Тумалев А.В.

Тумалева Е.А.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Информационно-ресурсные базы в цифровой среде магистранта

В статье рассматривается проблема создания и использования информационно-ресурсных баз как системообразующих составляющих цифровых информационных сред магистерских исследований, предлагается классификация видов этих баз, приводятся результаты исследования.

Tumalev A.

Tumaleva E.

HSPU

 St. Petersburg, Russia

Information and resource bases in the digital environment of a master student

The article deals with the problem of creating and using information resource bases as backbone components of digital information environments of the master's program. The classification of the types of these resource bases is proposed and the result of the research is presented.

В научной литературе магистратура рассматривается как фундаментальная узкоспециализированная профессиональная подготовка, направленная на овладение магистрантом опытом профессиональной деятельности в контексте определенной ее отрасли, причем внимание акцентируется на исследовательской составляющей магистратуры, формирования исследовательской компетентности и исследовательского мировоззрения [2,4,6]  Новая цифровая реальность оказывает существенное влияние на развитие исследовательской деятельности. «Цифровая среда становится новым объектом профессиональной педагогической деятельности, самостоятельной обучающей сущностью с высоким уровнем алгоритмизации и автоматизации образовательных взаимодействий в достижении поставленных целей.» [3, с.8] Можно утверждать, что возникли новые научные объекты — например, большие данные, новые исследовательские вопросы — например, проблема открытых данных и открытого общества, новые способы исследования традиционных объектов — например, объемные информационно-ресурсные базы исследований.

Вопросы проектирования цифровых информационных сред и управления ими стали сегодня повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образование. В магистратуре идет речь о подготовке специалистов, владеющих современными инструментами работы с цифровыми данными и технологиями, способами их применения для исследования объектов, для получения новых результатов в различных областях гуманитарного знания. Одной из важнейших проблем информационно-ресурсного обеспечения образовательного и исследовательского процессов является проблема раскрытия их сущности как формы представления знания, его роли в социально-педагогических процессах, исследовании закономерностей формирования и распространения различных видов информационных ресурсов в образовании. [1] Важными системообразующими составляющими информационных сред магистрантов являются информационно-ресурсные базы разных типов. Это актуализирует проблему формирования знаний и информационно-ресурсных баз. Обоснование любого исследовательского решения требует диагностики ситуации, а, следовательно, актуализирует для магистрантов вопросы теории, методики и организации информационно-ресурсных баз научных исследований. О каких именно вопросах идет речь? Это прежде всего вопросы изучения и создания информационно-ресурсных баз исследовательской деятельности, как   сложного социального феномена, как в структурном, так и содержательном планах; создание каталога и  проведение анализа имеющихся информационно-ресурсных  баз, которые могут быть полезны в соответствии с темой исследования магистранта; освоение специфики компонентов информационно-ресурсных баз исследовательской деятельности в цифровой среде магистерского исследования; стимулирование у магистрантов профессионального интереса к использованию информационно-ресурсных баз, выработка способностей объективно, с профессиональных позиций анализировать новые цифровые информационные источники.

В фокусе внимания преподавателей новой магистерской программы "Цифровая образовательная среда и цифровые технологии» использование цифровых инструментов и создание цифровой образовательной среды, которая будет способствовать и качественному обучению, и мотивации, и обеспечит соответствующее профессиональное и социокультурное развитие личности студента.[5] Подготовка магистрантов, готовых на практике проектировать, создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-ресурсные базы в гуманитарных исследованиях, представляется возможной в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая входит в состав обязательных для магистратуры любого профиля в РГПУ им. А.И. Герцена. Цель данного раздела дисциплины – формирование умения анализировать, разрабатывать и использовать информационно-ресурсные базы для гуманитарных исследований и образования. Задачи данного раздела дисциплины – изучение историографии применения цифровых ресурсов, информационно-ресурсных баз и информационных систем в гуманитарных исследованиях, особенностей, возможностей и ограничений применения технологии, существующих подходов к созданию баз данных и проведению научных исследований на их основе, освоение технологии моделирования предметных областей, источников, проектирования и создания информационно-ресурсных баз. В числе практических навыков – формирование и развитие умения анализировать, разрабатывать и использовать информационно-ресурсные базы в гуманитарных исследованиях и образовании, в том числе на основе источников различных типов.

Цель проводимого авторами в течение 3-х учебных лет исследования заключалась в анализе результатов продуктивной деятельности будущих магистров – изучении продуктов, полученных магистрами в процессе проектирования и создания информационно-ресурсных баз, определенных потребностью их использования в процессе исследовательской деятельности по подготовке магистерского исследования.  Объект - подготовка магистрантов к профессиональной деятельности по развитию цифровой среды магистерского исследования за счет включения информационно-ресурсных баз. В качестве предмета исследования рассматривался процесс обучения магистрантов вопросам, связанным с проектированием и созданием информационно-ресурсных баз, как системообразующих составляющих цифровых информационных сред исследователя. В качестве основных исследовательских посылов были выбраны следующие: обучение и организация самостоятельной работы магистрантов по проблеме, связанной с проектированием,  созданием и поддержанием в актуальном состоянии информационно-ресурсных баз, где всё должно отвечать следующим требованиям:  преемственности при отборе содержания – содержание обучения базируется на компетентностях, сформированных у магистрантов на протяжении предыдущего периода обучения – бакалавриата; научности и систематичности, предполагающих последовательное изучение всех этапов разработки информационно-ресурсных баз, как составных частей единого процесса; профессиональной ориентированности, заключающейся в направленном вовлечении студентов в практическую деятельность по созданию, внедрению и сопровождению информационно-ресурсных баз, входящих в состав цифровой среды исследователя на всех его этапах;  применение метода проектов, как ведущего метода обучения, ориентированного на формирование у магистрантов представления о проектировании, как универсальном инструменте решения классов различных исследовательских задач и деятельности по развитию цифровых сред, что, в целом, будет способствовать формированию готовности будущих выпускников к участию в разработке, сопровождении и развитии цифровых информационных сред разного уровня, а также готовности к самообразованию в области проектирования и создания различных информационных систем.

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», как уже было сказано выше, изучается в магистратурах по разным направлениям: 44.01.01 – Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 05.04.06 Экология и природопользование, 39.04.02 Социальная работа, 04.04.01 Химия – Фундаментальная и прикладная химия и др. Содержание программы раздела представлено таким образом, чтобы, создать у магистрантов целостное представление об информационно-аналитической поддержке исследования, развить умение проведения и организации исследовательской деятельности на всех этапах подготовки магистерских диссертаций. Анализ опыта работы с магистрантами по перечисленным направления по более чем 15 магистерским программам показал, что можно провести классификацию информационно-ресурсных баз, создаваемых в процессе магистерского исследования. 1 вид – информационно-ресурсные базы источников информации, направленных на подготовку теоретико-методологической основы исследования. 2 вид – информационно-ресурсные базы, обеспечивающие практическую часть исследования, включая обработку экспериментальных данных, можно их условно обозначить, как материал-базы. 3 вид –информационно-ресурсные базы, обеспечивающие апробацию и диссеминацию результатов исследования.

Например, информационно-ресурсная база первого вида определяет базу исследования, это база для теоретического анализа, методологии, на которую опирается магистрант в своей работе. Потому что каждый исследователь строит не отдельную теорию вне зависимости от трудов других ученых. Он наслаивает новые результаты и полученные знания на полученные результаты ученых, чем определяется прогресс в науке. Важно одновременно обособлять свой труд и относить его к одной общей научной проблеме, которую уже рассматривали, что позволит определить актуальность магистерского исследованиянаучную новизну и теоретическую значимость.  Информационно-ресурсные базы второго вида полностью определяются проблематикой исследования и в одном случае это будет информационно-ресурсная база «Методики синтезов», целью создания которой является систематизация данных по конкретным методикам и описаниям проведённых экспериментов, что необходимо для того, чтобы не утерять данные в лабораторном журнале, а также легче сформировать экспериментальную часть исследования. В другом – «Ресурсы для подготовки школьников к ОГЭ по информатике», целью создания которой является сбор и систематизация полезных ресурсов, позволяющих учителю быстро ориентироваться в регламенте ОГЭ, подбирать задания, видеоматериалы, тексты и интерактивные задания для учащихся. Информационно-ресурсные базы третьего вида содержат информацию об учреждениях, сетевых сообществах, конференциях и пр., предоставляющих возможности для апробации результатов исследования и их продвижении.

Проведён сравнительный анализ результатов (продуктов) деятельности магистрантов 15 групп 1 курсов РГПУ им. А.И. Герцена (200 магистрантов): педагогическое направление: института информационных технологий и технологического образования (2 магистерские программы), института педагогики (11 магистерских программ дневного и заочного отделения), факультетов химии, биологии (по 1-ой программе), факультет географии (3 программы), институт восточных языков (2 программы) в течении 2020-2022 гг.

Для создания информационно-ресурсных баз 86% магистрантов использовали такие цифровые инструменты как табличный редактор Excel и GOOGLE-таблицы. Остальные использовали документы Word, Access, OneNote и др. В рамках изучения дисциплины на 1 курсе создавался проект информационно-ресурсной базы и важно было проследить жизненный цикл созданных проектов. Анкетирование, проведенное в конце 2 курса, показало, что около 46% магистрантов актуализировали и использовали созданные ресурсные базы в процессе исследования в том виде, в котором они были спроектированы в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», примерно 13% магистрантов не только использовали информационно-ресурсные базы, но и изменяли проекты, например, добавляли разделы в соответствии с развитием исследования. 

Создание информационно-ресурсных баз и управление ими в исследовательской деятельности магистранта это развитие цифровой среды магистерского исследования. Перспективы же продолжения исследования проблемы связаны с приоритетными направления развития информационно-коммуникационных технологий и связи, в том числе, встроенными программными приложениями, мобильными приложениями, переходом к программно-конфигурируемым инфраструктурам, таким как: PaaS (Platform as a Service); IaaS (Infrastructure as a Service); SaaS (Software as a Service). Ключевыми элементами при этом являются технологии виртуализации сетевых ресурсов и функций. В этих технологиях широко используется свободно распространяемое программное обеспечение. Указанные технологии обеспечивают существенное упрощение процедур управления сетевыми инфраструктурами, цифровую трансформацию и переход к мобильным процессам, сокращают затраты на создание и эксплуатацию информационно-ресурсных баз.

 

Исследование реализуется победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2021/2022 Стипендиальной программы Владимира Потанина (проект №ГСГК-032/22 "Цифровая образовательная среда и цифровые технологии».

 

Литература:

1. Железовская Г.И., Недогреева Н.Г., Львицына А.А. Методологический анализ информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20). С.92-95

2. Матвиевская Е.Г, Леденева А.В. Современные проблемы магистерского образования в России//Проблемы современного педагогического образования. -2018. Выпуск 59. Ч.2. - С.217-220

3. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. -2020. -384 с.

4. pяпицынa A.П. Особенности проектирования образовательного процесса в современной магистратуре // Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей IV Bcepoccийcкoй научно-практической конференции, посвященной Дню Российской науки. -Poccийcкий государственный педагогический университет. - 2017. - C. 151-160.

5. Тумалев А.В., Тумалева Е.А. Цифровые медиа как фактор социокультурного развития студентов//Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Выпуск 11. - СПб, СПОИСУ. - С.385-391

6. Чекалева Н.В. Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. -№11. - С224-236

комментарии: