Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Носкова Т.Н.

Козина Н.Д.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

 

Цифровая среда поддержки обучения в интеграции учебной и внеучебной деятельности

 

В статье рассмотрены возможности и основные компоненты цифровой среды поддержки (ЦСП) обучения. Описан опыт применения ЦСП в подготовке будущих педагогов технологического образования. Приведены общие рекомендации использования цифровой среды поддержки обучения в дисциплинах художественно-творческой направленности.

 

Noskova T.N.

Kozina N.D.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Digital learning support environment in the integration of educational and extracurricular activities

 

The article considers the possibilities and main components of the digital learning support environment. The experience of using the digital support environment in preparation of future technological education teachers’ is described. General recommendations for using the digital learning support environment in the disciplines of artistic and creative orientation are given.

 

Сегодня в нашей стране реализуются ряд инициатив, направленных на развитие цифровой образовательной среды в учреждениях общего и высшего образования. В 2018 году был утверждён национальный проект «Образование», в рамках которого осуществляется реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Данный федеральный проект направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности [1].

 

Для успешной и эффективной работы в цифровой среде необходимо учитывать современное информационное поведение молодёжи, поэтому, в образовательной деятельности важно не просто переносить прежние практики в новый формат, но и искать новые подходы, которые позволят современному поколению проявлять активность, формировать цифровые компетенции. О перспективах использования социальных сетей в обучении свидетельствуют исследования зарубежных авторов [2, 3, 4, 5, 6], в которых подтверждается, что совместное онлайн-обучение помогает студентам быть более творческими, динамичными и научно-ориентированными. По мере развития онлайн-инструментов и технологий социальные сети стали рассматриваться как ключевой инструмент для поддержки прикладной учебной деятельности [7]. Преимущество социальных сетей также состоит в том, что они предусматривают сочетание инструментов, которые студенты могут подбирать, комбинировать и выбирать те, которые наилучшим образом соответствуют их индивидуальному стилю обучения и способствуют росту их научных достижений [7, С. 147; 8].

 

В рамках экспериментального исследования нами была разработана цифровая среда поддержки (ЦСП) обучения будущих педагогов технологического образования. ЦСП обучения – спроектированная преподавателем (на базе технологий социальных сетей) среда, позволяющая интегрировать сочетания учебной и внеучебной (профессионально направленной) деятельности. Работа в ЦСП обучения была обязательной частью внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Дизайн-проектная деятельность» (в соответствии с учебным планом по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технологическое образование»). Освоение дисциплины было организовано в форме смешанного обучения: дистанционные видеолекции на базе платформы Moodle; лабораторные занятия в аудитории и организация внеаудиторной самостоятельной работы на базе платформы Moodle с выходом в ЦСП (дистанционно). Учебная дисциплина «Дизайн-проектная деятельность» предполагает изучение будущими педагогами теоретических основ дизайн-проектирования и создание собственных проектов в процессе выполнения лабораторных работ. Особенностью дисциплины также является сочетание традиционных графических инструментов и приёмов с цифровыми инструментами. Программа курса предполагает работу с целым рядом цифровых инструментов, включающих профессиональные графические редакторы: Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe Lightroom; графические редакторы, ориентированные на средний уровень подготовки: Canva, Gravit Designer, Gimp, Фотомастер, Paint Tool Sai 2; мобильные приложения для редактирования и работы с изображениями: PicsArt, Bazaart. Получение навыка построения графической композиции для создания коллажа осуществлялось при помощи цифрового инструмента Bomomo, а упражнения на цветовую гармонию при помощи приложения Сolor Scheme. Подбор и поиск изображений возможен через социальный интернет-сервис Pinterest [9]. Промежуточные результаты заданий размещались в ЦСП с целью обсуждения и корректировки с преподавателем и партнерами. Создание авторского рекламного ролика, отражающего этапы работы над фирменным стилем, предполагало работу в профессиональных видеоредакторах Adobe After Effects; Adobe Premiere Pro; редакторах для обработки видео редакторы, ориентированных на средний уровень подготовки: Сrello, Moovly, Wideo; а также в мобильных приложениях для редактирования и работы с видео: Inshot, VN Video Editor Maker.

 

Таким образом, в ЦСП обучения есть возможность выбора в соответствии с уровнем подготовки, а также предпочтениями, устремлениями и позицией студента. В то же время, в среде накапливаются цифровые следы, продукты деятельности, рейтинги, комментарии, которые служат наглядным представлением и отражением работы студента, его активности, взаимодействия с партнёрами по обучению; позволяют отследить и оценить прогресс; мотивируют других на проявление активности.

 

В процессе экспериментального исследования мы выделили следующие общие подходы, обеспечивающие преобразование проектной деятельности в художественно-творческой подготовке, за счёт использования ЦСП:

 

а) желание и подготовленность преподавателя работать как в аудиторной среде, так и в ЦСП: проектировать, создавать и поддерживать работу среды; проводить мониторинг и осуществлять через ЦСП коррекцию деятельности будущих педагогов технологического образования;

 

б) создание понятной и удобной структуры ЦСП с отражением этапов проектной деятельности, которые предполагают презентацию практических результатов работы: этап практической реализации и защиты проекта. Поддержка визуализации промежуточных и итоговых результатов, а также оценка выполнения данных этапов позволяет улучшить процесс реализации проекта. Под понятной и удобной структурой ЦСП понимается:

- отдельные тематические обсуждения;

- новостная лента с полезными материалами;

- фото и видео коллекции;

- фиксация промежуточных результатов (ведение рейтингов активности, отражающих разные аспекты учебной и внеучебной деятельности, с целью мониторинга и коррекции дальнейших действий, поддержки рефлексивного характера действий).

 

в) обеспечение разнообразия каналов коммуникаций, позволяющих:

- строить и развивать горизонтальные связи;

- осуществлять информационную и организационную педагогическую поддержку будущего педагога технологического образования в выборе объекта проектирования или включения в существующие проекты;

- реализовывать совместную деятельность на базе специальных сетевых сервисов.

 

Сочетание работы в аудитории и ЦСП обучения позволяет усилить:

  • информационную составляющую: информация трансформируется в формат постов, которые можно сохранять и в любой момент обращаться к нужным материалам;
  • коммуникационную составляющую: разнообразие каналов коммуникации позволяет осуществлять оперативную обратную связь с преподавателем и коллегами, обмениваться мнениями, комментариями, взаимооценивать промежуточные и итоговые результаты, публикуемые новости;
  • управление обучением: возможность одновременной рассылки информации, проведение опросов, своевременная коррекция учебной деятельности.

 

Анализ данных, полученных в результате рефлексивной беседы, показал, что 83% будущих педагогов технологического образования успешны в проектной деятельности и проявили себя в ЦСП. По мнению студентов, этому способствовало то, что ЦСП является новым форматом работы, соответственно, привлекает и вовлекает в деятельность, мотивирует проявлять инициативность; появляется удобство коммуникации как с педагогом, так и с партнёрами по обучению; есть возможность контроля и мониторинга не только собственного прогресса, но и прогресса коллег, что также является мотивацией для выполнения работ. 11% будущих педагогов оказались успешными в проектной деятельности, но не активными в ЦСП. В большей степени на это повлияло то, что данная группа студентов не ведет социальные сети и им трудно проявлять инициативу в цифровой среде. 3% студентов попали в группу тех, кто не был успешен в реализации проекта, но был активен в ЦСП. Для данной группы основным сдерживающим фактором стала нехватка художественно-дизайнерских навыков при создании проекта. Другие же 3% были успешными в проектной деятельности, но не проявили высокую активность в ЦСП. На это повлияла неготовность представлять промежуточные результаты выполнения заданий перед коллегами, т.к., по их мнению, варианты требовали доработки.

 

Применение ЦСП обучения в дисциплинах художественно-творческой направленности позволит по-новому решать профессиональные задачи, учитывая современное информационное поведение молодёжи, а также стимулировать студентов к проявлению активности, способствовать нахождению личностных смыслов, включению в различные образовательные инициативы.

 

Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект № FSZN-2020-0027).

 

The research was supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (project No. FSZN-2020-0027).

 

Литература:

  1. Министерство просвещения Российской Федерации [электронный ресурс] // URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/
  2. Al-rahmi, W.M., Alias, N.B., Othman, M.S., Marín, V.I., Tur, G. A model of factors affecting learning performance through the use of social media in Malaysian higher education / W.M. Al-rahmi, N.B. Alias, M.S. Othman, V.I. Marín, G. Tur // Computers & Education. - 2018. - № 121. - Pp. 59-72.
  3. Ansari, J.A.N., Khan, N.A., Exploring the role of social media in collaborative learning the new domain of learning / J.A.N. Ansari, N.A. Khan // Smart Learn. Environ. - 2020. - № 7(9).
  4. Issa, T., Alqahtani, S., Al-Oqily, I., Goktalay, S.B., Köse, U., Abu-Salih, B., Almufaraj, W. K. Use of social networking in the Middle East: student perspectives in higher education / T. Issa, S. Alqahtani, I. Al-Oqily, S.B. Goktalay, U. Köse, B. Abu-Salih, W. K. Almufaraj // Heliyon. - 2021. - № 7(4).
  5. Morreale, S.P., Thorpe, J., Westwick, J.N. Online Teaching: Challenge or Opportunity for Communication Education Scholars? / S.P. Morreale, J. Thorpe, J.N. Westwick //Communication Education. - 2020. - № 70(1). - Pp. 117-119.
  6. 6. Rayens, W., Ellis, A. Creating a Student-Centered Learning Environment Online / W. Rayens, A. Ellis, // Journal of Statistics Education. - 2018. - № 26(2). - Pp. 92-102.
  7. Neelakandan, S., Annamalai, R., Rayen, S. J., Arunajsmine, J. Social Media Networks Owing To Disruptions For Effective Learning / S. Neelakandan, R. Annamalai, S. J. Rayen, J. Arunajsmine // Procedia Computer Science. - 2020. - № 172. - Pp.145-151.
  8. Langegård, U., Kiani, K., Nielsen, S.J., Svensson, P.-A. Experience nursing students in the pedagogical transition from on-campus learning to distance learning using digital tools / U. Langegård, K. Kiani, S.J. Nielsen, P.-A. Svensson // BMC Nursing. - 2021. - № 20(1), 23.
  9. Носкова Т.Н., Козина Н.Д. Цифровая среда поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата профиля «Технологическое образование» в высшей школе // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 3. С. 81–92. DOI: 10.18721/JHSS.12307

Оставить комментарий: