gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Зинченко М.В.

преподаватель Колледжа туризма Санкт-Петербурга

elinguagym@gmail.com

Носкова Т.Н.

профессор РГПУ им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

 

Применение мобильных технологий при обучении иностранному языку в колледже

 

  В статье раскрывается сущность мобильного обучения, его особенности и преимущества при изучении иностранного языка. Описывается методика применения мобильных устройств на занятиях по иностранному языку в колледже. Приводятся результаты исследования отношения студентов к применению мобильных технологий при изучении иностранного языка.

 

Zinchenko M.

Foreign Language Teacher,

St. Petersburg College of Tourism

elinguagym@gmail.com

Noskova T.

Professor,

Herzen State Pedagogical University of Russia

St. Petersburg

 

Use of mobile technologies in foreign language training at college

 

  The article discusses the essence of mobile learning, its peculiarities and advantages in learning a foreign language. The methodology of using mobile devices in foreign language classes at college is described. The results of a study of students' attitudes to the use of mobile technologies in learning a foreign language are presented.

   

  Мобильные технологии стремительно ворвались в жизнь каждого из нас. Сегодня сложно представить человека, не пользующегося тем или иным видом мобильного устройства не только в личных, но и в профессиональных целях. Не осталась в стороне и сфера образования. Планирование и организация образовательного процесса с использованием мобильных технологий сегодня представляют одно из перспективных направлений развития образования.

 

  Технологии мобильного обучения реализуют стратегии «один ученик – один портативный компьютер» и BYOD (bring your own device – принеси свое устройство). Они используются в интеграции с педагогическими технологиями для организации как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности обучающихся. Под мобильным обучением или mLearning понимается любая учебная деятельность, в которой главным образом используются портативные устройства: телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки [1]. Следует отметить, что использование стационарных компьютеров не относится к технологии mLearning.

 

  Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что мобильное обучение - это возможность получать или предоставлять учебную информацию любого формата на персональные мобильные устройства. Современный студент имеет возможность получать мгновенный доступ к учебным ресурсам, выполнять учебные задания, общаться как с педагогом, так и с одногруппниками, в независимости от времени и места нахождения [1, 2, 3].

 

  Применение мобильных технологий видоизменяет такие составляющие педагогического процесса, как доступ к средствам обучения, формы реализации учебных взаимодействий, а также формы подачи учебного материала и заданий.

 

  Основными особенностями мобильного обучения, как отмечает один из ведущих ученых в этой области Джон Трекслер, являются

  • своевременность — just-in-time
  • достаточность — just enough
  • персонализированность — just-for-me [3].

  Находящиеся всегда под рукой, удобные в использовании мобильные устройства дополняют традиционные учебные пособия новыми видами заданий интерактивного характера, которые могут выполняться как при классических формах обучения лицом к лицу, так и при самостоятельной работе вне аудитории. [4]

 

  Следует отметить, что мобильное обучение предполагает использование инновационных подходов к разработке учебных материалов и созданию методики применения мобильных устройств в учебных целях, что особенно актуально при изучении иностранного языка [5, 6].

 

  Научно-практическая деятельность в данной области осуществляется нами на занятиях по иностранному языку в Колледже туризма Санкт-Петербурга, где мы самым активным образом применяем мобильные устройства.

 

  Одной из основных используемых технологий является mLearning 2.0. Для организации педагогического процесса были созданы закрытые учебные группы ВКонтакте. Новостная лента, создаваемая педагогом ВК, является источником материалов для различных видов учебной деятельности как в аудитории, так и вне ее, в любом удобном для учащихся месте, в том числе и по дороге домой, в транспорте.

 

  К каждому занятию педагог, пользуясь открытыми электронными образовательными ресурсами, осуществляет поиск и составляет подборку аутентичных учебных материалов, что первостепенно для занятий по иностранному языку. В результате работы были отобраны наиболее профессиональные и качественные ресурсы от носителей языка, учитывая как британский, так и американский варианты английского.

 

  На основе опыта использования в учебном процессе хотелось бы порекомендовать прежде всего британский ресурс ВВС Learning English. На занятиях для удобства используются в основном ресурсы BBC, размещенные на YouTube, в качестве дополнительных текстовых материалов по теме занятия педагог заранее готовит и выкладывает в группу ВК материалы, размещенные на сайте BBC Learning English. Такими материалами могут являться грамматические комментарии и транскрипт к видеокастам и подкастам, регулярное использование которых также является одним из применяемых методов учебной деятельности.

 

  К примеру, во время занятия по изучению Present Perfect c использованием since and for в аудитории прослушивается подкаст из серии 6 Minute Grammar, который выкладывается в учебную группу ВКонтакте. В этот же пост добавляется транскрипта подкаста, предварительно скачанный педагогом с сайта BBC (официально разрешено бесплатное скачивание материалов и использование в учебных целях). Как правило, это диалог двух или более спикеров. После прослушивания диалога учащиеся читают его по ролям. В так называемых сильных подгруппах с более подготовленными учащимися нет необходимости каждый раз переводить текст на русский. С менее подготовленными в языковом и речевом плане студентами осуществляется перевод транскрипта.

 

  В группу выкладываются и дополнительные материалы по этой же теме, но с других электронных образовательных ресурсов. Учащийся при изучении темы вне аудитории имеет возможность обратиться к любому понравившемуся ресурсу, так и изучить их все. Таким образом реализуется идея персонализации в обучении.

 

  После каждого занятия выкладывается пост с домашним заданием, что также является и воспитательным моментом. Для выполнения домашних заданий мы используем облачные технологии, в частности сервисы Google. Каждый студент в начале учебного года создает файл Homework в Google Docs. Каждое домашнее задание нумеруется и ставится дата занятия, к которому оно относится. К следующему занятию учащиеся должны прислать ссылку на Homework - домашнее задание, выполнение которого учитывается при выставлении оценок за занятие.

 

  Для работы над расширением лексического запаса студенты составляют собственные электронные словари в файле Vocabulary and Glossary в Google Tabs.

 

  При проектной деятельности используется еще один сервис - Google Presentations, что является очень удобным, поскольку каждый может ознакомится с проектом-презентацией своих товарищей. В частности, во время декады английского языка и студенты отделения «Общеобразовательная подготовка» выполняли проекты по творчеству Шекспира, а на отделении «Гостиничный сервис» представляли достопримечательности Санкт-Петербурга на английском языке.

 

  Еще одной из используемых технологий является работа в виртуальном классе на основе сервиса LearningApps.org. Педагог создает свои виртуальные учебные классы, у каждого учащегося появляются свои Логин и Пароль, через которые он заходит на сайт для работы в виртуальном классе. Педагог создает интерактивные упражнения, которые группируются в папки по отдельным темам. Сервис очень удобен благодаря возможности управления учебной деятельностью обучающихся. Педагог может визуализировать статистику выполнения каждого упражнения: выполнено – зеленый цвет, открыто, но выполнено не до конца - красный, не открывалось – серый цвет. Также сервис предоставляет возможность просмотра информации о том, как часто открывалось упражнение и когда было выполнено.

 

  Для того, чтобы выяснить отношение студентов колледжа к применению мобильных технологий при изучении иностранного языка, нами было проведено исследование с помощью сервиса Google Forms. Было опрошено 77 учащихся отделений “Общеобразовательная подготовка” и “Гостиничный сервис.”

 

  Так, 93,5% опрошенных ответили, что им нравится применять мобильные технологии при изучении иностранного языка. 3,9% отметили, что по настроению, и только 2,6% дали отрицательный ответ.

Рисунок 1 – Отношение студентов колледжа к применению мобильных технологий при изучении иностранного языка

 

  85,7% учащихся отметили, что им нравится работать в учебной группе ВКонтакте. По настроению – 9,1% и 5,2% опрошенных дали отрицательный ответ.

gallery/зинченко1
gallery/зинченко2

Рисунок 2 – Отношение студентов колледжа к применению технологии mLearning 2.0 при изучении иностранного языка

 

  При анализе отношения учащихся к такой организационной форме учебно-познавательной деятельности, как выполнение интерактивных упражнений в виртуальном классе, 66,2 % опрошенных дали однозначно положительную оценку, 29,9 % студентов характеризуются ситуативным отношением и только 3,9% учащихся дали отрицательный ответ.

gallery/зинченко3

Рисунок 3 – Отношение учащихся к применению технологии виртуального класса

 

  При практически 100% положительном отношении к применению мобильных технологий в учебной деятельности отмечается более низкая популярность работы в виртуальном классе, что связано, на наш взгляд, с обязательностью внешнего контроля. Однако, мы предполагаем провести дальнейшее изучение этого вопроса.

 

  В целом, мобильные технологии в современном образовательном пространстве являются эффективным инструментом как для педагога, так и для учащихся.

 

  Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды»).

 

Литература:

  1. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие. - М.: Изд-во Икар, 2014. - 224 с.
  2. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М.: ЗАО “Издательство ИКАР”, 2014. - 240 с.
  3. Traxler J., (2009). Current State of Mobile Learning //Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=Itp60WteuJsC&oi=fnd&pg=PA9&ots=5ZKMH7zMjk&sig=XbYJGFao2w0WhFt7o4EdalB1BAA&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
  4. Новосельцева Н. В. Мобильные технологии в организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник БГУ. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-tehnologii-v-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 24.02.2020).
  5. Капранчикова К. В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Язык и культура. 2014. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 24.02.2020).
  6. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 24.02.2020).

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Pronkin Victor:

 

Уважаемые авторы! Статья посвящена "горячей" теме - посткомпьютерному обучению. Достоинствами статьи являются практические примеры использования мобильных технологий, а также анализ отношения обучающихся к этой форме обучения. Хотелось бы узнать - каким образом проходила подготовка педагогов и обучающихся к использованию мобильных технологий, какие затруднения встретились, как они преодолевались. Какие перспективы распространения этого опыта на другие курсы в том же колледже?

 

19.03.2020 17:57

Маркман Анна:

 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме осуществления обучения с применением мобильных технологий. Безусловно, это удобный и эффективный способ изучения материала для большинства студентов и преподавателей. Это быстрый и легкий способ поиска и работы с материалом в привычной для студента формате (в электронном виде). И те сервисы, которые были отмечены автором, очень удобны и просты в использовании, а потому доступны для большинства.


Но у меня возник вопрос, связанный с использованием мобильных устройств. Как решается проблема отсутствия у обучающегося мобильных средств? Конечно, это может быть единичный случай, но если весь курс подразумевает работу не на стационарных компьютерах, доступ к которым можно получить, например, в библиотеке, а именно использование мобильных устройств, которых у кого-то из студентов не будет по тем или иным причинам.

Кроме того, оценивали ли Вы отношение студентов к социальным сетям, например «Вконтакте», перед началом работы с курсом? Ведь есть те, кто категорически против социальных сетей, а размещение курса на подобной платформе по сути принуждает студента поступиться своими принципами.

 

20.03.2020 13:26

Мария Горнова:

 

Использование мобильных технологий на занятиях действительно является актуальным вопросом в современном обществе. Я убеждена, что сейчас, когда каждый имеет под рукой чаще мобильный телефон, чем например, тетрадь, использование технологий помогает систематизировать работу.
В статье перечислены наиболее актуальные технологии, которые сейчас использует большинство педагогов, однако важно отметить также и постоянную обновляемость технологий, поэтому педагогу важно уметь работать с разными ресурсами и иметь возможность переходить из одного формата в другой.


Подскажите, пожалуйста, как решается вопрос отбора используемых технологий?

 

21.03.2020 17:23

Сарра:

 

Уважаемые авторы! С удовольствием прочитала вашу статью. Наибольший интерес у меня вызвал представленный вами практический опыт использования мобильных технологий, поскольку я могу его использовать в своей профессиональной деятельности. Будет интересно узнать результаты вашего дальнейшего исследования причин более низкой популярности работы в виртуальном классе.

 

21.03.2020 16:39

Маргарита Сорваль:

 

Интернет плотно вошёл в нашу жизнь и изменил всё: начиная от того, как мы делаем покупки, и заканчивая тем, как мы изучаем языки. Сейчас существует масса приложений для совершенствования знания иностранных языков.
Кроме английского, я также владею испанским. Мне не хватало практики, и знакомая посоветовала мне HelloTalk — приложение для языкового обмена, с помощью которого можно знакомиться с другими культурами и находить друзей по всему миру.
Приложение оказалось очень удобным. В нём можно обмениваться не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями, а также звонить по видеосвязи. Кроме того, в нём есть специальные инструменты для перевода, произношения и исправлений, которые превращают общение в обучение. Все эти функции доступны бесплатно.

В приложении доступно более 100 языков. В настройках можно выбирать два языка — тот, который изучаете, и родной. Приложение подбирает вам пользователей, которые изучают ваш родной язык и говорят на том, который изучаете вы (например, английский).


Учите языки, общайтесь, заводите друзей — никогда не знаешь, где ты окажешься завтра! Тем более, что с современными технологиями изучение языков становится таким же удобным, как переписка в чате!

 

21.03.2020 21:32

Осинина Маргарита Сергеевна:

 

Уважаемые авторы! Ваша статья, безусловно, весьма интересна и актуальна. Мы живём в развивающемся мире, и каждый стремится максимально использовать все ресурсы, в том числе и время. Мобильное обучение, особенно студентов колледжей и ВУЗов, позволяет учащимся в удобное время и в удобном месте овладевать знаниями.


Однако не кажется ли Вам более целесообразным использование мобильных приложений, а не групп в социальных сетях? Использование социальных сетей нередко может сопровождаться техническими проблемами и сложностям, а кроме того, некоторые учащиеся, по тем или иным причинам, не используют для личных целей определенные соц.сети.
Планируете ли Вы изучение причин, по которым учащимся не нравится использование виртуальных классов?

 

21.03.2020 19:39

Пронина Наталья:

 

Уважаемые авторы!

Ваша работа особенно интересна в наши "коронавирусные" времена, когда дистанционное обучение с использованием мобильных технологий является спасением для многих преподавателей иностранных языков. Рассмотренные вами материалы, разработанные BBC, - это отличный рабочий ресурс не только для студентов, но и для школьников. На мой взгляд, достаточно практичными также являются сайт и приложения "British Council" во всех их вариациях.

При прочтении работы у меня возник следующий вопрос: почему для коммуникации со студентами была выбрана сеть "Вконтакте"? Многие молодые люди сейчас не хотят объединять Я-реальное и "Я-виртуальное" в учебных целях. Мессенджеры могли бы стать достойной альтернативой социальной сети, так как они ограничивают вмешательство в частную жизнь студента и преподавателя в Интернете.

 

21.03.2020 22:51

Евгения:

 

Уважаемые авторы!
Ваша статья очень заинтересовала меня, так как я являюсь студентом, который заинтересован в обучении с помощью мобильных устройств. Сильная сторона вашей работы - это практический опыт! Но стоит ли использовать ВКонтакте, как платформу для реализации подобного образовательного процесса? Точно можно сказать, что большая часть молодого поколения использует эту социальную сеть на ежедневной основе, что говорит о доступности получения знаний. Но учитывали ли вы то, что ВКонтакте - это многофункциональная платформа и ,скорее всего, студенты во время обучения будут отвлекаться на развлекательный контент?

 

23.03.2020 17:25

Денис Поздеев:

 

Уважаемы авторы! Благодарю за столь интересное и актуальное исследование. Я получил огромное удовольствие от прочтения Вашей статьи, потому что сам начал активно учить английский язык только 1,5 года назад и не понаслышке знаю, насколько школьника или студента сложно мотивировать к обучению.
В наше время не обойтись без информационных технологий в образовательной деятельности, но связать эти два компонента в крепкую цепь - довольно затруднительно. Ваше исследование показывает, что сделать это реально.
После прочтения статьи у меня возникли следующие вопросы:
1) Проанализировали ли Вы, почему 3,9 % учеников отрицательно относятся к обучению в виртуальном классе?
2) Насколько эффективным для учеников оказывается обучение иностранному языку в таком формате? Изменились ли их результаты/показатели/оценки в лучшую сторону?

 

24.03.2020 16:32

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемый Виктор Николаевич, мы благодарим за Ваши вопросы!
1). Применяемые в учебном процессе мобильные технологии, в частности использование mLeaning 2.0, организованное на основе закрытой группы ВКонтакте, является уже знакомым как педагогам, так и учащимся мобильным сервисом. Роль педагога в данном случае сводится к методически грамотному насыщению данной виртуальной образовательной среды. Педагогическая подготовка осуществлялась на кафедре цифрового образования РГПУ им.А.И.Герцена.
2) К затруднениям можно отнести недостаточные ИКТ-компетенции (или другими словами, цифровая грамотность) некоторых учащихся, Так, например,педагогу приходилось тратить дополнительное время для объяснения учащимся функционирования сервисов Google. К объективным трудностям можно отнести сложность 100% одновременного контроля работы в классе с мобильным устройством именно по теме занятия, а не использования в посторонних целях (чат, не имеющий отношения к занятию).Однако при высоком темпе занятия и опытности педагога эта проблема решается, так как могут учащиеся могут вызываться для ответа в произвольном порядке, надо быть все время готовым.
3) Данный опыт легко экстраполировать на другие курсы не только в колледже, но также в школах и вузах, особенно на занятиях по иностранному языку, где первостепенное значение имеет работа с аутентичными материалами.

 

07.04.2020 12:12

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемая Анна, благодарим за Ваши вопросы.
1) В практике нашей работе ни разу не довелось столкнуться с ситуацией отсутствия мобильного устройства у современных подростков. Некоторые студенты приносят на занятия не только мобильный телефон, но и планшет для удобства работы. Но вполне достаточно телефона. Бывали случали, что у студентов разряжался телефон, но, как правило, все имеют при себе зарядное устройство. Какое-то время можно поработать в паре с соседом по парте. К тому же ученики в курсе, что им понадобится заряженный телефон на занятии. Конечно, дома можно работать с заданиями также и с компьютера.
2). Процент лиц, которым не нравится работать ВК крайне невелик - 5, 2, что даже меньше среднестатистических отклонений в 10%. Группа используется исключительно в учебных целях, педагог использует страницу ВК для рабочих целей.
3). Оценка отношения к работе ВК производилась срезово, после определенного этапа работы, для того, чтобы у учащихся опыт обучения в новых условиях и возможность проанализировать его.

 

07.04.2020 12:24

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемая Сарра, благодарим за интерес, проявленный к нашей работе.
Мы продолжаем осуществлять практическую деятельность в виртуальном классе и готовимся к проведению следующего этапа исследования.

 

07.04.2020 12:28

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемая Мария, благодарим за внимание, проявленное к нашей статье!
Отбор технологий осуществлялся по принципам доступности, дружественного интерфейса, удобства и простоты в использовании.
При использовании подкастов и видеокастов основной критерий отбора - аутентичность материала и профессиональный подход в его создании (напр. ресурсы BBC Learning English создаются командой настоящих экспертов в области обучения английскому языку, это наиболее уважаемый во всем мире профессиональный ресурс, включая носителей. Стараемся чередовать материалы с различным видом произношения: как с британским, так и американским (напр. Engvid.com)

 

07.04.2020 14:56

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемая Наталья, спасибо за интерес, проявленный к нашей работе!
Сеть ВКонтакте была выбрана не только как хорошо знакомый каждому учащемуся сервис, а также как удобный способ подачи и организации учебного материала и обратной связи. Виртуальная среда обучения была создана в закрытой учебной группе. Мессенджеры же мы не использовали, так как, на наш взгляд, в подобном ситуации произошло бы полное смешение частной и профессиональной (учебной) жизни. Использование мессенджеров предполагает мгновенного ответа,а выставление на обозрение номера телефона приводит к нарушению privacy как педагога, так и учащихся.

 

08.04.2020 16:47

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемая Евгения, спасибо за внимание к нашей работе!
Использование социальных сетей в образовательных целях в настоящее время активно используется не только у нас в стране, но и за рубежом, что подтверждается ростом научных публикаций на эту тему.
Остальные аналогичные вопросы были освещены в ответах ранее.

 

08.04.2020 16:58

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Уважаемый Денис, мы благодарим Вас за интерес, проявленный к нашему исследованию и за вопросы!
Нам предстоит выяснить, почему кому-то из учащихся не нравится работать в виртуальном классе. На настоящий момент мы объясняем данный факт тем, что не все учащиеся достаточно дисциплинированы, чтобы выполнять задания в срок. Результаты же работы в виртуальном классе прозрачны для педагога.
Изучение иностранного языка - процесс длительный, для достижения успеха требуется поддержание устойчивого интереса к деятельности и систематическая работа. Результаты нашей педагогической деятельности характеризует регулярное посещение студентами занятий и выполнение домашних заданий в виртуальной среде, участие студентов в профессиональных конкурсах на иностранном языке, организуемых в колледже, (напр. конкурс "Супер отельер", участие в различных внеаудиторных мероприятиях (напр. подготовка и проведение концерта на английском языке), участие в Олимпиаде по английскому языку - несколько призовых мест на уровне целого колледжа.

 

08.04.2020 17:36