Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Зинченко Т.В.

tvz-2005@mail.ru

Симонова Л.В.

1simonova@mail.ru

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

 

«Продленка на удаленке»: учебный предмет «Окружающий мир», опыт реализации, первые результаты

 

Статья посвящена проблеме включения в современных условиях пандемии цифровых образовательных практик в процесс подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в рамках педагогической практики. В работе представлен опыт проведения педагогической практики по предмету «Окружающий мир» в дистанционном формате у студентов 4 курса бакалавриата в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена.

 

Zinchenko T.V.

Simonova L.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

«Extension at a distance»: subject «The World Around», implementation experience, first results

 

The article is devoted to the problem of including digital educational practices in the process of preparing future primary school teachers for professional activities within the framework of pedagogical practice in the modern conditions of the pandemic. The paper presents the experience of conducting pedagogical practice on the subject «The World Around» in a distance format among 4th year undergraduate students at the Institute of Childhood of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen.

 

Сложившаяся сложная эпидемиологическая ситуация в г. Санкт-Петербурге бросает педагогическому сообществу города новые вызовы, которые требует незамедлительной реакции на новые складывающиеся условия.

 

«Петербург этой осенью сделал все возможное, чтобы сохранить в новом учебном году очный формат обучения школьников, испытав весной 2020 года все несовершенства дистанционного обучения», – написала на своей странице в социальной сети «Вконтакте» вице-губернатор Санкт-Петербурга И. П. Потехина [5]. При этом она подчеркнула, что стремительные изменения эпидемиологической обстановки в городе потребовали от городских и районных методистов в срочном порядке, фактически с нуля, организовать смешанный формат обучения. Сама идея появления такого формата стала ответом на многочисленные просьбы родителей – не водить детей в школу в условиях сложной эпидемиологической ситуации в Санкт-Петербурге. Поэтому 05 ноября 2020 года, как отметила Ирина Петровна в своем приветственном выступлении в рамках II Международного форума «Детство: самоценность настоящего», город обратился к Российскому государственному педагогическому университету им. А.И. Герцена с просьбой организовать новый смешанный формат обучения школьников [2]. Герценовский университет сразу же откликнулся на эту просьбу. Так в РГПУ им. А. И. Герцена появился новый мега-проект «Продлёнка на удалёнке» как один из ответов на серьезные вызовы современной жизни. По мнению ректора РГПУ им. А. И. Герцена С. И. Богданова этот проект сегодня занимает особое место среди всех проектов, реализуемых университетом в настоящее время, именно по своему колоссальному значению, которое он имеет для школьников и учителей Санкт-Петербурга, а также России, для студентов и преподавателей нашего университета, коллег из других педагогических вузов [2].

 

«Проект перевернул жизнь Университета», – говорит проректор по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена А. Г. Гогоберидзе: «Мы всерьёз обсуждаем внесение изменений в программу подготовки будущих педагогов, опираясь на этот новый опыт. Сейчас за всеми нашими шагами – благо формат это позволяет – внимательно наблюдают все педагогические вузы страны» [2, 3].

 

К «Продленке на удаленке» присоединялись не только школьники, для которых родители выбрали смешанный формат обучения, но и необычные дистанционные занятия заинтересовали и детей, которые учатся в обычном очном режиме. Особенно это проявилось среди младших школьников. Для последних были разработаны и проведены онлайн-занятия, дополняющие и расширяющие школьную программу [1].

 

Преподаватели и студенты педагогического университета вместе со школьными учителями переосмысливают вынужденный дистант и стараются сделать его максимально эффективным и полезным [5]. И уже сегодня эта совместная работа педагогов с большим стажем и продвинутых в использовании цифровых технологий студентов приносит хорошие результаты. И. П. Потехина сообщила, что смешанный формат обучения, который отрабатывается в «боевых условиях», и несовершенства которого постепенно устраняет большой педагогический коллектив, оказался крайне востребованным, поэтому было принято решение, что эта форма работы будет действовать как минимум – до конца учебного года [5]. Всё это обуславливает необходимость проанализировать и осмыслить уже проделанную нами работу в рамках реализации этого проекта по предмету «Окружающий мир».

 

У студентов 4 курса бакалавриата института детства в соответствии с действующим учебным планом основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) «Начальное образование» с 24 ноября по 21 декабря 2020 года планировался выход в школу на педагогическую практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. К сожалению, в сложившихся условиях школы Санкт-Петербурга не могли принять студентов для прохождения такой практики [3]. Педагогическую практику обучающихся института детства в срочном порядке пришлось переводить в дистанционный формат. В рамках масштабного проекта «Продленка на удаленке» преподавателям и студентам института было предложено включиться в реализацию проекта на неделю раньше запланированных сроков начала практики. Первые онлайн-занятия (вебинары) для младших школьников по предмету «Окружающий мир» состоялись уже 20 ноября (3 и 4 классы). Героем занятий был выбран символ Герценовского университета – пеликан. Учитывая возраст детей, он стал героем по имени Пеликаша, который живет в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Московский проспект, 80). Пеликаша стал полноправным вымышленным соведущим, который оказывал помощь как детям, так и студентам, проводящим занятия, принимая участие в обсуждениях и поисках причин происходящего, задавая вопросы, давая правильные ответы на трудные вопросы и задания ведущих.

 

Занятия (вебинары) для младших школьников проводились по тематическим дням. Для предмета «Окружающий мир» был определен последний день учебной недели – пятница. Всего в рамках проекта «Продлёнка на удаленке» по предмету «Окружающий мир» студентами института детства были проведены 36 вебинаров – 18 занятий [1]. Все занятия состояли из двух тематически связанных между собой вебинаров по 20-25 минут каждый. Это позволило учесть действующий СанПин, который регламентирует продолжительность непрерывной работы младших школьников за компьютером: 1-2 класс – 15-20 минут, 3-4 класс – 20-25 минут [6, п. 10.18; 7]. В структуре занятия предусматривались динамические паузы, гимнастика для глаз или другие аспекты, позволявшие сделать перерыв в восприятии ребенком информации с экрана компьютера.

 

Представим тематику занятий, подготовленных и проведенных студентами выпускного курса бакалавриата института детства в рамках реализации проекта «Продлёнка на удалёнке» в ноябре-декабре 2020 года для учащихся начальных классов Санкт-Петербурга по предмету «Окружающий мир» [1]. Кроме того, приведем и краткие аннотации этих занятий, ориентированные на младших школьников:

 

1 класс

«Я за Солнышком иду! Первая встреча». Мы с Пеликашей ждем тебя на нашем занятии, чтобы вместе разгадать загадки осени! Ты узнаешь, почему осень называют золотой. Ведь золото на деревьях не висит… Во второй части мы вместе продолжим разгадывать загадки осени, ведь их ещё очень много... Узнаем о любимом времени года Пеликаши – об осени. Подключайся к нам, будет интересно!

 

«Я за Солнышком иду! Встреча вторая. Первоосенье». Мы уже узнали, что у осени есть свои подсезоны. Сегодня ты и Пеликаша познакомитесь с ПЕРВООСЕНЬЕМ и разгадаете новую загадку – почему листья меняют свою окраску и опадают? При встрече мы обсудим, зачем птицам улетать зимовать в тёплые края. Давай разгадывать загадки вместе! Ждём тебя на нашем занятии! Во второй части занятия мы продолжим разгадывать загадки ПЕРВООСЕНЬЯ. Ты узнаешь ещё много нового и интересного о первом подсезоне осени. Как понять, что первоосенье заканчивается? Подключайся, будет интересно!

 

«Я за Солнышком иду! Встреча третья. Золотая осень». На этом занятии мы продолжим знакомство с периодами осени и узнаем о загадках ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ. Этот период так ярко и красиво описывают поэты и писатели. Во второй части занятия мы с вами продолжим знакомиться с Золотой осенью. Главная загадка этой части занятия – что такое день осеннего равноденствия? Когда он бывает? Приходи, мы с Пеликашей тебя ждём!

«Я за Солнышком иду! Встреча четвёртая. Глубокая осень». На занятии мы продолжим знакомство с периодами осени и узнаем о загадках Глубокой осени. Сколько всего скрыто и спрятано в природе в этот период осени! Главная загадка второй части занятия – что происходит в этот период осени в природе? Приходи, мы с Пеликашей тебя ждём!

 

2 класс

«Я за Солнышком иду! Осенний калейдоскоп». Приходилось ли тебе задумываться, почему в природе постоянно происходят изменения? От чего это зависит? Как изменения в неживой природе влияют на жизнь животных, растений, людей? Мы вместе с тобой попробуем найти ответы на эти вопросы! Тебя ждут интересные задания, которые помогут разгадать загадки осени. Присоединяйся к нам! Ты узнаешь, какие ещё секреты затаила осень! Ждём тебя!

 

«Я за Солнышком иду! ПЕРВООСЕНЬЕ». Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с тем, как осенние изменения в неживой природе влияют на жизнь животных, растений, людей. Сегодня мы вместе с вами узнаем, что происходит в неживой природе ранней осенью. Давайте вместе откроем секреты Первоосенья! А ты знаешь, какие изменения в живой природе случаются ранней осенью? Во второй части занятия будем продолжать открывать секреты Первоосенья и узнаем много интересного! Присоединяйся!

 

«Я за Солнышком иду! Золотая осень». Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с тем, что происходит в живой и неживой природе в первый подсезон осени – Ранняя осень. Сегодня мы с вами и Пеликашей узнаем, какие изменения в неживой природе таятся за словами "Золотая осень". Давайте вместе откроем секреты этого периода осени! А ты знаешь, что происходит в мире живой природы в период "Золотой осени"? Во второй части занятия мы будем продолжать открывать секреты осенних природных изменений и узнаем много интересного! Присоединяйся к нам с Пеликашей!

 

«Я за Солнышком иду! Глубокая осень». Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с тем, что происходит в живой и неживой природе во второй подсезон осени — Золотой осенью. Сегодня мы с вами и Пеликашей узнаем, какие изменения в неживой природе прячутся за словами «Глубокая осень». Давайте вместе откроем секреты этого периода осени! А ты знаешь, что происходит в мире живой природы глубокой осенью? Будем продолжать открывать секреты природных изменений и узнаем много интересного! Присоединяйся к нам с Пеликашей!

 

3 класс

«С Пеликашей по Санкт-Петербургу: листаем книгу рекордов». А вы знаете, какое самое высокое здание в Санкт-Петербурге? А какая самая длинная улица? А где находится гигантский чемодан? А самый острый дом-утюг? Приходите, попутешествуем с Пеликашей!

 

«С Пеликашей по Москве: листаем книгу рекордов столицы». На прошлой неделе мы изучали самые-самые места в Санкт-Петербурге, готовы ли вы пополнить свою книгу рекордов? На этот раз мы с Пеликашей отправимся в Москву! Москва такая большая! Во второй части занятия продолжим прогулку по ней!

 

«Пеликаша отправляется на юг. Севастополь». Наступают холода и Пеликаша отправляется на юг, в Севастополь. Вместе мы узнаем про памятник затопленным кораблям и пролетим над самой известной пристанью Севастополя, а также будем заполнять нашу Книгу рекордов городов России! Ещё мы узнаем про самого крупного краба у берегов Севастополя, познакомимся с самым «шумным» насекомым и сможем дополнить нашу Книгу рекордов городов России!

 

«С Пеликашей в Сочи». Мы продолжаем заполнять книгу рекордов России. Где жили первобытные люди? В чьих летописях встречалось слово «Сочи»? Где растёт самый северный чай? Вы слышали о статуи Прометея? Все это вы сможете узнать на нашем занятии! На этот раз мы с Пеликашей отправимся в Сочи! Приходи, будет интересно!

 

«Новый год – время чудес». Новый год, время чудес и необычных рекордов нашей страны! И теперь мы с Пеликашей пролетим через всю Россию и узнаем, где написали самое длинное письмо Деду морозу и где из легковых машин сделали ёлку! А где самый большой снеговик и где сделали самую длинную новогоднюю гирлянду из бумаги?

 

4 класс

«Бабочка над заливом». Мы познакомимся поближе с тем местом, где живем, с нашими соседями, символикой и, наконец, отыщем волшебную бабочку над заливом (Примечание авторов статьи: изображение территории Ленинградской области на географической карте своими очертаниями напоминает силуэт бабочки).

 

«По равнинам, холмам и болотам». Мы познакомимся с формами рельефа нашего края, узнаем, какие красоты нас окружают и что можно посетить. Во второй части занятия поговорим о полезных ископаемых Ленинградской области, наметим самые интересные места для посещения.

 

«Голубые глаза озер». На занятии мы расскажем о водоемах Ленинградской области и о водных ресурсах, их хозяйственном и туристическом значении. Во второй части «Мосты повисли над водами» продолжим говорить об удивительной природе нашего края. Затронем тему водного транспорта и расскажем о его видах.

 

«Земля - кормилица». Сегодня мы узнаем о почве и растениях Ленинградской области, представим увлекательный материал о флоре и фауне лесов нашего края. Узнаем, каких животных и какие растения можем встретить в нашей местности, какие правила безопасности надо соблюдать.

 

 «Животный мир Ленинградской области». Мы узнаем о животном мире Ленинградской области. Поговорим о животноводстве в нашей местности и охране тех, кто является нашими соседями. Во второй части занятия обсудим экологический туризм в родном крае. Мы представим увлекательный материал о самых впечатляющих местах и необычных маршрутах Ленинградской области.

 

Отметим, что в ходе проведения вебинаров для учащихся начальной школы перед участниками проекта не ставилась цель проведения видео-уроков, объяснения и непосредственного воспроизведения школьного программного материала, ориентирования на какой-либо конкретный действующий учебно-методический комплект. При этом содержание онлайн-занятий учитывало изучаемый материал по предмету «Окружающий мир». Например, для 4-го класса не случайно была выбрана общая тема всех занятий «Наш край», рассматриваемая в той или иной степени подробности во всех действующих на данный момент программах по предмету. Именно по этому разделу в учебниках по окружающему миру учителю даны только основные ориентиры для изучения с детьми этого содержания, а все наполнение уроков конкретными примерами ложится на плечи педагога, так как является региональным компонентом предметного содержания.

 

Благодаря открытости проекта «Продленка на удаленке» ученики могли включиться в работу и присоединиться к вебинарам с любого дня и предмета, иногда и со второй части онлайн-занятий. Была организована обратная связь учеников не только в чате каждого занятия, но и посредством писем на электронную почту Пеликаши (PelikashaID@herzen.spb.ru).

 

В подготовке и проведении вебинаров для младших школьников по предмету «Окружающий мир» приняли участие следующие студенты-четверокурсники, обучающиеся по основной профессиональной образовательной программе по направлению 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) «Начальное образование»: Лапина Яна, Макарова Элла, Миташева Анастасия, Иванова Маргарита, Ларионова Екатерина, Тимошева Марина, Яманчева Анастасия, Зайцева Александра, Михайлова Екатерина, Михайловская Кристина, Сухарева Арина, Горбунова Дарья, Охлопкова Мария, Софронова Екатерина, Яценко Варвара.

 

Кураторами вебинаров по предмету «Окружающий мир» были преподаватели института детства: Симонова Л. В., Савинова Л. Ю., Зинченко Т. В., Буйнова Е.В., Рысина К.А., Архипова Ю.И., которые являются методистами, участвующими в педагогической практике студентов в школе.

 

Востребованность проекта «Продлёнка на удалёнке» была подтверждена многочисленными отзывами самих учащихся, школьных учителей, родителей, студентов и педагогов университета о проведенных вебинарах. По статистическим данным университета на 23 декабря 2020 года каждый вебинар по предмету «Окружающий мир» был просмотрен в среднем 69 раз [2]. Кроме того, статистические данные, фиксируемые каналом YouTube, подтверждают, что на 26 января 2021 года к каждой из записей вебинаров по предмету «Окружающий мир», проведенных будущими учителями начальных классов, пользователи обращались многократно (таблица 1).

 

Таблица 1 – Количество просмотров записей онлайн-занятий по предмету «Окружающий мир», размещенных на канале YouTube (на 26 января 2021 года)

Оставить комментарий:

Таким образом, участие студентов выпускного курса бакалавриата института детства в реализации проекта «Продленка на удаленке» в рамках прохождения педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в дистанционном формате – это первый положительный опыт онлайн-взаимодействия студентов с младшими школьниками в рамках их будущей профессиональной деятельности. Студенты получили неоценимый опыт по подготовке и проведению онлайн-занятий, обращению к разнообразным цифровым ресурсам и их включению в тематические занятия, общению в чате с детьми и их родителями в ходе онлайн-занятий, реагированию на запросы и интерес учащихся, не видя их в реальности. Тем самым они овладевали новыми профессиональными компетенциями, которые пригодятся в их дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности в школе [3]. Но при этом мы вынуждены заметить, что прохождение практики студентами в таком дистанционном формате не является равноценной заменой обязательному содержанию педагогической практики в школе и реальному непосредственному общению с детьми в учебном процессе.

 

Высокую оценку проекту «Продленка на удаленке» дал губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов [4]. Он отметил, что в условиях пандемии студенты оказали городу очень большую помощь. «Весной в больницы вышли работать студенты-медики. Осенью студенты-педагоги занимались дистанционным обучением школьников. Вы помогли городу в трудный период и получили бесценный опыт», – обратился он к студентам в ходе встречи, прошедшей в стенах РГПУ им. А.И. Герцена. По словам губернатора, это серьезный шаг в развитии сферы образования в целом и системы дистанционного обучения в частности. Петербург стал первым регионом в России, который начал такую работу, а Герценовский университет – первым педагогическим вузом, который в сотрудничестве с городским правительством на практике реализовал новые возможности для обучения. Интерес к этой работе проявили другие регионы страны, что было продемонстрировано в рамках работы II Международного форума «Детство: самоценность настоящего» [4, 2]. Александр Дмитриевич Беглов поблагодарил студентов и преподавателей Герценовского университета за помощь, оказанную городу в период пандемии, и вручил ректору вуза Сергею Игоревичу Богданову памятный знак за успешную совместную работу на благо Петербургской школы.

 

Литература:

1. Продленка с Герценовским университетом (портал «Продлёнка на удалёнке»). – URL: https://help.herzen.spb.ru/onlinemeet/ (Дата обращения 20.01.2020)

2. II Международный форум «Детство: самоценность настоящего» / Общественная презентация промежуточных итогов реализации и перспективы развития проекта РГПУ им. А. И. Герцена «Продлёнка на удалёнке» (23.12.2020). – URL: https://detstvo.hspu.org/programma/ (Дата обращения 20.01.2020)

3. Запись пресс-конференции в ТАСС «Производственные практики в вузах Санкт-Петербурга: организация и проведение на фоне пандемии» от 26.01.2021. – URL: https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/43996039/-----------/fromSearch/1/initiatorAction/fullTextSearch/mosaicCount/4418/thumbIndex/0 (Дата обращения 28.01.2021)

4. Преподаватели и студенты университета имени Герцена помогали школьникам в проекте «Продленка на удаленке» / Материалы пресс-центра администрации Санкт-Петербурга (Новости губернатора). – URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/205568/ (Дата обращения 28.01.2021)

5. Страница вице-губернатора Потехиной И.П. в соцсети «Вконтакте» https://vk.com/irina_potehina (Дата обращения 25.01.2021)

6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». – URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (Дата обращения 26.01.2021)

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». – URL: https://drive.google.com/file/d/0B9AGPUnW_KOXM0k3TGI1TXpMczY2MWFOV19VS1h4RE03Ti1V/view (Дата обращения 26.01.2021)