gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Забоева Е.А

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт–Петербург

kai1989production@gmail.com

 

Использование социальных медиа для повышения социальной и просоциальной активности студентов

 

  В статье рассмотрены понятия социальной и просоциальной активности в контексте современного студенчества. Приведены примеры успешного использования социальных медиа, в частности социальных сетей, для повышения уровня заинтересованности в образовательном процессе, включая воспитательный аспект.

 

Zaboeva E.A.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Social media for increasing students' involvement in social and prosocial activity

 

  The article considers the concepts of social activity and prosocial activity in the modern students context. Examples have been given of the successful use of social media and social networks to increase the level of interest in the educational process, including the educational aspect.

 

Современный этап развития гражданского общества в России характеризуется наличием весьма широкого круга формальных возможностей для реализации человеком потенциала его гражданской активности, в том числе, общественного участия. Другими словами, люди получили возможности для самореализации в самых разных сферах и областях жизни, для активной горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Однако востребованность гражданами имеющихся возможностей крайне низка.

 

Возникает противоречие между имеющимися широкими возможностями для самореализации и реализации своих идей и низким уровнем востребованности этих возможностей молодежью. В связи с этим встает вопрос, как преодолеть это противоречие, сформировать у молодежи позитивное отношение к возможностям, предоставляемым им развивающимся гражданским обществом, представить общественное участие как важную сферу жизнедеятельности. Нужно понимать, что в условиях становления цифрового общества большое влияние на социальную активность молодежи оказывают информационные и коммуникационные технологии. Это доказывают исследования в области воспитательных влияний цифровой среды на молодежь [3].

 

Что же такое социальная активность? В работах Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой, Д.Б. Эльконина, М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и др. социальная активность определяется как степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений [1]. Понятием «просоциальная активность» обозначаются действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих.

 

Условно поделим активность на практическую, то есть направленную на изменение окружающей действительности; и коммуникативную – направленную на изменение когнитивных, общих ценностных представлений. Нужно отметить, что агитация студентов к практической социальной и просоциальной активности не всегда будет являться эффективной из-за ряда особенностей этой социальной группы. Студенчество – это особая социальная группа, которая отличается специфическими условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций [4]. В эпоху цифровизации это одна из наиболее подверженных влиянию социума категорий населения. Группу также характеризует незрелость и высокая творческая активность.

 

Социальные медиа, и в частности социальные сети, являются для большинства вторым «домом» в духовном смысле, а для кого-то даже и первым. Нынешнее поколение – это «поколение С» – Generation Communication (англ.) то есть «поколение коммуникации» [6]. Технические средства коммуникации, наиболее востребованными в среде «поколения С» - это социальные сети «ВКонтакте» (VKontakte), «Фейсбук» (Facebook), «Твиттер» (Twitter) и «Инстаграм» (Instagram). Они предлагают широкий спектр развлечений, способов представления информации и средств общения, но вместе с тем являются также инструментами воздействия и контроля над деятельностью, как отдельных пользователей, так и полноценных групп. Первоначально, данное качество социальных сетей использовалось в экономических, маркетинговых целях [5]. Однако очень быстро раскрылись возможности социальных сетей для воздействия на сознание личности в социально–политическом направлении – так же как средства массовой информации – для пропаганды и агитации. На сегодняшний день они являются площадкой, где формируется самосознание «поколения С» – людей нашего будущего. В условиях развития общества знания и информатизации всех социальных структур образовательная среда не могла остаться изолированной от социальных сетей. Сегодня необходимо понимать, что социальные сети являются востребованными инструментами поддержки образовательного процесса, и их помощью действительно возможна реализация образовательной и воспитательной деятельности [2].

 

С целью выявления возможностей социальных медиа для повышения социальной активности студентов, был поставлен эксперимент, направленный на развитие коммуникативной просоциальной активности путем создания творческих проектов с использованием социальных медиа. В основу экспериментальной работы был положен конкурс творческих работ студентов «Социальная медиа реклама». Конкурс проводился в 2018–2019 учебном году в институте информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена. В рамках конкурса студентам было предложено представить разработанные индивидуально или в микро-группах продукты медиа рекламы (художественно–графические, аудиовизуальные, анимированные) по тематике проблем современного общества (экология и защита окружающей среды, риски информационного пространства, информационный разрыв, толерантность и др.). В условия конкурса входило представление творческих работ в открытой электронной среде (веб-сайт конкурса) с целью организации публичного обсуждения, комментирования, рейтингования работ.

 

Организацией сбора работ, размещением на публичном веб-сайте, сопровождением дискуссий и рейтингованием занимался оргкомитет конкурса, в состав которого входили студенты, магистранты и аспиранты института информационных технологий и технологического образования (актив совета обучающихся, студенческого научного общества, творческих объединений), а также преподаватели (в том числе кураторы академических групп и заместитель декана по воспитательной работе). К публичному обсуждению работ были привлечены студенты, магистранты, преподаватели. Жюри конкурса, состояло из преподавателей и студентов, которые подводили итоги, оценивая работы в соответствие с перечнем критериев. В число критериев входили:

  • Творческий подход к выполнению работы;
  • Степень раскрытия заявленной темы:
  • Актуальность проблемы;
  • Новаторство и оригинальность;
  • Уровень владения информационными технологиями (используемое программное обеспечение Интернет-сервисы, их разнообразие, уровень сложности);
  • Визуальный комфорт восприятия (оформление в соответствие с законами восприятия информации с экрана).

Итоги Конкурса подводились по нескольким номинациям: самый оригинальный творческий замысел работы, лучшее техническое выполнение, приз зрительских симпатий. Награждение победителей проводилось на ежегодном мероприятии-празднике «День IT Специалиста», ежегодно проводимом на базе института информационных технологий и технологического образования.

 

Студенты проявили ярко выраженную заинтересованность, когда им было предложено использовать социальные сети для демонстрации и оценки своих работ, что отображено на диаграмме (рисунок 1).

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

gallery/zaboeva1

Рисунок 1 – Статистика результатов голосования в конкурсе творческих работ

 

Для распространения студенты использовали рекомендации, прямые ссылки и репосты как в личные (по знакомству), так и в тематические группы.

 

Использование тактики включения опросных сервисов социальных медиа в структуру социальных медиа также принес свои результаты: возросли количественные и, что важно, качественные показатели проекта. Количество подписчиков увеличилось в два раза, количество просмотров на 214%. Качественный аспект – оставленные комментарии: количество комментарием лишь немногом меньше, чем количество поучаствовавших студентов. Посещаемость возрастает при постоянных публикациях и снижается при отсутствии активности сообщества как показано на рисунке 2.

gallery/zaboeva

Рисунок 2 – Охват аудитории с 12.02.19 по 20.02.19

 

На рисунке 2 можно наблюдать зависимость от частоты публикаций и публикуемого типа контента. Точка 1 от 14.02.19 – публикация опроса– это интерактивная форма взаимодействия – имеет явное преимущество. Взаимодействие с этим типом контента активно продолжалось до 17.02.19. Точка 2 – публикация информации к прочтению (воспитательный характер, познавательная деятельность) заинтересовала только определенную группу лиц и взаимодействие с этой информацией составило четверть от результатов интерактивного. Публикация контента формата информационно–ознакомительного характера – Точка 3 – вызывает интерес только у 10% от интерактивной формы взаимодействия и в основном это постоянные подписчики. Отсутствие публикаций соответственно не вызывает никакой реакции у пользователей даже по инерции. 

 

В конкурсе «Социальная медиа реклама» приняли участие 26 человек (представили работы), а в голосовании приняли участие 526 человек. Основными поднятыми темами представленных на конкурс работ были негативное влияние человека на окружающую среду и способы борьбы с ним, социальное неравенство в обществе, кибербуллинг (Интернет-травля).

 

Использование социальных медиа, и социальных сетей в частности, является эффективным и целесообразным средством для образовательной и воспитательной деятельности. В частности, такой опыт апробирован при проведении серии сетевых дискуссий со студентами и магистрантами, посвященных актуальным проблемам развивающегося цифрового общества [7].

 

Полученные данные свидетельствуют о готовности студентов к образовательному и воспитательному процессу в социальных сетях. Они уверенно проявляют свою заинтересованность и активность, несмотря на то, что тематика достаточно сложна для их восприятия.

 

Литература:

  1. Дзялошинский И. М., Мастерова Ю. И. Медиа и социальная активность молодежи // Медиаобразование: от теории – к практике. — Томск, 2009г.
  2. Красильщиков В.В., Осетров М.А. Анализ активности студентов в социальной сети // Высшее образование в России. - 2017. - № 2 (209). - С. 52–62.
  3. Носкова Т.Н., Яковлева О.В. Новые подходы к решению воспитательных задач в сетевой среде // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 32–40
  4. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология–2010.
  5. Micek D, Whitlock W. Twitter Revolution: How Social Media and Mobile Marketing Is Changing the Way We Do Business & Market Online. Las Vegas: Xeno Press, 2008. 257 p.
  6. Stein L. Generation Communication: For Teens Who Want to Get Ahead in the World. –Teaneck: Paradoxical Press, 2011. 60 p.
  7. Yakovleva O. Designing an electronic communication resource: a practical experience of shaping advanced professional competencies for future teachers // CEUR Workshop Proceedings. Proceedings of the XIV International Conference «New Educational Strategies in Modern Information Space». – 2019. – P. - 85–96.

Брондзя Дарья:

 

Было интересно узнать из данной статьи о новом понятии "Поколение C" (поколение коммуникации), т.к. до прочтения данной статьи я была знакома с другим определением, "Поколение Z", обозначающего поколение молодых людей, родившихся после 2000 года.
Результаты исследования автора полезны для моей научной работы: использование социальных сетей эффективно не только при организации социальной активности, а также в организации учебной и внеучебной деятельности.

Хотелось бы уточнить у автора: учитывались ли другие факторы (кроме количества и типа публикаций в группе) при оценке посещаемости группы Вконтакте студентами? Например такие факторы, как: время публикации поста, содержательная часть поста, количество репостов поста.

 

22.03.2020 22:15

Забоева Светлана Павловна:

 

Было интересно познакомиться с понятием "Просоциальная активность". Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Это наиболее адаптирующуюся, инициативная и инновационную часть социума, поэтому включение её в такого рода деятельность является очень важным.

 

24.03.2020 15:58

Юлия Ившина:

 

Уважаемый автор, спасибо за вашу интересную статью. Я полностью поддерживаю выдвинутые вами предположениями. Сейчас поколение С более открыто к нетрадиционным способам обучения, и в то же время преподаватель должен постоянно развиваться и осваивать новые инструменты для обучения как студентов, так и самого себя. В этом случае коммуникационные площадки, указанные вами, становятся тем самым "мостом", необходимым для обучения между студентами и преподавателем. Теперь преподаватель, может создавать обсуждения со студентами вконтакте или же проводить лекции с использованием трансляций в инстаграме. И подобный ход был уже использован одним из преподавателей во время дистанционного обучения этой весной. Ростовский вуз провёл онлайн-лекцию в пространстве игры Minecraft, на что студенты отреагировали очень положительно и сами подготовили виртуальное пространство для проведения виртуального занятия.

 

25.03.2020 11:23

Рыбкина Кристина:

 

Было интересно узнать, как можно организовать включение молодежи в участие в образовательном проекте с помощью демонстрации и оценки этого проекта в социальных сетях. Узнала также о новом термине - "поколение С" (generation comunication).
На сегодняшний день социальные сети являются очень востребованными инструментами поддержки образовательного процесса, благодаря им возможна реализация образовательной и воспитательной деятельности молодежи.

 

25.03.2020 11:52

Ковалева Вера:

 

В статье поднимаются очень важные темы социальной активности. Для меня были новыми понятия "просоциальная активность" и данное исследование будет полезно для моего исследования креативности и творческого потенциала. Также, было интересно познакомиться с конкретным исследованием в социальной сети.
Вопросы:
Планируете ли Вы проводить данный конкурс ежегодно?
В критериях Вы указали "уровень владения ИТ", однако существуют простые и упрощенные средства для разработки качественных творческих продуктов. Если бы я хотела победить в данном конкурсе, то мне бы пришлось использовать усложненное средство, чтобы по этому критерию получить высший балл, зная, что я могу сделать это проще и также качественно?

Спасибо!

 

05.04.2020 19:35