Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Панкратова О.П.

Северо-Кавказский

федеральный университет

г. Ставрополь,

Конопко Е.А.

Северо-Кавказский

федеральный университет

г. Ставрополь

 

Формирование цифровых компетенций студентов вуза в условиях цифровой трансформации общества

 

В данной статье предложено решение для реализации дисциплины «Цифровая грамотность и обработка данных», формирующей основы цифровых компетенций студентов и навыки использования цифровых технологий.

 

Pankratova O. P.

NCFU

Stavropol, Russia,

Konopko E. A.

NCFU

Stavropol, Russia

 

Formation of digital competencies of university students in the context of digital transformation of society

 

This article proposes a solution for the implementation of the discipline "Digital Literacy and Data Processing", which forms the basis of students' digital competencies and skills in using digital technologies.

 

Структурные трансформации в экономике, цифровизация общества и производства, рост трудовой миграции, усиление межкультурного взаимодействия и виртуализация экономической и социальной жизни – все это диктует сегодня необходимость модернизации подготовки обучающихся в системе высшего образования. Ситуация последнего времени свидетельствует о том, что меняется не только мир, в котором придется работать выпускникам вузов, но меняются и сами обучающиеся, что также требует актуализации методик и технологий подготовки, и в первую очередь, корректировки образовательных программ.

 

Государственная политика в области образования предусматривает ряд государственных проектов и программ, задачами которых является вопрос цифровизации образования. К таким проектам относится и Программа «Приоритет-2030», которая уже успешно реализуется. Она нацелена на концентрацию ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и повышение научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций, а также обеспечение участия образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации [4].

 

«Приоритет-2030» — это программа государственной поддержки и развития университетов. Ее цель: сформировать в России более 100 прогрессивных вузов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны к 2030 году [4]. На конкурсной основе в программе «Приоритет-2030», принимают участие 106 вузов со всей России, в том числе, Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), представивший стратегический проект, ориентированный на цифровую трансформацию образования.

 

Подготовка к реализации проекта началась еще в 2019 году, когда, стратегической задачей стало обеспечении условий для формирования цифровых компетенций у обучающихся университета. В рамках данной программы планируется:

 

  1. Реализация дисциплин (курсов, модулей), формирующих цифровые компетенции студентов и навыки использования новых цифровых технологий. Данное направление предполагает внедрение в учебные планы по всем образовательным программам университета дисциплин «Цифровая грамотность и обработка данных», «Введение в информационные технологии» или «Информационные технологии и программирование», «Искусственный интеллект в профессиональной сфере» или «Системы искусственного интеллекта».
  2. Организовать практическую подготовку обучающихся на базе ключевых партнеров в различных отраслях цифровой экономики.
  3. Разработать и реализовать программы профессиональной переподготовки, связанные с цифровыми технологиями, для обучающихся по основным образовательным программам по непрофильным для ИТ-сферы направлениям.
  4. Организовать программы академической мобильности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам по непрофильным для ИТ-сферы направлениям в университетах-лидерах по формированию цифровых компетенций.

 

В соответствии с 1 пунктом в 2021 году все учебные планы были переработаны и в их содержание на 1 курсе в 1 семестре был внедрен курс «Цифровая грамотность и обработка данных» (2 з. е.), ориентированный на все направления бакалавриата и специалитета СКФУ. Курс был разработан с дистанционной поддержкой и размещен в системе электронного и дистанционного обучения университета на платформе LMS Moodle (el.ncfu.ru) [1].

 

В настоящий момент, число студентов, подписанных на онлайн-курс составляет 3450 человек, Число преподавателей-ассистентов -13, число авторов-разработчиков – 2. 

 

Основная цель курса: формирование необходимых цифровых компетенций студентов для обучения по образовательным программам в соответствии с направлением подготовки и будущей профессиональной деятельностью.

 

Задачи курса: познакомить студентов с современными направлениями в области цифровизации общества, экономики и образования, сформировать компоненты цифровой грамотности и навыки обработки данных с помощью цифровых технологий, обучить основным стратегиям поиска решений интеллектуальных задач с применением цифровых инструментов.

 

Структура онлайн курса включает:

  • вводный блок, предоставляющий информацию о дисциплине и курсе, входное тестирование проверки уровня цифровой грамотности студентов, аннотацию дисциплины и информацию о преподавателях-разработчиках курса;
  • основной блок: 7 основных тем, включающих видеолекции, материалы для самостоятельного изучения, задания практических работ и методические указания по их выполнению, итоговые тематические тесты;
  • итоговое тестирование, выявляющее уровень сформированности цифровых компетенций студентов;
  • ссылки на источники и литературу.

 

Учебный курс имеет линейную структуру, предусматривающую последовательное освоение материалов. Тематическое планирование включает семь основных модулей:

Модуль 1. Введение в цифровые технологии. Данная тема предусматривает первоначальное знакомство студентов не только с основными государственными нормативно-правовыми актами в области цифровизации, но и с цифровой средой университета (образовательным порталом СКФУ «еКампус» - https://ecampus.ncfu.ru и системой управления обучением на базе LMS Moodle - https://el.ncfu.ru) [3].

Модуль 2. Интернет-технологии. Этот модуль знакомит студентов с технологиями удаленной работы, файлообменниками и возможностями хранения больших объемов данных, вебинарными площадками и организацией дистанционного обучения, с основами работы в on-line режиме и поиском информации в Интернет, с облачными технологиями и с сетевыми сервисами.

Модуль 3. Электронные почтовые сервисы. Учит студентов настраивать электронные почтовые ящики, систематизировать сообщения, знакомит с электронным документооборотом и сетевым этикетом, а также с основами безопасности при работе с электронной почтой.

Модуль 4. Обработка текстовой информации. Уже на начальном этапе обучения в вузе, студенту необходимо владеть профессиональными навыками работы с текстовой информацией в офисных и сетевых приложениях, которые пригодятся ему при написании курсовых работ, рефератов, научных статей и т.д. В рамках модуля у студентов формируются навыки работы с текстовой информацией в офисных и сетевых приложениях. Они изучают правила оформления текстовых документов по ГОСТ и технологии редактирования и форматирования документов.

Модуль 5. Организация работы с табличными данными средствами электронных таблиц. Этот модуль формирует первоначальные базовые навыки автоматизации вычислений и обработки данных в электронных таблицах.

Модуль 6. Цифровые технологии для обработки графических изображений. Тема посвящена знакомству с графическими средствами предназначенными для визуализации данных. Подробно рассматриваются технологии создания и культура презентаций.

Модуль 7. Основы информационной безопасности. Этот модуль включает знакомство с основными видами угроз для пользователей ПК (вирусы, спам, фишинг, технические сбои и пр.), с правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правовые отношения в сфере информационной безопасности и защиты государственной тайны.

 

Методической особенностью курса является его практико-ориентированность. Согласно учебному плану на аудиторные занятия выносятся только практические работы. Весь теоретический материал курса, представленный в форме видеолекций, вебинаров и дополнительных материалов, предлагается студентам для самостоятельного изучения. Курс состоит из 18 практических работ, рассчитанных на 18 учебных недель и предусматривает поэтапное выполнение практических заданий, доступ к которым предоставляется студентам только после изучения теоретического блока, предназначенного для самостоятельного освоения, и успешного прохождения контрольного тематического тестирования по материалам осваиваемой темы. В конце каждого модуля предусмотрен итоговый тест, успешная сдача которого, позволяет студентам перейти к следующему модулю.

 

Опыт внедрения данного курса в учебный процесс в 1 семестре 2021-2022 года позволил четко определить основные этапы реализации онлайн-курса и его внедрения в образовательный процесс:

1 Этап – анализ учебных планов всех направлений подготовки и специальностей на предмет наличия и содержания дисциплин ИТ направленности (во избежание дублирования тем и материалов).

2 Этап – разработка учебно-методических материалов курса.

3 Этап – наполнение курса на платформе LMS Moodle.

4 Этап – настройка элементов курса. Последовательное выполнение практических работ, доступ к которым осуществляется только после изучения теоретического материала (СРС) и подтверждения успешного освоения теории выполненными тестами.

5 Этап – регистрация пользователей (студентов) и преподавателей (ассистентов).

6 Этап – консультирование/знакомство преподавателей (ассистентов) с методическими и техническими особенностями онлайн-курса.

7 Этап – обучение студентов. На 1 практическом занятии по дисциплине «Цифровая грамотность и обработка данных» студенты знакомятся с курсом, подучают доступ в систему электронного обучения СКФУ на платформе LMS Moodle, как через прямую ссылку https://el.ncfu.ru, так и через образовательный портал СКФУ «еКампус» https://ecampus.ncfu.ru, по единому индивидуальному логину и паролю от системы «еКампус». Студенты получают инструкцию по работе в системе электронного обучения СКФУ на платформе LMS Moodle.

На этом же этапе осуществляется проверка идентификации пользователей на курсе в системе и проводится корректировка данных, при необходимости осуществляется синхронизация https://el.ncfu.ru и https://ecampus.ncfu.ru с мобильными устройствами пользователей.

8 Этап – сопровождение онлайн курса преподавателями в соответствии с учебно-тематическим планированием и рабочей программой дисциплины.

9 Этап – усовершенствование и доработка технической и методической составляющих курса.

 

Подбор и логическое соотношение теоретических и контрольных материалов, задания для формирования практических навыков работы с цифровыми технологиями разработанного курса, позволят сформировать у студентов готовность к их применению в повседневной, образовательной и профессиональной деятельности.

 

В реализации курса «Цифровая грамотность и обработка данных» участвовали преподаватели кафедры информатики института цифрового развития СКФУ. Надо отметить, что по мере внедрения новых дисциплин и новых цифровых инструментов, преподаватели должны изучать их, оценивать их влияние на образовательный процесс для того, чтобы открывать новые подходы к повышению качества образования, в частности, профессиональной подготовки в области цифровых технологий [2, 5].

 

Однако, внедрение курса «Цифровая грамотность и обработка данных», является лишь начальной ступенью на лестнице цифровой трансформации. Последующими шагами станет выполнение обязательных условий программы «Приоритет 20-30»: внедрение других дисциплин, формирующих цифровые компетенции студентов, реализация программ профессиональной переподготовки, связанных с цифровыми технологиями, для обучающихся по основным образовательным программам по непрофильным для ИТ-сферы направлениям, повышение квалификации преподавателей в области цифровых технологий и др.

 

Литература:

  1. Агибова И. М., Куликова Т. А., Поддубная Н. А. Педагогическое проектирование дистанционных курсов для реализации открытого образования / В сборнике: Дистанционные образовательные технологии. Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 115-120.
  2. Панкратова О. П., Конопко Е. А. Повышение квалификации педагогических кадров в условиях цифрового разрыва / Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. Т. 8. № 3. С. 49-55.
  3. Панкратова О.П., Конопко Е.А. Дистанционное обучение как одна из форм организации университетского электронного образования / Ноосферные исследования. 2021. № 2. С. 36-43.
  4. Программа «Приоритет-2030» URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/
  5. Konopko E. A., Nersesyan E. V., Pankratova O. P., Abdullaev J. A. Training of teachers for professional activity in the digital enviroment of the educational space / В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. SLET 2019 - Proceedings of the International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research. 2019. С. 205-212.

Оставить комментарий: