gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Тумалев А.В.

РГПУ им.А.И.Герцена

Санкт-Петербург, Россия

andrey.tumalev@gmail.com

 

 

Социально-культурная и цифровая образовательная среда: неотъемлемость и баланс

 

  В статье рассматривается проблема трансформации социально-культурной среды в условиях современного цифрового взаимодействия, развитие цифровых профессий, возможные последствия «блэкаута».

 

 

 

Tumalev А.

HSPU

St. Petersburg, Russia

andrey.tumalev@gmail.com

 

Sociocultural and digital educational environment: inalienability and balance

 

  The article considers the problem of transforming the socio-cultural environment in the context of modern digital interaction, the development of digital professions, the possible consequences of the blackout.

    

 По Дарвину эволюция живых организмов есть процесс адаптации и выживания адаптировавшихся организмов в определенной среде. Если среда стабильна, возникает эффект привыкания организма к определенным процессам и видам пищи. В случаях изменения среды, выживают те, кто смог перепрофилироваться. В результате эволюции человек приобрел способность не только адаптироваться к различным жизненным условиям, но и умение адаптировать окружающую его среду к своим потребностям. Это стало возможным в глобальных масштабах, благодаря развитию технологий и изобретению различных инструментов. Научно-технический прогресс, обеспечивая удовлетворение потребностей индивида и социума, провоцирует изменения как в укладе жизни частного индивида, так и в социальной структуре, – происходит научно-техническая революция. На данный момент, в начале двадцать первого века, когда научное сообщество ещё не четко определилось с параметрами и характеристиками третьей научно-технической революции, как уже возникает четвертая [3]. Интернет вещей, беспилотные летательные аппараты и автомобили, трехмерная печать инструментов и даже домов на заказ, персонализация рекламы, индивидуализация жизни в целом – эти и множество других технологий уже проникают в нашу повседневную жизнь. Логично изменились потребности бизнеса, государства, общества в специалистах – повышаются требования к их квалификации. При этом, динамика изменений в мировом масштабе настолько высока, что существующая система образования естественным образом не успевает удовлетворить ожидания и реальные потребности общества. Люди учатся сами, переучиваются, меняют сферу деятельности и все реже работают по специальности, которая обозначена в их дипломах о высшем образовании. Отсюда вытекает проблема соответствия существующей системы образования и потребность создания предиктивных образовательных технологий, благодаря которым будущие поколения будут быстрее и безболезненнее входить в новые для них индустрии и меньше жалеть о «потерянном» времени. Однако, помимо задач обучения детей и подростков, возникает задача адаптации взрослого населения к новым технологиям, для решения которых института повышения квалификации не хватает принципиально. Неумение человека лично заниматься своим самообразованием становится неумением выживать.

 

 Академик Вернадский считал переход биосферы в ноосферу важным и эволюционно необратимым этапом прогресса. [1] Но едва ли он мог предполагать, что человечество из материальной действительности перейдет к освоению выдуманного – нематериального или виртуального пространства. Но оно есть, и есть специалисты, которые новую реальность создают и в ней работают. Кратко их можно сгруппировать следующим образом:

  1. Архитекторы – те, кто занимается написанием кода цифровой реальности, созданием алгоритмов обработки информации, различных нейросетей. Сюда относятся программисты различных специальностей, Big Data - аналитики и т.п.
  2. Контентмейкеры – те, кто занимается наполнением цифровой реальности, создает информацию. Сюда относятся как ученые, публикующие результаты своей научно-исследовательской деятельности, журналисты, певцы, так и любой другой индивид, публикующий что-либо в интернете.
  3. Коммуникаторы – те, кто разбирается в устройстве новой реальности и направляет потоки информации конечному пользователю. Сюда относятся смм-специалисты, таргетологи, веб-маркетологи и т.п.
  4. Конечные пользователи – те, кто, живя в мире реальном пользуется услугами, которые обеспечиваются миром виртуальным. Иначе говоря, обычные люди.

 Компетенции у этих специалистов фундаментально различны. При этом, обучение необходимым навыкам, знаниям и умениям можно будет применять исключительно и только в конкретно заданном узком участке цифрового пространства согласно определенным ограниченным способам, а вне этих условий профессионал становится бесполезен и непригоден для работы. Например, таргетолог ВКонтакте не способен вести таргет в Facebook без дополнительного обучения. Директолог Яндекса также не способен директировать Instagram. Со стороны, у этих специалистов одинаковый функционал – обеспечить просмотр конечным пользователем заказанной рекламодателем рекламы. Однако, конкретные действия и методы имеют индивидуальную специфику.

 

 Изначально, фундамент современного цифрового мира – сеть интернет – разрабатывался как средство коммуникации между людьми. Педагогический процесс – передача жизненного опыта от одного индивида к другому – является последовательностью коммуникаций, а значит, полностью логичным и закономерным является перевод образования из реальной среды в среду виртуальную. Электронное расписание, электронный дневник, чаты учеников, чаты родителей, чаты учеников с учителями, чаты учителей с родителями, личные порталы учителей, специальные порталы с рекомендуемой литературой – это и многое другое активно внедряется в работу современной российской школы. Для выполнения домашних заданий учащемуся теперь не хватает библиотек, он ищет информацию в интернете, а для этого ему нужен доступ туда – либо с помощью компьютера, либо с помощью смартфона. Но так ли безопасен такой подход к обучению? Согласно исследованиям нейрофизиологов, человеческий мозг является в среднем 2% массы всего организма и потребляет около 20% энергии. [2][4] При выборе задач – человек выбирает ту, что легче решить. Интереснее смотреть фотографии противоположного пола на платформе Инстаграм, нежели делать домашние задания, читая статьи на платформе Киберленинка. Соответственно, образуются и противники цифровизации образования, которые руководствуются логикой – чем меньше отвлекающих факторов – тем лучше пройдет педагогический процесс. Это проявляется как в частичных запретах смартфонов на уроках или же в школе, так и в полном отказе от электронных средств обучения и ограждения ребенка от сети интернет. Последнее практикуется в закрытых элитарных учебных заведениях британской аристократии и некоторых американских школах кремниевой долины. Рассматривая образование, как средство сохранения социальной системы и создания культурной общности, наряду с рекламой задающее ценностные установки, мечты и предлагающие модели поведения для индивида, возникает вопрос – по каким причинам наиболее требовательный к интеллекту своих членов слой общества не поддерживает использование новейших цифровых технологий для образования своих детей?

 

 Быт человека меняется, но не меняется сам человек. Соответственно, остаются прежними его потребности – как биологические, так социальные и культурные. Потребность в услугах и товарах, предоставляемых цифровой реальностью – потребность преимущественно культурная. Так как доступ к информации — это доступ к широкому богатству культур всего человечества. Любая культура же, была основана на определенном материальном базисе. Так и новые профессии цифровой реальности имеют корни в профессиях с цифровой средой не связанных. Следовательно, имеет место сочетаемость или взаимодополняемость этих профессий. Например, достаточно востребованная специальность – контент-менеджер – является аналогом журналиста, но пишущего или адаптирующего текст под заданную целевую аудиторию. И если для работы хорошему журналисту требуется фундаментальное филологическое образование, то для хорошего контент-менеджера достаточно говорения на языке аудитории, который далек от русского литературного и все больше напоминает смесь жаргонизмов с речью маргинальных слоев общества. Программистам не легче. Для создания серьезных работ требуется фундаментальное математическое образование, а для написания сайта – уже программисты перестали быть нужны, так как набирают силу алгоритмизированные конструкторы. Профессия – программист сайтов – уже успела и родиться, и умереть всего за два десятилетия. Однако, набирает обороты вакансия программист мобильных приложений, войти в которую быстрее и проще, чем в разработчика нейросетей.

 

 Тяжело далее продолжать такую стилистику. Суть проблемы – срочно нужны специалисты очень узкой специализации. Овладеть подобной специализацией (из алгоритмизированных, простейших, т.е. состоящих из понятных элементов-заготовок с моментальной визуализацией конструкторов к примеру) может даже школьник за месяц-полгода. Но, так как любой бизнес рассчитан и стремится к постоянной оптимизации бизнес-процессов, снижение затрат на производство и уменьшение ошибок – в цифровой экономике идет постоянная разработка новых алгоритмов/платформ/нейросетей, которые рано или поздно заменяют и этих вот оперативных специалистов. Безусловно, если же мы говорим о разработчиках алгоритмов/нейросетей, то тут без профильного профессионального физико-математического образования и не только не обойтись – тогда да, получается уникальный специалист. Но это больше относится к группе архитекторов, а их не большинство. Они как работали в НИОКР, так и будут в случае блэкаута работать над воссозданием систем. Контентмейкеры и коммуникаторы окажутся без дела. Причем коммуникаторов ещё раньше уничтожат именно алгоритмы персонализации контента и рекламы. В частности, комплексы такого типа как умный дом, интернет вещей и прочие источники Big Data – работа, которая выполняется людьми сегодня плавно перетекает в руки Big Data - аналитиков. При этом, в этой ситуации, системной ситуации постоянного развития, нет никакой антииндивидуальности или попытки кому-либо сделать плохо. Телефоны определяются по геолокации, трафик парсируется, доступ к микрофону есть практически у всех приложений на частном смартфоне. Коммуникаторов в реальной жизни определяют только типом «посредник» или «сводница».

 

 С заменой контентмейкеров сложнее. Если смотреть на аудиовизуальный контент как на набор стимулов для сенсорной системы человека, задача которых в своей последовательности удерживать внимание зрителя – на основе его предыдущих предпочтений можно сделать прекрасную ловушку или паутину, в которую человек «залипает», как у Г. Катнера в романе «Ярость». В случае блэкаута – все медиа, журналисты, поэты, блогеры, фильмейкеры и т.д. останутся не у дел. Опять же, блэкаут - это кризис. А если смотреть на историю – театр, опера, балет и т.д. – всё это создавалось для развлечения сугубо правящих слоёв общества. Тут, как всегда можно увидеть закономерность – сперва все для военной отрасли и элит, и только потом для всех остальных. Но при этом оставалось «народное творчество» в его натуральном выражении, не имея массы зависимых не от организма приспособлений люди обладали большим количеством реальных навыков и умений.

 

 Допустим происходит блэкаут. Компьютерный вирус, геокатаклизм уничтожающий кабеля поддерживающие Интернет, солнечный всплеск или теракт эми-бомбой. Идет парализация финансовой системы, т.к. и VISA, и Mastercard, и МИР – все идет через спецканалы, но всё того же Интернета. Нарушение товарно-денежного оборота в производственных цепочках промышленных предприятий России в 90-е годы мы ещё помним. Голод, холод, бандитизм, моральная деградация. При том, что ресурсы были, доставлялось продовольствие, были все возможности для закупок за границей. Но не в полной мере готовы люди к катастрофам. Блэкаут – это нарушение и связей, и финансового оборота. Большая часть ресурса «деньги» хранится в цифровом виде. Так что кто-то может сделать вывод о том, что неактуальность сотрудников виртуального рынка труда несущественная проблема на этом фоне. Поэтому, вопрос готовности общества к катастрофам – это вопрос военно-полевой подготовки, подготовки к выживанию в реальной жизни, знание сельского хозяйства и прочие уже сейчас кажущиеся не актуальными для городского жителя навыки.

 

 Марк Цукерберг в одном из своих постов написал, что в будущем Facebook и прочие сервисы, по факту будут всечеловеческой витриной, на которой индивид будет представлять свою ценность для прочих индивидов и всего человечества. То есть помимо основной профессии, человеку желательно иметь какое-то рукодельное хобби, к примеру игра на музыкальном инструменте, изготовление деревянных игрушек и прочих различных видов деятельности, результатом которой является сугубо эстетическая ценность. К тому же всё это развивает мелкую моторику пальцев, а значит и задействует больше зон человеческого мозга, что в совокупности с основной работой не только приносит удовлетворение и успокоение, но и улучшают кровоток в мозге, развивают сосудистую систему. В комплексе это способствует значительно более пролонгированному сохранению рассудка и работоспособности. То есть эта витрина вкупе с социальным одобрением является машиной добровольно-принудительного саморазвития человека и продления его рабочей жизни. Здесь важно воспитать в людях уважение и любовь к труду. Всё это уже переходит к вопросам создания абсолютно новых глобальных регуляторов будь то «министерство информации» или что-то иное, призванное регулировать и определять баланс реального мира и цифровой реальности, где образование с его видимыми цифровыми привилегиями должно занять чуть ли не половину пространства. В подчинении такого регулятора оказываются образование, все медиа и т.д., а базовой функцией – контроль и анализ информационных потоков.

 

Литература:

  1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012.
  2. Перлмуттер Д., Колман К. Здоровый мозг: Программа для улучшения памяти и мышления. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  3. Яницкий О. Н. Четвёртая научно-техническая революция и глубинные изменения процессов глобализации // Вестник Института социологии. 2017. № 21. C. 12-34. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.21.2.452 (дата обращения: 24.02.2020).
  4. Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G. Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age (англ.) // Archives of pathology & laboratory medicine (англ.) русск. : journal. — 1980. — Vol. 104, no. 12. — P. 635—639. — PMID 6893659.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Минин Никита:

 

Данная статья мне интересна тем, что в ней рассматривается проблема трансформации социально-культурной среды в условиях развития современного цифрового общества и что с ней произойдёт в условиях блэкаута. Автор статьи считает, что любая современная цифровая профессия является более современной трансформацией какой-либо базовой профессии прошлого и при овладении новыми профессиями будущие специалисты должны сочетать умения и навыки прошлого и настоящего для того, чтобы противостоять любым социальным катаклизмам.

 

22.03.2020 22:19

Александра Семенова:

 

Большое спасибо, было очень интересно прочесть Вашу статью!
Скажите, не кажется ли Вам чересчур категоричным заявление о том, что таргетолог (и прочие -тологи) одной из социальных сетей не способен осуществлять ту же деятельность в другой сети? Неужели человек, обладающий определённой системой знаний в профессиональной области, не способен адаптироваться к новой сети без дополнительного обучения?

 

22.03.2020 22:28

Брондзя Дарья:

 

В статье представлена информация, которая является основой для размышлений о том, как будет развиваться общество, какие ценности будут у будущих поколений, какие ориентиры необходимо выбрать сейчас для создания прогрессивного будущего.
Я разделяю позицию автора относительно необходимости создания регуляторов, которые бы контролировали и анализировали информационные потоки. Я думаю, что интеллектуальные технологии в будущем смогут выполнять функцию регулятора.

 

23.03.2020 00:01

Бех Анжелика:

 

Интерес в данной статье вызвали несколько тезисов, один из которых говорит о том, что игнорировать интернетизацию общества невозможно, т.к. сложно жить в современном мире, в окружении экранов , но мысленно пребывать в прошлом, словно до создания инф. технологий. При этом, абсолютно верно подмечено, что многие учебные заведения ограничивают доступ своих учеников к гаджетам и инт. коммуникациям, что вызывает несомненный интерес. Наиболее точной показалась мысль о соблюдении баланса в использовании цифровых благ современного общества.

 

23.03.2020 00:02

Андрей Владимирович Тумалев:

 

Искренне благодарю коллег, проявивших интерес к моей небольшой работе, и говорю отдельное спасибо за комментарии, которые побуждают меня к дальнейшему движению! Разрешите несколько слов в качестве ответов и ремарок:

«Скажите, не кажется ли Вам чересчур категоричным заявление о том, что таргетолог (и прочие -тологи) одной из социальных сетей не способен осуществлять ту же деятельность в другой сети? Неужели человек, обладающий определённой системой знаний в профессиональной области, не способен адаптироваться к новой сети без дополнительного обучения?»

- Иногда оставлял достаточно жёсткий слог специально и это сработало, хотя здесь я не пытался сделать заявление, а описывал реальную ситуацию и неотъемлемость дополнительного обучения при переходе специалистов определённого уровня подготовки, коих становится всё больше. Факторов несколько, например, то, что «заточка» специалиста в ВК происходит с расчётом на скорость и значительный объём, далее происходит привыкание к данной цифровой среде – его профессиональной реальности. Переориентирование – процесс, в итоге непростой, что я наблюдал неоднократно в личной профессиональной практике, как в образовательной, так и бизнес-сфере. Система знаний, если она есть, как раз и определяет его возможности и Вы абсолютно правы, а здесь я отношу это к системе элементарных навыков, т.к. в данных специальностях система подготовки – это, зачастую, простое «натаскивание» по заданным действиям.

«Автор статьи считает, что любая современная цифровая профессия является более современной трансформацией какой-либо базовой профессии прошлого и при овладении новыми профессиями будущие специалисты должны сочетать умения и навыки прошлого и настоящего для того, чтобы противостоять любым социальным катаклизмам.»

- Новая мысль – замечательно! О долженствовании не думал, говоря о корнях и, внутренне рассуждая о законах развития. Интересно было бы подумать о том, что можно предложить какую-нибудь мотивационную схему по «прошлосмежным», если можно так выразится, вариантам и кого-то это заинтересует. Прямая трансформация конечно есть не всегда. Спасибо!

 

25.03.2020 22:48