Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Зинченко М.В.

магистрант РГПУ им. А.И. Герцена

e-mail: elinguagym@gmail.com

Носкова Т.Н.

профессор,

заведующий кафедры цифрового образования

 РГПУ им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

 

Цифровое обучение в колледже: взгляд изнутри

 

В статье рассматриваются вопросы цифрового обучения в колледже. Приводятся результаты исследования отношения студентов к применению цифровых технологий при изучении иностранного языка.

 

Zinchenko Marina

Master Degree Student,

Herzen State Pedagogical University of Russia

St. Petersburg

 e-mail: elinguagym@gmail.com

Noskova Tatiana

Professor,

Head of the Department of Digital Education

Herzen State Pedagogical University of Russia

St. Petersburg

 

Digital Learning at College: аn Inside View

 

This article discusses the issues of digital learning at college. The results of the research of students' attitude to the use of digital technologies in the study of a foreign language are presented.

 

Мы живем в век цифровой трансформации общества. Процессы цифровизации активно проникают во все социальные области, в том числе и в образование, включая среднее профессиональное. В соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека [1].

 

В процессе профессиональной подготовки осваиваются общие и профессиональные компетенции. Выпускник колледжа по специальностям «Гостиничное дело» и «Гостиничный сервис» должен уметь осуществлять профессиональную коммуникацию не только на государственном, но и на иностранных языках [2],[3].

 

Для эффективного обучения иностранному языку в профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования необходимы современные подходы и технологии, позволяющие эффективно решать поставленные педагогические задачи. Одним из актуальных решений является создание цифровой (виртуальной) среды обучения иноязычной профессионально ориентированной коммуникации как элемента цифровой образовательной среды (ЦОС), представляющей собой комплекс условий и возможностей для обучения, развития, социализации, воспитания человека [4].

 

Следует отметить, что одной из особенностей обучения студентов колледжа является контекстный подход [5], учитывающий специфику будущей профессиональной деятельности обучающихся. Педагог, осуществляющий обучение, действует по схеме: от информации – к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку, к формированию профессиональных компетенций. При обучении в цифровой среде эти задачи решаются посредством применения электронных (цифровых) образовательных ресурсов, тщательного их отбора в соответствии с целями среды, создания банка ресурсов, а также особых форм организации учебно-познавательной деятельности.

 

Согласно концепции Т.Н. Носковой [6], учебно-познавательная деятельность в цифровой среде осуществляется на основе трех компонентов – информации, коммуникации и управления. Основная структурная единица учебно-познавательной деятельности выделяется через постановку в ресурсах цифровой среды учебной задачи, которые обучающийся решает главным образом самостоятельно.

 

Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования» [7]. Принцип активности и самостоятельности является краеугольным и сегодня при реализации идей цифрового обучения. Формирование интереса к учебно-познавательной деятельности и мотивации к непрерывному профессиональному росту и саморазвитию, наряду со специфическими целями отдельной взятой цифровой среды, являются основными при решении педагогических задач в условиях цифрового обучения.

 

На основе вышеизложенных научных позиций была разработана виртуальная среда обучения иноязычной профессионально ориентированной коммуникации студентов колледжа. Под виртуальной средой обучения мы понимаем информационно-образовательное онлайн пространство, созданное и управляемое с помощью средств информационно-коммуникационных технологий для решения образовательных задач и саморазвития всех участников образовательного процесса [8].

 

Экспериментальная апробация осуществлялась на базе Санкт-Петербургского государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Колледж туризма и гостиничного сервиса" в 2019-2020 учебном году. В качестве инструмента диагностики были выбраны метод опроса (анкетирование) и наблюдение. В исследовании приняли участие 79 студентов колледжа, обучающихся по специальностям «Гостиничное дело» 43.02.14 и «Гостиничный сервис» 43.02.11.

 

Цифровое обучение иноязычной профессиональной коммуникации осуществлялось на основе применения облачных технологий, незаменимых при организации совместной распределенной деятельности, реализации проектной деятельности – использовались сервисы Google, такие как Google Disk, Google Docs, Google Tabs, Google Slides, в том числе YouTube, почта gmail, Google Translator, другие электронные переводчики и словари (https://context.reverso.net/, https://wooordhunt.ru/).

 

В качестве LMS (Learning Management System – система управления обучением) была выбрана платформа Google Classroom. Основными ресурсами являлись аутентичные подкасты и видеокасты на английском языке, регулярное прослушивание которых позволяло погрузить в иноязычную среду. На основе предложенных ресурсов разрабатывались задания, направленные на формирование навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, таких как восприятие иноязычной речи на слух (аудирование) с выделением специальных лексических единиц для включения в ситуации профессионального диалога. Практиковалось составление транскрипта на основе прослушанного, повторение вслед за англоговорящим спикером и чтение вслух для отработки навыков произношения, лучшего усвоения лексико-грамматического материала.

 

На основе предложенных аутентичных ресурсов обучающимся предлагалось составить собственные диалоги, моделирующие различные ситуации профессиональной коммуникации. Применялась как индивидуальная форма организации учебно-познавательной деятельности, так и работа в парах или мини-группах. Разыгрывание диалогов профессиональной направленности отрабатывалось в парах сменного состава и являлось основным средством подготовки к демонстрационному выпускному квалификационному экзамену по специальности.

 

Параллельно применялась технология mLearning 2.0 – использовались мобильные устройства для работы с ресурсами, вкладываемыми в закрытых учебных группах на основе платформы ВКонтакте, позволяющей совместно создавать ресурсную базу среды и осуществлять коммуникативную функцию между участниками образовательного процесса. В качестве средства дистанционной коммуникации в синхронном режиме использовалась платформа Zoom. Как показало наблюдение, использование электронной почты в качестве средства коммуникации не пользуется популярностью среди обучающихся, предпочтение отдается средствам мгновенной связи на основе социальных сетей (ВКонтакте).

 

Применялась технология виртуального класса на основе сервиса LearningApps.org www.learningapps.org. Было организовано 8 виртуальных классов соответственно количеству учебных групп по иностранному языку в колледже, для каждого обучающегося был индивидуальный создан логин и пароль, позволяющий осуществлять вход в свой виртуальный класс, находить и выполнять упражнения, сгруппированные по электронным папках по учебной тематике профессиональной направленности. Технология виртуального класса позволяет обучающимся работать в интерактивном режиме, получать срочную обратную связь о правильности выполнения упражнения, выполнять упражнения необходимое количество раз до полного усвоения материала. Удобство применяемой технологии для педагога очевидно – происходит автоматизированный учебный контроль, возможность осуществления учебной аналитики на основе визуализации количества попыток, времени и результативности выполнения упражнения.

 

Следует отметить, что при обучении иностранному языку в цифровой среде существует также множество программ и приложений. Обучающиеся могут их использовать с учетом своих индивидуальных предпочтений. Для самостоятельного изучения общих аспектов английского языка нами было рекомендовано студентам приложение BBC Learning English в качестве современного и профессионально созданного ресурса. При отборе и формировании базы информационных ресурсов в целом мы руководствовались следующими критериями: аутентичность (при изучении иностранного языка), мультимедийность, мультимодальность и гибкость использования, доступность, наглядность, системность, адаптивность, интерактивность, актуальность.

 

Одно из главных требований к формированию ресурсной базы отдельного занятия и среды в целом – это ее насыщенность. Избыточное насыщение среды образовательными ресурсами позволяет педагогу творчески использовать имеющийся материал в зависимости от цели и задач занятия, фокус-групп обучающихся, текущего уровня владения материалом, состояния студентов и других факторов.

 

Важно выяснить, как оценивают созданные условия организации самостоятельной образовательной деятельности в цифровой среде сами обучающиеся. В результате анкетирования студентам было предложено ответить на ряд вопросов, позволяющим получить представление о предпочитаемых сервисах и информационных ресурсах, выявить характер образовательных взаимодействий и отношений в условиях цифрового обучения.

 

Так, результаты исследования показали, что подавляющее большинство опрошенных (89,2%, из них 51,0% – всегда и 38,2% – иногда) пользуются мобильными приложениями при самостоятельном изучении иностранного языка. К использованию электронных словарей прибегает 85,3% обучающихся (48,0% – всегда и 37,3% – иногда). Для совершенствования английского языка студенты также часто просматривают фильмы на языке оригинала (77,5%, из них 30,4% – всегда и 47,1% – иногда). К выполнению тестов и упражнений на специализированных порталах обращается практически девять десятых опрошенных (29,4% – всегда и 58,8% – иногда). К просмотру видеокастов и на иностранном языке прибегает более четырех пятых (84,3%) обучающихся (23,5% – всегда и 60,8% – иногда). Чуть менее популярно оказалось прослушивание подкастов – к нему обращается около менее четырех пятых опрошенных (76,6 %, из них только 20,6% – на регулярной основе). Как это ни странно, но более трети опрошенных (35,3%) никогда не читает статьи на иностранном языке в Интернет и лишь пятая часть (22,5%) занимается этим регулярно.

 

Подавляющее большинство студентов, принявших участие в исследовании, положительно относятся к применению современных цифровых технологий в процессе изучения иностранного языка. 46,1% полностью и 36,3% частично согласны с тем, что закрытая группа ВКонтакте является удобным и современным способом организации учебной деятельности при изучении иностранного языка. Лишь 14,7% опрошенных не осознают полезность выполнения интерактивных упражнений в виртуальном классе на платформе LearningApps.org и только 12,7% негативно относятся к использованию мобильных технологий.

 

Интерес вызывает тот факт, что организация учебно-познавательной деятельности через систему Google Classroom оказалась неподходящей для более трети студентов, принявших участие в исследовании. Так, 36,3 % опрошенных отметило, что им не нравится выполнять задания на данной платформе. Полученные данные коррелируют с выявленными трудностями при самостоятельных занятиях иностранным языком в цифровой среде: лишь 23,5 % обучающихся отметили, что им легко самостоятельно заниматься в виртуальной среде и такое же количество студентов подчеркнуло, что им нравится изучать английский язык дистанционно. Лишь 26,5 % опрошенных полностью готовы к парной (групповой) работе.

 

Результаты проведенного исследования показали, что при общей положительной оценке применения цифровых технологий в процессе изучения иностранного языка, студенты колледжа недостаточно готовы к самостоятельной работе, испытывают определенные трудности при выполнении заданий в виртуальной среде и учебных коммуникациях. Можно сделать вывод о необходимости совершенствования процесса организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности в условиях цифрового обучения.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 "Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды").

 

Литература:

  1. “Об образовании в Российской Федерации”: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021). – Статья 68. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1552). – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477694/ (дата обращения: 05.04.2021).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 475). – [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/70687346/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.04.2021).
  4. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. О Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 24 с.
  5. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2019. – №1(6). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 05.04.2021).
  6. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 236 с.
  7. Дистервег А. Собр. соч. – М., 1961. –Т. 2. – С. 68.
  8. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: монография. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 174 с.). – Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf. Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'.

 

Оставить комментарий: