Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Воронина С.А.

СПТЖТ

г. Санкт-Петербург

зам. директора по учебной работе

Шутов И.Н.

СПТЖТ

г. Санкт-Петербург

кандидат педагогических наук, доцент

преподаватель техникума

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта –

структурное подразделение ФГОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

 

Иммерсионные задачи в электронной информационной среде как средство развития среднего профессионального образования

 

В статье поднимаются дискуссионные вопросы организации практических занятий в традиционных разделах подготовки специалистов среднего звена. В условиях электронной образовательной среды принципиально меняется парадигма исследований в рамках учебных задач: от эвристических расчетов до иммерсионных решений с использованием реальных данных из открытых электронных источников корпоративной информации. Такие задачи с погружением в реальные условия авторы предлагают использовать как средство развития отраслевого профессионального образования.

 

Voronina S.А.

Deputy Director for Academic Affairs

Shutov I.N.

college lecturer

Railway Technical college

St. Petersburg, Russia

 

Immersive tasks in the electronic information environment as a means of developing secondary vocational education

 

The article raises controversial issues of organizing practical classes in traditional sections of training middle-level specialists. In the conditions of an electronic educational environment, the paradigm of research within the framework of educational tasks is fundamentally changing: from heuristic calculations to immersion solutions using real data from open electronic sources of corporate information. The authors propose to use such tasks with immersion in real conditions as a means of developing sectoral vocational education.

 

Расчетные задачи в организации пассажирских перевозок, как и в любой учебной дисциплине, играют роль обобщения теоретических положений. Задачи часто служат основой для их вывода, помогают обучающимся понять количественные соотношения различных фактов. В нашем материале нет возможности обсудить воспитательные аспекты решения задач, которые без всякого сомнения становятся бесценными составляющими образовательного процесса.

 

Подчеркивая аксиомы развития и обогащения правильной речи обучающихся в ходе решения практических задач, настаиваем на необходимости анализа конкретных многообразных ситуаций, которые возникают как в теории, так и на практике применения правил пассажирских перевозок. Нам следует подготовить обучающихся к решению как стандартных, так и нестандартных задач при обслуживании пассажиров. Причем, важно подчеркнуть, что алгоритм решения этих задач часто неизвестен, либо вообще не существует [1].

 

В этом противоречии, на наш взгляд, заключается основная сложность изучения междисциплинарного курса МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на транспорте. В классической дидактике сложилась практика заучивания образцов типовых решений, под которые затем подводились конкретные задачи той или иной сложности. Практически все учебные предметы следовали математической парадигме решения типовых и стандартных задач, для которых известен общий метод (алгоритм) решения [2].

 

Так и в нашем техникуме при изучении различных аспектов организации пассажирских перевозок вначале определяли направление поездки, затем рассчитывали тарифное расстояние перевозки по тарифному руководству или по расписанию поезда. По расстоянию рассчитывали стоимость проезда по таблицам (рисунок 3), содержания которых оставалось неизменным в пределах советского прошлого. В рисунках последовательно показано выбранное направление расчетов, которое с учетом необходимости индивидуализации заданий, а также развития познавательного интереса к изучению предмета, мы оставляем за правом выбора обучающимся. Например, станция Липецк Юго-Восточной железной дороги (рисунок 1).

 

Тарифное расстояние для пассажирских поездов стараемся определять по расписанию движения конкретного поезда (рисунок 2), поскольку это расстояние может отличаться от установленного для грузового движения, а также от графика проследования других поездов данного назначения. По тарифному расстоянию находили в таблицах прейскуранта стоимость проезда (рисунок 3) в зависимости от рода вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий) и категории поезда (пассажирский, скорый, скоростной). Так, от Москвы до Липецка тарифное расстояние составляет 504 км, что по строке 31 тарифного пояса соответствовало тарифу 10 руб. в купейном вагоне скорого поезда. Невозвратно ушли благостные советские времена и тариф посчитать по алгоритму теперь невозможно.

Рисунок 1 – Направление движения поездов к станции Липецк

Рисунок 2 – Расписание движения скорого поезда Москва – Липецк

Рисунок 3 – Фрагмент тарифной таблицы стоимости проезда

 

Нас выручают информационные системы в цифровой электронной среде техникума [3]. От эвристического способа решения задач по расчету стоимости проезда пассажира мы перешли к иммерсионному: находим на сайте pass.rzd.ru варианты проезда до любой железнодорожной станции, открытой для дальнего пассажирского сообщения. В нашей статье рассматривается в качестве примера станция Липецк Юго-Восточной железной дороги (рисунок 4).

Рисунок 4 – Сведения об отправлении поездов и наличии свободный мест до ст. Липецк

 

В рассматриваемом примере важно обратить внимание обучающихся на различие перевозчиков (Гранд Сервис Экспресс и Федеральная пассажирская компания), категории поездов и род вагона. Это новый аспект организации пассажирских перевозок, от которого зависит применение некоторых условий и правил проезда. Затем по вкладке выбранного рода вагона в конкретном поезде определяем класс обслуживания пассажиров. Это условное обозначение комплекса предоставляемых услуг существенно влияет на величину тарифа, точнее плацкарты, как составной части тарифа, к которой добавляют стоимость сервисных услуг [4]. Для практической работы по расчету тарифа разработали таблицу по его составляющим (таблица 1).

 

Таблица 1 – Расчлененные составляющие стоимости проезда в дальнем сообщении

Заполнение таблицы в ходе выполнения практической работы позволяет обучающимся сделать вывод о структуре стоимости проезда, которая в дальнем сообщении соответствует 1) тарифному расстоянию и 2) условиям поездки: категория поезда и род вагона. По перечисленным условиям рассчитывают тариф, на который влияют регулировочные коэффициенты: инфляции по итогам года, гибкого регулирования в течение года; маркетинговые и прочие регулировки (по спросу, акции и др.). Тариф делится на стоимость 1) билета, в который входят локомотивная и инфраструктурная составляющие; и 2) плацкарты, т.е. вагонную составляющую. Следовательно, в трех перечисленных слагаемых тарифа учитывается тарифное расстояние поездки. В свою очередь, инфраструктурная составляющая билета включает вокзальную, которая рассчитана за использование вокзальных сооружений при отправлении и прибытии пассажиров. Эта величина не изменяется в зависимости от тарифного расстояния и различается только между полным и детским билетами.

 

Также в стоимость плацкарты включают плату за пользование сервисными услугами: 1) постельное белье, 2) рационы питания, 3) наборы санитарно-гигиенических и других полезных в поездке предметов, 4) информация в виде печатной продукции и медийных средств. Разнообразие предоставляемых услуг различается согласно классу обслуживания, в связи с которым устанавливают размер платы. Приходится много раз повторять, что плата в проездных документах всегда скрывается в стоимости плацкарты.

 

Кроме тарифа, который взимается всегда, платы, которой может не быть, предусмотрены дополнительные сборы за оформление по групповым заявкам, за бронирование места, переоформление и восстановление проездных документов, изменение персональных данных в них и т.п. Сбор никогда не включается в тариф. Это оплата дополнительной операции или необязательной работы (услуги), которую выполняют (оказывают) различные субъекты.

Сложность в таких расчетах представляет определение размера платы за обслуживание, которая существенно различается по классам обслуживания. Класс обслуживания находим в справке «Экспресс-3». Определить плату за сервис можем на сайте ОАО «РЖД» по странице Пассажирам | Поезда дальнего следования | Тарифы и акции | Стоимость комплекса сервисных услуг.

 

Прейскурант стоимости проезда утвержден в 2010 г. и ежегодно увеличивается по индексу инфляции. Фрагмент таблицы 1б прейскуранта показан на рисунке 5. Решаемая нами задача для 504 км приобретает значение тарифа 1.473 руб. 60 коп. Сравним это значение с предлагаемыми вариантами на сайте Российских железных дорог. Тариф на конкретную дату отправления зависит от множества понижающих и повышающих коэффициентов, которые перечислим лишь справочно: 1) коэффициент инфляции; 2) гибкого регулирования (КГР), который зависит от календарных выходных и праздничных дней; 3) коэффициент поезда (фирменный и т.п.); 4) маркетинговые акции регулирования спроса.

При сравнении стоимости проезда обращаем внимание на вариативность выбора условий поездки по данным автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками (АСУ ПП) «Экспресс-3» (рисунок 6). Сравнивая расчетные результаты практической работы с предлагаемой перевозчиками стоимостью проезда, обучающиеся приходят к выводу о регулировочных функциях коэффициентов регулирования тарифов. Возможности цифровой железной дороги сегодня стремительно развиваются в логике информационного общества, обеспечивая свободу личности в общественном развитии, поскольку транспорт во все времена остается каналом культуры, который рассматривается нами не только как условие развития человеческого общества. Тем не менее в настоящее время назрела необходимость коренной модернизации системы путем создания полностью новой программной и существенно усовершенствованной технологической реализации [5].

Рисунок 6 – Экран автоматизированного рабочего места с различными вариантами поездки в поезде 70 назначением Москва – Липецк

 

Нам представляется также, что новые задачи по организации пассажирских перевозок, один из примеров которых представлен нами для обсуждения педагогическим сообществом, позволяют сохранить дидактическое значение эвристических расчетов при использовании иммерсионных данных XXI в. Таким образом на уровне обучения мы увязываем транспорт в деятельное поле многочисленных культурных смыслов, символов, а также материальной и духовной культуры общества в целом.

 

Литература:

  1. Девяткина, В. А. Цифровая трансформация взаимодействия работников железнодорожной станции / В. А. Девяткина, А. А. Никитина, И. Н. Шутов // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – Т. 2. – № 4. – С. 418-426. – DOI 10.46684/2687-1033.2021.4.418-426.
  2. Носкова, Т. Н. Социальные медиа и образовательные практики : учебно-методическое пособие / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, Е. А. Тумалева [и др.] ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – 195, [1] c. : ил.
  3. Глушко, Д. Е. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО / Д. Е. Глушко, В. М. Дёмин, Р. Н. Уразов // Аккредитация в образовании. – 2020. – № 6 (122). – С. 63 – 67.
  4. Грачев, А. А. Современные технологии подготовки специалистов по организации перевозок / А. А. Грачев, И. Н. Шутов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 5. – С. 47 – 50.
  5. Комиссаров А. В. От «Экспресс-3» к «Экспресс-НП» / А. В. Комиссаров, М. П. Березка // Автоматика, связь, информатика. – 2021. – № 1. С. 47 – 49.

Оставить комментарий: