En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Панкова А.А.

РГПУ им. А.И. Герцена

старший научный сотрудник

учебно-методической лаборатории

“Музыкально-компьютерные технологии”

г. Санкт-Петербург

pankovaaa@gmail.com

 

Дистанционное музыкальное образование: проблемы, решения и перспективы

 

В статье отмечена важная роль использования дистанционных технологий в музыкальном образовании, рассмотрены особенности реализации онлайн и оффлайн обучения, а также комплексный подход к решению основных проблем, с которыми сталкивается педагог-музыкант в профессиональной практике.

 

Pankova A.A.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Distance music education: problems, solutions and perspectives

 

The article notes the important role of using distance technologies in music education, examines the features of the implementation of online and offline learning, as well as an integrated approach to solving the main problems faced by a music teacher in professional practice.

 

Реализовать качественное дистанционное музыкальное образование непросто, однако, иногда ситуация складывается таким образом, что преподавателям приходится использовать некоторые формы дистанционного обучения для продолжения музыкального образовательного процесса.

 

Дистанционные формы обучения уже давно стали популярным инструментом реализации образовательного процесса. Однако, следует учитывать, что организация удаленного обучения не является универсальной для любого образовательного направления. Совершенно очевидно, что обучение в сфере искусства имеет свою специфику и сложно поддается «оцифровке» [1; 2]. На взгляд автора, это обусловлено, прежде всего тем, что помимо теоретического учебного контента (который прекрасно, без потерь может быть «оцифрован», передан и легко воспринят при удаленном обучении) существует и более сложное по своей структуре и глубине взаимодействие, возникающее только при личном общении преподавателя с учеником и включающее помимо логической мощную эмоциональную, чувственную составляющую. Это все, что связано с развитием исполнительских практических навыков, а также с формированием музыкальных способностей и музыкальным воспитанием в целом. Данная проблема, зачастую, и является краеугольным камнем в спорах о роли дистанционного обучения в музыкальном образовании [3; 4].

 

В тоже время, дистанционное обучение может быть прекрасным и, в ряде случаев, незаменимым дополнением к очному обучению. Рассмотрим пример сочетания традиционных подходов и современных технологий в музыкальном образовании, демонстрирующий возможность гармоничного использования различных форм дистанционного обучения, как в офлайн, так и в онлайн режиме.

 

Офлайн обучение.

Учащиеся записывают исполнение своих произведений. Учитель подробно знакомится с видео (аудиозаписями) и записывает видеосюжет со своими оценками и комментариями. Помимо очевидных минусов такого взаимодействия существуют и плюсы:

1. У ученика есть возможность неоднократно ознакомиться с видеосюжетом педагога. Еще и еще раз возвращаясь к записи не только услышать, но глубже понять и осознать, что же от него требуется (на очном занятии далеко не с первого раза можно донести до ученика свои пожелания).

2. В работе над музыкальными произведениями появляются широкие возможности по использованию дополнительных материалов (запись произведений в исполнении известных музыкантов, дополнительная информация о музыкальном произведении в наглядной, интересной форме, запись произведения по фрагментам (по частям, партиям, голосам и т.д.). Таким образом формируются условия для более детального анализа произведения, на что, зачастую не хватает времени на уроках. Также, оперируя этим контентом удобно работать, например, над голосоведением, когда ученик играет верхний голос под аудиозапись педагога, исполняющего нижний голос в партии.

3. Ученики становятся более самостоятельными и наконец-то начинают слушать себя, свое исполнение, контролировать ритм счетом вслух. А происходит это так: перед отправкой записанного видео, они, конечно же его просматривают, и, к своему удивлению, понимают, что со стороны звучит это не так, как им казалось ранее. Возникает естественное желание переиграть и не один раз. Во время последующих исполнений активируется слух, появляется потребность сыграть лучше, повышается мотивация обучающегося. Исполнение на камеру дисциплинирует и психологически отличается от исполнения в классе.

4. При просмотре таких видеозаписей для учителя становится понятна домашняя среда, в которой ученик обучается большую часть времени. Начиная от элементарных моментов (настроен ли инструмент, правильно ли настроена высота стула, подставки) и заканчивая эмоциональной атмосферой, которая показывает, насколько психологически комфортно может проходить домашняя работа.

 

Онлайн обучение

Работа в онлайн режиме более напряженна для учителя, учеников, а также для родителей. Тем не менее ее можно сделать оптимальной. Рабочее место учителя и ученика следует организовать определенным образом, чтобы занятия проходили максимально эффективно. Например, в процессе реализации онлайн урока можно использовать одну камеру (на подвижном штативе) или две разные камеры так, чтобы ученик видел и руки учителя на инструменте и самого учителя. Также, можно использовать захват экрана, где, например, может быть отображен нотный текст, с которым в данный момент идет работа [5; 6]. Если есть техническая возможность, то данный вид работы может сопровождать пометками в нотах с помощью светового пера или сенсорного монитора (рис. 1.).

Рисунок 1 – Процесс работы над музыкальным фрагментом

 

К новому формату обучения необходимо адаптироваться и преподавателю, и учащемуся. На онлайн занятиях меняются привычные формы взаимодействия между учеником и учителем. Исчезает возможность совместного исполнения на инструментах, голосового интонирования и синхронного комментирования, которые зачастую помогают обучающемуся в момент исполнения музыкального произведения. Также, преподавателю сложнее психологически воздействовать и подпитывать музыканта новыми эмоциями для более выразительного исполнения. Это говорит лишь о том, что методика обучения музыкальным дисциплинам не останется прежней, а будет видоизменяться, находя новые методологические подходы в современном музыкальном онлайн образовании [7].

 

Также, обязательным условием для эффективного онлайн обучения является наличие высокоскоростного Интернета. Чем выше качество связи, тем лучше звук, меньше рассинхронизации и других проблем, которые критичны для музыкальных занятий. Желательным условием является наличие качественных микрофона и наушников (гарнитуры). Звук с инструмента лучше снимать отдельным микрофоном или (если инструмент электронный) подключать по аудиоканалу. В качестве аудиосистемы предпочтительнее использовать наушники, тогда звук из колонок не будет захватываться в микрофон, что искажает сигнал. Ученик же даже во время исполнения услышит своего учителя, который не будет вынужден повышать голос, чтобы быть услышанным за завесой шума, искажений и иных посторонних звуков.

 

Таким образом, оптимальная организация дистанционного рабочего процесса минимизировала некоторые негативные аспекты удаленного обучения и показала свою эффективность [8].

 

Современный мир стремительно меняется, а вместе с ним, в головокружительном вихре меняются, технологии, образование и даже общество в целом. За этим круговоротом нельзя потерять вечные ценности, но в тоже время, надо уметь принимать ситуацию такой, какая она есть и твердой поступью двигаться к настоящим целям, умело используя при этом новые информационные технологии и адаптируя их под свои задачи. Я верю, что это время перемен сыграет положительную роль в развитии образования, музыкального искусства и, в конечном счете самого Человека.

 

Литература:

  1. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкальное творчество в дистанционной образовательной среде // Медиамузыка, 2020. № 11. С. 5.
  2. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Об особенностях формирования программ обучения музыкальным дисциплинам с применением дистанционных образовательных технологий // Мир науки, культуры, образования, 2020. № 3 (82). С. 198-203
  3. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Организация контрольных мероприятий с применением системы дистанционного обучения Moodle в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов // Мир науки, культуры, образования, 2020. № 3 (82). С. 232-236. 
  4. Irina B. Gorbunova, Anastasia A. Pankova. Teaching computer science and information technology studies for students of musical and pedagogical specialties. Educacao & Formacao, 2020. V. 5. No. 3. Pp. 1-17.
  5. Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии: дистанционные образовательные технологии в обучении студентов-музыкантов // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды IX Международной научно-теоретической конференции (26-27 октября 2017 г.) СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 344-347.
  6. Панкова А.А. Роль компьютерного музыкального творчества в самоидентификации личности педагога-музыканта // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 г.) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. С. 508-511.
  7. Панкова А.А. Цифровой образовательный контент для дистанционного музыкального образования // Региональная информатика (РИ-2020). XVII Санкт-Петербургская международная конференция. Материалы конференции. 2020. С. 90-91.
  8. Панкова А.А. Реализация творческих проектов в дистанционном музыкальном образовании (СДО MOODLE) // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. IV. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. C. 3-9.

Оставить комментарий: