gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Панфёров В. Н., Микляева А. В., Безгодова С. А., Васильева С. В., Иванов А. С.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

vivatvsv@mail.ru

 

Вербальная и невербальная самопрезентация преподавателей в условиях публичной и внеуадиторной медиалекции

 

  В статье представлены результаты анализа использования вербальных и невербальных компонентов самопрезентации преподавателем в условиях публичной и внеаудиторной медиалекции. Проведено сравнение особенностей самопрезентации преподавателей с опытом и без опыта записи медиалекций. Показана большая личностная включенность, широта использования экпрессивного репертура, ориентрированность на опыт и профессиональную направленность студентов во время публичной медиалекции, в сравнении с внеаудиторной.

 

Panferov V. N., Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A., Vasileva S. V., Ivanov A. S.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Verbal and non-verbal self-presentation of the university teachers in the conditions of public medialecture and medialecture without audience

 

  The article presents the analysis of verbal and non-verbal self-presentation of the university teachers during public medialecture and medialecture without audience. The self-presentation of teachers with different experience of medialectures is described. The results show a larger personal involvement, more active use of the expressive repertoire, focus on the experience and professional orientation of students during the public medialecture, in comparison with medialecture without audience.

 

 

  Несмотря на то, что медиалекции стали активно внедрятся в образовательную практику только в последнее десятилетие, несомненной является их всеобщая востребованность [1]. Наиболее часто выделяют следующие форматы медиалекций: внеаудиторная медиалекция (лекция, записанная на видео в условиях отсутствия слушателей), публичная медиалекция (лекция, видеозапись которой осуществлялась в присутствии слушателей), лекция-визуализация со звуковым сопровождением (лекция, в которой изображение лектора отсутствует, видеоряд сопровождается аудиозаписью лекции) [4]. Среди факторов, которые определяют эффективность видеолекции, наряду со способами организации материала, техническими характеристиками записи и пр. большое внимание уделяется самопрезентации преподавателя. На материале анализа деятельности преподавателя в условиях непосредственного взаимодействия со студентами показано, что успешность самопрезентации определяется характером его вербального и невербального поведения [5]. Показано, что успешная самопрезентация в учебной аудитории включает в себя использование эффективных приёмов установления контакта и формирования желаемого имиджа, владение техниками ассертивного поведения и способами саморегуляции эмоционального состояния, а также приёмами аргументации своей точки зрения и воздействия на слушателей [2; 3].

 

  Известно, однако, что социально-психологические характеристики взаимодействия, опосредованного применением информационных технологий, существенно отличаются от непосредственного общения. Эти различия затрагивают и способы самопрезентации преподавателя. Несмотря на это, исследования поведения и самопрезентации преподавателей в рамках медиалекций разных форматов представлены в современной психологии достаточно фрагментарно. В основном, указывается на большую эффективность публичной медиалекции, большую приближенность данного формата к непосредственному взаимодействию со студентами [6]. Видеозапись лекции в присутствии реальной студенческой аудитории более предпочтительна, поскольку в этих условиях формируется живой эмоциональный фон, который способствует более непринуждённому поведению преподавателя, позволяющему ему проявлять свою личную и профессиональную индивидуальность в полной мере. В то же время, непроясненным остается вопрос о том, насколько существенные изменения претерпевают способы самопрезентации преподавателя в условиях записи медиалекции во внеаудиторном формате. Оценка выраженности сдвигов в различных параметрах самопрезентации преподавателя в условиях публичной и внеаудиторной медиалекции необходима для определения социально-психологической специфики медиалекций, записанных в условиях наличия или отсутствия слушателей, что в конечном итоге будет способствовать продвижению к более точной психологической характеристике медиалекции как формы педагогической коммуникации.

 

  В соответствии со сказанным выше, наше исследование было направлено на сравнение вербальной и невербальной самопрезентации преподавателей в условиях публичной и внеаудиторной медиалекции. В исследовании принимали участие 30 преподавателей (средний возраст 43,17 года), 15 мужчин и 15 женщин. Им предлагалось прочитать мини-лекцию (10 минут) для студентов, обучающихся по направлениям «Педагогика» и «Психология». Тематику мини-лекции преподаватели выбирали самостоятельно. Одну и туже мини-лекцию преподавателю предлагалось прочесть дважды: в условиях публичной медиалекции (видеозапись в присутствии студентов, слушающих лекцию) и внеаудиторной медиалекции (съемка проходила в абсолютно пустой аудитории в отсутствии оператора).

 

  Анализ видеоматериала осуществлялся двумя экспертами с помощью заранее выделенных категорий, включающих в себя основные параметры вербального и невербального взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией. По видеозаписям оценивались следующие параметры невербального поведения преподавателя: расположение в аудитории (сидит, стоит, перемещается по аудитории), количество жестов-иллюстраторов, количество жестов-адаптеров, количество жестов заботы о внешности, количество улыбок, поза, обращенная в аудиторию (в % от общего времени мини-лекции), время «контакта глазами с камерой» (в %), закрытая поза (в %), поза и жесты уверенности (в %), количество моментов эмоционального акцентирования голосом. К параметрам вербальной самопрезентации были отнесены: представление (обозначение имени, фамилии, отчества); обозначение своей профессиональной принадлежности, специализации или области профессиональных или научных интересов, количество ссылок на авторитеты, обращений к студенческой аудитории, их опыту и будущей профессии, обозначение цели лекции и подведение её итогов, общее количество знаменательных слов, количество слов в минуту, количество шуток, частота использования местоимений «Я» и «Мы». Для определения достоверности различий в используемых приемах самопрезентации и взаимодействия с аудиторией в ситуации публичной и внеаудиторной медиалекции использовались критерий знаков Ƶ (Sign-test) и критерий углового преобразования Фишера (φ*).

 

  В результате сравнительного анализа были выявлены следующие значимые различия в параметрах невербальной самопрезентации, используемых преподавателями в ситуациях публичной и внеаудиторной медиалекции: преподаватели предпочитают читать лекцию стоя в ситуации непосредственного взаимодействия со студентами (67% по отношению к 27%, φ=3,195, р≤0,01), чаще используют жесты-иллюстраторы (133,00 по отношению к 64,13, Ƶ=4,20, р≤0,01) чаще улыбаются (23,9 по отношению к 8,97, Ƶ=4,93, р≤0,01), меньший процент времени смотрят в камеру (3,77 по отношению к 51,97, Ƶ=4,56, р≤0,01), реже используют закрытую позу (8,73 по отношению к 22,2, Ƶ=2,35, р≤0,05) и позу уверенности (2,00 по отношению к 5,43, Ƶ=2,58, р≤0,05). Среди вербальных компонентов самопрезентации в ситуации публичной медиалекции преподаватели значимо чаще представляются студенческой аудитории (73% по отношению к 40%, φ=2,661, р≤0,01), и обозначают свою профессиональную принадлежность и специализацию (70% по отношению к 43%, φ=2,115, р≤0,05), говорят быстрее (117,68 слов в минуту по отношению к 108,35 Ƶ=5,29, р≤0,01), чаще используют в речи местоимения «Я» (10,77 по отношению к 6,3, Ƶ=3,08, р≤0,01) и «Мы» (11,03 по отношению к 8,87, Ƶ=2,46, р≤0,05). Также, взаимодействуя со студентами в аудитории, преподаватели значимо чаще обращаются к слушателям (7,13 по отношению к 1,87, Ƶ=4,93, р≤0,01), к их жизненному опыту (4,40 по отношению к 0,80, Ƶ=4,22, р≤0,01) и будущей профессиональной деятельности (2 по отношению к 0,63, Ƶ=2,91, р≤0,01).

 

  Аналогичные тенденции наблюдаются при сравнении самопрезентации преподавателей, имеющих опыт публичных и/или внеаудиторных медиалекций (14 человек) и не имеющих подобного опыта (16 человек). Сравнительный анализ достоверности различий представлен в таблице.

 

Таблица – Вербальные и невербальные компоненты самопрезентации преподавателей, имеющих и не имеющих опыт проведения медиалекций и вебинаров, в ситуации публичной (ПМЛ) и внеаудиторной (ВМЛ) медиалекции (статистически значимые различия). Условные обозначения: M- среднегрупповое значение, ** - степень достоверности различий р≤0,01, * - степень достоверности различий р≤0,05

gallery/parfenov-tab1

  Анализируя полученные результаты, можно предположить, что во время публичной медиалекции преподаватели шире используют возможности своего экспрессивного репертуара, чаще задействуют его динамические компоненты (жесты-иллюстраторы,   перемещение по аудитории, быстрота говорения, активное взаимодействие со студенческой аудиторией). Обращает на себя внимание желание преподавателя создать и поддерживать позитивный эмоциональный контакт с аудиторией (количество улыбок, редкое использование закрытой позы, контакт взглядом с аудиторией), а также повышенную личностную включенность во время публичной медиалекции (представление, обозначение своей профессиональной принадлежности или области научных интересов, использование местоимения «Я»). Присутствие реальных слушателей делает излагаемую информацию более ориентированной на студенческую аудиторию, на личный опыт студентов (обращение к студентам во время лекции, использование в речи местоимения «Мы»), а также повышает профессиональную ориентированность лекционного материала (количество обращений к будущей профессии).

 

  Наличие опыта проведения медиалекций и вебинаров не оказывает существенного влияния на использование вербальных и невербальных компонентов самопрезентации. Можно отметить лишь его взаимосвязь с самоконтролем в вербальной сфере (использование в речи местоимений «Я» и «Мы», обращение к будущей профессии), невербальные же компоненты самопрезентации оказались независимы от навыков опосредованного взаимодействия со студенческой аудиторией.

 

  На основе полученных результатов можно утверждать, что формат медиалекции (публичная или внеаудиторная) определяет различия в использовании преподавателями невербальных и вербальных способов самопрезентации при взаимодействии с аудиторией, что, вероятно, может отражаться на эффективности обучения студентов в аспектах усвоения учебной информации и формирования профессионально-значимых качеств личности и моделей поведения. Это предположение требует дальнейшей эмпирической проверки.

 

  Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-013-00412 «Социально-психологическая интерпретация личности преподавателя в условиях информационной образовательной среды».

 

Литература:

  1. Гац И. Ю. Видеолекция в арсенале методических средств преподавателя // Aktualni pedagogoka. Издательство: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. (Прага). 2016. № 1. С. 60–63.
  2. Кузнецова А.А., Никишина В.Б. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 149–155.
  3. Сорокина Ю. В. Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздействия в рамках педагогического дискурса //Вестник Челябинского гос. ун-та. 2014. (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 89–92.
  4. Таланина А. А. Онлайн-лекция как жанр Интернет-дискурса // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 17–22.
  5. Фоломеева Т. В., Федотова С. В., Аветисян А. С. Невербальное поведение как фактор точности межличностного восприятия // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, 28–30 октября 2019 года / под общ. ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. Москва: Кредо, 2019. С. 121–123.
  6. Fritze Y., Nordkvelle Y. T. Comparing lectures: Effects of the technological context of the studio //Education and Information Technologies. 2003. Т. 8. №. 4. С. 327–343.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Ольга Валерьевна Яковлева:

 

Вопросы, затронутые в статье действительно актуальны в связи с тем, что возрастают требования к профессиональной деятельности педагога - необходимо решать задачи обучения и воспитания не только в формате "лицом к лицу", но и опосредованно. Здесь важны и личностные качества, эмоциональность, речевые и невербальные навыки. Но большое значение имеет и подготовленность, опыт проведения занятий (в частности, лекций) в медиасреде. Важно, что преподаватель для студентов педагогического университета является и примером представителя будущей профессии. Хотелось бы узнать, считают ли авторы эффективными дополнительные тренинги или другие технологии обучения педагогов ведению медиалекций?

 

19.03.2020 16:36

Мария Горнова:

 

Формат медиалекций сейчас действительно актуален и активно развивается, однако такой вид работы усложняется отсутствием обратной связи. Работая с разной аудиторией, педагог учитывает особенности, уровень знаний аудитории и может корректировать ход лекции: останавливаться на определённых темах, дополнительно раскрывать вопросы.
В связи с этим необходимо понимать, для какого вида работы и для каких тем подходит такой формат медиалекций, когда материал записан и только предоставляется обучаемому.

 

21.03.2020 16:48

Лемишка Анна Тарасовна:

 

Вопрос, затронутый авторами статьи, актуален, поскольку формат обучения в он-лайн режиме набирает популярность. И, конечно, в данном случае большую роль играет то, как преподаватель самопрезентует себя. Но это важно не только для медиалекций, но и для обычных лекций тоже.
Данный формат проведения занятий можно сделать интересным и для преподавателя, и для обучающегося.

 

Есть ли у авторов какие-нибудь советы, которые помогут лекторам почувствовать себя свободнее перед камерой, или можно как-нибудь раскрыть свою индивидуальность для студентов, которые будут слушать лекцию?

 

21.03.2020 20:28

Надежда Мулдарова:

 

Действительно, медиалекции в современном мире актуальны и востребованы. Педагогу очень важно правильно себя презентовать, так как от этого зависит уровень воздействия на учащегося и, соответственно, эффективность обучения. В связи с этим, очень важно, чтобы педагог знал и учитывал все особенности ведения медиалекции.
На мой взгляд, гораздо эффективнее в обучении будет именно публичная медиалекция, так как связь между педагогом и учащимся имеет большое значение, а без непосредственного взаимодействия и общения установить ее проблематично.

 

21.03.2020 22:54

Дарья Попович:

 

Формат медиалекций в наше время дает огромные образовательные возможности всем, кто по тем или иным причинам не может посетить лекцию аудиторно.

 

В связи с этим актуальным представляется следующий вопрос: считают ли авторы формат медиалекций более эффективным и перспективным, чем привычный аудиторный лекционный формат?

 

Такие преимущества медиалекций, как возможность регулирования скорости видео, возможность воспроизведения лекции или ее фрагмента повторно и, что особенно важно в связи с темой статьи, зачастую более качественная подготовка лектора, на мой взгляд, создают условия конкуренции с традиционным форматом лекций.

 

21.03.2020 23:51

Александра Самсонова:

 

Формат видеолекций стал очень распространенным и актуальным способом обучения, что требует различных исследований. Например, хотелось бы узнать, какой формат видеолекций является наиболее эффективным. Проведенный опыт и его результаты могут быть очень полезны в педагогической практике, а также могут помочь педагогам, проводящим видеолекции, скорректировать свое поведение и больше обращать внимание на средства поддержания контакта с аудиторией. Авторы статьи затронули одну из актуальных проблем современного педагогического образования. В целом вопросы самопрезентации педагога, педагогического имиджа все еще остаются не достаточно изученными в современной педагогике. Кроме того, в ученых программах педагогических вузов нет отдельной дисциплины, посвященной данной теме (знания даются очень разрозненно), в то время как самопрезентация педагога и его личность очень сильно влияют на эффективность обучения.

 

22.03.2020 01:02

Анастасия Владимировна Микляева:

 

Уважаемые коллеги, спасибо за отклики на нашу статью! Результаты нашего исследования показывают, что публичная медиалекция оценивается студентами выше, чем лекция, записанная преподавателем в формате "один на один" с камерой. Однако эти оценки носят эмоциональный характер ("нравится - не нравится"). Вопрос качества усвоения знаний остается открытым, мы сейчас работаем над этим. Тренинги для преподавателей, которые готовят видеолекции - перспективное направление, при условии, что бы будем понимать, чем именно надо учить на таких тренингах. То, что "работает" в условиях непосредственного контакта с аудиторией, "не работает во внеаудиторном формате (например, наше исследование показало, что во внеаудиторном формате студенты склонны негативно оценивать шутки преподавателя). Отдельный вопрос связан с тем, как помочь студентам сохранять мотивацию обучения. Сейчас мы работаем над этими вопросами

 

22.03.2020 15:26

Джамалова Я.Я.:

 

Самопрезентация и коммуникативное поведение преподавателя действительно являются одним из наиболее важных параметров, влияющих на эффективность обучения.
Формат лекций (обычных или публичных медиа-) подразумевает учёт специфики аудитории и предполагает задействование индивидуального компонента, в то время как внеаудиторные медиалекции - это скорее некий усреднённый вариант, в котором наиболее важными элементами представляются информативность и структурированность информации, а индивидуальность педагога в некоторой мере уходит на второй план. Вероятно, с этим связаны полученные результаты исследования.

 

22.03.2020 18:39