gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Яковлева О.В.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

o.yakovleva.home@gmail.com

 

Актуальность вопросов профессионального воспитания будущих педагогов в цифровой образовательной среде университета

 

  Показаны основные причины актуальности внимания к вопросам профессионального воспитания будущих педагогов в условиях активного развития цифровой образовательной среды университета: расширение системы профессиональных ценностей и сущностные изменения процесса воспитательных взаимодействий. Проведен обзор факторов влияющих на постановку задач профессионального воспитания будущих педагогов, а также обзор психолого-педагогический исследований в данном контексте.

 

Yakovleva O.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

The relevance of professional education issues for future teachers in the university digital educational environment

 

  The paper describes the main reasons for the attention to the issues of professional education for future teachers in the context of the university digital educational environment active development. Among them is the expansion of the system of professional values and the essential changes in the process of educational interactions. The author gives a review of the factors affecting the objectives of the professional education for future teachers, as well as the analysis of psychological and pedagogical research in this context.

 

   

  В условиях развития общества знаний происходит переход к «цифровой школе» [18], возрастает интерес к проектированию цифровой образовательной среды университета, которая должна расширять, обогащать опыт самостоятельной образовательной деятельности [12].

 

  В Стратегии развития информационного общества в России отмечается необходимость развития цифровой среды с целью предоставления высококачественного образования. Качество образования в цифровой среде как дополнении и расширении образовательной среды должно соответствовать стандартам, обеспечивать развитие профессиональных компетенций, а также включать реализацию всех сторон образования – обучение, воспитание и развитие личности. Поэтому закономерен рост внимания к проблематике воспитания в условиях цифровизации образования: период 2018 – 2027 гг. в России объявлен десятилетием Детства; принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; усилен воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов.

 

  Проблематика электронного обучения активно разрабатывается (внедряются массовые онлайн курсы, функционирует Национальная платформа открытого образования, университеты активно используют дистанционные образовательные технологии в качестве обязательного элемента поддержки процесса обучения). Однако в данном контексте вопросы «цифрового (электронного) воспитания», формирования профессиональных ценностей в условиях электронного обучения должны освещаются в не меньшей степени. Педагогическое сообщество актуализирует такие вопросы, как интернет-ответственность [24], кибер-социализация [8], кибер-этика [5] и др.

 

  Актуальность вопросов профессионального воспитания будущих педагогов (студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование») обусловлена двумя основными причинами в контексте цифровизации образования. Во-первых, педагог традиционно выполняет роль носителя человеческих ценностей, демонстрирует положительный пример социальной активности. Однако в условиях цифровой трансформации общества необходимо, чтобы педагог освоил не только сложившуюся в многовековой традиции систему профессиональных ценностей, но и включил в нее ценностные ориентиры цифрового общества – непрерывное образование, стремление к выходу за рамки образовательных стандартов, поиск нового, ответственность в цифровом пространстве, профессиональная этика в цифровой среде, творческое осмысление совместной деятельности в сети, информационная культура, сетевая кооперация и др. Во-вторых, сам процесс профессионального воспитания трансформируется в цифровой среде: изменяется педагогическое общение и взаимодействие. В «традиционной» образовательной среде (в парадигме межличностного взаимодействия), а также отчасти в среде смешанного обучения, профессиональное воспитание преимущественно реализуется в совместной деятельности «здесь и сейчас» через межличностные (аудиторные) формы общения и взаимодействия. В цифровой среде ситуация кардинально изменяется: новая образовательная среда, функционирующая на базе цифрового программно-аппаратного комплекса, обладающая целым набором уникальных возможностей (интерактивностью, мультимедийностью, автоматизацией, интеллектуализацией и др.), трансформирует привычные формы и способы взаимодействия, изменяет условия взаимодействия, расширяет и дополняет систему ценностей, личных смыслов каждого конкретного субъекта.

 

  Понимание воспитания в широком смысле как процесса создания условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества, позволяет сделать вывод об актуальности изучения изменения данной системы условий в контексте цифровой среды. Понятие «воспитание» традиционно включает не только целенаправленные влияния в стенах образовательных учреждений, но влияния широкой социальной среды, поэтому видится целесообразным включать в фокус рассмотрения более широкое понятие «цифровая среда», подразумевающее разноформатные влияния на личность, как целенаправленные, так и стихийные. Еще К.Д. Ушинский определят «преднамеренное» и «непреднамеренное» воспитание, а Н.И. Пирогов выделял в понятии «воспитание» два смысловых плана: «воспитание внешнего человека» (подготовка к определенному общественному поприщу, профессии, карьере) и «воспитание внутреннего человека» (нравственных убеждений, чувств, воли, вдохновения, способности к самопознанию) [9].

 

  Понятие «профессиональное воспитание» в педагогической науке понимается как процесс развития профессиональных и личностных качеств, а также профессиональной культуры в целом для решения актуальных профессиональных задач [3]. Как отмечает В.З. Юсупов [23], понимание сущности профессионального воспитания складывалось на протяжение второй половины 20 века: рассматривалась взаимосвязь профессионального воспитания с трудовым воспитанием, цель которого состоит в формировании личности профессионала, субъекта профессиональной деятельности с развитыми чувствами порядочности, справедливости, с чувством собственного достоинства, а также выделение его как самостоятельный целенаправленно организованный процесс. Так Е.Н. Байдашева определяет профессиональное воспитание как «интегративный процесс, включающий процесс профессионального самовоспитания и процесс организационно-педагогического содействия профессиональному становлению будущего специалиста» [1, с. 5], отмечая необходимость ориентации на самовоспитания в организационно-педагогическом содействии.

 

  Поисковые запросы в базах e-library, dissercat показали несколько направлений исследования феномена профессионального воспитания, а также временную динамику развития научных интересов исследователей. Так на рубеже XX и XXI вв. можно выделить следующую тематику: воспитание значимых для педагога качеств личности (гуманность, нравственность, ценностное отношение к детям) [20], саморегуляция [6], условия профессионального воспитания (воспитание в процессе предметной подготовки) [16], средства и технологии профессионального воспитания – дидактическая игра [10], интеграция учебной и внеучебной деятельности [11], направления профессионального воспитания (физическое, нравственное, культурное и др.). В первой декаде XXI в. поднимаются такие вопросы, как воспитание толерантности, субъектной позиции [19]. Проявляются контексты информационных технологий в проблематике профессионального воспитания: ИКТ как средство формирования профессиональной культуры педагога [7], проблема этического мировоззрения, морального выбора педагога как в социальном, так и виртуальном пространстве [17], ЭОР как средство саморазвития студентов [4], как инструмент ценностного самоопределения [22], интеграция воспитания и самовоспитания [2].

 

  Если говорить об университетском образовании, то, безусловно, в глобальном цифровом пространстве необходимо развивать профессионально значимые качества личности, принимающей ценности информационного общества, стратегии непрерывного образования. Эти направления профессионального воспитания можно назвать приоритетными.

 

  Основываясь на концепции проектирования электронной информационно-образовательной среды, предложенной Т.Н. Носковой [14] и апробированной Т.Б. Павловой [13], исходим из приоритета ценностно-целевого компонента деятельности педагога в новой среде. Данный компонент способствует осмыслению новых ценностных и целевых структур (отношений, установок, позиций), связанных с образовательным взаимодействием в открытой информационной и коммуникационной среде. П.Г. Щедровицкий высказал идею о том, что с развитием общества трансформируется и ценностное содержание образования [21]. Одной из значимых ценностей становится самоактуализация, самоопределение, построение и осмысление своего профессионального пути.

 

  Проектирование ценностно-целевого компонента цифровой образовательной среды необходимо реализовывать с учетом трех основных факторов - требований общества к профессиональным ценностям и качествам педагога, объективных возможностей и ценностей цифровой среды, а также ценностных ориентиров и установок студентов. Именно в этой области «пересечения» целей и ценностей можно реализовать продуктивную деятельность по осознанию, освоению, пересмотру уже имеющихся у студентов представлений о цифровой образовательной среде и ценностных отношений к ней.

 

  Требования общества к профессиональным ценностям и качествам педагога сформулированы в ряде отечественных и международных документов. Анализ образовательного стандарта ФГОС ВО 3++ 44.03.01 «Педагогическое образование» позволяет выделить на основании перечисленных в нем универсальных компетенций и их категорий такие качества будущего педагога в контексте его предстоящей деятельности в обществе знаний, как понимание ценности информации и критическое отношение к ней, умение работать в команде, межкультурная толерантность, принятие принципа непрерывного образования, здоровый информационный образ жизни и преодоление рисков цифровой среды, этику профессиональной деятельности, в том числе этичное и ответственное поведение в цифровой среде. В аналитическом докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» представлена компетентностная модель, включающая когнитивные, социально-поведенческие и цифровые навыки [15]. На основании данных материалов можно выделить ряд профессиональных педагогических ценностей, которые приобретают актуальность в условиях развития цифровой экономики – «ценности роста» (открытость новому наряду с заботой о других), непрерывного образования, командного взаимодействия и организаторских способностей.

 

  Таким образом, основными профессиональными ценностями педагога в контексте современной ситуации перехода к новому технологическому укладу можно назвать командную работу (сотрудничество), лидерство, саморазвитие, открытость новому, социальную активность (забота о других), системное и критическое мышление (грамотная реализация информационных процессов), толерантность (межкультурная, социальная). Безусловно, при актуализация перечисленных ценностей, не теряют свое значение и традиционные педагогические ценности – любовь к детям, удовлетворение потребности общения с ними.

 

  Цифровая образовательная среда университета, благодаря пространственно-временным, технологическим, коммуникационным возможностям может быть насыщена ценностями, значимыми для профессионального воспитания будущих педагогов. Эти ценности логически связаны с ресурсами среды, образовательными взаимодействиями и управлением ими. В качестве некоторых примеров контентных ценностей можно назвать такие, как креативность, нестандартность мышления, информационная ответственность, цифровая этика. Они обусловлены возможностями субъектов среды создавать и обогащать цифровой контент. Кроме того, ценности образовательной активности и персонализации обусловлены интерактивностью, геймификацией, мультимодальностью образовательного контента. Коммуникационные возможности взаимодействия с представителями других народов, культур в цифровой среде объясняют повышение внимания к ценностям межкультурной коммуникации и толерантности, сетевой этики и этикета. Новые возможности цифровой среды в аспектах управления и самоуправления образовательной деятельностью и взаимодействиями делают актуальными ценности самопознания, самопрезентации, взаимного обучения.

 

  Исследования образовательного поведения будущих педагогов в цифровой образовательной среде [25] показали, что в наибольшей степени студенты осознают контентные возможности среды и проистекающие из них ценности (многообразие информационных источников, непрерывное образование и самообразование, персонализация). Однако ценности, связанные с коммуникацией (толерантность, межкультурное взаимодействие, цифровая этика) и управлением (многообразие обратных связей и стратегий управления), нуждаются в повышенном внимании. Вместе с тем, эти ценности имеют особое значение для педагога. Это обусловлено сущностью педагогической деятельности, основанной на взаимодействии, профессиональными задачами, связанными с организацией совместной деятельности учеников (проекты, социальная созидательная активность). Здесь открываются возможности для решения задач профессионального воспитания, необходима их реализация и в цифровой части образовательной среды.

 

Литература:

  1. Байдашева Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: автореф. канд. пед. наук, Чита, 2009.
  2. Баранов А.Н. Педагогическое обеспечение интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов технического вуза // Вестник Костромского государственного университета. 2014. №4. С. 198-201.
  3. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №14. 163-177.
  4. Белова Е.А. Оценка эффективности использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки 5 (145), 2015, с. 153-160.
  5. Войскунский А.Е., Нафтульев А.И. Актуальные психологические проблемы кибер-этики // Гуманитарная информатика. 2007. Вып. 3. C. 31-39.
  6. Воробьева Т.П. Воспитание и развитие профессиональной саморегуляции учителя в учебном процессе педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. Наук, Москва, 1992.
  7. Воронина М.А., Зубова С.П., Кочетова Н.Г. Методики формирующего оценивания как инструмент развития поведенческо-рефлексивного компонента профессиональной культуры будущего педагога // Самарский научный вестник. 2019. №1 (26). С. 243-248.
  8. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах: Монография / Научн. ред. А.В. Мудрик. М.: МГПУ, 2010.
  9. Голованова Н.Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике. Педагогика. 2010. № 8. С. 71.
  10. Гревцева, В.Ф. Профессиональное воспитание педагога средствами дидактической игры: автореф. дис. ... канд. пед. Наук, Воронеж, 1999.
  11. Каримова Р.М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук, Челябинск, 2005.
  12. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Информационные технологии - вызовы современному образованию // Научное мнение. - 2018. - № 2. - С. 10-18.
  13. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Новые приоритеты педагогической деятельности в образовательной среде современного вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. №2-1 (147). С. 329-334.
  14. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: учеб. пособие для вузов по направлениям пед. образования / Т. Н. Носкова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ, 2007. 171 с.
  15. Россия 2025: от кадров к талантам: электронный документ / авторы составители: В. Бутенко, К. Полунин, И. Котов и другие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
  16. Рудась Н.К. Формирование профессионального достоинства будущего учителя иностранного языка // Lingua mobilis. 2013. № 3 (42). С. 116-119.
  17. Салов А.И., Фролова С.Л. Ценностный и компетентностный подходы к конструированию содержания процесса формирования этического мировоззрения учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. №2 (59). С. 50-57.
  18. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.
  19. Холодова Г.Б. Средства воспитания субъектной профессиональной позиции будущего педагога физической культуры // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. №2 (121). С. 382-385.
  20. Шевченко Н.Н. Формирование ценностно-мотивационного отношения будущего учителя к профессиональной деятельности в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4 (24). С. 33-45.
  21. Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике / Отв. ред. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2007.
  22. Южанинова Е.Р. Ценностное самоопределение студентов вуза в аксиосфере Интернета как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №2 (151). С. 288-293.
  23. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216-231.
  24. Ярмолинская М.В. Содержание, структура, критерии и показатели ответственного поведения подростков в интернет-пространстве // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 17-69.
  25. Noskova, T., Pavlova, T., Yakovleva, O. (2019). Analysis of students’ reflections on their educational behaviour strategies within an electronic course: development of competences for the 21st century. E-learning and STEM Education. Katowice – Cieszyn. pp. 381-395.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Семенская Елизавета Владимировна:

 

Вероятно, наблюдения, сделанные автором исследования, актуальны и для уже работающих педагогов, так как многие из них всё ещё не чувствуют себя полноценными субъектами цифровой образовательной среды. Для молодого поколения педагогов необходима порой лишь корректировка поведения в цифровой среде, тогда как для старшего поколения по-прежнему могут быть непонятны и контентные возможности среды, и технические особенности коммуникации в цифровой среде.

 

18.03.2020 18:14

Котряхова Александра Витальевна:

 

С течением времени и распространением информатизации общества неминуемо возникает потребность в подготовке кадров, которые были бы готовы к вызовам среды, и в первую очередь это актуально для сферы образования.

В профессиональное воспитание будущих педагогов все большее значение обретает цифровая образовательная среда университета, которая не должна являться лишь повторением того, что издается в учебных пособиях, но и нести в себе то, что является основой для формирования "цифровой компетентности".

 

18.03.2020 21:12

Мария Горнова:

 

Важным элементом компетенции педагога в цифровой образовательной среде является цифровой этикет. Однако нельзя сказать, что его нормы уже окончательно сформированы, поскольку среда постоянно обновляется, предлагая пользователям как новые возможности, так и новые ограничения.

 

21.03.2020 15:36

Надежда Мулдарова:

 

Наше век- век информационных технологий, которые очень активно используются в современном образовании. Важно, чтобы в условиях электронного обучения у будущего педагога были сформированы профессиональные ценности. Автор статьи подробно описывает поднятую проблему. Действительно, в процессе обучения в университете необходимо уделять внимание цифровому воспитанию будущих педагогов.

 

21.03.2020 23:22

Сатарова Софья Николаевна:

 

Несмотря на повышенный интерес к проблеме электронного обучения и непрерывного образования, важнейшими для успешного внедрения ИКТ в образовательный процесс до сих пор остаются такие вопросы, как:
1. отсутствие регулирования контента в Интернет-пространстве в целом, из-за чего педагоги не имеют права отсылать школьников напрямую к ряду полезнейших сайтов, где может появляться нежелаемая информация (например, контекстная реклама); последствиями этой проблемы, кроме того, становятся и медленное развитие культуры нетикета, и усугубление "кластеризации" мышления - в связи с этим реализация того, что автор статьи называет "здоровым информационным образом жизни", на мой взгляд, оказывается невозможной на данный момент;
2. неготовность ряда крупных образовательных учреждений к реализации дистанционного обучения (отсутствие образовательных платформ или их низкокачественная работа) - особенно это актуально в контексте окружающей обстановки
3. падение значимости аудиторного образования в глазах учащихся (когда информация в телефоне, который лежит в руке "здесь и сейчас", многократно превышает то, что может дать педагог), в то время как "традиционное" образование всегда требовало личной подготовки студентов, их усиленной внеаудиторной работы, которая отличалась от нынешней, на мой взгляд, лишь скоростью поиска информации, а по качеству найденного, может быть, даже превышала.

 

22.03.2020 14:56

Иванова Анна Олеговна:

 

Современное образование действительно претерпевает ряд изменений. Одним из них является обучение в цифровой образовательной среде университета.
Сейчас, в связи со стремительно развивающейся критической ситуацией в мире, это актуально как никогда.
Необходимо и дальше развивать эту тему для того, чтобы каждый студент осознавал значимость прогрессивных технологий и умел использовать их в своих целях и целях общества.

 

23.03.2020 00:49

Швецов Герман Владимирович:

 

Подрастающее поколение все больше времени проводят в интернете, тем самым самостоятельно приобретая знания с электронных ресурсов, поэтому для их гармоничного цивилизованного развития желательно, что бы была та среда, которая в целом способствовала бы полной реализации потенциала студентов в современном мире и дальнейшему счастливому воплощению в жизни, поэтому тема воспитания в цифровой среде будет актуальной еще долгие годы.

 

24.03.2020 13:09

Ольга Валерьевна Яковлева:

 

Уважаемые коллеги!
Большое спасибо за комментарии и проявленное внимание к публикации. Соглашусь, что тематика воспитания в условиях цифровой среды довольна новая, как, в прочем, и сам феномен цифровой среды. Поэтому здесь еще много открытых вопросов, противоречий. Это, действительно, и "размытые" требования к сетевой этике в целом и этикету в частности, несформированность представлений о "здоровом информационном образе жизни". Надо понимать, что многое зависит от самого человека - его регуляционных умений, готовности нести ответственность за свои поступки в этой новой среде.

 

24.03.2020 13:43