Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Тужикова Е.С.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

Использование профессиональных интернет-сообществ педагогами с разным стажем работы

 

В статье рассмотрены вопрос использования профессиональных интернет-сообществ педагогами с разным стажем работы. В исследовании приняли участие 157 педагогов г. Санкт-Петербурга. Результаты исследования доказывают, что специалисты с различным стажем работы руководствуются разными мотивационными факторами для реализации себя в профессиональном интернет-сообществе. Обнаружено, что с ростом стажа работы возрастает важность не только решения педагогической проблемы, но и внесения своего вклада в информационную базу сообщества и признание своего труда другими участниками.

 

Tuzhikova E.

HSPU

St. Peterburg, Russia

 

Using of professional online communities by teachers with different work experience

 

The article discusses the using of professional Internet communities by teachers with different work experience. 157 teachers of St. Petersburg took part in the study. The results of the study prove that specialists with different work experience are guided by different motivational factors to realize themselves in the professional Internet community. It was found that with the growth of work experience, the importance of not only solving the pedagogical problem increases, but also contributing to the information base of the community and the recognition of their work by other participants.

 

Усиление роли цифровой культуры в современном обществе постепенно изменяет совместную деятельность, общение, появляются все больше интернет-платформ, объединяющих разных людей и специалистов из разных областей, что на сегодняшний день является актуальным и требует изучения. Создание и использование профессиональных интернет-сообществ в педагогической практике является практико-ориентированной проблемой современного этапа информатизации образования [1, 2]. Интернет-сообщества педагогов являются новой формой организации профессиональной педагогической деятельности в сети Интернет [4]. Подобные сетевые сообщества педагогов формируют в Интернете профессиональную педагогическую среду, способствуют созданию единого информационного образовательного пространства.

 

Участие педагога в профессиональном интернет-сообществе непосредственно связано с процессами его становления как субъекта профессиональной педагогической деятельности [3]. Уровень развития интернет-сообщества определяется характером взаимодействий его участников. Интернет-сообщества, в том числе педагогические, не могут быть созданы «со стороны», в «приказном» порядке, что определяется как добровольным характером деятельности людей в Интернете, так и пониманием самой сути сетевых сообществ, обязательной характеристикой которых является осознание своей общности.

 

Таким образом, исследовательская проблема заключалась в изучении представлений и способах использования педагогами профессиональных интернет-сообществ. Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что у педагогов представления и способы использования интернет сообществ будут отличаться в группах с разным стажем работы. Кроме того, какими мотивами руководствуются педагоги при вступлении в сообщество и каким образом реализуют свои профессиональные задачи.

 

Исследование проводилось в 2020-2021 году. В ходе исследования приняли участие 157 педагогов общеобразовательных средних школ г. Санкт-Петербурга, включенных в различные профессиональные интернет-сообщества и условно поделены по группам с разным стажем работы. Первая группа педагогов со стажем работы до 5 лет, вторая группа от 5 до 10 лет и третья группа стаж работы составил от 10 до 15 лет. Диапазон возраста педагогов составил от 25 до 45 лет. Для сбора эмпирических данных были использованы модифицированная методика «Незаконченные предложения», включающая блоки использование профессиональных интернет сообществ, положительные и отрицательные стороны этого использования, а также функциональность и анкета, отражающая вопросы эффективности, личного вклада, статуса и использования профессиональных сообществ. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета «Statistica 12.0» и включала частотный анализ, анализ средних значений и кластерный анализ.

 

Результаты ответов анкеты общей направленности включения и использования профессиональных интернет сообществ показало, что чем меньше стаж работы и чем моложе педагоги, тем больше они включены в профессиональные интернет-сообщества. Чаще всего ими используются платформы WhatsApp, Вконтакте, Facebook, педсовет (www.pedsovet.org), методисты (http://metodisty.ru), инфоурок, и другие. Педагоги, имеющие стаж работы более 10 лет, предпочитают использовать не более четырех профессиональных сообществ, к которым у них больше всего доверия. Кроме того, были выявлены 3% в этой группе испытуемых, кто не состоит в таких группах.

 

Обращаясь к результатам изучения статуса членов профессионального интернет-сообщества было выявлено, что самыми активными пользователями являются группа педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, тогда как группы педагогов до 5 лет и педагогов со стажем работы более 10 лет в 84% случаев отмечали статус в группе «состою в группе».

Оставить комментарий:

Рисунок 1 – Вовлеченность в профессиональные интернет-сообщества педагогов

 

Частота включения в профессиональные интернет-сообщества, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Частота использования профессиональных интернет-сообществ педагогами

 

Как видно из результатов, наиболее активное участие принадлежит более молодым педагогам, тогда как для группы педагогов от 5 до 10 лет более рационально используют свое время пребывания в профессиональных интернет- сообществах. Для группы педагогов со стажем работы более 10 лет предпочитают решать профессиональные задачи в реальном времени, чем проводить его в интернет среде.

 

Ответы на вопрос о возможностях расширения профессиональных контактов через профессиональное интернет-сообщество было отмечено во всех группах педагогов, а также качество предоставляемой информации в этих сообществах, поскольку более 90% отметили высокий авторитет предлагаемых материалов и возможности обсуждения профессиональных задач с компетентными коллегами.

 

Таким образом, результаты анкеты позволили выявить различия восприятии профессиональных интернет-сообществ и их роли в профессиональном развитии у специалистов с различным стажем. Педагоги со стажем до 5 лет полагают, что профессиональные интернет-сообщества являются неотъемлемой частью их жизни: проводят много времени в интернете, в основном являются активными пользователями, состоят в нескольких профессиональных интернет-сообществах. Они также считают, что их навыки совершенствуются в профессиональных интернет-сообществах, а профессиональные задачи решаются эффективнее и дают возможность расширение круга профессионального общения.

 

В группе педагогов со стажем от 5 до 10 лет характерно состоять в нескольких профессиональных интернет-сообществах, при этом 47% участников присутствуют там один-два раза в неделю, а другие 53% проводят там менее часа в день. Они отмечают, что их навыки совершенствуются в профессиональных интернет-сообществах, а профессиональные задачи решаются более эффективнее.

 

Для группы педагогов со стажем работы от 10 лет и выше предпочитают проводить меньше времени в интернет-сообществах и считают, что их навыки совершенствуются в профессиональных интернет-сообществах как возможность поделиться своими наработками, обмен данными и передача знаний, а вот профессиональные задачи по их мнению не решаются эффективнее.

 

Контент анализ незаконченных предложений показал, что восприятие интернет-сообществ отличается у специалистов с различным стажем. Участие в профессиональных интернет-сообществах позволяет педагогам со стажем до 5 лет общаться друг с другом решать профессиональные вопросы продвижения и трудоустройства. Для педагогов со стажем от 5 до 10 лет участие в профессиональных интернет-сообществах позволяет реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Обе указанные группы идентифицируют себя членами профессионального интернет-сообщества, в основном ощущают собственную значимость в профессиональном интернет-сообществе, имеют стремление к саморазвитию. менять себя и развивать сообщество.

 

Педагоги, имеющие стаж работы от 10 лет и больше, начинавшие свой профессиональный путь вне интернета, воспринимают профессиональные интернет-сообщества как часть информационного общества, веяние времени, часто состоят в них формально и по необходимости. Они считают недостатком отсутствие живого общения, полагают, что ничего не могут выразить в интернет-сообществе, только небольшая часть выражает свои знания. Плюсов интернет-сообществ большинство из них не видит, только небольшая часть отмечает широкие возможности профессиональных интернет-сообществ в обмене опытом, передаче знаний. Важно отметить, что необходимо привлекать указанную группу к профессиональным интернет-сообществам, так как участие в профессиональных интернет-сообществах обеспечивает распространение лучших педагогических практик.

 

Профессиональные интернет-сообщества педагогов обладают значительным потенциалом в плане решения профессиональных педагогических задач, связанных как с текущей деятельностью педагога, так и с его профессиональным саморазвитием, самообразованием, с расширением социальных контактов в среде коллег. Это мы наблюдает у начинающих педагогов со стажем до 5 лет и педагогов со стажем от 5 до 10 лет.

 

С ростом стажа работы педагогу становится важно не только решить какую-либо педагогическую проблему с использованием ресурсов сетевого сообщества, но и предложить это решение остальным, внести свой вклад в информационную базу сообщества, получить признание своего труда другими участниками. Это выявлено у 16% педагогов со стажем от 10 лет и больше. Необходимо привлекать данную группу к профессиональным интернет-сообществам, так как участие в них обеспечивает распространение лучших педагогических практик. Большая часть указанных преподавателей имеющих большой стаж работы, начинавшие свой профессиональный путь вне Интернета, воспринимают профессиональные интернет-сообщества совершенно иначе: как часть информационного общества, веяние времени, часто состоят в них формально и по необходимости.

 

Литература:

  1. Богдановская И.М., Королева Н. Н., Углова, А. Б., Психосемиотический анализ виртуальной самопрезентации российских учителей на основе данных из социальных сетей / А. Б. Углова, Н. Н. Королева, И. М. Богдановская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2020. – № 197. – С. 85-95. – DOI 10.33910/1992-6464-2020-197-85-95.
  2. Иконникова, Г. Ю., Лисовская Н.Б., Тужикова Е.С. Проблема цифровизации в современном образовании (на примере РГПУ им. А. И. Герцена) / Г. Ю. Иконникова, Н. Б. Лисовская, Е. С. Тужикова // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2. – № 2. – С. 150-156. – DOI 10.33910/2686-9527-2020-2-2-150-156.
  3. Сергеева Т. Ф., Рытов А. И. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования // МНКО. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-pedagogicheskie-soobschestva-kak-innovatsionnyy-resurs-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 31.01.2022).
  4. Тужикова, Е. С. Роль профессиональных интернет-сообществ в информационном обществе / Е. С. Тужикова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 12–14 апреля 2017 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017. – С. 230-232.