gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Сергеев А. Н.

Волгоградский государственный

социально-педагогический университет,

Волгоград,

alexey-sergeev@yandex.ru

 

 

Подготовка магистров педагогического образования технологиям обучения в цифровой образовательной среде

 

  В статье описывается назначение, структура, содержание и особенности построения магистерской программы «Технологии обучения в цифровой образовательной среде». Раскрывается модульная структура данной программы и принципы построения образовательных модулей. Описывается содержание модулей, определяющих направленности данной программы. Раскрываются общие принципы работы обучающихся в период учебных и производственных практик. Обосновывается возможность реализации магистерской программы в вузах Российской Федерации.

 

Sergeev A.N.

VSPU

Volgograd, Russia

 

The training of pedagogical education masters in the technology of teaching within the digital environment

 

  In this article the significance, structure, content and features of the master programme "The technology of teaching within the digital environment" is described. The modular structure of the programme given and the principles of constructing educational modules are revealed. The content of the modules determining the focuses of the programme given is described. The general principles of students' work during the period of educational practices and industrial experiences are revealed. The possibility of the master programme implementation in Russian universities is justified.

  

Подготовка педагогических кадров в области информационных и коммуникационных технологий ведется в нашей стране с момента включения в программы школ и вузов дисциплины «Информатика и ИКТ». Такая подготовка традиционно рассматривается в трех аспектах: 1) как обучение в области самих информационных и коммуникационных технологий; 2) как подготовка в области методики обучения информатике и ИКТ; 3) как подготовка в области использования информационных и коммуникационных технологий в преподавании широкого спектра учебных дисциплин [1-3].

 

На протяжении уже достаточно продолжительной истории информатизации образования акценты в подготовке педагогов смещались, но такая подготовка остается актуальной и в настоящие дни, что связано с активными процессами цифровизации образования, усиления значимости цифровых технологий, ресурсов цифровой образовательной среды и цифровых средств в жизни и деятельности учащейся молодежи.

 

Цифровизация образования, развитие цифровой образовательной среды видится в настоящее время стратегической задачей развития в нашей стране цифровой экономики, повышения конкурентоспособности страны, качества жизни российских граждан [2]. Процессы цифровизации рассматриваются в аспекте модернизации системы образования, разработки и широкого внедрения цифровых инструментов учебной деятельности, их целостного включения в информационную среду. Такая постановка проблемы связывается с решением ряда задач развития практики применения онлайн-обучения, подготовки педагогических кадров.

 

Подготовка педагогических кадров в области информатизации образования ведется на всех ступенях образования. Всесторонне и наиболее глубоко такая подготовка может быть реализована в программах магистратуры как ступени высшего образования, позволяющей углубить специализацию облучающихся по определенному профессиональному направлению [5]. С учетом этого обстоятельства в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете была разработана и в настоящее время реализуется магистерская программа «Технологии обучения в цифровой образовательной среде». Программа рассчитана, прежде всего, на выпускников бакалавриата педагогического образования, получивших высшее образование по профилю одной или нескольких учебных дисциплин.

 

Данная программа нацелена на подготовку педагогических кадров в области решения педагогических, проектных и научно-исследовательских задач профессиональной деятельности выпускников. К таким задачам относятся реализация образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в цифровой образовательной среде, проектирование и разработка цифровых ресурсов образовательных программ, а также компонентов цифровой образовательной среды, создание научно-обоснованных средств оценки качества процесса обучения и ресурсов цифровой образовательной среды, осуществление профессионального саморазвития и личностного роста в цифровой образовательной среде.

 

Программа имеет модульную структуру, обеспечивающую формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных образовательным стандартом, а также профессиональных компетенций, предусмотренных самой программой. В основу модульного подхода, использованного нами при проектировании программы, были положены следующие принципы:

  1. «Компактного» размещения модулей – каждый образовательный модуль представлен лишь в одном семестре, а каждый семестр состоит из двух-трех образовательных модулей.
  2. Нацеленности образовательных модулей на формирование конкретных компетенций – в рамках каждого модуля формируется одна или несколько родственных компетенций, а каждая компетенция формируется в рамках одного или нескольких следующих друг за другом модулей.
  3. Комплексного характера модулей – каждый модуль включает серию дисциплин (теоретическое обучение), а также практику или практикум по модулю (формирование опыта обучающихся и навыков, либо анализ проблем, подлежащих теоретическому обучению).
  4. Проведения аттестации по модулям как комплексной оценки сформированности компетенций.
  5. Обеспечения вариативности программы за счет включения дисциплин по выбору внутри модулей и в целом самих модулей по выбору.

Модульная структура образовательной программы представлена в таблице 1. Всего программой предусмотрено освоение 9 модулей. Модуль 9 – является модулем по выбору (реализуется как модуль 9.1 или модуль 9.2).

Таблица 1. Модульная структура образовательной программы

gallery/sergeev

Направленность образовательной программы на технологии обучения в цифровой образовательной среде реализуется через модули «Основы обучения в цифровой образовательной среде», «Сетевая инфраструктура цифровой образовательной среды», «Реализация образовательного процесса в цифровой образовательной среде», «Технологии онлайн-обучения в цифровой образовательной среде», «Оценка качества процесса обучения и ресурсов цифровой образовательной среды», «Профессиональное развитие педагога в цифровой образовательной среде» и «Совершенствование профессиональных компетенций разработчика ресурсов цифровой образовательной среды».

 

Данные модули нацелены на формирование профессиональных компетенций, установленных в образовательной программе. Здесь последовательно формируются способности обучающихся к реализации образовательного процесса в цифровой образовательной среде, к проектированию и разработке цифровых образовательных ресурсов и инфраструктурных компонентов цифровой образовательной среды, к созданию научно-обоснованных средств оценки качества процесса обучения и ресурсов цифровой образовательной среды, к профессиональному саморазвитию и личностному росту в цифровой образовательной среде.

 

Так, модуль «Основы обучения в цифровой образовательной среде» предполагает освоение дисциплин и практик, раскрывающих нормативно-методические основы обучения в цифровой образовательной среде, состав, назначение и технологии использования сетевых сервисов и программного обеспечения для разработки цифровых образовательных ресурсов.

 

Следующим этапом подготовки магистров является изучение вопросов построения сетевой инфраструктура цифровой образовательной среды. Соответствующей модуль образовательной программы ориентирован на освоение дисциплин и практик, обеспечивающих формирование знаний, умений и опыта обучающихся в области теоретических основ построения сетевой инфраструктуры цифровой образовательной среды, технологий веб-разработки компонентов цифровой образовательной среды, возможностей использования инструментальных ресурсов Интернета и программного обеспечения для разработки информационных сервисов образовательного назначения.

 

Модуль «Реализация образовательного процесса в цифровой образовательной среде» нацелен на изучение педагогических аспектов реализации технологий обучения в цифровой среде – применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе реализации образовательных программ, использования информационных технологий для организации совместной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, обеспечения их безопасности при погружении в цифровую среду. Учитывая приоритетное внимание технологиям онлайн-обучения, продолжение педагогической подготовки реализуется в рамках следующего модуля («Технологии онлайн-обучения в цифровой образовательной среде»), который включает в себя дисциплины и практики, раскрывающие педагогические, методические и технологические особенности разработки и реализации онлайн-курсов как комплексных цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в цифровой образовательной среде.

 

Завершающим этапом подготовки является освоение модуля «Оценка качества процесса обучения и ресурсов цифровой образовательной среды», где формируются знания, умения и опыт обучающихся в области оценки качества образовательного процесса и результатов обучения в цифровой образовательной среде, экспертизы цифровых образовательных ресурсов и мониторинга цифровой образовательной среды, а также модулей по выбору, завершающих весь процесс подготовки, позволяющих углубиться в область педагогической подготовки к использованию технологий цифровой образовательной среды, либо подготовки выпускника магистратуры как разработчика ресурсов цифровой образовательной среды.

 

В процессе реализации всех рассмотренных модулей применяются методы проблемного и проектного обучения, а также электронное обучение. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают выполнение практических и лабораторных работ, интерактивную работу с платформами онлайн-обучения и сервисами Интернета, разработку компонентов цифровой образовательной среды, выполнение кейс-заданий и ситуационных задач.

 

Каждый из рассмотренных модулей включает в свой состав учебную или производственную практику. Учебная практика предполагает выполнение обучающимися проекта по разработке электронных ресурсов по выбранной теме, согласованной с темой выполняемой магистерской диссертации и проблематикой изучаемого модуля. Производственная практика проводится в форме научно-исследовательской работы и предполагает подготовку завершенного раздела магистерской диссертации с изложением полученных результатов на теоретическом семинаре.

 

Таким образом, подготовка магистров педагогического образования по программе «Технологии обучения в цифровой образовательной среде» позволяет достаточно глубоко и всесторонне раскрыть организационные, нормативные, педагогические, технологические аспекты реализации образовательного процесса с использованием цифровых технологий. Бакалавры педагогического образования, обладающее сформированной компетентностью в области обучения своему предмету, получают знания, умения, навыки и опыт такой работы в цифровой образовательной среде. Кроме этого, у них формируется опыт проведения научно-исследовательской работы, навыки прикладной разработки цифровых ресурсов, что отвечает общим задачам магистерской подготовки как углубления в свою научную область и расширения спектра изученных предметных областей.

 

Программа «Технологии обучения в цифровой образовательной среде» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++. К базовой части данной программы относятся модули «Методологические основы современного образования», «Профессиональная коммуникация», «Проектирование и управление образовательным процессом», «Реализация образовательного процесса в цифровой образовательной среде». Это обеспечивает возможность применения разработанных нами материалов для реализации программы в других вузах, где это можно сделать в соответствии с требованиям актуальных стандартов, а также с учетом сложившихся традиций, научных школ и собственного видения подготовки магистров педагогического образования к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.

 

Литература:

  1. Борисова Н.В., Данильчук Е.В. Содержание подготовки магистров физико- математического образования по программе «Информатика в образовании» в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 7 (51). – С. 62-67.
  2. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Современные проблемы информатизации образования. – 2017. – С. 267-290.      
  3. Сергеев А. Н. Формирование ИКТ-компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки будущих учителей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. – 2015. – №9-10(104). – С. 22-26
  4. Современная цифровая образовательная среда: приоритетный проект в области образования. – 2017. – URL: http://neorusedu.ru/
  5. Тряпицына А.П. Особенности проектирования академических и прикладных образовательных программ магистратуры (материалы выступления) // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. –2014. – № 2. – С. 16.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

София:

 

В данной статье поднимается актуальная, на мой взгляд, проблема подготовки магистров педагогического образования технологиям обучения в цифровой образовательной среде. Все говорят о том, что новое поколение нужно по-новому учить, но как это делать, никто не знает.
Совершаются попытки создания программы обучения в цифровой образовательной среде. В этой статей рассматривается модульная структура, содержание, назначение и особенности программы, которая может быть применена в вузах РФ.
Необходимость подобных программ бесспорна. Педагоги должны обладать компетенциями, чтобы "влиться" в педагогический процесс и чувствовать себя комфортно.
Автор настоящей статьи описывает разработанную программу последовательно, доказывая необходимость и возможность ее практического применения.

 

19.03.2020 19:38

Глазырина Татьяна:

 

Автор обращается к актуальной теме подготовки магистров педагогического образования технологиям обучения в цифровой образовательной среде. В статье акцентируется внимание на необходимости улучшить систему профессиональной подготовки магистрантов, через внедрение цифровых инструментов учебной деятельности.


После ознакомления с текстом статьи возникло несколько вопросов:
1. Возможно ли в будущем онлайн обучение / дистанционное обучение магистров по данной программе?
2. Видит ли автор статьи возможность включения данной программы в систему непрерывного образования? Будет ли она актуальна для педагогов давно окончивших вуз или же нацелена только на магистрантов?

 

21.03.2020 20:52

Куликова Светлана Сергеевна:

 

Направленность программы – очень перспективное направление, без цифровых устройств и технологий уже не представляется возможным организация качественного образовательного процесса современной молодежи. Чтобы подготовить новых специалистов (педагогов), способных качественно работать в цифровой образовательной среде, очевидно, необходимо существенно изменить саму систему профессиональной подготовки. Хотелось бы уточнить, какие новые образовательные практики применяются в рамках программы? Какие используются инновационные формы, способы работы со студентами?

 

22.03.2020 22:48

Шутов Иван Николаевич:

 

Цифровые технологии в образовании необходимы уже сейчас как условие непрерывности развития культуры, общества, человечества. Нынешние первоклассники будут работать по специальностям, которые сегодня мы еще даже не знаем. Значит, учиться и переучиваться им придется очень быстро. Педагогическая подготовка к развитию электронной образовательной среды становится частью национальной безопасности страны.

 

23.03.2020 11:10