gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Симонова Л.В., Зинченко Т.В.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

1simonova@mail.ru, tvz-2005@mail.ru

 

Подготовка учителя начальных классов к использованию на уроках электронных образовательных ресурсов при изучении живых организмов

 

  Статья посвящена проблеме включения цифровых образовательных практик в процесс подготовки будущих учителей начальных классов к использованию электронных образовательных ресурсов при изучении живых организмов на уроках окружающего мира. В работе рассматриваются примеры ресурсов для младших школьников, изучаемых студентами при освоении теоретических основ естествознания.

 

Simonova L.V., Zinchenko T.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Preparing a primary school teacher for use in the lessons of electronic educational resources in the study of living organisms

 

  The article is devoted to the problem of including digital educational practices in the process of preparing future primary school teachers to use electronic educational resources in the study of living organisms in the lessons of the surrounding world. The paper considers examples of resources for primary schoolchildren studied by students in the development of the theoretical foundations of natural science.

 

  На современном этапе развития начальной школы естественнонаучное образование младших школьников осуществляется в условиях вариативности программ и учебников, соответствующих действующему ФГОС НОО и входящих в федеральный перечень учебников. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» сегодня реализуется в программах более чем 10 различных учебно-методических комплектов. Это обуславливает при подготовке будущих учителей начальных классов необходимость перехода от тематической подачи содержания образования в виде конкретных тем к его блочному рассмотрению в виде базовых понятий. Одними из ведущих базовых понятий предмета «Окружающий мир» являются понятия «растение», «животное», «живые организмы». Термин «живые организмы» традиционно используется в начальной школе вместо термина «организмы», чтобы подчеркнуть учащимся, что растения и животные обладают всеми основными признаками жизни, рассматриваемыми в предмете «Окружающий мир», т.е. рождаются, дышат, питаются, растут и развиваются, размножаются, умирают и др.

 

  По содержательной наполненности учебный предмет «Окружающий мир» занимает одно из ведущих мест среди дисциплин первой ступени общего образования. Он объединяет знания как естественных наук, так и социально-гуманитарных наук, решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи ознакомления учащихся с миром природы, в т.ч. и миром живых организмов. Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является «формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой» [1, с.270]. Учителю важно стараться привлечь внимание детей к изучению многообразия растений и животных, показать учащимся роль и место растений и животных в природе и жизни человека, сформировать у учеников эмоционально-ценностное отношение к живым организмам, научить ценить и любить растения и животных, бережно к ним относиться и помочь учащимся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, освоить доступные способы изучения природы (в т.ч. умения проводить наблюдения и измерения в природе, ставить опыты) и основы адекватного природосообразного поведения в окружающей природной среде.

 

  Важной особенностью изучения предмета «Окружающий мир» является использование широко спектра разнообразных источников информации, что обуславливает необходимость освоения младшими школьниками различных способов извлечения информации [2]. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются одной из составляющих механизма реализации ФГОС НОО в практике обучения в начальной школе, средством достижения планируемых результатов учащихся по предмету «Окружающий мир» [3]. Широкое использование ЭОР, размещенных в общедоступных федеральных и региональных хранилищах информационных и цифровых образовательных ресурсов, способствует созданию условий для повышения качества естественнонаучного образования младших школьников, позволяет визуализировать природные объекты, процессы и явления, которые скрыты или мало доступны непосредственному восприятию учащихся, а также могут быть опасными при непосредственном наблюдении и изучении учениками, мотивирует учащихся к самостоятельному познанию доступных природных объектов и явлений. Наиболее значимыми сегодня в преподавании учебного предмета «Окружающий мир» являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) – открытые образовательные модульные мультимедиа системы, имеющие высокоинтерактивный, мультимедийно-насыщенный контент. В них могут использоваться все пять новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность [2,3,4]. Использование ЭОР НП в процессе изучения учебного предмета «Окружающий мир» помогает учителю включать младших школьников в активные, деятельностные формы взаимодействия учащихся с электронными ресурсами.

 

  В условиях модернизации педагогического образования в России процесс подготовки будущего учителя начальной школы должен развивать его готовность на новом качественном уровне решать профессиональные задачи: видеть ребёнка в образовательном процессе; изучать его возможности, потребности, достижения в области образования; осуществлять обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использовать технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; формировать образовательную среду для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост; проектировать содержание программ учебных предметов и современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы и др. [5].

 

  Использование информационных технологий позволит учителю начальных классов ориентироваться в современных подходах к содержанию, структуре, методическому сопровождению процесса изучения живых организмов в начальной школе, рационально осуществлять поиск информации, ее преобразование, хранение. Кроме того, адаптировать этот материал к уровню восприятия, понимания и осмысления младшими школьниками, поможет грамотно предъявлять его на уроках окружающего мира, визуализируя трудно понимаемые детьми природные процессы жизнедеятельности растений и животных. Традиционными средствами это решить не всегда возможно, так как школа не располагает целостными УМК, достаточным набором живых и фиксированных (гербарии, коллекции, чучела) растений и животных различных систематических групп природных зон России. Такими эффективными средствами могут стать электронные образовательные ресурсы, разработанные специалистами, например ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы», созданный коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена совместно с ООО «Кирилл и Мефодий» и размещенный в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [6,7].

 

  Одной из особенностей реализуемой сегодня в институте детства РГПУ им. А.И. Герцена образовательной программы по подготовке бакалавра является усиление практической направленности в подготовке будущего учителя начальной школы, которая предполагает включение и информационных технологий при освоении обучающимися теоретических основ естествознания в ходе изучения дисциплины «Естествознание», входящей в модуль «Естествознание и обществознание в начальном образовании» и интегрирующей в своем содержании естественнонаучное содержание таких наук, как ботаника, зоология, экология [8,9]. В результате изучения дисциплины студенты овладевают содержательной интерпретацией естественнонаучных знаний для решения образовательных задач; способами ориентирования в разнообразных источниках естественнонаучной информации; основами грамотной профессиональной речи в области естествознания. Использование информационных технологий в обучении бакалавров способствует изменению характера их учебной деятельности, помогает им освоить большие массивы естественнонаучной и методической информации, современные технологии обучения, воспитания и развития младших школьников, без которых работа по ФГОС НОО и изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе будут малоэффективными, не обеспечивающими полноценное развитие учащихся и не соответствующими современным требованиям практики начального образования. Организация части лабораторных занятий по дисциплине «Естествознание» предполагает фронтальную и самостоятельную работу обучающихся с интерактивными ЦОР и ЭОР биологического содержания, использование метода наблюдения для характеристики процессов жизнедеятельности живых организмов и выявления условий, в которых эти процессы протекают в природе, обсуждение результатов, полученных студентами. Проведение занятий в такой форме помогает будущим учителям не только самим разобраться в естественнонаучном, экологическом и фенологическом содержании дисциплины, но и познакомиться с технологическими возможностями ЭОР и их включением в образовательную практику начальной школы.

 

  Так изучение процессов жизнедеятельности организмов в начальной школе – достаточно сложная проблема [4]. Постановка опытов, в частности, по физиологии растений требует наличия специального места для опытов, лабораторного оборудования, специальных знаний и практических умений у учителя начальных классов: как поставить опыт, создать необходимые условия для растения, довести опыт до конца, продемонстрировать результат опыта учащимся на уроке, обсудить результат и сделать выводы.

 

  Процесс питания растений включает в себя почвенное (минеральное) и воздушное питание (фотосинтез). Чтобы продемонстрировать эти процессы необходимо поставить ряд опытов, что трудно осуществить учителю начальных классов. Поэтому анимация «Питание растений» [6] поможет учителю последовательно познакомить учеников с условиями, протеканием и результатами процессов, происходящих в растении. Визуализация процессов, скрытых для непосредственного наблюдения в природе, сопровождается в данной анимации комментариями диктора, где даются объяснения происходящему на экране. Сложный процесс питания растений становится видимым, наглядным и понятным младшему школьнику. Возможность повторного воспроизведения анимации, остановки на тех моментах, которые требуют детального повторного рассмотрения, создает благоприятные условия для успешного изучения учениками этапов процесса питания растения. Бакалавры завершают работу с анимацией «Питание растений» составлением обобщающих графических схем «Почвенное (минеральное) питание растений» и «Воздушное питание растений (фотосинтез)», которые обсуждаются на лабораторном занятии при проверке результатов работы. Студенты также фиксируют свои варианты включения данного ресурса в изучение содержания предмета «Окружающий мир», а затем в следующем семестре при освоении дисциплины «Методика изучения естествознания в начальной школе» возвращаются к ним и обсуждают, как использовать этот ЭОР с разными дидактическими целями и на каких этапах урока окружающего мира. Результатом такой работы становятся разработанные фрагменты уроков с использованием ЭОР.

 

  Целесообразно использовать на занятиях по дисциплине «Естествознание» и анимационные сюжеты: «Развитие растения из семени», «Развитие насекомого», «Развитие рыбы», «Развитие лягушки» [6]. Это обусловлено возможностями информационных технологий сделать наглядным процесс осмысления последовательности этапов развития растительного и животного организмов в соответствии с естественнонаучными закономерностями [10]. На экране появляется только та информация, которая актуальна для каждого конкретного этапа развития организма, что избавляет учителя от необходимости проводить одновременное обсуждение этапов развития организма и их фиксацию. Студенту важно увидеть, что в данных динамических моделях, стрелки показывают последовательность этапов развития, а затем на уроке обратить на это внимание детей. Необходимо подчеркнуть, что формированию у детей умения «читать» схему, рассказывать по ней, составлять схему с помощью учителя или самостоятельно следует уделять значительное внимание при изучении темы «Развитие живых организмов», поскольку эта работа оказывает большое развивающее воздействие на учащихся. Язык схем достаточно универсален, и опыт его использования, несомненно, пригодится младшим школьникам в будущем – в основной школе при изучении естественнонаучных дисциплин. Развитию умения работать со схемами помогают «слепые» схемы, на которых ребенок должен определить, что изображено, рассказать о процессе, устно подставить в пустые «кружочки» определенные объекты. Если кто-либо из детей испытывает затруднения при выполнении такого задания, он может ограничиться воспроизведением знаний по готовой схеме, предъявляемой на экране в конце каждого анимационного сюжета.

 

  Самостоятельная работа студентов с интерактивным заданием «Осенние изменения в жизни зверей» [6] нацелена на знакомство с таким сезонным явлением как линька, характерным для всех млекопитающих [10]. Этот процесс перестройки в работе организма позволяет животным подготовиться к зиме и пережить ее в наиболее благополучном режиме. Итак, в ходе линьки перестраивается работа всего организма: меняются ритмы, меняются особенности химического состава клеток и тканей, происходит запасание жиров или подготовка к спячке или зимнему сну, меняется и шерсть. Все млекопитающие в ходе осенней линьки меняют шерсть с летней на зимнюю. Весной происходит обратная линька. Летняя шерсть у млекопитающих состоит в основном из остистых, довольно жестких волос. В зимней же шерсти большую долю составляют пуховые волосы – мягкие, короткие и пушистые. Густой подшерсток создает воздушную прослойку и не позволяет телу переохлаждаться. Таким образом, животные летом не перегреваются, а зимой не замерзают. Для некоторых животных характерны и изменения окраски шерсти.

 

  Осуществляется работа с заданием следующим образом: обучающийся сначала читает текст задания, рассматривает изображения зверей, представленные справа и слева от двух центральных окон, выбирает заинтересовавший его объект, который по щелчку «мыши» автоматически перемещается в центр поля, где становится возможным наблюдение изображения выбранного животного сначала в «летнем наряде», а рядом – в «зимнем наряде». Сопоставление сезонных изменений во внешнем виде зверя позволяет сначала выделить отличительные признаки, а затем прочитать небольшой пояснительный текст, рассказывающий об изменениях в жизни этого зверя осенью, и сравнить информацию, полученную при самостоятельном наблюдении изображений и при прочтении пояснительного текста о сезонных изменениях в его жизни осенью. После самостоятельной работы с этим ресурсом важно обсудить с обучающимися выбор правильного вывода.

 

  Таким образом, мы видим, что подготовка учителя начальных классов к использованию электронных образовательных ресурсов при изучении живых организмов предполагает два этапа. Первый этап включает освоение естественнонаучной основы и одновременное знакомство с технологическими возможностями ЭОР биологического содержания. Второй этап – методическое сопровождение образовательной практики младших школьников по изучению жизнедеятельности растений и животных.

 

  Подобная подготовка будущего учителя начальных классов поможет ему полноценно использовать ЭОР биологического содержания в предмете «Окружающий мир» и улучшить его подготовку к работе в современном информационном пространстве при реализации профессиональной деятельности.

 

Литература:

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Симонова Л.В., Зинченко Т.В. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации нового образовательного стандарта// Герценовские чтения. Начальное образование. – СПб, 2014. Т.5. №1. С.261-273.
  3. Симонова Л.В., Зинченко Т.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент достижения младшими школьниками планируемых результатов при изучении предмета «окружающий мир»// Герценовские чтения. Начальное образование. – СПб, 2018. Т.9. №1. С.145-158.
  4. Симонова Л.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в предмете «Окружающий мир»// Герценовские чтения. Начальное образование. – СПб, 2012. Т.3. №1. С. 199-209.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование стандарт/ Минобрнауки России. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (Дата обращения 10.02.2020).
  6. Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы: интегрированный учебно-методический комплект: инновационный учебный материал/ ООО «Кирилл и Мефодий»; Лаптев В.В., Баранова Е.В., Гогун Е.А., Елизарова И.К., Зинченко Т.В., Ивашова О.А., Кузнецова Е.С., Останина Е.Е., Савельева Л.В, Симонова И.В., Симонова Л.В., Щеголева Г.С. – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/ (Дата обращения 15.02.2020).
  7. Симонова Л.В., Кузнецова Е.С., Зинченко Т.В. Использование инновационного учебно-методического комплекса «Открываем законы родного языка, математики и природы» в курсе «Окружающий мир»// Вестник Ярославского регионального отделения Российской академии естественных наук. – Ярославль, 2012. Т.6. №1. С.58-61.
  8. Симонова Л.В., Зинченко Т.В., Калинина М.И. Естественнонаучная и методическая подготовка учителей начальных классов в институте детства РГПУ им. А.И. Герцена// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб, изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. №188. С.31-39.
  9. Симонова Л.В., Зинченко Т.В. Естественнонаучная и методическая подготовка учителя начальных классов в РГПУ им. А.И. Герцена: от специалиста к бакалавру// Герценовские чтения. Начальное образование. – СПб, 2017. Т.8. №1. С.308-320.
  10. Симонова Л.В., Кузнецова Е.С., Зинченко Т.В. Методические рекомендации по использованию интегрированного учебно-методического комплекта «Открываем законы родного языка, математики и природы»: Окружающий мир. – СПб, 2007. – Часть 4. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21294122 (Дата обращения 15.02.2020).

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Владислав Меркулов:

 

Статья показалась мне очень интересной. Возникли вопросы к авторам.
Как вы видите внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках, когда большая часть школ в стране не обеспечена в должной мере техникой для реализации этой идеи?
Также хочется уточнить, что преподаватели начальной школы - это в основном учителя - люди старшего поколения. Как на ваш взгляд обучать таких людей ИКТ технологиям? Это требует специфического подхода.

 

21.03.2020 01:08

Дарья Попович:

 

Статья обращена к по-настоящему важной проблеме. Действительно, предмет "Окружающий мир" должен быть максимально насыщен как разного рода интеракциями, так и наглядными материалами. Поэтому, безусловно, применение информационных технологий играет огромную роль в освоении младшими школьниками данного предмета.
Однако у меня возник следующий вопрос: может ли из-за доступности информационных технологий возникнуть риск полного отсутствия "живого" общения с "окружающим миром"? К сожалению, отечественные программы не предусматривают, например, проведение экологических школ, образовательных походов, пикников и т.д. - активностей, столь популярных в западной системе образования и столь впечатляющих детей рассматриваемой возрастной группы. Возможно ли, что по мере бОльшего освоение информационных технологий на уроках по предмету "Окружающий мир" тенденция к включению в программу описанных мною ваше активностей угаснет вовсе?

 

22.03.2020 00:33

Татьяна Зинченко:

 

Уважаемая Дарья! Спасибо за внимательное прочтение нашей статьи. Мы с Вами согласны, что изучать природу нельзя без непосредственного общения с самой природой. Невозможно без этого сформировать понимание ценности природы и ценности жизни. Активности нужны. Но предлагаемые Вами формы активности не могут быть реализованы силами учителей начальных классов, здесь необходимо участие специалистов - биологов, экологов, географов, готовых и способных работать с младшим школьным возрастом. Для организации экологической школы нужна материальная база, которой в начальной школе нет. Предлагаем Вам ознакомиться с нашей новой статьей, размещенной в электронной научной библиотеке eLIBRARY.RU: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42553925, где мы рассматриваем один из возможных путей решения данной проблемы.
С уважением авторы статьи.

 

24.03.2020 20:49

Татьяна Зинченко:

 

Уважаемый Владислав! Благодарим Вас за прочтение нашей статьи!
Хотим отметить, что затронутая Вами проблема существует и актуальна. Вопросами переподготовки учителей с очень большим стажем работы в школе мы непосредственно не занимаемся. Возникает вопрос, какие специалисты должны осуществлять эту работу? Вы правы, нужен особый подход. Для подготовки этой категории учителей начальной школы к работе с ИКТ-средствами стоит привлекать как специалистов по изучению окружающего мира (или другого предметного содержания), так и специалистов по работе с информационно-коммуникативными технологиями. С другой стороны, важно, чтобы сами обучающиеся имели готовность, желание и необходимость в овладении новыми информационными технологиями.
К сожалению, повлиять на качество технического оснащения школ России мы не можем.
С уважением Симонова Л.В. и Зинченко Т.В.

 

24.03.2020 21:06