Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Оставить комментарий:

Шарова Н.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

sharova.n.n@gmail.com

 

Общие аспекты подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в цифровой среде

 

В статье раскрываются основные аспекты содержания опережающей подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.

 

Sharova. N.N.

HSPU

St.Petersburg

sharova.n.n@gmail.com

 

The general aspects of training teachers to professional activity in the digital environment

 

The article describes the main aspects of the content of advanced training of students of a pedagogical university for future professional activities in a digital educational environment.

 

Технико-технологические изменения, обусловленные актуализаций процессов цифровой трансформации во многих общественных институтах, в качестве одного из вызовов к сфере образования ставят обновление требований к содержанию профессиональной подготовки кадров, которым предстоит работать в условиях цифровой экономики. Расширение спектра электронных государственных услуг, возрастающая доступность Интернета вещей и схем умного дома, легкий доступ со смартфонов и планшетов к площадкам массовых открытых онлайн-курсов, развитие социальных сетей, распространение прямых интернет-эфиров и вебинаров, все возрастающая роль цифровых коммуникаций - все эти электронные инструменты являются привычными для современного студента. Интенсификация информационных потоков, формирование множества коммуникационных связей при редуцированности традиционных компонентов коммуникации в письменном тексте, возникновение новых социальных эффектов - всё характеризует современную цифровую образовательную среду. Необходимость развития цифровой образовательной среды, вовлеченности в неё всё большего количества обучающихся декларируется в нормативных документах федерального уровня, а цифровая трансформация экономики порождает потребность в таких специалистах, которые могли бы эффективно взаимодействовать в условиях всё большей цифровизации социальных связей. Согласно многочисленным исследованиям, современная образовательная ситуация характеризуется изменением способа восприятия обучающимися образовательной информации, а события 2020 года требуют от образовательного пространства большей гибкости при вынужденном массовом переходе к схеме удаленного распределенного обучения без потери качества образования. Теория поколений, разработанная У. Штраусом и Н. Хау, обращает наше внимание на необходимость учета характеристик, навыков и жизненных принципов обучающихся, представляющих одно из поколений. С социально-антропологической точки зрения, в цифровом обществе преобладают люди поколений X (1964-1984 годов рождения), Y (1985-2003 годов рождения) и Z (2004-2024 годов рождения). Причем последние, характеризуются также как «цифровое поколение» (Digital Nativies), привыкшее получать информацию через цифровые каналы связи. Многообразие социальных связей, необходимость постоянного критического анализа поступающей информации, повышение мобильности в совместной деятельности, формирование собственного цифрового профиля характеризует современную образовательную ситуацию, в которой обучается цифровое поколение. Прогресс информатизации, распространение идей электронного обучения, актуализация непрерывного, открытого образования определяют изменения, происходящие в цифровой образовательной среде. Педагогу уже недостаточно владеть учебными материалами и методиками аудиторного взаимодействия с обучающимися. Появление новых способов коммуникации порождает необходимость быть готовым перенести образовательный процесс за рамки аудитории - во внеаудиторную образовательную среду, основу которой составляют электронные ресурсы, а взаимодействие между субъектами построено на средствах глобальной Сети. Технологический прогресс, в свою очередь, определяет необходимость постоянного повышения собственной профессиональной квалификации. Исходя из обозначенных условий, перед профессиональным педагогическим образованием возникает проблема такой подготовки будущих педагогов, которая обеспечивала бы её опережающий характер, способствующий облегчению адаптационных процессов выпускника высшей школы в перспективной профессиональной деятельности.

 

В каких аспектах проявляется опережающий характер профессиональной подготовки педагогических кадров?

 

С одной стороны, это приобретение новых профессиональных знаний в области расширения спектра цифровых коммуникационных инструментов и связанной с ним, интенсификации информационных обменов между всеми субъектами образовательного процесса. Готовность к использованию инструментов цифровых коммуникаций в образовательной деятельности не является принципиально новой составляющей профессиональной подготовки, однако требует переосмысления с учетом стремительности приращения количества доступных цифровых коммуникационных сервисов, в которых повышается интенсивность удаленной обратной связи между педагогом и обучающимися. 

 

С другой стороны, в ходе опережающей подготовки должны достигаться результаты, позволяющие педагогу успешно осуществлять профессиональную деятельность в опоре на качественные изменения, происходящие с образовательной коммуникацией в цифровой среде. Умение решать новые задачи в опоре на нелинейные цифровые взаимодействия, анализировать и учитывать в работе новые социальные эффекты, возникающие в результате формирования цифровых сообществ распределенных пользователей – новые мотивации и ценности цифровых образовательных взаимодействий, формирование определенного психологического климата цифрового сообщества, проявление эффектов самоорганизации. Опережающая подготовка педагогических кадров способна обеспечить эффективную работу педагога по организации совместной распределённой деятельности обучающихся в цифровой среде. Исходя из того, что принципиально новым результатам цифровой коммуникации является получение продукта распределенной совместной деятельности обучающихся, изменения при переходе от традиционной аудиторной формы образовательного взаимодействия в цифровую плоскость влекут за собой необходимость развития перспективных навыков и компетенций в области владения новыми цифровыми инструментами, выявления новых мотивов их использования, возникновение новых образовательных целей, анализа появляющихся и изменяемых процессов цифровой образовательной коммуникации, системной работой педагога над перспективным повышением своей квалификации и восполнению возникающих профессиональных дефицитов.

 

Для оценки результатов опережающей подготовки требуется поиск и характеристика новых компетенций в составе коммуникационной компетентности педагога. Эти компетенции не тождественны универсальным или общепрофессиональным компетенциям, а они включаются в их структуру как необходимый компонент готовности к решению новых педагогических задач, возникающих в условиях цифровой реальности.

 

Одной из таких компетенций, позволяющих оценить готовность к использованию средств отложенной цифровой коммуникации при решении профессиональных задач в образовательной среде является коммуникационная компетенция. Она представляет собой способность человека выбирать стратегию коммуникационного поведения, которая будет способствовать достижению цели цифровом взаимодействии. Коммуникационная компетенция обуславливает результативность взаимодействия, организуемого во внеаудиторной деятельности в образовательных целях. 

 

Особенностью отложенной коммуникации в цифровой образовательной среде, в отличие от online-взаимодействия является то, что в первую очередь в таких взаимодействиях происходит отражение не личности, а деятельности субъекта коммуникации. Следовательно, ещё одним важным аспектом опережающей подготовки будущего педагога к реализации цифровых взаимодействий в образовательной среде, является развитие умений «видеть» субъекта опосредованной отложенной коммуникации на основании оставленных им в ходе внеаудиторной образовательной деятельности цифровых артефактов. Результаты анализа цифровых следов позволяют получить о цифровом поведении студентов, определить их значимые образовательные цели и результаты. На основе совокупности данных о цифровых продуктах деятельности обеспечивается индивидуализация и персонификация образовательного процесса. При этом, в качестве цифровых артефактов могу рассматриваться как формальные источники – статистические данные о посещаемости образовательных ресурсов, сведения из цифрового образовательного вузовского профиля, цифровые данные университетских библиотек; так и неформальные, требующие специально разработанных алгоритмов контент анализа. Здесь могут оцениваться и дискуссионные аспекты, и соответствие создаваемых цифровых продуктов требованиям педагога, а также проявление личностных и профессиональных интересов.

 

Профессиональное становление будущих специалистов образования тесно связано с конкретной предметной областью будущей профессиональной деятельности, следовательно, при проектировании опережающей подготовки студентов к деятельности в цифровой образовательной среде необходима разработка универсального методического инструментария, который может быть адаптирован под запросы конкретной студенческой группы. Кроме того, поскольку развитие профессиональной компетентности будущего педагога происходит в течение всего обучения студента в вузе, что проявляется в постепенном усложнении решаемых профессиональных задач, целесообразно осуществлять процесс опережающей подготовки будущего педагога к осуществлению коммуникации в цифровой образовательной среде на всем протяжении профессиональной подготовки.

 

Литература:

  1. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: практикум. – М.: ОИЦ «Академия». 15-е изд. 2015. - 256 с.
  2. Образцов П.И. Основы профессиональной педагогики: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 318 с.
  3. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. – М.: КноРус. 2017. - 360 с.