En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Щербаков Е.Ю.

Носкова Т.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

dr.sch-eg@yandex.ru

 

Ситуационная задача как средство развития мобильной компетенции учащихся

 

   В статье рассматривается этап проектирования ситуационной задачи на базе использования мобильных технологий в контексте межпредметной связи предметов школьного цикла: информатики и изобразительного искусства. Уделяется внимание рефлексии, как одному из значимых этапов проведения занятия. Приводится пример практической реализации данных связей на основе разработанной задачи.

 

Scherbakov E.Y.

Noskova T.N.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Situational task as a means of developing students' mobile competence

 

   The article proposes a stage of designing a situational task based on mobile technologies in the context of intersubject communication of school subjects: computer science and fine arts. Attention is paid to reflexion as one of the significant stages of the lesson. An example of the practical implementation of connections based on the developed problem is given.

 

   Современный мир формирует запросы нового цифрового общества, направленные на актуализацию процесса профессиональной подготовки будущих выпускников. Обращается внимание на профессионально-значимые навыки человека ближайшего будущего: когнитивных, социально-поведенческих, цифровых навыков. Прогресс информационных и коммуникативных технологий влияет на востребованные навыки, как современного человека, так и человека ближайшего будущего, на их развитие и применимость в профессиональной сфере.

 

   Актуализируются принципы новых задач профессиональной деятельности, решение которых не представляется возможным без использования новых информационных инструментов. Меняются и основные характеристики образовательного процесса, ведущими становятся такие характеристики, как: многоуровневость, технологичность, открытость, мобильность, непрерывность; характер образовательной деятельности смещается в сторону интерактивности и интерактивности процессов взаимодействия; вариативности, проблемности, неоднозначности образовательных ситуаций.

 

   Ключевой тенденцией современного информационного мира является включение в повседневную жизнь многофактурных мобильных технологий, ставших неразрывной частью современного цифрового общества. Большое многообразие современных мобильных технологий подталкивает к изучению их возможностей применения в образовательном процессе всевозможными способами.

 

   Стоит так же отметить, важность наличия в образовательной среде профессионально ориентированных методик и средств для формирования у выпускников навыков и компетенций, необходимых для успешной деятельности в новом, мобильном сетевом обществе.

 

   Мобильные телефоны с беспроводным доступом в Интернет сегодня есть у большинства подростков – об этом свидетельствуют масштабные российские и зарубежные исследования (Т.А. Нестик, Г.У. Солдатова, D. Holloway, S. Livingstone и др.) [1, 2]. Учащиеся используют портативные устройства в своей повседневной практике. По сравнению со стационарными компьютерами они меняют сам дизайн образовательной среды. Публикации о потенциале обучения с использованием мобильных технологий на русском языке преимущественно представляют описание отдельных кейсов (И.Б. Государев, М.А Григорьева, О.Б Голубев, Т.А. Макарчук, О.Ю Никифорова и т.д.) [3, 4, 5].

 

   Вопросы использования мобильных и сетевых технологий в учебной деятельности в силу высокой практической значимости активно разрабатываются. Однако это поле все еще остается недостаточно изученным.

 

   Одной из особенностей федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является его ориентация на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Формирование совокупности «универсальных учебных действий» призвано обеспечить компетенцию «научить учиться», что позволяет расширить образовательные возможности учебного процесса и провести параллели с профессиональными компетенциями будущего специалиста.

 

   Так как знания формируются не до, а в процессе их применения на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании. Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения различных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства учащегося. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями [6].

 

   Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

 

   Особенностью этих задач является то, что в них содержится описание реальной жизненной ситуации и формулируются личностно значимые вопросы для ее решения. Применение их в практике обучения позволяет создать условия для усвоения жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, и обеспечивает формирование и развитие различных компетенций у учащихся. При решении СЗ у школьников вырабатывается отношение к происходящему и собственная модель поведения, одновременно с этим у них совершенствуются навыки и умения находить нужную информацию в различных источниках, в том числе и в интернет ресурсах.

 

   Ситуационная задача развивает не только практико-профессиональные навыки выпускника [7], но и формирует межпредметные связи учебных предметов, без которых решения задач было бы невозможно.

 

   Рассмотрим ситуационную задачу, формируемую на уроке информатики в 7-ом классе по теме «Обработка графической информации» при помощи классификатора ситуационных задач (таб. 1) [8]. Особенность данной задачи в том, что построение ситуации затрагивает, как вопрос учебного взаимодействия с мобильным устройством пользователя, так и проводит межпредметные связи информатики и предметов художественно-изобразительного цикла. Данная связь формируется связностью тем изучаемых в программе 7-ого класса по предмету «Информатика», в частности «Обработка графической информации» [9] с темами предмета «Изобразительное искусство»: «Художник – дизайн – архитектура. Основы композиции» и «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» [10]. В темах предмета «Изобразительное искусство» дидактической основой является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования. На уроках информатики по теме «Обработка графической информации» производится знакомство и отработка навыков использования графической информации с использованием вычислительного устройства (рис.1).

Комментарии:

Рисунок 1 – Модель межпредметной связи Информатики и ИЗО

 

   Приведем разработанную ситуационную задачу с использованием классификатора. Отражение в нем таких аспектов как: межпредметных связей, применяемых мобильных технологий, решаемой задачи и технологии проведения рефлексии позволяет более детально подойти к формированию самой задачи.

 

Таблица 1 – Классификатор ситуационной задачи

 

Ситуационная задача «Дизайн и разработка логотипа для компании»

  Работая в дизайнерском бюро у вас подходит срок дедлайна сдачи разработанного логотипа предприятия клиента. Долгие поиски и разработка подходящего дизайна вылились в несколько удовлетворяющих ТЗ заказчика вариантов, но при финальной сверке они не были приняты и требовали существенной доработки. Перечитывая переписку с заказчиком вам приходит мысль использовать в качестве основы стилизованное здание предприятия, где базируется компания. Прибыв на место, вы решаете сделать несколько тестовых снимков для анализа своей идеи. Собравшись впопыхах, вы забыли снять с зарядки аккумулятор для фотоаппарата и остались на объекте только с телефоном.

 

1. Оцените достоинства и недостатки использования полноценного фотоаппарата и фотокамеры мобильного устройства.

  • Оцените возможности мобильного устройства в контексте фото и видео съемки;
  • Определите, какое из решений является оптимальным для фотосъемки объекта для дальнейшего коммерческого использования;

2. Какие требования к композиции фотографии необходимы для получения качественного снимка?

  • Определите возможные критерии оценки качественной фотографии;
  • Выявите принципы, лежащие в основе композиции;

3. Какие приложения способны обработать фотографию на мобильном устройстве?

  • Составьте список доступных мобильных приложений способных проводить обработку фотографий, выполненных на мобильных устройствах под управления операционной системой на выбор: IOS, Android;
  • Составьте перечень основных их свойств и характеристик (информационный размер, доступность на платформах, ключевые функциональные возможности).

  Завершив фотографирование, вы решаете перекусить в ближайшем ресторане, попутно оценив получившейся результат. Вам приходит в голову внести некоторые изменения в дизайн, обработав фотографии, а также из получившегося проекта сделать набросок эмблемы для сайта и отправить заказчику.

4. Какие мобильные редакторы позволят это сделать?

  • Выскажите критические суждения о разнице мобильной версии редакторов и версии для стационарных компьютеров;
  • Сравните плюсы и минусы использования мобильного редактора обработки фотографии;
  • Раскройте особенности обработки растрового и векторного изображения;
  • Определите подходящий вид графического файла для использования в качестве эмблемы на сайте заказчика;

5. Произведите обработку предоставленных учителем фотоматериалов по заданным критериям:

Для каждой фотографии:

  • Настроить цветовую гамму изображения согласно корпоративным цветам заказчика (базовый и дополнительные цвета выдаются учителем);
  • Стилизуйте изображение согласно представленному шаблону;
  • Произведите обрезку лишней информации;
  • Добавьте текст стилизованный под указанный шаблон и поместите его в указанную фигуру;
  • Представьте полученный результат в 3х видах соотношения сторон: 9:16, 4:5, 1:1;

Для всех фотографий:

Поместить полученные результаты в коллаж заданного образца.

 

  Тип занятия с использованием ситуационной задачи – применение знаний и умений. Как первичное знакомство с темой и как урок контроля знаний данное занятие не подходит в связи с большим количеством метапредметных компетенций, которыми должен обладать ученик для достижения успеха. Спроектированная ситуационная задача требует от ученика не только формальных знаний, но и активизирует механизмы поиска и анализа ситуации, решаемой проблемы и доступного инструментария. Создавая для учащихся личностно-значимый ориентир через принятие роли специалиста в области дизайна, стимулируем осмысление практической значимости усвоенных знаний. Создаем систему ориентиров, направленных на решение поставленной задачи как в теоретическом, так и практическом планах.

 

  Использование разработанного классификатора (таб.1) позволяет достичь разносторонней проработки изучаемой темы, спроектировать использование конкретных образовательных технологий, задавать вектор дальнейшей работы школьников. Выделение этапности решаемых ситуационных задач позволяет отслеживать прохождение каждого из этапов и своевременно корректировать работу учащихся.

 

  Важным для анализа и коррекции обучения является этап рефлексии. В нашем классификаторе он проявляется на этапе описания способа предоставления результата. В.Котенко рекомендует включать в учебную деятельность специальные рефлексивные задачи. Под рефлексивными задачами автор понимает задачи, «активизирующие процесс отражения школьниками различных компонентов учебной деятельности» [11]. Одна из основных функций рефлексивных задач заключается в том, чтобы обратить внимание школьника на уровень осмысления материала.

 

  Для проведения данного этапа нами были выделены следующие интерактивные сервисы: Kahoot!, Plikers, Padlet, AnswerGarden. Каждый из сервисов имеет свои достоинства и недостатки. Выбор осуществлялся по ряду критериев: свободной лицензии, простоты и функциональности.

 

  В исследовании опираемся на методики С. С. Кашлевой [12], направленные на познавательную рефлексию: групповой обмен впечатлениями; заверши фразу; ключевое слово; мини-сочинение; слово-импульс; что я хочу узнать. Для каждого методического приема был использован онлайн – сервис адекватный поставленной задаче.

 

  Комбинация интерактивных сервисов с одной из выбранных методик активизации познавательной рефлексии расширяет возможности проектирования и достижения педагогической цели урока. Цифровые следы деятельности, сохраняемые на мобильных устройствах как школьников, так и учителя, позволяет в удобной форме их анализировать не только в течение урока, но и в динамике изучения текущей или последующей тем.

 

  Результаты исследовательской работы c использованием ситуационных задач в образовательном процессе позволяют выявить возникающие проблемы и позитивные эффекты.

 

  Следует от метить, что школьники не привыкли к такому виду работы, что приводит к повышенным временным затратам на этапе знакомства с новым форматом деятельности. Необходимо уделять особое внимание принятию учащимися цели поставленной задачи и осознанию критериев ее оценивания, иначе это может привести к неполноценному и/или не качественному её выполнению. Трудности возникают вследствие значительного объема материала, ориентированного на самостоятельный поиск информации. Поэтому необходимо помогать учащимся этот поиск самостоятельно организовать, осуществляя контроль поисковых запросов, помощи в их формулировании. Оценивать следует не только конечный результат работы (отредактированные изображения), но и поэтапный процесс решения ситуационной задачи. Введение накопительной балльной системы оценивания позволяет это сделать. Особое внимание следует уделять рефлексивным действиям школьников, способствующим личностной ориентированности образовательного процесса.

 

  В качестве позитивных аспектов, ярко проявившихся в ходе эксперимента, следует отметить, что по результатам опроса после завершения занятия почти все учащиеся (98%) могут четко ответить для каких целей в реальной жизни им могут пригодиться полученные на уроке знания. Школьники участвующие в выставках художественных работ, посещающие художественную школу и имеющие по предмету «Изобразительное искусство» высокую успеваемость, проявляли большую активность в обсуждении и трансляции своих идей, связанных с художественной частью работы. Заинтересованность школьников образовательным процессом переходит в фактор внутренней мотивации, способствующей более глубокой проработке изучаемого материала.

 

  Внимание в этой технологии следует уделять технической оснащенности класса. Так наличие мобильного класса и общей точки доступа к беспроводной сети позволяет снижать влияние различного опыта взаимодействий учащихся с мобильным устройством. Использование в учебном процессе одного из облачных хранилищ позволяет оперативно раздавать учебные материалы и собирать выполненные учащимися работы.

 

  Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды»).

 

Литература:

  1. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Отношение к интернету среди интернет пользователей: технофобы и технофилы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2016. № 1. С. 54-61.
  2. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013
  3. Борщева О. В. Использование технологии подкастинга в обучении иностранному языку // Педагогика и психология образования. – 2016. – № 2. – С. 53–55.
  4. Стариченко Б. Е., Сардак Л. В., Туголукова Э. Ф. Мобильная система аудиторного опроса // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7. – С. 142–146.
  5. Новиков М.Ю. Организация проектной деятельности учащихся с помощью мобильных технологий // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 12 (42). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5335
  6. Акулова, О. В., Писарева, С. А., Пискунова, Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
  7. Иванов С.А., Волчек В.С. Ситуационные задачи по онкологии в виде прикладного мобильного приложения // Вестник ВГМУ. 2019. №1.
  8. Щербаков Е.Ю. Реализация ситуационных задач в рамках использования мобильных технологий на уроке / В сб. материалов X научно-практической конференции «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени» РГПУ им. А.И.Герцена, С-Петербург, 2 июня 2020.
  9. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 224с.
  10. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред. Б.М. Неменского -Москва: Просвещение, 2017.
  11. Котенко В. В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики: дис. канд. пед. наук. Омск, 2000. 166 с., с. 15.
  12. Методы организации рефлексии: учеб.-мегод. пособие / О. А. Беляева. - 4-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2017. - 42 с.

Козина Наталия Дмитриевна:

 

Невозможно не согласиться с тем, что ключевой тенденцией современного информационного мира является включение в повседневную жизнь многофактурных мобильных технологий. Спасибо авторам статьи за детальный разбор ситуационной задачи «Дизайн и разработка логотипа для компании». Особый интерес представляет использование разработанного классификатора в образовательном процессе. Действительно, важным аспектом формирования метапредметных компетенций является выделение этапности решаемых ситуационных задач с целью своевременной коррекции и контроля. Интересна и важна мысль авторов о том, что цифровые следы деятельности, сохраняемые на мобильных устройствах как школьников, так и учителя, позволяют в удобной форме их анализировать не только в течение урока, но и в динамике изучения текущей или последующей тем.

 

23.03.2021 15:30

Оставить комментарий: