gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Поляков А.В., Сорожкина С.В.

МБОУ города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №37

имени выдающегося земляка

Тартышева Андрея Михайловича»

г. Кострома

ыchool37-k@yandex.ru

 

Модель построения индивидуального образовательного маршрута с помощью цифровой образовательной среды

 

  В статье рассматривается вариант построения индивидуального образовательного маршрута учащихся 10-11 классов с помощью АИС «Сетевой город. Образование». Функциональные модули АИС «Сетевой город. Образование» (внутренняя почта, форум, доска объявлений, журнал, дневник, отчеты, каталог ссылок, личный портфолио, портфолио проектов) позволяют интегрировать цифровые сервисы в составе единого интерфейса, что помогает организовать эффективное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и сетевых партнеров.

 

Polyakov A.V., Sorozhkina S.V.

«Secondary School № 37

named after a prominent countryman

Andrey Tartyshev»

Kostroma, Russia

 

A way for construction an individual educational route using a digital educational environment

 

  A variant of the individual education for the students of 10-11 grades is being considered in the article. It’s being done by means AIS “Network city. Education.” Functional modules of AIS “Network city. Education.” (internal mail, forum, message board, register, school diary, reports, link directory, personal portfolio, project portfolio) allow to integrate digital services as part of a single interface. It helps organize effective interaction between teachers, students, parents and network partners.

 

  Об индивидуализации образования упоминается в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.44 ФЗ №273, ст. 69 ФЗ №273, ст.2 ФЗ №273, ст.28 п.3 ФЗ №273, с.34 п.1 ФЗ №273).

 

  Индивидуализация обучения – это, с одной стороны, - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой, различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход [1].

 

  Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования [2].

Индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) представляет собой не столько индивидуализацию содержания учебного материала, сколько выбор специфических (цифровых) способов деятельности, с помощью которых старшеклассник достигает поставленной им образовательной цели.

 

  Разработка ИОМ производится педагогическим коллективом школы в лице заместителя директора, педагога-психолога, учителей-предметников, совместно с учащимся и его родителями.

 

  Универсального способа создания ИОМ, учитывающего все особенности запроса участников образовательного процесса, в настоящий момент нет, но в своей работе мы выделили примерный алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута:

  1. Проведение психолого-педагогического исследования учащихся.
  2. Определение учащимся, совместно с педагогом-психологом, образовательной цели.
  3. Составление индивидуального учебного плана.
  4. Наполнение содержанием и определение способов деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута.
  5. Образовательная деятельность учащегося.
  6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
  7. Подведение итогов работы.

  Формирование ИОМ будущих десятиклассников начинается в девятом классе в рамках профориентационного курса «Твой выбор», где педагогом-психологом проводится работа с учащимися по двум направлениям: изучение личностных качеств и формирование профессионального самоопределения. В результате к концу девятого класса выпускники основной школы на основании собственных интересов, склонностей и возможностей делают запрос на формирование учебного плана.

 

  В качестве инструмента для создания и сопровождения ИОМ учащегося, в рамках цифровой образовательной среды школы, выбрана автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» (Далее - АИС «Сетевой город. Образование»), которая активно используется более чем в 25 регионах РФ, а в 15 регионах она внедрена в полном объёме, как единая система для всех образовательных организаций региона.

 

  Данная система применяется в школах Костромской области как средство для организации процесса обучения и воспитания. Функциональные модули АИС «Сетевой город. Образование» (внутренняя почта, форум, доска объявлений, журнал, дневник, отчеты, каталог ссылок, личный портфолио, портфолио проектов) позволяют интегрировать цифровые сервисы в составе единого интерфейса, что помогает организовать эффективное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и сетевых партнеров.

 

  Один из таких модулей, а именно модуль «Портфолио проекта «Мой выбор» позволяет:

  • осуществлять доступ к учебным планам, рабочим программам и указанным в них электронным ресурсам;
  • фиксировать ход образовательного процесса, результаты промежуточной аттестации;
  • формировать электронное портфолио учащегося, с возможностью сохранения его работ, рецензий на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
  • организовать взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе асинхронное, посредством использования внутренней почты.

  Использование данного модуля дает возможность создать полноценный цифровой профиль учащегося внутри цифровой образовательной среды школы и наполнить его необходимым контентом.

 

  Одним из обязательных мероприятий при зачислении в профильный десятый класс является прохождение входного психологического тестирования, которое представляет собой набор из шести психодиагностических методик. Тестовые методики подобраны с целью получения общей картинки профессионального портрета старшеклассника и представлены для прохождения в определённой последовательности от выявления ведущего типа мышления до профессионального типа личности старшеклассника. При анализе психодиагностических тестов можно сделать вывод о направлении профессиональной деятельности старшеклассника. Результаты этого тестирования оформляются в виде «Психодиагностической карты учащегося» и размещаются в профиле учащегося в цифровой образовательной среде школы.

 

  Формирование и наполнение данного профиля в АИС «Сетевой город. Образование» производится самими учащимися после инструктажа по созданию Портфолио проекта «Мой выбор». Все профили имеют единообразную структуру и помимо общей информации об учащемся содержат специальные разделы, необходимые для реализации ИОМ:

  • Раздел 1. Документы.
  •   Папка 1. Общие документы (документы и ссылки).
  •   Папка 2. Олимпиады и конкурсы (документы и ссылки).
  •   Папка 3. Исследовательская и проектная деятельность (документы и ссылки).
  •   Папка 4. К урокам (документы и ссылки).
  • Раздел 2. Результаты и достижения.
  •   Папка 1. Дипломы и рецензии (документы и ссылки).
  •   Папка 2. Мониторинг (документы и ссылки).
  •   Папка 3. Работы (документы и ссылки).

  Для достижения образовательной цели, обозначенной в индивидуальном образовательном маршруте, учащиеся самостоятельно выбирают кураторов проекта «Мой выбор» из числа педагогов школы и сетевых партнеров. Обязательными кураторами являются классный руководитель и психолог школы. Кураторы наполняют содержанием соответствующие разделы Портфолио, определяют способы деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута, следят за его прохождением.

 

  Индивидуальный образовательный маршрут реализуется различными способами: через классно-урочную систему (в том числе элективные курсы, платные образовательные услуги); групповую форму занятий (реализация учебного, социального проекта); самостоятельную деятельность (прохождение дистанционных курсов, участие в олимпиадах, конкурсах); практическую деятельность (через взаимодействие с сетевыми партнерами).

 

  Создание в АИС «Сетевой город. Образование» портфолио проекта «Мой выбор» и его реализация включает в себя следующие этапы:

gallery/polyakov1
gallery/polyakov2
gallery/polyakov3
gallery/polyakov4

  Результатами внедрения индивидуального образовательного маршрута с использованием АИС «Сетевой город. Образование» станут:

  1. осознание учащимися значимости собственных образовательных результатов;
  2. развитие коммуникативных, регулятивных навыков, развитие ИКТ-компетентности;
  3. снижение уровня тревожности старшеклассников за счет понимания и принятия поддержки со стороны педагогов и родителей;
  4. формирование и развитие способности к свободному ответственному самоопределению.

Литература:

  1. Ниязова Х.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одаренных детей. Методические рекомендации. / Автор составитель: Х.Н. Ниязова. – Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2014.
  2. Пиралова О.Ф. Оптимизация обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерных вузов в условиях компетентностного подхода. Возможности реализации – Москва: Академия Естествознания, 2012.
gallery/polyakov5
gallery/polyakov6

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Татьяна Павлова:

 

Уважаемые авторы!
В вашей статье описан очень интересный опыт. Было бы интересно узнать, это ближайшие планы или уже есть учащиеся, которые продвигаются по индивидуальному маршруту? Как к этому относятся учащиеся и удается ли в полной мере поддержать индивидуальный маршрут со стороны учителей?

 

16.03.2020 13:25

Носкова Татьяна Николаевна:

 

Уважаемые коллеги!
С большим интересом ознакомилась с вашим подходом организации индивидуального образовательного маршрута школьников в старших классах на этапе профессионализации.
Интересно узнать, в какой мере ваши планы воплощены в жизнь? Есть ли какие-либо практические результаты апробации вашего подхода?
Во всяком случае, хочется вам пожелать успехов, в следующем году будем ожидать публикации полученных результатов.


Профессор Т.Н. Носкова

 

16.03.2020 13:54

Евдокимова Марьяна Михайловна:

 

Уважаемые авторы!
Описанная Вами модель построения индивидуального образовательного маршрута с помощью АИС «Сетевой город. Образование» представляет значительный интерес для меня, как для человека, который пользовался данной системой. Было бы интересно узнать Ваше мнение относительно использования системы? Какие проблемы возникали у Вас при работе с системой? Как Вы их решали? Каковы будут Ваши рекомендации по усовершенствованию системы?

 

17.03.2020 19:21

Смолкина Полина Алексеевна:

 

Одним из механизмов реализации Концепции развития дополнительного образования детей является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», ключевой задачей которого является обеспечение к 2024 году охвата до 70%, в том числе с использованием дистанционных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Ваша модель может послужить отличным примером при создании ИОМ.

 

19.03.2020 15:18

Pronkin Victor:

 

Уважаемые коллеги! В вашей статье представлен опыт по очень перспективному направлению - ИОМ в области профессионального самоопределения. Хотелось бы увидеть примеры маршрутов, а также анализ этой практики.

 

19.03.2020 17:47

Евгения:

 

Уважаемые авторы!
В вашей статье описан очень интересный пример. Было бы интересно узнать насколько ИОМ позволяет повысить уровень усвоение материала, предмета? И может ли данная система более эффективно подготовить учащихся к сдаче экзаменов Государственной итоговой аттестации?

 

23.03.2020 15:01

Софья Сорожкина:

 

Спасибо всем участникам конференции за проявленный интерес к нашей статье.
Представленный материал - это описание реального опыта работы в этом году с учащимися 10 класса. Не всё удается с первого раза. Первоначально были опасения и со стороны детей и их родителей, и со стороны педагогов. По реализации индивидуальных образовательных маршрутов огромная нагрузка ложится на классного руководителя, заместителя директора. Необходимо провести разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса по тому, какие положительные эффекты будут получены от реализации данного проекта. На сегодня созданы для каждого десятиклассника свой индивидуальный образовательный маршрут: для каждого учащегося индивидуальное наполнение портфолио проекта "Мой выбор". В результате работы есть и первые достижения - победы в конкурсах и олимпиадах. Через портфолио проекта идет сопровождение и индивидуального проекта. Пока ребята еще учатся в 10 классе, то говорить о результативности данного подхода к организации индивидуализации образовательного процесса рано. Но результаты диагностических контрольных работ, общий уровень успеваемости говорит о повышении мотивации к обучению.
В ходе реализации данного проекта возникали некоторые технические проблемы с АИС «Сетевой город. Образование», которые были самостоятельно устранены или найдены альтернативные пути решения.
Коллеги, если вам интересна данная тема, готовы подробнее ответить на все ваши вопросы, направленные на адрес SorozhkinaS@gmail.com

 

24.03.2020 16:36

Денис Поздеев:

 

Уважаемые авторы!
Ваше исследование очень интересно и перспективно, т.к. в последнее время дети всё чаще предпочитают обучение по ИОМ, чем по общей учебной программе.

После прочтения статьи у меня возникли некоторые вопросы:
1) Как Вы думаете, что в большей степени влияет на выбор формата обучения у школьников? Почему многие считают, что ИОМ наиболее эффективен в современной системе образования?
2) Располагаете ли Вы какими-либо статистическими данными об улучшении оценок/результатов учеников после выбора ИОМ в вашей школе?
3) Имеются ли у Вас некоторые промежуточные результаты апробации вашего подхода? Можете ли Вы поделиться ими?

 

24.03.2020 16:52

Александр Поляков:

 

Уважаемые коллеги!
Еще раз огромное спасибо за проявленное внимание к нашей статье. Данное направление работы интересно для нас, прежде всего, с точки зрения получения некого компромисса между возможностями обычной школы микрорайона и запросами участников образовательного процесса. Мы работаем над этим направлением на протяжении нескольких лет, а в этом году подключили ресурсы цифровой образовательной среды.
Плюсы в организации ИОМ для учащихся несомненно есть: во-первых, имеется возможность выбрать для более полного изучения предметы, вызывающие больший интерес у учащегося; во-вторых - это предоставление возможности получения среднего общего образования в своей школе. Есть и минусы: данный способ организации учебного процесса требует дополнительных временных и финансовых затрат; обучение по ИОМ подходит для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, так как часть материала изучается самостоятельно в конкретно-установленные сроки.
Говорить о конкретных результатах в нашем случае пока рано, но данные мониторинга удовлетворенности организацией образовательного процесса показывают, что большинство ребят довольны тем, что обучаются именно в таком режиме.
Более подробную информацию можно посмотреть на сайте нашей школы https://clck.ru.com/WGrM7q

 

24.03.2020 23:04