Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Зыкова Т. В.

Сибирский федеральный университет,

г. Красноярск

Кытманов А. А.

Сибирский федеральный университет,

г. Красноярск

Халтурин Е. А.

Сибирский федеральный университет,

г. Красноярск

 

Об анализе учебного плана подготовки бакалавров в области информационных технологий

 

В работе рассмотрен подход к анализу учебного плана подготовки бакалавров в области информационных технологий, визуализирующий связи дисциплин с учетом общей трудоемкости, а также реализуемых компетенций.

 

Zykova T.V.

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

Kytmanov A.A.

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

Khalturin E.A.

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

 

On the analysis of the curriculum for the bachelor education in the field of information technology

 

We consider an approach to the analysis of the curriculum for bachelor training in the field of information technology, which visualizes the connections between disciplines, taking into account the total number of credits, as well as the competencies (learning outcomes) being implemented.

 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22–28–00413)

 

Стремительное цифровое развитие мировых технологий отражается на всех окружающих процессах, как следствие неизменно высоким остается спрос на специалистов в сфере информационных технологий. Кроме этого, стоит отметить, что многократно увеличилось число профессий, где специалист должен знать, уметь и применять информационно-коммуникационные технологии, причем его компетентность должна только повышаться с каждым годом. Ярким примером является быстро возрастающая популярность навыков в области бизнес-аналитики, визуализации и инженерии данных. Вузы должны успешно справляться с задачей подготовки инженерных кадров «с новыми профессионально значимыми функциями, новыми компетенциями, новыми целями и задачами» [1].

 

Данные процессы еще больше актуализируют модернизацию образования. Разработка качественных образовательных программ требует времени, а порой случается и так, что профессиональные знания устаревают раньше, чем появляются программы по их формированию. Особенно остро это относится к направлениям, связанным с информационными технологиям. Поэтому на сегодняшний день по-прежнему остается актуальной задача проектирования учебных планов, создания механизмов их качественного анализа, сравнения с другими учебными планами, формирования системы критериев для понимания соответствия требованиям, предъявляемым к современной инженерной практике или требованиям конкретной организации-нанимателя будущих выпускников.

 

Решение данной задачи основано на компетентностном подходе, определяющем совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Описание данного подхода можно найти, например, в работах [2], [3]. В статье [4] рассматриваются количественные характеристики компетенций на основе сравни­тельного анализа учебных планов, предлагают­ся рекомендации разработчикам основных образовательных программ. В работе [5] проведен анализ корреляций дисциплин учебного плана на основе коэффициентов ранговой корреляции Спирмана для эффективного построения учебного плана. В работе [6] представлена концепция, структура и особенности самостоятельно установленного образовательного стандарта Университета ИТМО, разработанного на основе ФГОС ВО, профессиональных и международных стандартов инженерного образования.

 

В данной работе мы ставим перед собой задачу анализа учебных планов и разработки программных алгоритмов, визуализирующих связи дисциплин, учитывая общую трудоемкость, а также реализуемые компетенции. Предварительный анализ учебных планов и разработка программных алгоритмов проводилась для направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», реализуемого в Сибирском федеральном университете.

Рисунок 1 – Учебный план направления подготовки 09.03.01

 

На первоначальном этапе учебный план был экспортирован из информационной системы «Планы ВО» (см. Рисунок 1), был проведен предварительный анализ и предобработка данных плана. Дальнейшая работа включала в себя создание программного комплекса алгоритмов анализа учебного плана на языке Python.

 

Первая стадия исследования, позволила разработать алгоритмы, визуализирующие гуманитарные, естественные, технические, а также общеобразовательные дисциплины, заложенные в план подготовки будущих инженеров в области информационных технологий, учитывая общую трудоемкость дисциплин и реализуемые компетенции.

Рисунок 2 – Визуализация корреляции дисциплин учебного плана по реализуемым компетенциям

 

На рисунке 2 по горизонтали и вертикали перечислены дисциплины, которые входят в учебный план направления подготовки 09.03.01, корреляция по реализуемым компетенциям которых превышает 0,4. Два небольших симметричных прямоугольника показывают тесную связь между собой гуманитарных дисциплин, а также естественных и технических, входящих в блок обязательных дисциплин, реализуемых в учебном плане. Большой симметричный прямоугольник отражает связь специальных дисциплин. На рисунках 3 и 4 более крупно увеличены фрагменты рисунка 1.

Рисунок 3 – Визуализация корреляции гуманитарных, естественных и технических дисциплин по реализуемым компетенциям

Рисунок 4 – Визуализация корреляции специальных дисциплин по реализуемым компетенциям

 

Предварительные выводы, которые можно сделать из этих изображений говорят о связности учебного плана. В ходе программного анализа данных был выявлен ряд учебных дисциплин, которые имеют высокий коэффициент корреляции с другими предметами по реализуемым компетенциям: «Решение оптимизационных задач программными средствами», «Гибридные вычислительные системы», «Междисциплинарный курсовой проект базового уровня». С другой стороны, были выявлены дисциплины, которые не коррелируют ни с какой из других дисциплин плана по реализуемым компетенциям, например, «Безопасность жизнедеятельности». Такой результат в данном случае говорит о высокой значимости данной дисциплины, поскольку компетенция УК-8, заложенная в данной дисциплине, не может быть получена ни из какого другого предмета.

 

Стоит отметить, что на первой стадии исследования учебного плана трудоемкость освоения дисциплины распределяется в равных долях между всеми компе­тенциями, которые формируются в результате ее изучения, кроме этого не учитывалась трудоемкость учебной и производственной практик, а также государственной итоговой аттестации. Безусловно, все результаты требуют тщательного анализа не только на уровне учебного плана, но и на уровне рабочих программ дисциплин.

 

На следующем этапе исследования авторы планируют разработать алгоритмы, наглядно визуализирующие структуру компетенций, а также провести сравнение трудоемкости формирования компетенций.

 

Литература:

  1. Иванов В. Г. Инженерная педагогика: попытка типологии / В.Г. Иванов, З.С. Сазонова, М.Б. Сапунов // Высшее образование в России, 2017. – № 8/9 (215). – С. 32-42.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. – № 5. – С. 7-13.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3–12.
  4. Шахова Е.Ю. Компетентностная составляющая образовательных программ / Е.Ю. Шахова, Л.В. Васильева, В.В. Касаткин // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2014. – № 4 (16) . – С. 109–121.
  5. Mitsel A.A. Models, methods and algorithms for control over learning individual trajectory / A.A. Mitsel, N.V. Cherniaeva // Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems. – Hershey, PA: GI Global, 2015. – Chap. 17. – P. 245–257.
  6. Шехонин А.А. Подготовка конкурентоспособных выпускников международного уровня на основе образовательного стандарта Университета ИТМО / А.А. Шехонин, А.О. Вознесенская, А.В. Бахолдин, О.А. Гаврилина // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 9-17.

Оставить комментарий: