Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

 

Яковлева О.В.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

 

Профессиональное воспитание будущих педагогов в цифровой образовательной среде: генезис основных понятий

 

В статье представлено понимание сущности феномена «профессиональное воспитание» в контексте цифровой образовательной среды. Сформулированы определения основных концептов профессионального воспитания в данном контексте – ценности, воспитательное взаимодействие, позиция субъекта. Проведен обзор имеющихся образовательных практик в данной области.

 

Yakovleva O.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Professional upbringing of future teachers in the digital learning environment: the genesis of basic concepts

 

The article presents an understanding of the essence of the “professional upbringing” phenomenon in the context of the digital learning environment. The definitions of the main concepts of professional upbringing in this context are formulated - values, educational interaction, and the subject position. A review of the existing educational practices in this area is presented.

 

Терминология в области цифрового образования на сегодняшний день находится в стадии становления, что обусловлено новизной данной области знаний. Исследователи предпринимают попытки сформулировать основные понятия, опираясь на новейшие исследования и нормативно-правовые документы [13]. В отечественной науке разработана проблематика профессионального воспитания для ситуации непосредственного, межличностного взаимодействия (концепции и подходы Н.М. Борытко, В.И. Белов, Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Э.Ф. Зеер, Н.Ф. Радионова, Р.У. Богданова и др.) [1,2,3,4,6,8,10]. Применительно к вопросам воспитания в условиях смешанного и электронного обучения «цифровое воспитание» как термин начинает встречаться в трудах некоторых исследователей [5].

 

В зарубежной науке понятие «профессиональное воспитание» практически отсутствует. Подобные вопросы рассматриваются в контекстах профессионального образования, профессиональной этики, этического мышления (ethical mindset), персонализации образования, образовательных стратегий (learning strategies). В частности, отмечается недостаточная осознанность образовательных стратегий, связанных с обработкой информации и управлением своей деятельностью [18]; значение овладения когнитивными и метакогнитивными стратегиями для успешного обучения [16]. Профессиональное воспитание в исследованиях соотносятся с концептом «персональная образовательная среда» (personal learning environment, PLE). K. Saks и Ä. Leijen доказали, что возможны как компенсационные стратегии ее построения, так и более продуктивные социально-ориентированные, основанные на взаимодействии [19]. Как показали C.-J. Yen и др., процессом конструирования студентом своей PLE можно управлять с целью поддержки овладения стратегиями непрерывного образования (в интеграции формального, неформального и информального) [21]. Активно исследуются цифровые инструменты конструирования и поддержки PLE, например, мобильные технологии [20]; платформы MOOC; персонализированная система рекомендаций для самостоятельного обучения [15]. Однако во всех перечисленных исследованиях фокус рассмотрения ориентирован преимущественно на детальность преподавателя (тьютора, фасилитатора и др.) по управлению, координации активностью обучающегося; мало внимания уделяется вопросам профессиональных ценностей, качеств и свойств.

 

На основании проведенного анализа литературных источников, современных требований к профессиональной культуре и компетентности педагога, принимая во внимание разработанные Т.Н. Носковой идеи о трансформации методов обучения и воспитания в цифровой среде [9] сформулируем определение понятия «профессиональное воспитание» в контексте цифровой образовательной среды (ЦОС). Это взаимодополнительный с воспитанием в традиционной (офлайн) среде процесс организованного взаимодействия субъектов и объектов (вариативного цифрового контента), в ходе которого происходит освоение, обогащение, развитие профессионально-значимых ценностей и качеств личности педагога, преодоление ценностных рисков, становление позиции профессионального саморазвития и принятие стратегии непрерывного образования.

 

 

Как было доказано [14], ключевыми концептами профессионального воспитания в ЦОС являются «ценности», «взаимодействие», «субъект» (Рис. 1).

Рисунок 1 – Ключевые концепты профессионального воспитания в ЦОС

 

Ценности ЦОС – это специфические характеристики, особенности и возможности цифрового контента, образовательных взаимодействий и процесса управления контентом, субъектами и объектами среды, которые осознаются и принимаются как личностно и общественно значимые. Ценности выступают основополагающими ориентирами образовательного поведения в ЦОС: на основании персональной системы ценностей каждый субъект выстраивает взаимодействия, отбирает их форматы и инструменты; продуцирует и курирует цифровой контент; выбирает стратегии управления процессами профессионального воспитания, самовоспитания, саморазвития.

 

В области профессионального образования уже есть технологические предпосылки к диагностике профессиональных ценностей: развиваются цифровые праформы (Университет 20.35 в целом и платформа персонального развития Steps 20.35; образовательная онлайн платформа «Булгаков») с возможностями анализа больших данных в аспектах образовательной мотивации обучающихся, контент-анализа содержания дискурсов, построения цифровых моделей компетенций, персонализированного сопровождения самообразования и саморазвития.

 

Воспитательное взаимодействие в ЦОС - это дискретный, разнесенный во времени и пространстве, масштабируемый синхронный или асинхронный процесс обмена информацией, эмоциями, отношениями субъектов, а также их совместная деятельность с помощью цифровых инструментов.

 

В цифровом образовании центром становится человек, «находящийся в определенном контексте или ситуации» [7], следовательно, он должен стать субъектом саморазвития и самопроектрования. N. Lyz с коллегами доказали, что рефлексивная позиция студента, самостоятельность способствует развитию «мягких навыков» и эмоционального интеллекта; следовательно, можно заключить, что цифровая среда предоставляет эффективные инструменты создания соответствующих условий профессионального воспитания [17].

 

Позиция субъекта профессионального воспитания в ЦОС – это интегративная характеристика, которая объединяет спектр профессионально-личностных позиций - субъект деятельности, познания, взаимодействия, саморазвития. В ЦОС позиция субъекта выступает необходимым условием профессионального воспитания и самовоспитания.

 

Отдельное направление посвящено вопросам персональных образовательных траекторий, в том числе в цифровой среде [11]. Целесообразно рассматривать конструирование персональной цифровой образовательной среды как адаптационные механизмы личности в условиях новой нормальности и VUCA мира [12]. На платформе Coursera по запросу «personal learning environment» найдено 114 курсов (разработчики - State University of New York, НИУ ВШЭ, University of Michigan, Utrecht University), в которых в разных аспектах отражена проблематика навыков самообразования, достижения образовательного успеха, проектирования персональных образовательных сред для разных уровней образования, но большинство посвящено прикладным цифровым инструментам образовательной и профессиональной деятельности. На платформе «Открытое образование» предлагаются курсы, затрагивающие означенную выше проблематику, нацеленные на развитие эмоционального интеллекта, тренинги личностного развития (разработчики – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Севастопольский государственный университет); данные курсы имеют общеразвивающий характер, не нацелены на конкретную область будущей профессиональной деятельности и профессиональное воспитание, в частности.

 

Таким образом, профессиональное воспитание будущих педагогов в цифровой среде является новым и перспективным феноменом, особенно в ситуации пандемии, в условиях переходов к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с трудно прогнозируемой периодичностью, с необходимостью сохранения воспитывающего характера профессионального обучения будущих педагогов.

 

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды»).

 

Литература:

  1. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - №14. - 163-177.
  2. Богданова Р. У. Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения / Р. У. Богданова // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 2(76). – С. 45-52.
  3. Бондаревская Е.В. К новому типу образовательной деятельности в высшей школе // В сборнике: Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». 2016. - С. - 92-103.
  4. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-методич. пособие / Науч. ред. Н.К. Сергеев. — М.: АПКиПРО, 2005. — 120 с.
  5. Грязнова, Е.В., Куимова Н.Н. К вопросу о категориальном аппарате цифровой педагогики в психолого-педагогических науках // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 3(36). – С. 333-335. – DOI 10.26140/anip-2021-1003-0084.
  6. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб пособие для студ. высш. учеб. завед. Москва: Издат. центр «Академия» 2010, - 176 с.
  7. Кондаков, А.М., Сергеев И.С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 12. – С. 5-21.
  8. Лузина Л.М. Педагогическая антропология как общий подход к построению и реализации процесса воспитания // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. - № 3 (116). - С. 56-59.
  9. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 383 с.
  10. Радионова Н.Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. - № 7 (82). - С. 18-23.
  11. Соболева Е.В., Караваев Н.Л. Когнитивные факторы моделирования в цифровых средах с возможностью нелинейного представления информации // Российский психологический журнал. 2019. - №16 (2). - с. 123-141.
  12. Тимощук Е.А., Тимощук А.С., Тьяги Р. Принуждение к дистанту как кризис и новые возможности // Архонт. 2021. - №1 (22). - с. 95-101.
  13. Цифровое образование в терминах: учебно-методическое пособие / под ред. Е. В. Барановой. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — 164 с.
  14. Яковлева О.В. Анализ концепций профессионального воспитания будущих педагогов в контексте цифрового образования // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной ежегодной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 марта – 07 2021 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2021. – С. 177-183.
  15. Lalitha T.B, Sreeja P.S. Personalised Self-Directed Learning Recommendation System. Procedia Computer Science. – 2020. – 171. p. 583-592.
  16. Lin C.-H., Zhang Y., Zheng, B. The roles of learning strategies and motivation in online language learning: A structural equation modeling analysis. Computers & Education. 2017. – 113. P. 75–85. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2017.05.014
  17. Lyz N., Lyz A., Neshchadim I., Kompaniets V. Blended Learning and Self-Reflection as Tools for Developing IT-Students’ Soft Skills. V International Conference on Information Technologies in Engineering Education (Inforino), 2020, pp. 1-4, doi: 10.1109/Inforino48376.2020.9111723.
  18. Ma D., Zheng L. Research into the Status Quo of Learning Strategies of College Students and Blended Learning Strategy. In: Wang F.L., Fong J., Zhang L., Lee V.S.K. (eds) Hybrid Learning and Education. ICHL 2009. Lecture Notes in Computer Science, vol 5685. Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-03697-2_17
  19. Saks K, Leijen Ä. Distinguishing self-directed and self-regulated learning and measuring them in the e-learning context. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. – 112. P. 190-198.
  20. Tomé-Fernández M, Curiel-Marín E, Caraballo E. Use of Mobile Technologies in Personal Learning Environments of Intercultural Contexts: Individual and Group Tasks. Electronics. 2020. – 9 (5). – p. 876. https://doi.org/10.3390/electronics9050876
  21. Yen C. J., Tu C. H., Sujo-Montes L. E., Harati H., Rodas C. R. (2019). Using personal learning environment (PLE) management to support digital lifelong learning. International Journal of Online Pedagogy and Course Design. 2019. - 3. P. 13-31. https://doi.org/10.4018/IJOPCD.2019070102

Оставить комментарий: