Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Райхельгауз Л.Б.

Воронежский государственный университет

г. Воронеж

 

Академическая резильентность в образовательных стратегиях цифрового поколения

 

В статье поднимается проблема цифровой трансформации современного образования. Констатируется повсеместное распространение средств цифровой дидактики, оказывающих, среди прочего, влияние и на социализацию современной молодежи. Обосновывается новое дидактическое понятие – академическая резильентность с позиций сохранения устойчивого образовательного результата в образовательных стратегиях цифрового поколения.

 

Raikhelgauz L.B.

Voronezh State University

Voronezh

 

Academic resilience in the educational strategies of the digital generation

 

The article raises the problem of digital transformation of modern education. The widespread use of digital didactics is noted. The influence of digital learning tools on the socialization of modern youth is approved. A new didactic concept of "academic resistance" is substantiated. The possibility of preserving a sustainable educational result in the educational strategies of the digital generation is proved.

 

Социальная ситуация развития современных обучающихся характеризуется высокой степенью неопределенности и вариативностью образовательных стратегий, сегодняшние дети и юноши взрослеют в среде, перегруженной информацией чрезвычайно интенсивной в плане социальной динамики. Всё это создает несвойственную предыдущим поколениям нагрузку на когнитивную, эмоциональную и волевую сферы, формирует принципиально новые контексты образовательных процессов. В связи с этим актуализируется потребность в исследованиях в области дидактики, в том числе цифровой, в которой знания перестают быть ключевым элементом обучения, а становятся средством достижения индивидуальных образовательных целей индивида, а конечный результат направлен на формирование и развитие принципиально новых свойств и качеств личности обучающихся, самодетерминирующих процесс их развития в качестве субъектов образования.

 

Цифровизация практически всех сфер жизни современного человека привела к тотальному распространению сетевых структур. Как справедливо заметила доктор философский наук, Лысак И.В.: «некогда упорядоченное и иерархичное социальное пространство превратилось на наших глазах в мир паутины возможностей» [5, с. 47]. Безусловно, такая ситуация не могла не сказаться на становлении новой институциональной реальности социализации молодых людей в современном обществе.

 

Наша практика работы с современными студентами показывает, что их учебная деятельность существенно отличается от тех представлений, которые сложились в психолого-педагогической науке ХХ века. При этом ключевым отличием социального становления современной молодежи является возникновение нового фактора социализации – цифрового общества. Цифровые технологии сегодня распространяются и обновляются невероятно быстро: высокоскоростной интернет; доступные по стоимости смартфоны и планшеты, инструменты Web 2.0, облачные сервисы, новое поколение устройств виртуальной реальности и искусственного интеллекта, блокчейн, – всё это открывает широкие возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам, ранее доступным только для элит. Наши исследования показывают, что и отечественный, и мировой опыт свидетельствуют о том, что доступность цифровых технологий для участников образовательного процесса – это условие необходимое сегодня, но явно недостаточное для повышения результативности учебной работы [10, с. 21].

 

Развитие сети Интернет привело к возникновению новой социальной реальности – виртуальной. И эта новая реальность, в первую очередь, осваивается молодежью, в этой среде они фактически проводят большую часть своей жизни: общаются, учатся, покупают, работают. Таким образом, информационно-технологические инновации стали реальностью большей части современного общества, особенно его молодежных страт, они проникают в социальный и жизненный ракурс их идентичности, становясь альтернативным пространством поиска смыслов и обретения себя.

 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что Интернет является необходимым и уже незаменимым средством учебной деятельности студентов и школьников, о которой вполне допустимо говорить в терминологии Л.С. Выготского как о «новом культурно-историческом орудии, опосредующем нашу деятельность и наше общение» [1, с. 6]. Согласно культурно-исторической концепции деятельности, цифровые технологии находят свое отражение в процессах интериоризации ценностей цифрового мира и развитии высших психических функций молодежи (восприятие, внимание, память и др.) в новых форматах электронного обучения [8, с. 78].

 

Современные исследования глобальную сеть Интернет выделяют среди факторов социализации [11, с. 55]. При этом исследователи отмечают, что в целостной системе факторов социализации Интернет имеет существенный социально-педагогический потенциал, т.к. является средством удовлетворения целого ряда устойчивых социальных потребностей. Исходя из этого, мы рассматриваем Интернет как мегафактор социализации, оказывающий цивилизационное влияние как на человеческую популяцию в целом, так и на отдельных индивидов в частности.

 

Таким образом, приняв за константу социальное значение и влияние цифрового мира на социализацию личности, мы предпринимаем попытку поиска структурных единиц новой цифровой реальности применительно к процессу обучения и воспитания. И данный путь привёл нас к пониманию, что распространение цифровых технологий в образовании не отменяет ключевых его процессов – общения и взаимодействия образовательных субъектов, относимых А.В. Мудриком к агентам социализации, т.е. лицам, находящимся в непосредственном взаимодействии с конкретным человеком [6, с. 78]. Как утверждает Ю.А. Якутова: «понятие «агенты социализации» в условиях цифрового общества следует понимать несколько иначе: речь идёт не о непосредственном межличностном общении, а об интеракции, опосредованной информационными технологиями, и в этом случае роль агентов социализации играют различные инструменты образовательного взаимодействия (чаты, форумы, вики-сервисы и др.)» [12, с. 228].

 

В электронных образовательных средах ученик включается во множество элементарных групп, обращается к различным виртуальным собеседникам, которые ведут друг с другом диалог и инициируют новые образовательные смыслы. Тем самым, создаётся новая нормативная среда образования, продуцирующая своеобразные культурные нормы и ценности цифрового обучения. В виртуальной коммуникации ученик более подвержен эффектам академических свобод, получает больше возможностей выбора образовательной стратегии, репрезентации собственной позиции. Таким образом, следует согласиться с выводом Т.Н. Носковой, что «виртуальная часть образовательной среды становится особым средством самостоятельного развития обучающегося» [7, с. 240]. Цифровизация образовательных практик позволяет создавать условия для реализации индивидуальных образовательных стратегий, позволяющих субъекту не только осваивать обязательную часть программы, но и ставить новые, личностно значимые, цели, сформировать собственные академические ценности, приобрести навыки самоуправления образовательными практиками и процессами.

 

Как данная особенность современных представителей юношеского возраста может быть учтена в процессе формирования академической резильентности? Мы убеждены, что отрицать влияние цифровых технологий на учебную деятельность современных обучающихся не имеет смысла, а вот поиск возможностей и идентификация рисков цифровизации образования могли бы выявить новые дидактические закономерности и принципы, учёт которых позволил бы формировать академическую резильентность более эффективно.

 

Реалии цифрового мира затрагивают всё возрастающие требования к молодому поколению с точки зрения их жизненных решений и карьерных ориентаций, и все чаще эти требования должны быть удовлетворены самим человеком. Такие понятия, появившиеся в последние годы в педагогической науке как самоорганизация или даже самосоциализация [4, с. 133], указывают на эти новые требования. Именно концепции "самости" лежат в основе наших базовых представлений о академической резильентности как о способности обучающихся сохранять устойчивый образовательный результат вне зависимости от изменения условий обучения и вопреки усложнившимся обстоятельствам [9, с. 53]. На наш взгляд академическая резильентность становится новым пропедевтическим средством стабилизации социального становления юношества в цифровую эпоху, акцентируя стабильные и надежные образовательные результаты как определенный объем социального капитала, предоставляющий возможности создавать и поддерживать дальнейшую мотивацию саморазвития как в профессиональном, так и в личностном и социальном планах.

 

Наш многолетний опыт работы в сфере как школьного, так и вузовского образования, показывает, что распространение цифровых технологий ведет к качественным изменениям учебного процесса. Это касается деятельности всех его субъектов, но особенно обучающихся. В исследованиях отмечается усиление осознанности и произвольности поведения студентов, более того, самостоятельность в организации и управлении своей учебной деятельностью выделяется как одно из условий успешного обучения в юношеском возрасте [3, с. 27]. Практика работы с современными юношами (как на стадии ранней юности - старшеклассниками, так и на более поздних этапах - со студентами вуза) показывает, что их учебная деятельность существенно отличается от тех представлений, которые сложились в психолого-педагогической науке ХХ века. При этом ключевым отличием учебной деятельности современной молодежи является возникновении нового её механизма - цифровых образовательных технологий. Цифровые технологии сегодня распространяются и обновляются невероятно быстро: высокоскоростной интернет; доступные по стоимости смартфоны и планшеты, инструменты Web 2.0, облачные сервисы, новое поколение устройств виртуальной реальности и искусственного интеллекта, блокчейн, - всё это открывает широкие возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам, ранее доступные только для элит.

 

Согласимся с Р.С. Козловым, что «как отечественный, так и мировой опыт свидетельствуют о том, что доступность цифровых технологий для участников образовательного процесса это условие необходимое сегодня, но явно недостаточное для повышения результативности учебной работы. Распространение цифровых образовательных ресурсов помогают улучшить работу отдельных субъектов учебной деятельности, но не способно повысить результативность традиционно организованного образовательного процесса» [2. С. 346].

 

Актуальной исследовательской проблемой сегодня становится поиск механизмов влияния цифровизации на образование и формирование академической резильентности у обучающихся юношеского возраста. В основе такой актуализации лежат две основные причины. Во-первых, сегодня коренным образом меняется востребованность формальных результатов высшего образования: само по себе наличие диплома не является определяющим конкурентным преимуществом на рынке труда. В связи с этим у традиционных образовательных организаций появляется новый вид конкуренции в виде массовых электронных курсов, позволяющих выбирать не только содержание, но и режим учебной деятельности, соответствующий личным предпочтениям и психологическим особенностям обучающегося. Во-вторых, повышается открытость всех образовательных процессов и систем. Современная школа, в том числе высшая, перестала быть монополистом знания. Любой человек, вне зависимости от его аффиляции к той или иной образовательной организации имеет фактически не ограниченный доступ к информации, благодаря возможности самостоятельно осуществлять её поиск в сети Интернет и применять его результаты в учебных целях. В связи с этим актуальным становиться вопрос о новых, характерных для цифровой эпохи, проявлениях академической резильентности: особенностях принятия студентами оцифрованной учебной задачи, и проявления учебной субъектности при взаимодействии с электронными образовательными ресурсами.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5 — 19.
  2. Козлов Р. С. Российская система образования в период цифровой трансформации / Р. С. Козлов, Н. Ш. Козлова // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров) : Сборник материалов IV международной научно-практической конференции, Грозный, 21 ноября 2019 года. – Грозный: Издательство ООО НПКП «МАВР», 2019. – С. 344-348.
  3. Коряковцева О.А. Социальное образование молодежи – пространство инноваций / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова // Вестник педагогических инноваций. – 2017 - № 3 (47). С. 26 – 32.,
  4. Коряковцева О. А. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека / О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 8. – С. 132-135.
  5. Лысак И. Современное общество как общество сетевых структур/ И. В. Лысак, Л. Ф. Косенчук. - // Информационное общество. - 2015. - № 2/3. - С. 45-51.
  6. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2011. – 736 с.
  7. Носкова Т.Н. Цифровая образовательная среда - интегратор внедрения интеллектуальных технологий в образование / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, С. С. Куликова, О. В. Яковлева // Интеллектуальные технологии в цифровой среде университета. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2020. – С. 237-255.
  8. Петрунева Р. М. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества / Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева, О. В. Топоркова // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 1-1. – С. 77-85.
  9. Райхельгауз Л. Б. Новые категории современной дидактики: академическая резильентность / Л. Б. Райхельгауз // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс : сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 03–04 декабря 2020 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 52-56.
  10. Райхельгауз Л. Б. Трансформация учебной деятельности студентов в эпоху цифровизации / Л. Б. Райхельгауз // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(287). – С. 20-23.
  11. Тарханова И. Ю. Дистанционное обучение в вузе: новые дидактические решения / И. Ю. Тарханова, М. А. Зайцева, В. М. Пятунина // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 5(116). – С. 53-60.
  12. Якутова Ю. А. Интернет-культура старшеклассников в современных условиях социализации / Ю. А. Якутова // Научное мнение. – 2013. – № 10. – С. 227-230.

Оставить комментарий: