Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Павлова Л.Э.

магистрант, РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

avgusta14@list.ru

 

Информационная образовательная среда как ресурс повышения профессиональной компететности преподавателя электронного музыкального инструмента в детской школе искусств

 

В статье рассмотрены возможности информационной образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения в классе электронного музыкального инструмента. Использование современных цифровых ресурсов и музыкально-компьютерных технологий в деятельности преподавателя детской школы искусств рассматривается автором статьи как новый спектр возможностей в профессиональной деятельности преподавателя электронном отделении музыкальной школы.

 

Pavlova L.E.

HSPU

 

Information educational environment as a resource for improving the professional competence of an electronic musical instrument teacher in a children's school arts

 

The article considers the possibilities of the information educational environment for improving the efficiency of the learning process in the classroom of an electronic musical instrument. The use of modern digital resource and musical and computer technologies in the activity of the teacher of children's art school is considered by the author as a new range of opportunities in the professional activity of the teacher e-Department of musical school.

 

Информационные образовательные технологии играют сейчас большую роль в деятельности любого преподавателя. В мире стремительно развивающихся технологий, современных инновационных методов преподавания применение цифровых образовательных ресурсов стало необходимостью [1]. Для преподавателей электронных инструментов, для грамотных, активных профессиональных музыкантов это также важно. Развитие музыкального профессионального образования должно опираться на передовые достижения науки и техники, на информационные и современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [2; 3]. Как отмечают авторы статьи «Музыкально-компьютерные технологии и интерактивные сетевые технологии обучения музыке», ключевыми характеристиками МКТ являются интерактивность, сетевое взаимодействие, выполнение образовательной функции. <…> использование МКТ позволяет, с одной стороны, конкретному преподавателю разрабатывать действенную методику соответствующего обучения, с другой стороны, стать рекомендацией для разработчиков новых версий тех программно-аппаратных комплексов, с помощью которого гораздо комфортнее (в удобном режиме) и эффективнее (через наиболее активный канал: аудиальный, визуальный, кинестетический – в их одновременной представленности) организуется процесс освоения» [4].

 

В детской музыкальной школе или детской школе искусств (ДШИ и ДМШ) на подготовительное отделение принимают детей с 3-х – 4-х лет. Использование современных цифровых устройств (т. н. «гаджетов») детьми стало обычным в повседневной жизни, поэтому уже с 4-х – 5-ти лет ребёнок может заниматься на электронном отделении музыкальной школы, чувствуя себя достаточно комфортно. На уроках в классе электронного музыкального инструмента (ЭМИ) [5; 6] используются все технические возможности, которые есть в школе. Ситуация с дистанционным обучением изменила многое в профессиональной деятельности учителя. Преподаватели ДМШ/ДШИ стали более активно применять информационные образовательные ресурсы, цифровые технологии. Благодаря современным техническим средствам есть возможность осуществлять коммуникацию через различные мессенджеры, программы, приложения. Например: Skype, Zoom, WhatsApp, VK («ВКонта́кте»). Общение с родителями удобно осуществлять через создание группы в WhatsApp и VK, а также индивидуально. Индивидуальные занятия с ребенком можно проводить в Skype и Zoom. Искажение звука присутствует, поэтому лучший вариант – по возможности, совмещать дистанционные и очные занятия в классе.

 

Конечно, очень важным аспектом профессиональной деятельности преподавателя ЭМИ является грамотное и своевременное использование информационных образовательных ресурсов. Здесь на помощь может прийти, например, Цифровая доска Padlet, создание уроков на платформе для онлайн обучения Core, создание собcтвенного сайта на базе Google и собственный Google class. Выбрать можно оптимальный, наиболее полезный вариант для выполнения конкретных заданий, конкретных видов образовательнойдеятельности. Так, к примеру, концерт онлайн можно сделать в «ВКонта́кте», на цифровой доске Padlet можно выкладывать полезные видео- и аудиоматериалы, ссылки, ноты, пособия, а также можно подготовить и провести концерт учеников. Опыт показывает, что на одной общей доске удобно размещать разные мероприятия в данном формате. Особо отметим, что доступ к конкретным мероприятиям при этом можно сделать ограниченным, например, только для родителей класса, только для педагогов школы и т. п.

 

На собственном сайте класса, созданного на базе Google, удобно выкладывать всю информацию по расписанию, событиям, концертам. Можно сделать отдельную вкладку по полезным образовательным ресурсам. Онлайн концерт можно также разместить на сайте класса (это может быть общее видео, или отдельно снятые номера учеников).

 

Цифровая платформа Core является незаменимым ресурсом для преподавателей ЭМИ. Подробно расписав урок, выложив ноты, видео с различными вариантами исполнения произведения, можно задавать домашние задания ученику, исходя из этих новых возможностей для его самостоятельной качественной подготовки к уроку. Можно добавить видео с отдельно правой и левой рукой (для разбора текста). Это достаточно удобно, поскольку одно и то же произведение педагогу иногда приходится задавать нескольким ученикам, учитывая необходимость выполнения требований программы. Ученик, делая домашнее задание, записывает видео и присылает его для проверки.

 

Система образования в современных условиях предъявляет высокие требования к преподавателям ЭМИ в ДШИ/ДМШ. Совершенно по-новому ставится вопрос о формировании информационной образовательной среды для преподавателя ЭМИ, о необходимости его профессионального роста, а также о развития самого направления компьютерного музыкального творчества как в творческом, так и в образовательном аспектах.

 

Создание единой информационной образовательной среды для профессионального развития преподавателей ЭМИ является своевременным и востребованным. Однако, к сожалению, эта сфера деятельности недостаточно разработана. Профессиональная подготовка преподавателей ЭМИ – это актуальное направление в современном образовании [7; 8]. Создание многофункциональной информационной образовательной среды профессионального развития преподавателей ЭМИ будет способствовать дальнейшему становлению и развитию искусства исполнительского мастерства на ЭМИ. Преподаватели, работающие в данном направлении, нуждаются в поддержке. Важно создать такую информационную образовательную среду преподавателей ЭМИ, которая обеспечивает методическую поддержку, оказывает методическое сопровождение профессиональной деятельности, способствует развитию их профессиональных компетенций, а также содействует решению вопросов стандартизации различных аспектов направления компьютерного музыкального творчества.

 

Создание условий для разностороннего взаимодействия преподавателей ЭМИ позволяет обеспечить единую образовательную среду для преподавателей ЭМИ с возможностью грамотного и профессионального обучения и развития, обеспечивает преподавателям возможность осуществлять самостоятельную образовательную деятельность (обмен уроками, программами, методическими разработками и др.). Всё это способствует развитию направления обучение игре на ЭМИ в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

 

Сейчас уже невозможно представить нашу жизнь без информационных технологий, без информационной образовательной среды. Использование цифровых ресурсов в образовании особенно актуально, поскольку за счёт их использования не только расширяются привычные границы образовательных учреждений, но это способствует возможности проведения занятий на совершенно ином качественном уровне, соответствующим новым запросам общества и современному рынку труда и обновлённого классификатора специализаций. Использование компьютеров, планшетов, смартфонов, различных мессенджеров, программ, приложений расширяют спектр возможностей как преподавателей, так и их учеников. Для музыкального образования это очень важно – это возможность заниматься дистанционно, смотреть полезные видеоматериалы мастеров мирового уровня, записи спектаклей лучших театров мира и многое другое. Всё это создаёт многогранные варианты для обучения и приобщении учеников к лучшим образцам музыкальной культуры. Ссылки на полезные сайты, полезные программы и материалы помогают создавать атмосферу обучения с увлечением. Сегодня созданы объективные предпосылки и имеются все необходимые условия, такие как материалы методического, методологического и технологического характера для создания информационной образовательной среды профессионального развития преподавателя ЭМИ, ориентированной на музыкальное электронное направление. Инновационные образовательные проекты, созданные на основе активного использования МКТ, позволяют размещать методические разработки, пособия, видео- и аудиоматериалы, информацию о планируемых конкурсах и конференциях, семинарах и мастер-классах и многое другое - всё, что необходимо для профессионального продвижения и становления современного преподавателя ЭМИ в учреждениях дополнительного образования детей [9].

 

Ситуация в современном информационно-образовательном пространстве школы цифрового века стремительно меняется. Преподаватель ДМШ/ДШИ уже не может работать без использования современных цифровых образовательных ресурсов и активного участия в информационной образовательной среде, способствующей его профессиональному развитию.

 

Литература:

  1. Gerald C. Nelson. The Information Technology Revolution and Higher Education // Journal of Agribusiness, 14-2 (Fall 1996): 221-232.
  2. Горбунова И. Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании // Современное музыкальное образование — 2016: материалы XV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2017. С. 44-51.
  3. Горбунова И. Б., Заливадный М. С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект) // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014. С. 97-100.
  4. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю., Хайнер Х. Музыкально-компьютерные технологии и интерактивные сетевые технологии обучения музыке // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 31-36.
  5.  Gorbunova I. B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery // TSETWM-18, CBMPS-18, CAAES-18, LLHSS-18, LEBDM-18: International Conference Proceedings, Budapest, October, 2-4, 2018. Hungary, Budapest, 2018. Pp. 19-22.
  6. Павлова Л. Э. Электронный клавишный синтезатор как современный музыкальный «инструмент-оркестр» в классе педагога ДМШ // Современное музыкальное образование — 2011: материалы X Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 151-154.
  7. Белов Г. Г., Горбунова И. Б. Новый инструмент музыканта // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 135-139.
  8. Gorbunova I. B. New Tool for a Musician // International Conference Proceedings: 10th International Conference on Advances in Science, Engineering and Technology (ICASET-18), (ASBES-18), (EEHIS-18), Paris, June 20-21, 2018. France, Paris, 2018. Pp. 144-149.
  9. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект "Музыкально-компьютерные технологии" // Сибирский учитель. 2016. № 3 (106). С. 74-77.

Оставить комментарий: