gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Носкова Т.Н.,

Куликова С.С.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

noskovatn@gmail.com

 

Цифровая образовательная среда: аспект управления

 

  В статье раскрываются особенности цифровой образовательной среды, её новые возможности, описываются изменения характера управленческой деятельности педагога и образовательной деятельности обучающегося, реализующейся в аспекте субъекта познания. С позиции профессиональной педагогической деятельности определены и раскрыты «объекты» управления в цифровой образовательной среде.

 

Noscova T.N.

Kulikova S.S.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Digital educational environment: management aspect

 

  The article reveals the features of the digital educational environment, its new capabilities. Attention is paid to the change in the nature of teachers' management activities and students' educational activities, implemented in the aspect of a subject of knowledge. From the professional pedagogical practice point of view, the "objects" of management in the digital educational environment are defined and disclosed.

 

  Цифровая образовательная среда является необходимым условием и средством достижения инновационных образовательных результатов, отвечающих требованиям цифровой экономики и потребностям современной молодежи в работе с цифровыми форматами. Формирование и развитие цифровой среды определено целым рядом нормативных документов: Программа развития Цифровой экономики в РФ до 2035 года; Стратегия развития информационного общества в России (до 2030 г.); Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»; Паспорт федерального проекта «Цифровая школа»; Национальный проект «Образование» (2018-2024 гг.), ФГОС и пр.

 

  «Цифровая образовательная среда представляет собой открытый комплекс ресурсов, условий и возможностей для обучения, развития, социализации, воспитания человека [1]». Это среда с расширенными пространственно-временными границами обучения, функционирующая на базе информационно-коммуникационной инфраструктуры, актуализирующая персонализированный процесс обучения за счет непрерывного анализа личных смыслов и потребностей обучающихся, особенностей их образовательного поведения и выборов, целевых ориентиров и форм взаимодействия. Это среда качественно нового технологического уровня развития, ядро которой составляют цифровые («передовые», «SMART», «умные») технологии, основанные на интеграции разных видов интеллектуальных технологий (например, в представлении знаний, планировании деятельности, организации диагностики и консультирований, контроле усвоения знаний) и учебной аналитики. Действия педагога и обучающихся в среде осуществляются инструментально, на базе цифровых инструментов. «Цифровая образовательная среда в ближайшем будущем должна стать частью сложной цифровой образовательной экосистемы» [6].

 

  Для достижения полноценного функционирования цифровой образовательной среды, решения задачи профессиональной подготовки будущих специалистов на качественно новом уровне, педагогу предстоит переосмыслить, как изменяется информационный контент, видоизменяются связи и отношения между субъектами, научиться видеть «в связке», целостно и многомерно, анализируя с разных позиций [5]. Важно научиться изучать «цифровые следы деятельности», извлекая для себя новые знания, повышающие результативность решаемых педагогических задач. Проектируя цифровую учебно-предметную среду, наполняя её и развивая с целью достижения передовых образовательных результатов, соответствующих запросам цифрового общества и рынка труда, педагогу необходимо научиться выстраивать и реализовывать гибкую, сбалансированную систему управления образовательным процессом.

 

  В цифровых координатах происходит расширение смыслового содержания понятия «управление». Суть заключается не столько в отслеживании и контроле качества знаний обучающегося, сколько в сопровождении становления личности, формирования системы ценностей, позиций и установок, в организации образовательного процесса и адекватного выбора цифровых инструментов обучения для решения широкого спектра образовательных задач. Управление в среде нацелено на усвоении элементов учебной деятельности, обеспечивающих подготовку к непрерывному профессиональному самообразованию в динамично изменяющихся условиях будущего, мобилизацию учебно-познавательных возможностей обучающихся [2], формирование передовых профессиональных компетенций, обеспечивающих саморазвитие и самореализацию субъекта, осознание личностных смыслов и потребностей. В цифровой среде управление лишается жесткой контрольно-оценивающей функции, характерной для педагога в аудиторных занятиях; происходит изменение вектора стратегии: переход от внешнего управленческого контура, реализуемого традиционно педагогом, к внутреннему, реализуемому самим обучающимся в ходе самостоятельной деятельности за счет самоорганизации и саморегуляции своих действий. Цифровые инструменты и технологии среды позволяют по-новому управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся – в опоре на базы данных, удаленные формы коммуникации, удаленные формы сетевого мониторинга, средства сетевого планирования и организации деятельности, вывести обучающегося на позицию активного познающего субъекта, запустить у него механизмы осознанного самоконтроля и самооценки, самоуправления.

 

  Реализация системы управления в цифровой образовательной среде осуществляется по нескольким линиям: функционирование среды и ее развитие, субъекты среды, организация образовательного процесса, взаимодействие с коллегами и профессиональное развитие педагога.

Рассмотрим подробнее, на что нацелено управление в цифровой образовательной среде (ЦОС).

 

  Управление цифровой образовательной средой

 

  Инновационность ЦОС определяется ориентированностью на запросы и поведение молодежи, усиление мотивации студентов к самостоятельной учебной деятельности, проявления активной позиции и образовательной инициативы. Образовательный потенциал среды в большей степени проявляется, когда субъекту предоставляется свобода действий – он выбирает свой образовательный путь, достигает личностно значимые цели. Для этого ЦОС должна стать привлекательной и интересной по наполнению, удобной в использовании, активно вовлекать студентов в познавательные процессы, динамично изменяться под требования обучающихся, под решаемые задачи разнообразных фокус-групп. Соответственно, в педагогическом проектировании среды необходимо учитывать новые способы построения, организации и насыщения информационной базы, проектирования и поддержания коммуникационных процессов, обеспечивающих удаленные образовательные взаимодействия с ресурсами и пользователями среды (психодидактический подход [4,5]).

 

  Управление ресурсами среды имеет несколько направлений. Первое – необходимо расширять информационное поле образовательной деятельности. Информационная избыточность ЦОС основанная на удаленном доступе к разнообразным ресурсам, как на родном, так и иностранном языке, позволит обучающимся самостоятельно извлекать полезные знания, критично их осмысливать, осуществлять исследовательскую деятельности, выстраивая индивидуальную траекторию учебных действий. Важно динамично обогащать среду новыми ресурсами, чтобы обучающийся всегда мог выбирать нужные ему для решения принятых им задач. Необходимо разнообразить формы и форматы цифровых ресурсов, дополнить междисциплинарными и гипертекстовыми связями с возможностью актуализации практических действий, выхода на ресурсы внешней среды, сетевые сообщества с целью обсуждения изучаемых материалов. Второе – необходимо организовывать процесс усвоения содержания ресурсов. Цифровой образовательный ресурс должен быть сфокусирован не только на решении задач профессиональной деятельности, но и оказывать индивидуализированную поддержку в изучении материала. Это возможно, если он обладает «встроенными» гибкими алгоритмами и механизмами управления, дающими возможность учиться самостоятельно, если реализована гибкая система гиперссылок, позволяющая субъекту нелинейно осваивать материал, свободно и активно взаимодействуя с ресурсом, выстраивая персональную траекторию освоения содержания. Свобода проявляется не только в выборе места и времени деятельности, но и в выборе необходимых цифровых инструментов, выборе образовательных ресурсов и заданий по разным основаниям, способов контроля и степени самостоятельности. Принципиально важно, чтобы студент сам мог планировать учебную деятельность и выбирать способы достижения поставленных целей, осуществлять осознанный поиск и самоанализ ресурсов, с последующей коррекцией образовательных действий, выстраивать образовательные взаимодействия с субъектами, осуществлять запрос на необходимую меру помощи и поддержки со стороны педагога.

 

  Взаимодействие с коллегами и внешними субъектами (например, обсуждение исследовательских вопросов с научными деятелями, ведение диалогов с будущими работодателями, участие в форумах с ведущими специалистами предметной области, поиск в социальных сетях друзей и коллег) через различные каналы и способы коммуникации погружает обучающихся в активные коммуникационные процессы. Помогает глубже осмыслить изучаемую проблематику, осознать личностные смыслы и определить личностно-ориентированную стратегию дальнейших учебных действий. Широкие возможности совместной распределенной деятельности ЦОС обогащают привычный алгоритм аудиторной коммуникации «один-один» гибкими, масштабируемыми, нелинейными сетевыми коммуникациями в формате «один-группа», «один-много», «группа-группа», «группа-много», «много-много», что способствует развитию новых компетенций, самопрезентации и самореализации учебной деятельности в новых условиях.

 

  Гибкие алгоритмы позволяют решать задачи широкого социального контекста: от усвоения знаний до отражения индивидуальных установок, ценностей и позиций. Они предоставляют больше «возможностей» в получении желаемого результата, через выбор необходимых коммуникационных действий, выбор различных вариантов решения коммуникационных целей и задач, выбор образовательной активности.

Цифровой контекст учебных действий позволяет в среде накапливать и хранить все данные о действиях пользователей. Чтобы целостно подходить к вопросу качественного функционирования ЦОС, своевременно вносить необходимые коррективы в ее организацию и развитие, педагог должен научиться получать из нее разностороннюю информацию, видеть потребности, ценности и личностные ожидания обучающегося. Для этого необходимо анализировать и корректировать сохраняемые в цифровой среде «следы» информационной и коммуникационной деятельности субъектов. Используя учебные аналитики, осуществлять работу с большими данными, позволяющими проследить продолжительность взаимодействия обучающегося с ресурсом, количество попыток в решении задач, получаемые результаты, траекторию перемещения в среде и пр. Подстраиваясь под запросы и интересы текущего контингента обучающихся, важно научиться адаптировать педагогический контекст среды.

 

  Управление обучающимися

 

  «Цифровой поворот» в обучении трансформирует образовательную деятельность. В центре учебного процесса находится обучающийся (в единстве сфер личности – познавательной, эмоциональной, регулятивно-волевой [5]), а не педагог, как в аудиторных занятиях. Поэтому продуктивность образовательных действий в среде зависит не только от профессиональной компетентности педагога, но и от достаточной подготовленности обучающегося - сформированности субъектной позиции, готовности к обучению с высокой степенью самостоятельности и самоорганизации [4].

 

  Переход обучающегося с позиции пассивно потребительского поведения к активно преобразующей деятельности требует изменения его внутренних психологических установок. Необходима активизация процессов “самости” путем создания определенных условий стимулирования субъектной позиции обучающегося, достижения им собственных целей и удовлетворения личных потребностей. Для этого педагогу предстоит дозированно сопровождать и направлять самостоятельную деятельность обучающихся через разнообразные типы образовательных ресурсов цифровой среды (информационные, коммуникационные и управленческие [4,5]) с разной степенью их активности и направленности. Необходимо работать над формированием мотивации, саморегуляции и учебных умений обучающихся, повышая степень свободы обучающегося, предоставляя ему выбор, гибко реализуя образовательный процесс за счет многовариативных образовательных практик, индивидуализации образовательного пути, постепенно передавая управление и ответственность за результаты обучения «в руки» самим обучающимся.

 

  Обучающийся становится субъектом деятельности, познания и самореализации, когда он принимает поставленные цели, как личностно значимые, переформулирует их, доопределяет с учетом своих потребностей и индивидуальных особенностей, активно вовлекаясь в интерактивное обучение через полилоговые формы взаимодействия, через распределенную сетевую совместную деятельность, позволяющие одновременно решать широкий спектр образовательных задач: учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных. Усиление интеллектуализации деятельности обучающегося, замыкание обратных связей в процессе рефлексивной деятельности, будет способствовать усилению самоорганизационных и регуляционных процессов субъекта, проявлению самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

 

  Управление коллегами, партнерами по профессиональной деятельности

 

  Профессиональная деятельность педагога полисубъектна, педагог активно включается как во внутрикорпоративную коммуникацию, так и во внешние коммуникационные процессы с целью приобщения к совместной профессиональной деятельности, построения эффективных профессионально-личностных связей, обогащения педагогического опыта. Педагогу в ЦОС предстоит решать целый спектр новых профессиональных задач: проектировать электронную ресурсную базу среды, моделировать целенаправленную образовательную коммуникацию, управлять индивидуальной и распределенной групповой работой обучающихся, развивать среду и организовывать грамотное сопровождение образовательной деятельности обучающихся. Необходимо развивать творческую и воспитывающую направленность среды, насыщать ее предметными, межпредметными и социальными связями, сочетать различные виды информации, обрабатывать и анализировать ее, подключать автоматизированные формы контроля и оценки. Очевидно, такая работа требует от педагога зачастую непосильных усилий.

 

  Актуальным становится взаимодействие с коллегами и партнерами. Так совместно с психологами педагогу предстоит осознать, как трансформировать инфокоммуникационные потоки, чтобы видоизменить психологические аспекты протекания познавательных и регуляционных процессов, организовывать сетевое взаимодействие в режиме реального времени и отсроченной коммуникации; совместно с воспитателями предстоит осмыслить новую систему установок и ценностей среды, моделей поведения обучающихся в цифровой среде, особенностей проектирования и реализации «средовых» воспитательных воздействий на становление личности обучающегося, его социализации в цифровой среде; совместно с программистами, инженерами решать вопросы эффективного человеко-машинного обучения, комфорта и удобства во взаимодействии со средой, поддержки ее на высоком уровне инновационного развития; взаимодействовать с преподавателями различных предметных областей с целью реализации интеграционных процессов и приобретения «целостного знания» на междисциплинарной основе («горизонтальные связи»); со сторонними коллегами (партнерами и научными деятелями, социальными работниками, специалистами СМИ и пр.) осмысливать разные научные позиции и подходы, эффективность переноса знаний в новые условия, в различные ситуации квазипрофессиональной деятельности, которые можно моделировать с помощью цифровых инструментов.

 

  Профессиональная педагогическая деятельность в цифровой среде становится коллективной. Взаимодействие с коллегами и партнерами рассматривается как партнерство, сотрудничество в интересах развития среды, эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. Проявляется это в совместной активности, в которой на первый план выходят взаимопонимание и взаимодействие, взаимоуправление и со-управление, помогающие поддерживать функционирование среды на высоком уровне результативности. На основе общих целей и идей происходит погружение специалистов в общее интересующее их дело; они объединяются в сетевые профессиональные сообщества, где предоставляется возможность активно взаимодействовать в различных статусах (от исполнителя до исследователя), презентовать и критически оценивать свою деятельность, оперативно получая обратную связь и помощь от коллег.

 

  Управление собственной профессиональной педагогической деятельностью

 

  Для преподавателя цифровая среда является новым объектом профессиональной деятельности, средством создания особых условий для организации самостоятельной работы студентов в соответствии с современными способами информационного поведения, нацеленностью на активное саморазвитие и самообразование в сетевом информационном пространстве. В проектировании и развитии такой среды педагогам предстоит ставить новые цели и осознавать новые ценности, видеть обучающихся-субъектов, учитывать в организации учебного процесса индивидуальные аспекты их познавательной, мотивационной и регуляционной сферы, адаптировать контент среды под различные типологические группы обучающихся, индивидуализировать их образовательные пути [3,4,5]. Педагогу необходимо осознать новые формы и стратегии педагогической деятельности, критически оценивать модель обучения в ЦОС.

 

  Это требует от педагога нового профессионального мышления, передовых профессиональных компетенций, в частности «средообразующих» компетенций [3,4], развитой цифровой педагогической культуры и цифровой компетентности, основанной на умениях грамотно использовать цифровые инструменты, решая педагогические задачи адекватные возможностям цифровой среды и потребностям субъектов. Особое значение приобретает системное исследование и анализа собственной профессиональной деятельности, объективное ее оценивание через рефлексию, диагностические процедуры, мониторинг и экспертизу.

 

  Таким образом, современному педагогу предстоит не только проектировать и создавать информационный контент, реализовывать образовательное взаимодействие в цифровой образовательной среде, но и грамотно выстраивать гибкую, сбалансированную систему управления образовательным процессом в целях достижения высоких образовательных, личностных и профессиональных результатов, отвечающих развитию цифрового общества.

 

  Статья подготовлена на основе научного исследования при финансовой поддержке гранта Российским научным фондом (проект 19-18-00108).

 

Литература:

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – 2020. – 98 с. – С.25.

2. Зайченко Т. П. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как центральная задача дистанционного обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6. С.238-248.

3. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2016. № 10. С 3–1

4. Носкова Т.Н. Вызовы века: педагогика сетевой среды: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 112 с.

5. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 171c.

6. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. №28. С. 246-250. URL: https://moluch.ru/archive/266/61494/ (дата обращения: 14.02.2020)

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Шутов Иван Николаевич:

 

В статье красной нитью прослеживается мысль о меняющейся роли преподавателя в образовательной среде. Это очень непросто, поскольку и место педагога ("я один - вас много" становится "мы вместе"), и его позиция (носитель истины приобретает роль участника процесса), и функция (вместо оценивания персональных достижений - сетевое взаимовоздействие участников) выстраиваются как элементы управленческой парадигмы обучения.

 

15.03.2020 20:36

Жабина Вероника Михайловна:

 

Основная цель данной статьи, на мой взгляд, заключается в том, чтобы показать современному педагогу, какие изменения претерпевает его роль в образовательной среде, и призвать его переосмыслить те подходы, которые он использует при реализации своей деятельности. Действительно, в настоящее время из абсолютного носителя истины педагог превращается в партнера своих учеников. Теперь его задача не авторитарно руководить образовательным процессом, а лишь задавать направление и давать подсказки в случае необходимости. При этом он должен подготовить своих учеников к "самостоятельному плаванию", воспитать в них стремление к саморазвитию, а это зачастую не так просто.

 

18.03.2020 15:27

Забоева Светлана Павловна:

 

Цифровая экосистема (οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) действительно имеет множество параллелей с биогеоценозом. Здесь присутствует трофическая структура сообщества и немаловажным является соотношение производителей информации, её потребителей (пользователей) и разрушителей. В статье очень подробно описано как значимо для ЦОС гибкое управление. Устойчивость и адаптационная изменчивость обеспечивают активность пользователей среды,без которой ЦОС ждет неизбежное забвение.

 

18.03.2020 17:24

Маркман Анна:

 

В статье демонстрируется важность взаимодействия и слаженной работы в рамках единого образовательного процесса как педагогов, так и студентов. В условиях цифровой образовательной среды возрастает степень ответственности каждого из участников. 

Педагог должен не только создавать информационные контент, но и сопровождать деятельность ученика в ЦОС, стараться выстроить «гибкую, сбалансированную систему управления образовательным процессом», чтобы достигнуть высоких результатов и способствовать развитию студента. Возрастает и степень ответственности студента, который сам должен планировать свою деятельность, выстраивать образовательный маршрут и учиться ориентироваться в гипертекстовом пространстве. Но тут возникает проблема: столь важной и действительно необходимой свободе должен предшествовать подготовительный этап, который поможет студенту сориентироваться в ЦОС, а этот пункт снова входит в зону ответственности преподавателя.

 

В связи с этим возникает вопрос, может ли информационная избыточность оцениваться как риск, связанный с использованием ЦОС? Представляется необходимым параллельное обучение студентов методам работы с информацией (отбор, анализ), использование методик развития критического мышления. Поскольку без этих навыков обучающийся будет дезориентирован в информационном поле, он утонет в потоке информации.
Кажется важным и вопрос взаимодействия с коллегами, другими преподавателями, который также освещен в статье. Группа педагогов, а не каждый по отдельности, становится ответственной за создание условий, в которых возможно развитие личности обучающегося.

 

20.03.2020 14:26

Анна Иванова:

 

Образовательная парадигма меняется на наших глазах.
Меняется роль педагога в образовательном процессе. На первый план выходит ученик как субъект деятельности.
Отчасти это становится возможным благодаря новым технологиям, в числе которых - цифровая образовательная среда. Именно она позволяет персонализировать учебный процесс.
Становится важным мотивационный аспект. Педагог теперь не столько даёт знания, сколько вдохновляет своих подопечных на покорение новых вершин.

 

23.03.2020 00:58

Козина Наталия Дмитриевна:

 

Невозможно не согласиться с тем, что сегодня роль педагога и студента меняется. На мой взгляд, важным аспектом организации работы в ЦОС является создание красивой "оболочки". Действительно, как пишут авторы, среда "должна стать привлекательной и интересной по наполнению, удобной в использовании, активно вовлекать студентов в познавательные процессы". Важна и возможность ЦОС в оказании индивидуализированной поддержки в изучении материала, предоставлении удаленного доступа к разнообразным ресурсам. При грамотной и продуманной организации образовательного процесса, а также активном участии субъектов, бесспорно, будут достигаться новые образовательные результаты и разрабатываться инновационные продукты.

 

24.03.2020 12:34

Козина Наталия Дмитриевна:

 

Статья имеет большое научно-практическое значение для специалистов области цифрового образования, включая студентов магистратуры, аспирантов, действующих педагогов. Сегодня все участники образовательного процесса включены так или иначе в цифровые образовательные взаимодействия, что обусловлено текущей ситуацией в мире и потребностями современного общества в непрерывном осуществлении профессионального роста, обновлении знаний, приобретении компетенций в разнообразных сферах деятельности. Высокотехнологичная цифровая среда как нельзя лучше подходит для решения этих социальных задач и личностных задач. В статье отмечается инновационность ЦОС, раскрыта сущность ее образовательного потенциала, выделены основные векторы управления в цифровой образовательной среде.

 

02.05.2020 16:09