gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Виноградов Н.С.

Тумалева Е.А.

РГПУ им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург, Россия

elena_karhu@mail.ru

 

Организация сетевого взаимодействия учителей предметников для достижения метапредметных результатов

 

  В статье рассматривается вариант создания сетевого образовательного модуля для организации взаимодействия учителей предметников разных циклов дисциплин для достижения метапредметных результатов.

 

Vinogradov N.S.

Tumaleva E.A.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Organization of network interaction of subject teachers to achieve meta-subject results

 

  The article discusses the option of creating a network educational module for organizing the interaction of subject teachers of different cycles of disciplines to achieve meta-subject results.

 

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам учреждений. Среди этих требований оценивается уровень достижений предметных и метапредметных результатов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка [3]. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Этот подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Эти результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

 

ФГОС [5] обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в средней школе) метапредметные результаты:

  • способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях; формирование коммуникативной компетенции;
  • умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного;
  • способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;
  • умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах;
  • рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации;
  • умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки.

В рамках метапредметного обучения ученик должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную и необходимую информацию, но и легко включаться в коммуникацию с другими учащимися и учителем.

 

Остаются вопросы – готовы ли учителя-предметники к использованию метапредметных технологий, представляют ли себе возможности интеграции информации из разных предметов, готовы ли выйти за рамки своего цикла дисциплин и ряд других. Федеральный государственный образовательный стандарт, инициативы Президента РФ, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов.

 

В современном мире важно работать с информацией (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание.) Важным также является усовершенствование универсальных учебных действий. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Это положение подробно рассмотрено в статье А.В. Онучиной «Развитие универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода» [4].

Часто учителя предметники сталкиваются с проблемой пробелов у учащихся в других изучаемых дисциплинах школьного курса, малым количеством времени для подготовки к урокам, не забыв актуализировать информацию о затрагиваемых темах других дисциплин. В связи с этим представляется важным создать среду, которая бы позволяла преподавателям в краткие сроки качественно подготовиться к занятиям, иметь актуальную базу для готовности к урокам, иметь возможность делиться собственным опытом. Данный вопрос актуален не только для уже работающих учителей, но и для будущих учителей, которые еще находятся в процессе обучения. Вопросы использования существующих сетевых педагогических сообществ как форму повышения профессиональной компетентности учителя рассматривала исследователь Воронцова И.В. [1]. Ценность данной работы заключается в том, что автор подробно разбирается в понятийном аппарате проблемы и отмечает ограничения в данном виде деятельности.

 

С учетом того, что виртуальная среда является наиболее доступной и удобной, предполагается, что сетевой образовательный модуль для педагогов отдельного образовательного учреждения с учетом его специфики и специфики педагогического коллектива может способствовать решению проблемы достижения метапредметных результатов. Модуль разрабатывается в рамках магистерского исследования Виноградовым Н.С. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между педагогами и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

 

Среди преимуществ сетевого взаимодействия учителей с целью повышения квалификации можно выделить следующие: проявление собственной инициативы; коллективная поддержка и оценка своей инициативы; участие в поддержке и оценке других инициатив; участие в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных); участие в формировании общих критериев эффективности деятельности, представление совместной деятельности; участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности. Из данного перечня видно, что в основе сетевого взаимодействия лежит проявление собственной инициативы: педагог сам определяет, в какой именно сфере деятельности он хотел бы участвовать, чему научиться, какие проблемы обсуждать или найти способ решения их, а также какой форме сетевого взаимодействия он отдаст предпочтение. Принимая участие в сетевом взаимодействии, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывать и внедрять личные и авторские наработки в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

 

При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время. [2]

 

В рамках магистерского исследования планируется доказать следующие положения: создание условий для сетевого взаимодействия учителей предметников разных образовательных циклов:

  1. позволит реализовать метапредметные связи между разными предметами в образовательном учреждении;
  2. будет содействовать развитию информационной базы образовательного учреждения;
  3. будет содействовать развитию преподавательского потенциала;
  4. расширит возможности актуализации информации, используемой в учебной деятельности.

Анкетирования педагогов средней общеобразовательной школы № 195 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга позволило определить: уровень ИКТ компетенций учителей, что позволяет моделировать различные способы взаимодействия учителей-предметников; уровень их мотивации к самообразованию; тематическое содержание образовательного модуля и запрос на необходимость реализации сетевого взаимодействия в рамках образовательного модуля с целью повышения метапредметных результатов.

 

Литература:

  1. Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 444-449. — URL https://moluch.ru/archive/98/21994/ (дата обращения: 24.02.2020).
  2. Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php (дата обращения 24.02.2020 г.).
  3. Желтова С.Г., Щербачева Л.А. Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии//Эксперимент и инновации в школе. №6. -М., 2014. С.12-16.
  4. Онучина А.В. Развитие универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода/ Человек и образование №4 (37) 2013. С. 2-3.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 24.02.2020).

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Сарра:

 

Уважаемые авторы! С интересом прочитала вашу статью, поскольку в ней рассматривается актуальная для меня проблема взаимодействия учителей предметников. И сетевое взаимодействие во многом может помочь решению этой проблемы, но оно, в свою очередь, влечет за собой некоторые затруднения: организация сетевого пространства школы, формирование и развитие икт-компетенции работников школы. Будет также интересно познакомится с результатами вашего магистерского исследования.

 

21.03.2020 19:58

Шутов Иван Николаевич:

 

В статье приведены теоретические обоснования эффективного взаимодействия преподавателей в образовательной среде. Представлены в логике форсайт-технологии метапредметные связи как условие успешности обучающегося в коллективном взаимовоздействии участников образовательного процесса. Действительно, ИКТ-компетенции преподавателя сдерживают развитие сетевого взаимодействия, поэтому ваше исследование позволит включить не только предметников, но и специалистов реальных производств.

 

22.03.2020 22:20