Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Носкова Т.Н.

РГПУ имени А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

Цифровизация образовательной среды учреждения

 

Анализируются аспекты цифровой трансформации среды образовательного учреждения. Раскрываются перспективные изменения во всех компонентах образовательной среды: предметно-материальном, психодидактическом, социальном, субъектном и управленческом. Выделяется цифровой аспект управленческого компонента, который назван стратегическим. Формулируется авторское определение цифровой образовательной среды организации.

 

Noskova T.N.

HSPU,

St.-Petersburg, Russia

 

Digitalization of the educational environment of the institution

 

The aspects of digital transformation of the environment of an educational institution are analyzed. Perspective changes are revealed in all components of the educational environment: subject-material, psychodidactic, social, subjective and managerial. The digital aspect of the management component, which is called strategic, is highlighted The author's definition of the digital educational environment of the organization and the digital subject-practical environment is formulated.

 

Сегодня в Российской Федерации реализуется проект «Цифровая образовательная среда» [1]. Это организуемый государством процесс оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой, обеспечение школам доступа в Интернет. В цифровом формате происходит сбор и обработка отчетов образовательных учреждений, формируются статистики. Реализуется проект Российская электронная школа, в рамках которого осуществляется разработка и размещение в открытом доступе электронных ресурсов для общеобразовательных школ [2]. Ведущие вузы страны объединили свои усилия по созданию платформы открытого образования, на которой доступны массовые онлайн курсы [3].

 

Вместе с тем еще не сформулировано определение цифровой образовательной среды учреждения и цифровой предметно-практической среды, которые позволят более четко определить какие новые возможности предоставляются обучающимся, сотрудникам, внешним пользователям? В этой статье попытаемся ответить на эти вопросы.

 

Известно, что образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности [4]. Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы имеет в своем составе пять компонентов: организационно-управленческий, психодидактический, пространственно-предметный, социально-психологический и субъектный, каждый из которых имеет психологическую составляющую [5]. Как эти компоненты видоизменяются в процессе цифровизации образовательной среды?

 

Известно, что цифровая часть среды любого учреждения образования функционирует на основе информационных и коммуникационных технологий, что требует значительных материальных затрат и нового штата сотрудников. С использованием новой информационной инфраструктуры коллективом учреждения создаются электронные информационные ресурсы: для управления учреждением, для образовательной и социальной деятельности. На основе информационной инфраструктуры и электронных информационных ресурсов происходит запуск новых коммуникационных связей и взаимодействий как внутри образовательной среды, так и с ее внешними пользователями в решении задач управления, образовательных и социальных задач.

 

Проанализируем изменения компонентов образовательной среды в процессе ее цифровизации.

 

Психодидактический компонент цифровой образовательной среды. Система цифровых условий и новых возможностей развития современных обучающихся реализуется через наполнение образовательной среды цифровыми информационными ресурсами образовательной и социальной направленности, а также привлечением цифровых образовательных ресурсов открытой информационной среды. Из этих ресурсов обучающиеся могут самостоятельно извлекать знания и ценности, необходимые для своего развития, становления. Эти важные и актуальные сегодня социальные и учебные действия осуществляются с педагогическим сопровождением, поддержкой педагогов и родителей. Они дополняют и развивают систему классно-урочного обучения возможностями повышения самостоятельности обучающихся со сформированным образовательным запросом, поскольку цифровая часть образовательной среды открывает возможности персонализированного обучения и реализации индивидуальных образовательных путей мотивированных и нацеленных на успех обучающихся. В ней формируются цифровые навыки, компетенции необходимые в ХХ1 веке, реализуются новые форматы обучения: смешанного, гибридного, электронного.

 

Таким образом, психодидактические условия цифровой образовательной среды позволяют создавать систему новых условий и возможностей развития, воспитания направляемой социализации современных обучающихся. Обогащая условия поиска личностных смыслов, персонализации обучения, построения индивидуальных образовательных путей, интеграции формального и неформального образования.

 

Социальный компонент цифровой образовательной среды. Социальные взаимодействия в образовательной среде учреждения также переходят в цифровой формат. В этом формате может осуществляться повышение квалификации сотрудников, дополнительное образование обучающихся. С помощью электронного портала учреждения, социальных сервисов, могут решаться задачи воспитания, направляемой социализации обучающихся. Цифровые взаимодействия сотрудников в среде образовательного учреждения помогают всему коллективу двигаться к принятым целям развития организации, создавая сетевые сообщества решения задач профессиональной и образовательной практики. Обогащается социальный контекст цифровой среды учреждения через сетевые взаимодействия с внешними пользователями. Заинтересованными пользователями цифровой среды выступают родители школьников, которые с помощью сетевых взаимодействий могут совместно с педагогами оперативно решать возникающие задачи. Сотрудники учреждения, вместе с партнерами других организаций, в сетевых взаимодействиях могут решать важные профессиональные задачи. Потенциальные абитуриенты удаленно включаются в сетевые мероприятия, проводимые в цифровой части образовательной среды и пр.

 

Таким образом, социальный компонент образовательной среды организации существенно обогащается за счет усиления связей с внешней социальной средой и устойчивых связей внутри корпоративной среды в решении задач воспитания, направляемой социализации современной молодежи, решении важных профессиональных задач учреждения образования.

 

Субъектный компонент цифровой образовательной среды. Осуществление продуктивной деятельности в цифровой образовательной среде требует от всех ее субъектов особых мотиваций, компетенций, изменений в постановке задач, осознания и принятия новых ценностей. Это относится и к субъектам деятельности профессиональной, и к субъектам учебной деятельности. Менеджмент организации должен научиться управлять развитием учреждения во всех аспектах функционирования цифровой образовательной среды. Педагогический состав учреждения должен быть подготовлен к созданию цифровой среды своей профессиональной деятельности и эффективному решению в ней профессиональных задач. В цифровой образовательной среде предстоит учитывать изменяющееся информационное поведение современной молодежи, помогая овладеть цифровой грамотностью, умениями и навыками нового века, в поиске личностных смыслов и образовательном самоопределении в условиях персонализации обучения.

 

Управление в цифровой образовательной среде. Цифровой формат функционирования образовательной среды ставит новые задачи перед администрацией учреждения, поскольку новая информационная инфраструктура требует материальных вложений, постоянной модернизации, технического обслуживания, формирования новых компетенций сотрудников и ее эффективного использования (управление цифровыми процессами). В управлении организацией создаются электронные базы, заполняются электронные формы отчетности, которые дистанционно отправляются в вышестоящие органы управления образованием. Внутри среды организуется электронный документооборот. Фонды библиотек используются как в традиционном, так и цифровом форматах. Сотрудники библиотеки через цифровой след отслеживают публикационную активность преподавателей, выстраивают их цифровые профили, выявляют лидеров. Оперативно происходит управление сайтом учреждения, на котором отражаются текущие события, достижения, отзывы пользователей. Отслеживается деятельность преподавателей и обучающихся на электронной образовательной платформе учреждения (накопление и использование электронных образовательных ресурсов, статистики пользователей). Управление образовательной программой также переходит в цифровой формат. Вся рабочая документация публикуется на сайте организации в открытом доступе для проверки аккредитационных показателей. Образовательные ресурсы в электронных форматах накапливаются на образовательных платформах, контент контролируется. Управление курсом осуществляется через регулирование доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам, мониторинг выполненных в цифровом формате заданий, коммуникационных действий обучающихся на сетевых сервисах, организацию многоканальных обратных связей в цифровой среде взаимодействий. В новых условиях появляется возможность передачи управления учебно-познавательной деятельностью самому мотивированному и самоорганизованному обучающемуся, как это происходит в применении массовых онлайн курсов, в реализации индивидуальных образовательных путей в развитой цифровой среде. Таким образом, задачи управления организацией и образовательным процессом в ней требуют новых подходов как со стороны администрации учреждения, связанные с функционированием информационной цифровой инфраструктуры, так и со стороны педагогов, которые осваивают стратегии и тактики управления учебно-познавательной деятельностью с использованием этой части среды.

 

Вместе с тем, в процессе управления развитием образовательного учреждения следует особо выделить направление, которое условно назовем цифровым, стратегическим. Очевидно, что цифровую среду учреждения можно развивать в разных направлениях: для решения насущных задач образования или для реализации опережающих стратегий образовательной деятельности; для совершенствования системы управления; для развития внешних связей и повышения имиджа учреждения в электронном пространстве. Каждое из этих направлений требует материальных и электронных ресурсов, технического обслуживания, новых компетенций пользователей. Следовательно, в каждом учреждении образования важно выработать свой стратегический план (дорожную карту) цифровизации образовательной среды. На основе принятой стратегии следует поэтапно осуществлять цифровую трансформацию под цели и задачи насущные в данный период конкретному учреждению, с учетом имеющихся материальных возможностей и профессиональных заделов. Общий цифровой вектор развития образовательной среды становится ориентиром в перспективных трансформациях образования в процессе цифровизации, в актуализации ценностей цифрового общества, в поиске ответов на изменяющийся запрос динамично развивающегося рынка труда [6]. Ориентиром в достижении новых качественных результатов обучения, формировании цифровых компетенций, умений и навыков ХХ1 века всех субъектов образовательного процесса.

 

Цифровая образовательная среда учреждения

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение.

Цифровая образовательная среда учреждения (общего, профессионального образования) представляет собой реализуемую на основе информационных и коммуникационных технологий, целенаправленно создаваемую коллективом учреждения, систему обогащенных условий и расширенных возможностей развития, становления личности современных обучающихся, которые часть образовательных задач на ее основе, могут решать персонализированно (при выполнении ряда условий реализуя индивидуальный образовательный путь) в достижении личностно значимых образовательных целей. Новая часть среды выступает важным условием развития перспективных цифровых умений и навыков, компетенций субъектов образовательного процесса.

 

Стратегический компонент развития цифровой части образовательной среды учреждения определяются коллективом, исходя из целей развития учреждения; имеющегося и планируемого уровня развития его технологической инфраструктуры; насыщенности и качества имеющейся электронной информационной базы организации образовательного процесса; подготовленности и готовности персонала (менеджмента, педагогического состава, технических служб).

 

Продуктивность деятельности обучающегося в цифровой среде зависит от возможности достижения в ней личностно значимых целей формального и неформального образования, что актуализирует необходимость расширения образовательного выбора субъекта, с учетом возможностей цифровой среды и современного информационного поведения молодежи в сетевой среде взаимодействий.

 

Предметно-практическая цифровая образовательная среда

Предметно-практическая цифровая образовательная среда (ЦОС) основана на функционировании учебно-методического комплекса, который существенно трансформируется по сравнению с традиционным УМК. В его составе появляются новые типы цифровых образовательных ресурсов, существенно изменяется форма представления ресурсов и структура комплекса.

 

Особенности функционирования УМК в цифровой среде позволяют оперативно обновлять его содержание, адаптировать УМК под запрос и поведение пользователей на основе анализа данных информационных систем образовательного назначения, цифровых следов и продуктов деятельности обучающихся.

 

Для организации гибкой, вариативной самостоятельной учебно-познавательной деятельности субъекта в цифровой среде, УМК необходимо структурировать по учебно-познавательным задачам [7]. В постановке учебной задачи следует реализовать мотивационную, организационную и контрольную части, ориентируясь на персонализацию учебно-познавательной деятельности с наиболее полным использованием возможностей цифровых инструментов и технологий.

 

УМК в цифровой среде может функционировать в интеграции с системой управления обучением (Moodle и пр.), облачными технологиями, сервисами социальных медиа и пр. Это позволяет погрузить УМК в организуемую педагогом сетевую нелинейную, многоканальную, масштабируемую образовательную коммуникацию в решении разных типов учебных задач, с целью формирования у обучающихся необходимых компетенций, умений и навыков 21 века, становления ценностей, реализации воспитывающих взаимодействий. Для этого в структуре УМК должны появиться особые типы образовательных ресурсов – ресурсы, предназначенные для организации сетевой образовательной коммуникации или коммуникационные ресурсы [8].

 

В процессе самостоятельного решения обучающимися поставленных в УМК учебно-познавательных задач в цифровой образовательной среде необходимо особым образом организовать процесс опосредованного педагогического управления, актуализируя самоуправление и взаимоуправление в учебно-познавательной деятельности. Таким образом, в структуре УМК необходим еще один тип образовательных ресурсов - ресурсы управления учебно-познавательной деятельностью [9].

 

Таким образом, цифровая предметно-практическая образовательная среда есть система, состоящая из функционирующих в цифровом образовательном пространстве цифровых (электронных) образовательных ресурсов специально разработанных, адаптированных под решение поставленных в УМК учебно-познавательных задач, происходящее в сетевой среде образовательных коммуникаций. Создается сетевая система управления учебно-познавательной деятельностью. Взаимосвязанные, оперативно видоизменяемые, подстраиваемые под текущие условия педагогические компоненты ЦОС (ресурсы, коммуникации и управление) составляют базовую основу функционирования цифровой предметно-практической среды обучения.

 

 Результатом эффективного функционирования в сетевой среде взаимодействий УМК является организация обучения с достижением планируемых образовательных результатов с высокой степенью самостоятельности обучающихся.

 

ЦОС обладает потенциалом персонализации обучения, при определенных условиях стимулирует выход обучающихся за рамки образовательного стандарта в достижении личностно значимых целей и задач образовательной деятельности. С ее помощью поддерживаются сетевые сообщества учеников, в решении принятых ими образовательных задач; сетевые сообщества педагогов, в совместном решении профессиональных задач.

Условиями достижения планируемых целей образовательной деятельности являются: качество структуры и функционирования ЦОС (педагогическое и техническое); подготовленность и готовность обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности; осуществление педагогического сопровождения обучающихся со стороны педагогов и технических служб.

 

Перспектива функционирования ЦОС состоит в последовательной автоматизации и интеллектуализации образовательных взаимодействий в решении определенных классов задач, с использованием средств искусственного интеллекта.

 

Заключение

Цифровая образовательная среда раздвигает рамки классической образовательной среды: пространственные, временные, информационные, коммуникационные, технологические. Взаимодействия в цифровой образовательной среде открывают новые возможности: профессиональные, образовательные, социальные. Они позволяют: интенсифицировать инфообмены в решении профессиональных и образовательных задач, выстраивать устойчивые связи как внутри образовательной среды, так и связи с внешней средой, проявляя и развивая ценности сетевых взаимодействий, ускоряют формирование субъектами образовательного процесса цифровых навыков, компетенций.

 

Роль и значимость взаимодействий в цифровой среде в перспективе будет все более возрастающей. Эти взаимодействия позволят персонализировать обучение, выстраивать индивидуальные образовательные пути. Наиболее мотивированные обучающиеся получают возможность реализовать часть образовательной программы в открытой информационной среде, например, используя ресурсы РЭШ, массовых онлайн курсов как передовой путь самореализации в образовательной деятельности, перехода, в перспективе, к непрерывному образованию личности в новых цифровых условиях жизни и деятельности современного человека.

 

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 "Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды").

 

Литература:

  1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. Дата обращения 09.02.2022.
  2. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru. Дата обращения 09.02.2022.
  3. Национальная платформа открытого образования. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_science/news/189296/. Дата обращения 09.02.2022.
  4. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2011.
  5. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов. Известия РГПУ имени А.И. Герцена, 2010.
  6. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – 383 с.
  7. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний. – СПБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 235 с.
  8. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация. Монография. СПб: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 116 с.
  9. Куликова С.С., Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Сетевая электронная среда: электронные ресурсы. Учеб. Пособие / СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 113 с.

Оставить комментарий: