Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Пронькин В.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

vpronkin@gmail.com

 

JuniorSkills: модель ранней полипрофессиональной подготовки и профориентации

 

Автор – инициатор и руководитель программы JuniorSkills описывает ключевые элементы замысла этой программы ранней полипрофессиональной подготовки и профориентации, основные этапы ее становления и развития, ее результаты, в том числе как международной инициативы России. Проводится обзор литературы и оценок результатов программы, ставятся вопросы для дальнейшего исследования этой модели.

 

 

Pronkin V.N.

The Herzen University

 Saint-Petersburg, Russia

vpronkin@gmail.com

 

Junior Skills: a model of early multi-professional training and career guidance

 

The author – initiator and head of the JuniorSkills program describes the key elements of the concept of this program for early polyprofessional training and career guidance, the main stages of its formation and development, its results, including an international initiative of Russia. A review of the literature and evaluations of program results is carried out, and questions are posed for further research of this model.

 

Во втором десятилетии XXI века особенно очевиден стал разрыв между стремительным развитием высоких технологий, трансформацией экономики и общества с одной стороны, и практиками образования, с другой [1]. Идущие и прогнозируемые (см., например, материалы Национальной технологической инициативы, проект «Атлас новых профессий» и др.) изменения в ландшафте профессий, в самом содержании профессий слабо отражались, в частности, в сфере общего и дополнительного образования. Отмечался острый дефицит возможностей знакомства школьников с перспективными инженерно-техническими и рабочими профессиями и компетенциями, востребованными для инновационного развития страны.

 

В ответ на эти вызовы в 2013-2018 годах автором с участием И.Н. Николаевой (впоследствии – директором программы JuniorSkills), а затем и с многими участниками и партнерами программы JuniorSkills была разработана и апробирована модель ранней полипрофессиональной подготовки и профориентации школьников с использованием инструментов международного движения WorldSkills.

 

Теоретическими и практическими основаниями создания и развития модели JuniorSkills послужили: работы А.С. Макаренко, идеи трудовой и политехнической школы; системо-деятельностный подход в образовании идея о «сообществах практик» Этьена Вегнера (Etienne Wenger, Communities of Practice), практика и идеи серии форсайтов Национальной технологической инициативы (АСИ); опыт Финляндии, Нидерландов, Швейцарии, США по вовлечению школьников в движение WorldSkills и др.

 

Описание модели JuniorSkills

В описании модели будут использованы аутентичные материалы авторского архива, многие фрагменты которого включены в программные документы JuniorSkills, получившие широкое распространение, в т.ч. в различных публикациях. В этом случае эти фрагменты будут приводиться в кавычках без указания источника.

 

Модель JuniorSkills, реализованная в программе JuniorSkills (далее также JS), описывается через следующие компоненты: миссия, видение, цели, ценности, содержательное ядро, ключевые элементы и механизмы.

 

Целевая установка модели JuniorSkills формулировалась как «создание системы освоения и применения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт».

 

Миссия: «Мы создаем новое поколение профессионалов, способных решать прорывные задачи инновационного и устойчивого развития России».

 

Видение: «Каждый школьник имеет возможность: освоить основы нескольких перспективных профессиональных компетенций, обучаясь у профессионалов; участвовать в выполнении профессиональных заказов; получить профессию к окончанию школы». Основной целевой аудиторией модели были выбраны школьники 10-17 лет, разделенные на две возрастные группы (10-13 и 14-17 лет).

 

Фактически модель предлагала введение в новых условиях ранней профессиональной подготовки школьников: «профессиональная подготовка рассматривается в педагогических исследованиях и как процесс формирования специальных (профессиональных, технологических) знаний, умений, навыков, компетенций и качеств личности, и как результат такой специально организованной подготовки обучающихся с целью получения той или иной профессии (специальности)» [2]. При этом акцент делался на полипрофессиональности, в связи с конвергенцией профессиональных компетенций и возможностью смены профессиональных областей в течение жизни в условиях постиндустриальной эпохи [3].

 

Содержательным ядром модели JuniorSkills можно назвать «перспективные профессиональные навыки и компетенции» и «трудовые функции», которые предлагались как новое содержание образования школьника. Построение новых единиц содержания шло через определение «профессиональной компетенции» (вслед за терминологией, принятой в движении Ворлдскиллс Россия) как способности решать широкий круг профессиональных задач в определенной области и как соревновательное направление (мехатроника, робототехника, электромонтаж и т.д.). Основной для описания каждой компетенции являлись соответствующие данной области профессиональные стандарты (трудовые функции), стандарты WorldSkills (WSSS - WorldSkills Standard Specification), образовательные стандарты СПО и высшего образования, а также экспертная оценка перспектив развития данной компетенции и оценка возможности школьников соответствующего возраста освоить профессиональные навыки.

 

В процесс разработки описания «стандарта компетенции» вовлекались «сообщества практик» – эксперты-практики из профильных компаний, педагоги, эксперты Ворлдскиллс.

 

В качестве ключевой ценности модели была определена «культура профессионализма»

 

Авторами и участниками разработки модели выделены пять основных элементов и механизмов, первый из которых был выдвинут как основной:

1. Система массовой полипрофессиональной подготовки школьников – как главный элементы программы (см. также выше «видение»). Задумывалось, что знакомство и обучение современным профессиональным компетенциям будут включены в основное образование (проектная деятельность, уроки технологии, информатики, а также и элементы освоения профессиональных компетенций на других уроках); наиболее полно – в дополнительном образовании, в т.ч. тематических сменах, а также в неформальном образовании – участие в различного рода мероприятиях, тренингах, выполнении профессиональных заказов. С этой целью предполагалось на основе разработанных «стандартов компетенций» готовить учебно-методические материалы по компетенциям и обучать педагогов.

Остальные элементы виделись как поддерживающие основной элемент:

2. Система чемпионатов JuniorSkills (местных, региональных, национальных) – система соревнований по профессиональному мастерству среди школьников.

3. «Сеть экспертных сообществ по каждой компетенции на национальном, региональном и местном уровнях, включающих индустриальных экспертов-носителей компетенций, представителей индустриальных партнеров – поставщиков оборудования, наставников команд юниоров, педагогов.

4. Экосистема развития программы на основе государственно-частного партнерства, которая включала сеть индустриальных партнеров и региональные центры программы [см. 1, с. 184-185].

5. «Стандарты JuniorSkills» – система норм, отражающих «ключевые правила и требования к реализации всех элементов и механизмов программы в России и мире».

 

Практика апробация модели

В 2014 году Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» выступил инициатором программы JuniorSkills в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив. Уже на первом пилотном чемпионате, который был проведен в Екатеринбурге 31 октября – 3 ноября 2014 г. в рамках Чемпионата WorldSkills HiTech, была в целом подтверждена гипотеза о возможности и востребованности освоения школьниками 10-14 лет перспективных профессиональных умений и навыков. Подтверждена также работоспособность гипотезы о возможности педагогов в сотрудничестве с индустриальными партнерами подготовить школьников к выполнению заданий, в основу которых положены профессиональные задания для старших участников чемпионата WorldSkills. В этом чемпионате приняли участие 110 юниоров и 64 эксперта из 8 регионов России. Юниоры соревновались по 8 профессиональным компетенциям: фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ, мобильная робототехника, электроника, мехатроника, прототипирование, инженерная графика (CAD), аэрокосмическая инженерия (презентация компетенции). Подготовку и проведение чемпионата поддержали более десятка индустриальных партнеров (в т.ч. такие крупные как Festo, DMG-MORI), выделившие экспертов, оборудование, расходные материалы.

 

К концу первого этапа реализации программы (2014-2017 год) уже 56 регионов провели отборочные чемпионаты JuniorSkills по 14 основным и 19 презентационным компетенциям, в которых приняло участие около 3000 юниоров и 900 экспертов и наставников. Ежегодно проводились национальные чемпионаты. В 2017 году проведены первые международные соревнования Junior Skills в Абу-Даби в рамках международного чемпионата WorldSkills International. Юниоры 14-16 лет из России, ОАЭ, Финляндии и Республики Беларусь соревновались по 3 компетенциям: графический дизайн, мобильная робототехника и электромонтаж. Т.о., все элементы программы были апробированы, показана их жизнеспособность.

 

Со второй половины в 2017 года программа постепенно переходит из фазы инициативного бурного становления в фазу стабильного развития. Используя модель Cynefin (Каневин) – от ситуации хаоса и сложности – к ситуации упорядоченности, И.В. Кларин приводит в пример программу JuniorSkills на этом этапе, характеризуя ее в «ситуации “упорядоченности”, когда уклад структурирован, но регулируется сложными правилами» [4, с. 67]. В этих условиях программа развивается уже как структурная часть движения «Молодые профессионалы» – WorldSkills Russia Juniors. К 2021 году юниорским движением охвачены все регионы России, на местах выстроена региональная инфраструктура как часть инфраструктуры WorldSkills Russia. Соревнования юниоров на местном, региональном и национальном уровне проводятся в целом по 84 компетенциям, охватывающих практически все отрасли экономики. В Академии WorldSkills регулярно проводится обучение экспертов. В 2019 году в рамках Международного чемпионата WorldSkills в Казани снова проведены состязания юниоров по 13 компетенциям, в которых участвовали юниоры уже из 13 стран.

 

Итоги и оценки

Оценивая семилетнюю историю развития модели JuniorSkills, можно отметить, что основной замысел модели оказался востребованным и прочно вошел в практику российского образования.

 

В частности, в целом ряде публикаций отмечается серьезный потенциал программы для профессионального самоопределения детей и молодежи [см., например, 5, c.45].

 

Ряд идей модели отражены в Концепции преподавания предметной области «Технология» (автор являлся также членом рабочей группы по созданию Концепции). Например, Папкова Н.Е., Багрова Н.В. целевой эффект программы JuniorSkills видят в следующем:

«- включение в систему образования важного недостающего элемента – ранней профессиональной подготовки школьников и воспитания культуры профессионализма и труда. Программа JuniorSkills – ресурс для модернизации предметной области «Технология» и дополнительного образования детей, подростков и молодежи;

- обеспечение трансфера передовых технологий в детское образование, стимулирование «носителей» современных компетенций к участию в обучении школьников;

- интеграция образования, науки, промышленности, профессиональных и мейкерских сообществ в работу по обучению школьников основам профессиональных компетенций;

- обеспечение и стимулирование осознанного выбора молодежи на основе практического освоения 5–7 компетенций в период обучения в школе.

Благодаря этой программе каждый школьник может попробовать себя в разных профессиях и принять участие в международных соревнованиях по компетенциям профессионального мастерства» [6, с. 163].

 

В то же время, ряд авторов обращают внимание на опасности перекоса в «чемпионатную деятельность» в рамках программы JuniorSkills [7, с. 34], что было объяснимым на начальных этапах развития программы, однако остается, скорее всего, актуальным и сейчас. Ключевая идея модели JuniorSkills о массовом раннем полипрофессиональном становлении школьников лишь в начале своего пути. Программа также ждет своего масштабного исследования.

 

Литература:

  1. Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures Авторы: П.Лукша, Дж. Кубиста, А. Ласло, М. Попович, И. Ниненко. Под редакцией П.Лукши, П.Рабиновича, А.Асмолова. – М., 2018. – 213 С.
  2. Махотин Д.А. Профессиональная подготовка школьников в технологическом образовании: история, подходы, перспективы / Вестник РМАТ. 2018. № 2. С. 122-127.
  3. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. Авторы: И.С. Сергеев (научный руководитель), В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, С.Д. Лопатина, Д.А. Моренин, Д.А. Махотин, Н.Ф. Родичев, М.А. Сикорская-Деканова. М., Перо, 2019. URL: http://eduidea.ru/file/document/9494 (дата обращения: 23.01.2021)
  4. Кларин М.В. Возможен ли мониторинг инновационных образовательных практик // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т.1, №1(65). С.63–73.
  5. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39-50.
  6. Папкова Н.Е., Багрова Н.В. Адаптация и социализация студентов-первокурсников в условиях современного колледжа // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 3 (142). С. 157-165.
  7. Свиридова Н.В. JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников // Евразийский союз ученых. 2017. № 10-3 (43). С. 31-35.

 

Оставить комментарий: