Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Пашкин С. Б., Гончарова С. Ю., Пирожков Д. В.

 РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

 

Тематические развивающие web-квесты по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Проблема специфики сопровождения учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья актуальна с точки зрения формирования навыков социальной успешности и личностного развития детей. Запрос практики в поиске новых эффективных форм оказания помощи в развитии и компенсации нарушений обусловлен модернизацией системы школьного образования в условиях дистанционного и надомного обучения. Данная категория учащихся обладает правами на дополнительные педагогические меры и специальные образовательные условия. Тематически развивающий контент позволяет повысить результативность коррекционной работы на этапе начальной школы [9]. Цель работы - создание эмоционально-комфортной развивающей среды для учащихся с ОВЗ путем успешного формирования и развития у них социальных, познавательных и коммуникативных навыков для полноценного развития личности.

Статья является логическим продолжением предыдущих исследований. Представлены итоги теоретического и эмпирического исследования начального и вторичного уровня свойств памяти, внимания, мышления и речи. Выявлены статистически значимые различия по свойствам концентрации, устойчивости, эффективности и врабатываемости [8]. Положительная корреляция сравнения результатов входной и итоговой диагностик обосновывает эффективность систематического сопровождения путем прохождения развивающих web-квестов.  

 

Ключевые слова: web-квест, методика сопровождения учащихся с ОВЗ, развивающий контент, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная работа.

 

Pashkin S. B., Goncharova S. Yu., Pirozhkov D. V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Developmental web-quests assisting pupils with disabilities

 

The issue of this paper is specifics research of assisting primary school pupils with disabilities. The relevance of this research is in communication skills development. The request for practice in researching for new effective forms of assistance of the development and compensation of violations of pupils with disabilities is relevant due to modernization of the school education system in conditions of distance and home education.  Thematically developing content makes it possible to increase the effectiveness of corrective work with this group of children at the stage of primary school age [9]. The purpose of the work is to create an emotionally comfortable developing environment for pupils with disabilities.

As a result of maintenance, statistically significant differences in the matter of concentration, stability, efficiency and workability were revealed [8]. The positive correlation between the results of the input and final diagnostics substantiates the effectiveness.

Key words: web-quest, methodology for assisting pupils with disabilities, developing content, pupils with disabilities, corrective work.

 

Структура контента тематического развивающего web-квеста по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается на основе рекомендаций из заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), т.е. ОВЗ ребенка. Министерством Просвещения разработана классификация и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложенные в Федеральном Государственном образовательном стандарте [2]. Таким образом, содержание и форма работы с учащимся с ОВЗ различна и соответствует личностным особенностям учащегося.

 

Включение в программу сопровождения web-квеста оказывает положительное влияние на учащихся с ОВЗ в вопросах формирования коммуникативных навыков, социальной успешности и личностного развития детей. Данную разнородную группу учащихся характеризует достаточно низкий уровень физического развития, а потребность общения со сверстниками и взрослыми заметно снижена. Развивающий контент актуален в свете требований ФГОС и в работе с детьми с ОВЗ. Web-квест "школьный сектор" состоит из игровой и информационной части. В первой части - ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Для того чтобы завоевать их дружбу игроку предстоит развивать свои коммуникативные навыки для решения различного рода ситуаций в парке, дома, в школе, на улице, в магазине, а также на игровой площадке и скамейке.  Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий при минимальном вмешательстве взрослого, дети могут самостоятельно добиться нужного результата.

 

Апробация контента «школьный сектор» осуществлялась в течение года на базе девяти государственных образовательных учреждений Колпинского района города Санкт-Петербурга. Количество обучающихся в ГБОУ - семьсот детей.

 

На констатирующем и контрольном этапах определение уровня развития понятийно образного мышления учащихся было диагностировано с помощью методик визуальной и речевой классификации и аналогии Э.Ф. Ясюковой. Получены следующие результаты (см. табл. 1)

 

Таблица 1 – Уровень развития понятийно образного мышления учащихся по результатам визуальной и речевой классификации и аналогии

Оставить комментарий:

Исходя из данных таблицы следует, что по методике «9 слов» на констатирующем этапе среднее значение по выборке из учащихся без ОВЗ – 5,1 что является хорошим уровнем, из учащихся с ТНР – 3,5 что является нормой; у учащихся с ЗПР – 2 что является слабой субнормой. Однако на контрольном этапе среднее значение по выборке из учащихся без ОВЗ – 6,5 что является высоким уровнем, из учащихся с ТНР – 4,5 что является средним уровнем; у учащихся с ЗПР – 3,4 что является нормой.

 

По методике визуальной аналогии на констатирующем этапе среднее значение по выборке из учащихся без ОВЗ – 6,2 что выше среднего уровня, из учащихся с ТНР – 5,6 что выше среднего уровня; у учащихся с ЗПР – 3,1 что является нормой. Однако на контрольном этапе среднее значение по выборке из учащихся без ОВЗ – 6,6 что является выше среднего уровня, из учащихся с ТНР – 6 что выше среднего уровня; у учащихся с ЗПР – 4,5 что является нормой.

 

Положительная корреляция сравнения результатов входной и итоговой диагностик обосновывает эффективность систематического сопровождения детей с ОВЗ путем прохождения развивающих web-квестов. Также наблюдаются значительные положительные изменения в уровне коммуникативных навыков, а именно социальной успешности и личностного развития детей.

 

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”.
  2. ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Абкович А. Я Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование, ВАК, 2016. – №4.- С. 5-11.
  4. Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования, ВАК, 2015. - С. 99-104.
  5. Зубаилова П.Ф. Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта / П.Ф. Зубаилова, Л.П. Феталиева // Вестник социально-педагогического института. – 2016. – № 4. – С. 63–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-obucheniya-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta/viewer (дата обращения 6.01.2022).
  6. Матвеева М.А. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания// Приволжский научный вестник, 2016. – № 2. – С. 164–167.
  7. Обухов А.В. Особенности изменений внутрифункциональной структуры внимания младших школьников с различными возможностями обучаемости // Сибирский психологический журнал, Scopus, ВАК, SCI, 2015. – № 56. – С. 138–152.
  8. Пашкин С.Б. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / С.Б. Пашкин, С.Ю. Гончарова. — DOI:10.17150/2411-6262.2021.12(4).21 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4.
  9. Рязанова Н..В. Развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества // Academy, 2018. – С. 93-95.