Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Забоева С.П.

РГПУ им.А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

ksp14081969@gmail.com

 

Информационно-образовательная коммуникация в дошкольном образовательном учреждении

 

В статье рассмотрен опыт использования мессенджера для образовательной коммуникации и информационного оповещения участников корпоративной среды дошкольного образовательного учреждения. Проанализированы результаты взаимодействия в информационной сети, описаны основные эффекты.

 

Zaboeva S.P.

HSPU

 St. Petersburg, Russia

 

Information and educational communication in preschool educational institutions

 

The article considers the experience of using the messenger for educational communication and information notification of employees of a state preschool educational institution. The results of interaction in the information network were analyzed, and the main effects were described.

 

Коммуникация, в том числе обратная связь, является одним из основных компонентов процесса управления, применительно и к процессам, протекающим в образовательных системах.

 

Управление является важной частью образовательной деятельности, однако для достижения результата самообразования и саморазвития участников сообщества или коллектива целесообразным представляется психологически включить этот аспект в привычную систему управления «сверху», что создает иллюзию обязательности совершенствования своих профессиональных навыков, а не только формальное соответствие профстандарту. Важной проблемой современных образовательных учреждений является формальное соответствие кадров своей должности и малое стремление действующих специалистов как в передачи навыков следующему поколению, так и в приобретение новых компетенций. Организация информационно образовательной коммуникации позволяет реализовать средовой подход с учетом того, что нашей действительностью стал такой средообразующий феномен, как информационное общество, подверженное процессам цифровизации.

 

Был проведен эксперимент по совмещению информационной и образовательной составляющей в корпоративной среде дошкольного образовательного учреждения: спроектирована профессионально-ориентированная информационная среда, основой которой стала информационная сеть, где средства имеют под собой единую техническую основу, сочетающее в себе потенциально неограниченное количества методов и практических подходов.

 

На базе мессенджера «WhatsApp» был организован чат, в который вошли все сотрудники учреждения, как педагогические работники, так и административный и вспомогательный персонал, в количестве 40 человек. Сотрудники учреждения – возрастная группа: 8 человек старше 30 лет, 13 человек старше 40 лет и 18 человек старше 50, 30 сотрудников имеют стаж более 10 лет работы. Распределение по возрасту и стажу представлено на рисунке 1.

Оставить комментарий:

Рисунок 1 – Распределение сотрудников по возрасту и стажу

 

Для грамотного осуществления взаимодействия учитывались специфические закономерности освоения знаний взрослым субъектами образовательной деятельности, т.е. принципы андрогогики. Андрагогика – это раздел теории обучения, раскрывающий особенности освоения знаний и умений, формирования компетенций у взрослых обучающихся, а также особенности руководства их познавательной деятельностью со стороны профессионального педагога.

 

Использование мессенджера позволило исключить формально-ролевой характер взаимодействия между сотрудниками. В ходе осуществления совместных усилий по поиску информации в сети Интернет, последующей ее переработке и экспертизе, констатируется взаимное обучение, обмен навыками и умениями. Возникает обучающее взаимодействие, направленное формирование личностным результатов, профессиональных смыслов в поле коммуникации субъектов образовательного процесса [1]. Общее коммуникационное пространство способствует раскрытию педагогических ресурсов и налаживанию реального педагогического общения [2].

 

Важно отметить, что успешность и качественная обратная связь зависят от коммуникативных компетенций руководителя образовательного учреждения или ответственного администратора информационной системы. так как особое значение имеет эффективное использование инструментов, принципов, моделей коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе и управлении; в теоретической и практической подготовке к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коммуникативной среде современного дошкольного образовательного учреждения. В условиях трансформации современного образования происходит расширение сфер деятельности и форм взаимодействия субъектов образовательной деятельности в управлении качеством образовательных программ [3].

 

На основе небольшого социологического опроса и описанных в статье процессов, можно сделать вывод, что указанные процессы улучшают качество образования, облегчают культурный обмен между субъектами образовательной деятельности. Другими словами, цифровые образовательные технологии сами выступают в качестве средства межкультурного общения [4].

 

Таблица 1 – Сравнение кол-ва активных участников

Как мы можем видеть в таблице 1, количество активных участников значительно выросло за год функционирования системы. Результаты можно считать не только стабильными, но также имеется продолжительная положительная динамика. Стоит отметить, что очные мероприятия и конкурсы, посещаются сотрудниками в соответствии с противоэпидемиологическими в прежнем размере. То есть активность не перемесилась в цифровое пространство, а дополнилась им. Особенно стоит отметить повышение количества сотрудников, успешно осваивающих массовые онлайн курсы, что в рамках цифровой трансформации профессиональной деятельности дает определённые гарантии самостоятельного профессионального развития и самообразования. Критерий, отмечающий взаимодействие между участниками сообщества указывает на самостоятельную передачу навыков, материалов и опыта, а также совместную разработку занятий и сценариев мероприятий для детей и их родителей. На основании вышеуказанных данных можно говорить о том, что созданная информационно-образовательная сеть запустила механизмы самообразования и взаимообразования как в рамках проекта наставничества между воспитателями, так и повышения конкурентоспособности сотрудников.

 

Стоит отметить, что по итогу деятельности воспитатели стали активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности, организовывать оповещение и взаимодействие с родителями воспитанников, осуществлять работу с родителями через мессенджеры, участвовать в онлайн конкурсах.

 

Литература:

  1. Лещинская И. Образовательная коммуникация в контексте сетевого общества / И. Лещинская // Корпоративные стратегические коммуникации: новые тренды в профессиональной деятельности (Минск, 22–23 февраля 2018 г.). - Минск, 2018. – С. 40-43.
  2. Ситаров В. А. Теория обучения. Теория и практика - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 447 с
  3. Чеканова М.С. Влияние компетентностного подхода на формы коммуникации субъектов образовательной деятельности в системе управления качеством образовательных программ / М.С. Чеканова // Коммуникология. - 2018. -Т. 6. -№3. - С.83-92.
  4. Biryuk D.V. Аpplication of digital educational technologies and means of intercultural communication in the multi-cultural educational environment of universities / D.V. Biryuk // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов (Томск, 18–30 июня 2020 г.). - Томск, 2020. - С152-155.