gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Шехтман Е.И.

доктор военных наук, профессор

директор техникума

director@sptgt.ru

Шутов И.Н.

кандидат педагогических наук, доцент

преподаватель техникума

shutov@sptgt.ru

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта – структурное подразделение ФГОУ ВО «Петербургский государственный

университет путей сообщения Императора Александра I»

 

 

Проблемные вопросы инновационной подготовки специалистов среднего звена для обслуживания цифровых технологий

на рельсовом транспорте

 

  В статье поставлены вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся железнодорожного техникума, соответствующих требованиям работодателя. Предложены варианты использования высокотехнологичного оборудования при обучении специалистов среднего звена и инновационных изменений взаимовоздействия всех заинтересованных участников процесса обучения в информационной среде.

 

Shekhtman E.I.

director

director @sptgt.ru

Shutov I.N.

college lecturer

shutov@sptgt.ru

Railway Technical college

St. Petersburg, Russia

 

Problematic issues of innovative training of mid-level specialists for work on the digital railway

 

  The article raises the questions of the formation of professional competencies of students of a railway technical college that meet the requirements of the employer. Variants of using high-tech equipment for training mid-level specialists and innovative changes in the interaction of all interested participants in the learning process in the information environment are proposed.

  

 

  Вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся становятся принципиальными в парадигме среднего профессионального образования, поскольку требования работодателей к нашим выпускникам определяются запросами к работникам массовых профессий будущего в перспективе 2030 г. и далее. Принципиально изменились технологии управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, последовательно внедряется концепция «Цифровая железная дорога», что требует от преподавательского корпуса средних специальных учебных заведений сделать процесс обучения максимально коротким и результативным. Как тратить меньше времени на аудиторные занятия и всегда иметь актуальные, даже опережающие знания и навыки в профессиональной среде, как обеспечить в ходе практических занятий, учебной и производственной практики освоение коммуникативных компетенций для работы на производстве – эти вопросы находятся на острие всех проблем, которые приходится решать в ходе повседневной деятельности техникума железнодорожного транспорта.

 

  Мы высоко ценим сотрудничество с учеными РГПУ имени А.И. Герцена, обосновавшими логику создания и развития высокотехнологичной образовательной среды для общения всех участников на всех уровнях образовательного процесса. Шесть преподавателей нашего техникума закончили или продолжают освоение различных магистерских программ в Герценовском университете, внедряют инновационные технологии в образовательный процесс, делятся полученными знаниями на открытых уроках, педагогических конференциях и в других формах методической работы. Электронная образовательная среда становится также основным средством самостоятельной работы обучающихся как в учебной работе, так и при внеклассных мероприятиях, а также в исследовательских проектах обучающихся. Вокруг нас появляются новые гаджеты, которые совершенно необходимо использовать в решении познавательных задач [1]. Когнитивные способности наших студентов позволяют им легко справиться с программным обеспечением современных компьютерных тренажеров, найти подсказку в обучающих программах. Преподаватель сегодня теряет свою уникальность в качестве единственного носителя знания, его роль постепенно меняется. В недалеком будущем преподаватель станет наставником и организатором дискуссий, а также сопровождающим каждого обучающегося по собственной образовательной траектории. Казалось бы, преподавателю остается канцелярская работа по фиксированию результатов процесса, но нам представляется эта функция в первом приближении как формирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося, но в глобальном значении как оформление таланта в системе образования, воспитания, культуры.

 

  Контингент обучающихся составляет в нашем техникуме около 2000 человек в т.ч. по дневной форме 1400 студентов. Подразделения ОАО «Российские железные дороги» заинтересованы в наших выпускниках, поэтому заключают договоры о целевой подготовке с нашими обучающимися, которые составляют в контингенте 1/5 часть. Предприятия обеспечивают целевиков оплачиваемыми рабочими местами на все виды практики, форменной и специальной одеждой, а также материальной поддержкой на период обучения. Но мы учим всех и даем возможность получить среднее образование тем, кто уже не вернется в общеобразовательную школу. Эти ребята направляются на практику в Петербургский метрополитен и трамвайные парки ГУП «Горэлектротранс». Иностранные студенты, не имеющие российского гражданства, проходят практику в лабораториях на базе техникума. Все они получают доступ к электронным образовательным ресурсам. На сайте техникума http://www.sptgt.ru/students/training_materials размещены основные учебно-методические материалы по всем специальностям и направлениям подготовки. Широко используется в учебном процессе «единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru), в котором предоставлен свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. В индивидуальной работе с обучающимися находим много интересных материалов на сайте cyberleninka.ru научной электронной библиотеки «КиберЛенинка», которая построена на парадигме открытой науки (Open Science).

 

  Основным работодателем остается для наших выпускников Октябрьская железная дорога – территориальный филиал ОАО «Российские железные дороги». На распределении эта структура забирает более половины наших выпускников.

 

  В начале 2020 г. в ОАО «Российские железные дороги» состоялась встреча Генерального директора О.В. Белозёрова и ректоров транспортных университетов, в структуре которых сегодня находится среднее профессиональное образование в различных видах (как факультеты, как филиалы, как структурные подразделения – наш случай). Было принято решение об оснащении университетских комплексов современным оборудованием, которое поддержали Министр транспорта РФ Е.И. Дитрих и руководитель Росжелдора В.Ю. Чепец. Министр отметил значимость отраслевого образования и призвал включиться в реализацию задач, поставленных Президентом РФ В.В. Путиным в послании к Федеральному собранию в 2020 г. Вот почему нынешний год становится переломным в организации совместной работы ОАО «РЖД» и отраслевых учебных заведений, в том числе по обеспечению потребности холдинга в специалистах для цифровой железной дороги, решению задач по совершенствованию образовательного процесса, содействие развитию их инфраструктуры, повышению квалификации педагогических кадров.

В нашем техникуме исторически сложились формы взаимодействия с подразделениями железнодорожного транспорта, что отметил ректор нашего университета путей сообщения А.Ю. Панычев, который обратил внимание руководителей отрасли именно на проблемы среднего профессионального образования, даже на фоне повышенного спроса на техников [4]. Министр транспорта Е.И. Дитрих продолжил эту тему, подтвердив, что в транспортной сфере по-прежнему ощущается острая потребность в специалистах со средним профессиональным образованием, поэтому отрасли важно развивать сформировавшиеся в университетских комплексах механизмы взаимодействия учреждений СПО с головными вузами. Была подписана Программа взаимодействия ОАО «Российские железные дороги» с вузовскими комплексами железнодорожного транспорта.

 

  На высочайшем уровне рассмотрены вопросы железнодорожного профессионального образования, именно как социальной среды, определяющей в которой становится формирование человечности, развитие культурного горизонта личности. Мир продолжает меняться, и скорость изменений увеличивается. Невозможно бороться с концепцией всеобщей цифровизации — нужно принять ее и понять, как в нее можно встроиться. В логике наших рассуждений цифровизация — это в меньшей степени про информационные технологии, а в большей — про культуру, про изменения и про модель взаимодействия в обществе. Здесь уже речь идет об использовании в образовательном процессе социальных и антропологических технологии, био-, эко-технологии, а также регионального развития и технологии культурной политики [5].

 

  Все эти мысли и наработки сформулированы при анализе использования лаборатории управления движением, в которой на базе современных информационных технологий работает автоматизированная обучающая система работников подразделений управления движением. Начиная со 2-го курса и включая итоговую аттестацию обучающиеся работают на компьютерном тренажере ДСП/ДНЦ (дежурного по железнодорожной станции / поездного диспетчера), 3-D тренажере приемосдатчика грузов и приемщика поездов. Об организации работы в лаборатории по принципу технопарка доложено на предшествующей конференции [3]. В начале 2020 г. на базе этой лаборатории провели начальный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (на железнодорожном транспорте). В марте 2020 г. в лаборатории пройдут отборочные соревнования на финал национального чемпионата по стандартам WordlSkills – Russia. В апреле проведем чемпионат WordlSkills, предложенный к внедрению в ходе реформы среднего профессионального образования для моделирования реальных производственных условий при демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков. Этими вопросами в рамках магистерского исследования занимается преподаватель О.П. Голубева [6].

 

  Такая лаборатория действует как учебный полигон, как технопарк и позволяет в образовательной среде решать особую образовательную задачу: переместить обучающегося в другой технологический уклад, т.е. включить его 1) в базовую технологию транспортных процессов; 2) в новые гуманитарные технологии и 3) иные технологии самоопределения для оснащения компетентностями, которые необходимы при освоении образовательной платформы нового типа. Возможности образовательной среды на базе этой высокотехнологичной лаборатории позволяют нам организовывать работу обучающихся не только в ходе практики, но и внедрять также 1) интенсивные модульные образовательные программы; 2) программы развивающего отдыха по принципу перевернутого класса; 3) компетентностные фестивали; 4) предметно-практические олимпиады; 5) исследовательские лаборатории и полигоны (в т.ч. для выполнения выпускных квалификационных работ); 6) элективные предметные и метапредметные курсы (особенно для заочного обучения); 7) дистанционные курсы (для повышения квалификации и переподготовки); 8) учебные командные проекты; 9) развивающие и формирующие пространства; 10) проблемные и деятельностные клубы одаренных обучающихся (для обучающихся по договору целевой подготовки). В добавление к перечисленному, считаем важным учитывать возможности образовательной среды для проведения социальных тренингов и выполнения программ индивидуальной поддержки обучающихся [2].

 

  Мы ориентированы в будущее, стараемся освоить содержательные аспекты стратегии цифровой трансформации рельсового транспорта. Это направления обработки больших массивов данных (Big Data), применение искусственного интеллекта, использование системы распределённого реестра, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и другие). Нам предстоит включить в образовательный процесс инновационные технологии, которые будут применять в конкретных производственных процессах ОАО «Российские железные дороги», на метрополитенах страны, в трамвайном хозяйстве Санкт-Петербурга.

 

  Перспективы развития образования активно обсуждаются (в т.ч. и на этой конференции) в аспекте Форсайта образования 2035. Нам представляется важным использовать потенциал образовательных пространств, учитывать роль образовательной среды в учебном процессе, а также возможности этого процесса в развитии современного мира и в ближайшем будущем его становления как открытого и неформального образования.

 

Литература:

  1. Носкова Т.Н. Учебная задача в цифровой среде личностно ориентированного обучения / Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 1 (207) – Томск: Изд-во ТГПУ, 2020. С.94 – 103.
  2. Сысоев А.А. О современной модели инженерной подготовки / Сысоев А.А., Весна Е.Б., Александров Ю.И.// Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 94 – 101
  3. Тумалева Е.А. Высокотехнологичная интеллектуальная среда в процессе подготовки работников массовых профессий (на примере ОАО «Российские железные дороги») / Тумалева Е.А., Шутов И.Н // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Методология электронного обучения: Сборник научных статей по материалам всероссийской научной конференции 1 – 13 апреля 2016 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 250 с. – C. 177-182
  4. Шехтман Е.И. Е.Я. Красковский – директор Ленинградского техникума железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского / Евгений Яковлевич Красковский: организатор, учитель, ректор : Сборник трудов международной научно-практической конференции (15-16 марта 2018 г. Санкт-Петербург) – СПб. Издательство: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2018. С.28-36
  5. http://www.opencu.ru/page/osnovanija-i-tehnologii-otkrytogo-obrazovanija [дата обращения 24.02.2020]
  6. Голубева О.П. Развитие профессиональных компетенций в области информационных технологий в рамках движения Worldskills в техникуме железнодорожного транспорта // Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов. Выпуск 6 / СПОИСУ. – СПб., 2018. С.157-160

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Грачев Андрей:

 

В статье авторы справедливо подчёркивают, что в условиях цифровизации управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте преподавателям среднего (и высшего) профессионального образования необходимо передавать обучающимся "опережающие знания и навыки в профессиональной среде". Применение в этой связи тренажёров является широко используемым, но от этого не менее эффективным, способом решения задач, поставленных перед преподавательским сообществом.

 

В сложившейся в марте 20 г. ситуации возникает вопрос: Реально ли обучение онлайн на существующих тренажёрах? И второй вопрос: Возможно ли создание системы непрерывного образования на базе лаборатории, описанной в статье, для выпускников не только техникума, но и ВУЗа, поскольку выпускники обоих учебных заведений занимают одни и те же должности в начале карьеры?

 

22.03.2020 22:01

Александра Семенова:

 

Большое спасибо, было интересно прочесть Вашу статью!
Скажите, каким образом формируется такое качество, как "человечность" в рамках железнодорожного профессионального образования?

 

22.03.2020 22:41

Шехтман Евгений Иосифович:

 

Уважаемая Александра!
Благодарю за внимательное изучение статьи и Ваш вопрос, который заставил сожалеть об отмене встречи за круглым столом по итогам интереснейшей конференции. Вы поставили главный вопрос сегодняшнего дня для звена среднего профессионального образования. Действительно, в учебном центре работодатель может подготовить работника за считанные недели. Зачем существует техникум в системе непрерывного профессионального образования? Вот именно потому, что кроме обучения по железнодорожным специальностям, мы занимаемся развитием интеллектуальной интуиции личности вплоть до самопроецирования в будущее.


В высокотехнологичной образовательной среде на действующем оборудовании будущий железнодорожник учится не только самостоятельности, но и взаимодействию в коллективе, когда личный результат становится компонентом общего. Ошибка в действиях дежурного по железнодорожной станции как минимум приведет к нарушению графика движения поездов, но может привести к аварии или даже крушению. Ответственное поведение обучающегося становится проявлением человечности, которую мы понимаем как культурный горизонт личности в проявлениях гуманности, доброты и вариативности осознанных действий.


Например, в нашем техникуме установлен порядок ношения форменной одежды. На первый взгляд, эта мера нивелирует обучающихся, приводит к их неразличимости в коллективе. Но каждый проявляет свою индивидуальность в аккуратности, комплектности форменной одежды, в отношении к символике и знакам различия. Более того, мы считаем этот показатель одним из маркеров сформированности профессиональной компетенции ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Согласитесь, что небрежность в содержании форменной одежды проявится как в замечаниях по содержанию пути, сигнальных устройств и т.п. Неаккуратность в заполнении учебной документации, неухоженные комнатные растения коррелируют с выполнением важных элементов безопасности перевозочного процесса.

 

Тезисно – реализация человечности происходит внутри процесса развития личности, через работу над самим собой, когда обучающийся испытывает на себе или наблюдает даже допускает бесчеловечное отношение. Цифровая образовательная среда с возможностями заглянуть в действующие производственные процессы, виртуально ощутить себя в реальности происходящего предоставляет значительные возможности развития личности в учебном процессе.


Директор техникума Е.И. Шехтман

 

23.03.2020 13:26

Шутов Иван Николаевич:

 

Уважаемый Андрей Александрович!
Понимаю интерес к работе лаборатории управления движением в техникуме, поскольку Вы много лет занимаетесь как обучением, так и аттестацией студентов в ходе деловых игр. По старинке называете компьютерную начинку деловых игр тренажерами, хотя с учетом их дидактического оснащения и методических разработок это вполне уже электронная образовательная среда (ЭОС). В университете на базе ЭОС решаются более сложные задачи управления перевозочным процессом на уровне инженерных кадров. Наша лаборатория обеспечивает подготовку техников железнодорожного транспорта, но Вы совершенно справедливо обратили внимание на возможности расширения ролевых возможностей деловых игр, особенно с учетом мощного программного обеспечения нашей лаборатории специалистами НПО «Желдоравтоматизация». Кстати, на их сайте http://www.zdaspb.ru/ru/deyatelnost3/produktsiya-obuchayushchie-sistemy/elektronnye-kursy [доступ 23.03.2020] предложены варианты дистанционного применения программного обеспечения.


C благодарностью за сотрудничество,
заведующий лабораторией управления движением И.Н. Шутов

 

23.03.2020 14:06