подходом (УК-1), разработкой проектов (УК-2) и самоорганизацией (УК-6).

Владение универсальной компетенцией, связанной с распределением ролей в команде (УК-3) необходима будущему программисту ИТ-проектов для реализации своей функции внутри проектной ИТ-команды для наилучшего взаимодействия. Универсальная компетенция, связанная с осуществлением деловой коммуникации (УК-4) позволяет ИТ-специалисту вести переговоры с заказчиками по разработке программных продуктов, и налаживать коммуникации в полипрофессиональном распределенном ИТ- коллективе.

На основании проведенного анализа ПС 06.001 - «Программист» на предмет содержания в нем требований к наличию у работника универсальных компетенций, соответствующих гибким навыкам, были выявлены следующие Soft skills, которыми должны обладать ИТ-специалисты для разработки конкурентоспособных ИТ-проектов. Личностные - аналитические: поиск и критический анализ информации, синтез информации, применение системного подхода; проектные: постановка цели, определение круга задач, выбор оптимального способа решения задач; управление собой: управление собственным временем, управление собственным развитием. Навыки межличностного взаимодействия: командные: осуществление социального взаимодействия, реализация своей роли в ИТ-команде, лидерские навыки; коммуникативные: осуществление продуктивной коммуникации, разрешение конфликтов.

Для формирования и развития Soft skills будущих ИТ-специалистов авторами разработана методика на основе командных медиаобразовательных проектов. Методика реализуется в СибГУ имени академика М.Ф. Решетнева г. Красноряска при обучении студентов по направлениям обучения 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 «Информационные системы», 09.03.04 «Программная инженерия» в течение одного модуля первого семестра дисциплины «Информационные технологии в цифровой экономике» («Информационные технологии») [10].

Для проведения оценивания сформированности гибких навыков применяются следующие виды контроля: психологическое тестирование, проверка отчета о выполнении проекта и анализ медиапродукта. Методы оценки освоения гибких навыков следующие: самооценка, взаимооценка в команде, наблюдение и оценка преподавателем процесса выполнения задач проекта в команде, оценка преподавателем качества отчета о выполнении задач проекта, экспертная оценка результатов выполнения медиаобразовательных проектов — медиапродуктов, на основе разработанной авторами методики оценки аудиовизуального произведения для образовательного учреждения [11].

Проведенное в 2022 г. тестирование студентов показало улучшение коммуникативных навыков на 17%, самоорганизации на 24%. Наблюдение за выполнением задач проекта позволило определить проявление таких гибких навыков как коммуникация, самоорганизация, лидерство и реализация своей роли в команде для выявления талантливых студентов, готовых к творческой деятельности и отстающих студентов, требующих повышенного внимания.

Интерес к проблемам развития гибких навыков будущих ИТ-специалистов обусловлена динамичными изменениями всех сфер общества в условиях цифровизации, требованиями рынка труда к компетентности ИТ-специалистов, а также необходимостью быстрой профессиональной адаптации и постоянным повышением уровня квалификации ИТ-специалистов в связи с динамичным развитием цифровых технологий.

 

Литература:

1. Ефимова И.Ю. Формирование компетенции в области управления проектами у будущих ИТ-специалистов / И.Ю. Ефимова, Е.Н. Гусева, Т.Н. Варфоломеева, Г.Н. Чусавитина //Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 4. – С. 80-86. DOI 10.20339/AM.04-19.080.

2. Finch D.J. An exploratory study of factors affecting undergraduate employability / D.J. Finch, L.K. Hamilton, R.Baldwin, M. Zehner // Education and Training. – 2013. – № 55(7). – С. 681–704. DOI: 10.1108/ET-07-2012-0077.

3. Калязина Е.Г.Цифровой менеджмент в управлении проектами /Е.Г. Калязина// Креативная экономика – 2021. № 12. – С. 4747–4766. DOI: 10.18334/ce.15.12.113858.

4. Каракозов С.Д. Организация взаимодействия вуза с работодателями при обучении студентов разработке и реализации ИТ-проектов / С.Д. Каракозов, М.В. Худжина, С.Б. Борисов, Е.Ю. Бутко // Информатика и образование. – 2019. – №9. – С. 20–28. DOI:10.32517/0234-0453-2019-34-9-20-28.

5. Гизатуллина А.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность / А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 14-20. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.14

6. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) / О.Л. Чуланова // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. – №1.

7. Шатунова О.В. Soft skills в педагогической деятельности: взгляд педагогов-практиков / О.В Шатунова, А.В. Гизатуллина // Современный ученый. – 2019. – №5. – С. 67-71.

8. Осипова С. И. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO / С. И. Осипова, Н.В. Гафурова, Э. Рудницкий // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 91-101. DOI:10.32744/pse.2019.4.8.

9. Беркович М.А. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования / М.А. Беркович, Т.В. Кофанова, С.С. Тихонова // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2018. – №4. – С. 64-68.

10. Касьянова Е.В. Методикаразвития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов / Е.В. Касьянова, К.В. Сафонов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2020. – 2. С.46-57.DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-199.

11. Kasyanova E. V . Rudakova G. M., Rezova N. L. Center of mass media as basis for interaction of the school public / European proceedings of social and behavioural sciences EPSBS . – 2020. – V. 90. – С. 726-735. DOI:10.15405/epsbs.2020.10.03.85.

комментарии: