gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Загоскина О.А.

Средняя школа №23,

г. Гродно, Республика Беларусь

 olechkalalechka@gmail.com

Жолнерик И.А.

Средняя школа №5,

г. Волковыск, Республика Беларусь

zolnerik@tut.by

 

Информационная образовательная среда учителя начальных классов в работе с первоклассниками

 

  В статье рассмотрены возможности авторского медиаресурса как информационной среды обучения первоклассника. Использование предложенного информационного продукта в деятельности учителей начальных классов позволяет обеспечить успешность первоклассников в учебной деятельности.

 

Zagoskina О.А.

Secondary school No.23,

Grodno, Republic of Belarus

Zholnerick I.A.

 Secondary school No.5,

Volkovysk, Republic of Belarus

 

Information educational system of primary school teachers working with first-graders

 

  The article deals with the possibilities of the author's media resource as an information environment for teaching first-graders. The use of the proposed product in the activities of primary school teachers helps to ensure the success of first-graders in learning activities.

         

  Каждый год тысячи шестилеток становятся первоклассниками. Поступление в школу – это ответственный этап в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, подразумевающих готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения [1].

 

  ГУО «Средняя школа №23 г. Гродно» принимало участие в республиканском экспериментальном проекте «Апробация концептуальной модели преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования», в рамках которого было проведено анкетирование родителей по вопросам, связанным со степенью готовности детей к обучению в школе. Полученная в ходе эксперимента информация доказывает, что вопрос подготовки детей к обучению в школе является актуальным [2].

 

  Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации, а современную жизнь невозможно представить без медиасреды. Медиасредства позволяют активизировать и совершенствовать образовательный процесс, позволяют сделать его динамичным, увлекательным, захватывающим и разнообразным. Поэтому медиаресурсы, информационная образовательная среда в образовательном процессе занимают все большее место, охватывают детей разного возраста, начиная с дошкольного, и прочно входят в педагогическую практику.

 

  Одним из образовательных медиаресурсов является «Школа «Золотой ключик» для будущих первоклассников и их родителей» (https://chilean-troubleshoo.000webhostapp.com), совместно созданный заместителем директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 23 г. Гродно» Загоскиной О.А. и учителем начальных классов ГУО «Средняя школа № 5 г. Волковыска» Жолнерик И.А.

 

  Идея проекта: посредством интернет-сайта предоставить родителям и педагогам возможность подготовки детей к школе и обучения в 1 классе в игровой форме, возможность организации коллективной, групповой и индивидуальной работы учителя с первоклассниками, распространить идеи педагогического опыта, полученные в ходе участия в республиканском экспериментальном проекте «Апробация концептуальной модели преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования».

 

  Цель проекта – создание и обогащение информационно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, речевому и эстетическому развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, получению необходимых знаний, умений и навыков, успешному обучению в школе.

 

  Основная задача проекта – предложить интерактивные задания с использованием приложения сервиса Web 2.0 LearningApps.org для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в качестве дополнительной подготовки к школе, а также для индивидуальной и групповой работы с учениками 1 класса, таким образом активно внедряя в образовательную практику принцип преемственности.

 

  Проект «Школа «Золотой ключик» для будущих первоклассников и их родителей» представляет собой одностраничное приложение (single page application, SPA). Это веб-сайт, использующий единственный HTML-документ как оболочку для всех веб-страниц и организующий взаимодействие с пользователем через динамически подгружаемые HTML, CSS, JavaScript, посредством AJAX, что соответствует последним нововведениям при разработке веб-сайтов. Отличительной чертой данного проекта является то, что он разработан с нуля, т.е. без использования сторонних конструкторов для сайтов.

 

  Для активного использования данного медиаресурса не требуется особых затрат компьютерных мощностей. Главным является наличие у компьютерного устройства (настольного компьютера, ноутбука, планшета, мобильного устройства и т.д.) доступа к сети Интернет и одного из современных веб-обозревателей (браузеров): Google Chrome, Mozilla, Opera, IE и подобных.

 

  Сайт оснащён элементами навигации и методическими рекомендациями.

 

  Для взаимодействия с пользователями имеется форум; предусмотрена возможность получения онлайн-консультации по различным вопросам путем заполнения специальной формы.

 

  Сайт содержит раздел «Для вас, родители!» с полезными материалами и ссылками по актуальным вопросам воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и пять разделов для активного обучения детей: «В мире звуков и букв», «Размаўляем па-беларуску», «Окружающий мир», «В мире математики», «В мире прекрасного».

 

  В разделе «В мире звуков и букв» содержится практический материал для совершенствования речи: артикуляционные упражнения, чистоговорки и скороговорки, интерактивные задания по дифференциации звуков, знакомству с алфавитом, словоизменению, развитию связной речи, вопросы и викторины о любимых сказочных героях.

 

  Раздел «Окружающий мир» помогает детям расширить кругозор и постичь неизведанный мир посредством заданий о живой и неживой природе, о труде людей и профессиях, о Родине.

 

  Раздел «В мире математики» содействует приобретению и систематизации знаний по следующим направлениям: нумерация чисел, действия с числами первого десятка, ориентировка во времени, овладение геометрическим материалом, решение простых задач.

Раздел «В мире прекрасного» - это эстетическое развитие ребенка: игры и упражнения, видео, практический материал по лепке, рисованию, художественному труду.

 

  На сайте размещены мультфильмы, сказки, песни, загадки, ребусы, способствующие развитию познавательного интереса и учебной мотивации первоклассников.

 

  Интерактивную часть проекта, которую активно и эффективно используют учителя начальных классов наших учреждений образования, составляют более 200 игр различной тематики, которые систематизированы по различным учебным областям и разделам и представлены в алфавитном порядке в тематическом каталоге, из которого сразу можно перейти в нужную игру и организовать учебную деятельность в режиме онлайн. Это очень важно для учителя начальных классов в работе с первоклассниками, поскольку существенно экономит время. Выбрать тематические игры для занятий можно и на страницах соответствующего раздела сайта.

 

  Раздел «В мире звуков и букв» представлен следующей тематикой: «Гласные и согласные», «Учим алфавит», «Учим слоги», «Развиваем речь», «Любимые герои».

 

  Раздел «Окружающий мир» – это «Живая и неживая природа», «Мир вокруг», «Моя Родина», «Здоровый образ жизни».

 

  Раздел «В мире математики» помогает детям лучше усвоить и отработать такие темы: «Мир чисел», «Учимся складывать и вычитать», «Учимся решать задачи», «Учимся сравнивать», «Мир геометрии», «Учимся ориентироваться во времени».

 

  Раздел «В мире прекрасного» позволяет учителю начальных классов организовать деятельность первоклассников по формированию навыков по изобразительному искусству и художественному труду.

 

  Предложенные игры разнообразны и представляют собой задания с выбором ответа, задания на классификацию по заданному признаку, задания на установление последовательности событий, явлений, предметов; задания на установление закономерности и задания с вводом правильного ответа. Таким образом, дети приобретают не только готовые знания, но и учатся думать, анализировать, сопоставлять данные и на основе этого делать умозаключения, выводы, давать правильный ответ.

 

  Формы предъявления заданий также разнообразны: это кроссворды, ребусы, викторины, игра «Пазл», игра «Скачки», игра «Найди пару», игра «Кто хочет стать миллионером», что соответствует возрастным особенностям первоклассников. Именно обучение в игре и через игру способствует активному развитию первоклассников, приобретению ими прочных знаний. Имеющиеся задания учителя начальных классов могут эффективно использовать как на этапе усвоения учениками новых знаний, так и на этапе закрепления и проверки; а также при организации индивидуальной работы с детьми, испытывающими затруднения учебной деятельности.

 

  Задания имеют яркое оформление: разнообразные картинки, мультипликационные сюжеты, звуковые файлы. Это позволяет сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками занимательным, увлекательным, что соответствует требованиям психологов к обучению детей в 1 классе и позволяет на практике реализовать принцип преемственности обучения.

 

  Каждое задание сопровождается подробной и понятной инструкцией. Для удобства пользователей (детей) задания содержат подсказки, облегчающие процесс выполнения упражнений. Предусмотрена и возможность проверки правильности выполнения заданий. В случае отсутствия ошибок, следует словесное поощрение детей, что создает ситуацию успеха и стимулирует учебную мотивацию. Дети имеют возможность несколько раз возвращаться к заданию, каждый раз улучшая свой результат.

 

  Игры, разработанные при помощи конструктора интерактивных заданий LearningApps, способствуют формированию у учащихся информационной компетентности, навыков использования ИКТ, позволяют повысить качество и эффективность обучения, поднять интерес к обучению у первоклассников, создать условия для полезной практической деятельности и интересной организации учебного времени учащихся. Также возможно организовать дистанционное обучение, предоставив учащимся возможность выполнять задания не только на уроке, но и дома.

 

  Организуя образовательный процесс в этой среде, учитель выстраивает целостный образовательный процесс с использованием ИКТ. Возможность среды позволяет организовать доступ учащихся к цифровым образовательным ресурсам, включая разработанные самим учителем электронные варианты заданий. Наполнение информационной среды производиться самим учителем, учитывая интересы и уровень подготовленности детей.

 

  Данный ресурс выступает также как площадка для обмена опытом педагогов, готовых через сотрудничество распространять свои знания.

Сайт находится в активном пользовании родителей и учителей первоклассников с февраля 2018 года. Использование медиаресурса «Школа «Золотой ключик» в учебном процессе дает возможность учителям начальных классов существенно повысить мотивацию учащихся, качество обучения, а также позволяет сделать занятие более захватывающим, результативным и интерактивным.

 

  Авторский сайт «Школа «Золотой ключик» для будущих первоклассников и их родителей» стал финалистом XIII Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (2018) и обладателем диплома I степени интернет-проекта «Создавая завтрашний день» (с международным участием) (2019), что подтверждает его значимость как информационно-образовательного продукта.

 

Литература:

  1. Загвоздкин В. К. Готовность к школе и компетентностный подход [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1sept.ru/article.php?ID=200800113 – Дата доступа: 21.11.2019.
  2. Загоскина О.А. Организация работы по преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования // Пачатковае навучанне. – 2017. – № 1. – с.57-62.

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Семенская Елизавета Владимировна:

 

Процесс подготовки ребёнка к школе может быть длительным и психологически тяжёлым как для родителей, так и для самого будущего первоклассника. Работа такого ресурса, как «Школа "Золотой ключик" для будущих первоклассников и их родителей» помогает преодолеть барьер между двумя жизненными этапами без дискомфорта: игра, привычное для ребёнка занятие, прививает к учению не страх, а интерес, что, конечно, является залогом и будущих успехов.

 

18.03.2020 17:00

Котряхова Александра Витальевна:

 

Создание такого ресурса как «Школа «Золотой ключик» для будущих первоклассников и их родителей» является колоссальным шагом навстречу потребностям педагогов, родителей и детей. Безусловно, большой процент взаимодействия и коммуникации перешел в Сеть, а современные дети практически с рождения привыкли держать в руках мобильные устройства. Разнонаправленное наполнение сайта дает надежду на то, что он будет полезен и востребован как для подготовки дошкольников, так и для адаптации первоклассников.

 

19.03.2020 20:35

Коюпченко Полина Николаевна:

 

Идея проекта «Школы «Золотой ключик» показалось мне очень интересной, так как такой информационный ресурс для дошкольников и учащихся младших классов способствует появлению мотивации к учебной (в особенности это важно для детей дошкольного возраста) деятельности и благодаря форме представления материала (игры, картинки, музыка, мультфильмы) способен заинтересовать детей. Также хотелось бы отметить, что подобный сайт - отличная альтернатива многим обучающим сайтам, так как в одном месте и дети, и родители, и педагоги могут найти всё необходимое для занятий. Хотелось бы, чтобы этот информационный ресурс развивался и пополнялся, так как обучение с использованием медиа средств очень актуально.

 

21.03.2020 18:03

Осинина Вероника Сергеевна:

 

Ресурс "Школа "Золотой ключик" несомненно окажет значительную помощь родителям будущих первоклассников в подготовке к школе. Задания, предлагаемые на сайте, ориентированы на развитие умений, необходимых в начальной школе. Хотелось бы уточнить у авторов, требует ли использование ресурса постоянного присутствия родителей? Какие преимущества существуют у ресурса (кроме доступности) в сравнении с традиционными очными школами подготовки?

 

21.03.2020 18:33

Анна Иванова:

 

Данная статья привлекла мое внимание по нескольким причинам:
1. Мне интересны белорусские исследования.
2. Я сейчас работаю с младшими школьниками и мне интересно ознакомиться со статьей, которая посвящена этому.
3. Я писала выпускную квалификационную работу, связанную с обучением детей 6-7 лет.
Считаю, что авторы создали прекрасный сайт, который станет отличным помощником при подготовке детей к школе.

 

22.03.2020 01:03

Загоскина Ольга Анатольевна,

Жолнерик Ирина Алексеевна:

 

Уважаемая Вероника Сергеевна, благодарим Вас за интерес к нашей работе.
Проект "Школа Золотой ключик для будущих первоклассников и их родителей" - это возможность для детей самостоятельно работать в выбранном темпе, в удобное время, с учётом их познавательных интересов.
Родительский контроль работы ребёнка за компьютером необходим. Однако данный ресурс безопасен и доступен с точки зрения его содержания, поэтому степень руководства и контроль со стороны родителей зависит от уровня умений ребёнка.

 

22.03.2020 00:08

Рыбкина Кристина:

 

Мысль проекта школы "Золотой ключик" действительно делает большой шаг навстречу новым технологиям, а включение родителей и детей в процесс подготовки к начальной школе действительно отвечает последним тенденциям цифровизации общества.
Думаю, что такой сайт будет полезен, как родителям, которые найдут множество материалов для занятий с детьми, так и детям, для которых там есть всевозможные игры, ребусы и викторины.

 

25.03.2020 12:12