Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Мокрый В.Ю.

НОУ ВПО Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов,

заместитель заведующего кафедрой информатики и математики по научной работе,

кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербург,

 

Преподавание дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» с веб-поддержкой

 

В статье рассматривается опыт применения информационных технологий в ходе преподавания дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» студентам бакалавриата 1 курса, обучающихся на юридическом факультете Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Одним из основных средств оказания преподавателем веб-поддержки студентам выступает система поддержки самостоятельной работы студентов, основанная на базе системы Moodle.

 

Mokriy V.Yu.

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Saint Petersburg, Russia

 

Teaching the "Information technology in legal activities" discipline with web support

 

The article considers the experience of using information technologies in teaching the discipline «Information Technologies in Legal Activities» to undergraduate students of the 1st year who are studying at the Law Faculty of Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences. One of the main means of providing a teacher with web support for students is the student self-service support system, based on the Moodle system.

 

Введение.

В условиях пандемии в образовательных организациях применяются три возможных варианта онлайн-обучения: обучение с веб-поддержкой, смешанное обучение и онлайн-обучение [1].

 

Система дистанционного обучения Moodle является одним из эффективных инструментов, предназначенных для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования с помощью дистанционных образовательных технологий в рамках модели обучения с веб-поддержкой. Эта поддержка оказывается с помощью разработанных преподавателем электронных курсов по соответствующим дисциплинам.

 

Электронное обучение осуществляется благодаря использованию информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, информационных технологий, обеспечивающих обработку информации и технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей для обеспечения передачи учебной информации, взаимодействия преподавателя и студентов и самостоятельный поиск средств, методов и траекторий обучения.

 

В электронном курсе по дисциплине преподаватель в ходе обучения студентов размещает материалы по дисциплине, ссылки теоретические материалы, на проведённые в режиме вебинара лекции и подгрупповые занятия. Контроль уровня усвоения студентами теоретического материала преподаватель осуществляет с помощью тестов и проверки ответов, загруженных студентами в элементы «Задания».

 

Рассмотрим механизм организации веб-поддержки на примере преподавания дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», студентам 1 курса юридического факультета Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) Рассматриваемая дисциплина направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций: владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

 

На подгрупповых занятиях у студентов формируются компетенции: cпособен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач и Способен целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий и с учётом требований информационной безопасности.

 

Описание электронного курса.

Для поддержки самостоятельной работы студентов мы разработали электронный курс (доступ для студентов и преподавателей Университета), размещённый по адресу https://edu.gup.ru/course/view.php?id=2033. Электронный курс по дисциплине может применяться преподавателем как для очного, так и дистанционного обучения студентов. Подробнее вопросы применения электронных курсов для обучения студентов других направлений подготовки рассматривались в работах [2, 3].

 

В представленном электронном курсе представлены материалы по следующим разделам дисциплины: информационные ресурсы и сервисы, информационный анализ процессов и явлений предметной области, базы данных – проектирование и использование, автоматизация работы пользователя в офисных приложениях.

 

Теоретические материалы структурированы с помощью гиперссылок, файлов и папок, страницы, а для оценки уровня усвоения студентами материала дисциплины применяются элементы «Задание» и «Тест». Студенты могут работать с курсом как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы.

 

Структура курса и его элементы разработаны с учётом требований рабочей программы дисциплины. В ходе выполнения заданий для самостоятельной работы студенты могут использовать различные источники (учебники, практикумы, учебные пособия, образовательные сайты).

 

Студенты загружали ответы на задания согласно установленному преподавателем графику с учётом сроков проведения в Университете текущей аттестации и промежуточного контроля знаний студентов.

 

Требования к разрабатываемым студентами документам определены в практикуме и конкретизируются с помощью элемента «Задание». На подгрупповых занятиях со студентами обсуждаются этапы выполнения заданий, демонстрируются примеры разрабатываемых материалов.

 

Если у студента не хватило времени на выполнении задания на подгрупповых занятиях, он может закончить его выполнение дома и загрузить ответ в виде отдельного файла или сжатой папки (архива). При необходимости преподаватель пишет сообщения в форуме о последовательности работы с учебным материалом. На экзамене студенты отвечают на вопросы билета.

 

Комфортная образовательная среда обеспечена наглядным представлением теоретических материалов курса с помощью элементов курса «Объявления», «Файл», «Папка», «Задание», «Гиперссылка», «Страница», «Тест». Материалы курса размещены преподавателем в файлах и на страницах и постоянно обновляются.

 

Рассматриваемый электронный курс начал применяться на основе уже имеющихся материалов начиная с 26 марта 2020 года (с начала дистанционного обучения в период пандемии) и активно применяется преподавателем.

 

В ходе преподавания дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» преподавателем постоянно обновляется электронный курс с учётом современного этапа развития информационных технологий и применения информационных ресурсов в сети Интернет, анализирует и обобщает опыт использования учебно-методических материалов (в том числе уже разработанных ранее учебно-методических материалов) и научные работы по теме работы.

 

На рисунке 1 представлен фрагмент страницы электронного курса по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности».

Оставить комментарий:

Рисунок 1 – Материалы в темах электронного курса

 

В первом семестре студенты выполняли задания: составление обзора Интернет-ресурсов по юридической теме, подготовка аналитической справки, подготовка отчёта по электронной почте, подготовка отчёта по работе в почтовом клиенте MS Outlook, разработка Интернет-представительства (сайта), подготовка отчёта по результатам освоения правовой справочной системы «Консультант+».

 

Приведём фрагмент страниц первых трёх заданий и краткое описание.

В ходе выполнения первого задания студентам предлагалось выбрать тему по юридической специальности, изучить материалы по выбранной теме и составить обзор Интернет-ресурсов по следующей структуре: название, информация о студенте, подготовившем обзор (ФИО, курс, факультет), введение из трёх абзацев (определение ключевого понятия темы, краткая характеристика современного состояния исследований по данной теме и общую информацию по материалам, которые можно найти в сети Интернет по данной теме) и 5 категорий Интернет-ресурсов. Каждая категория охватывает отдельный аспект рассматриваемой темы. Перед выполнением задания преподаватель оговаривает, что в каждой категории студент должен выделить три разных информационных ресурса. Это могут быть презентации, видео-материалы, изображения, статьи, учебная литература, научные работы. Фрагмент страницы с заданием представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Страница первого задания «Составление обзора Интернет-ресурсов по юридической теме»

 

В ходе выполнения второго задания студентам предлагалось выполнить следующее:

  • Выбрать для исследования организацию, орган, службу, предприятие, имеющее непосредственное отношения к политической и юридической системе государства. Собрать информацию и ставить аналитическую справку, содержащую следующую информацию:
  • Официальный сайт. Дополнительные информационные ресурсы.
  • Общие сведения. Размещение на карте города, региона, страны, вид со спутника. Историческая справка.
  • Руководство – в виде таблицы с 2 столбцами (фотография и информация). Организационная структура в форме организационной диаграммы.
  • Фотогалерея. Наиболее известные события, дела, продукты или услуги – в виде таблицы с 2 столбцами (фотография и описание).
  • Текст гимна или девиза. Ссылки на аудио и видеоклипы.

 

В результате студенты должны были подготовить аккуратно оформленный текстовый документ с таблицами, изображениями и организационной диаграммой.

 

Третье задание (профессиональная работа с электронной почтой) (рисунок 3).

Рисунок 3 – Фрагмент страницы третьего задания

 

Студентам предлагалось выполнить следующее:

  • Найти в Интернете аннотированный список серверов бесплатной электронной почты.
  • Изучить характеристики и возможности серверов, выбрать сервер, пройти регистрацию и получить бесплатный почтовый ящик.
  • Организовать переписку со своими друзьями и коллегами.

В своём почтовом ящике:

  • Заполнить адресную книгу.
  • Создать не менее новых 3 папок для хранения писем.
  • Создать 3 фильтра для обработки входящей корреспонденции.
  • Создать подпись для своих писем.
  • Организовать подписку на список рассылки по своей будущей специальностью на сайте subscribe.ru и подтвердить подписку.

Изучить и описать в отчёте возможности почтового ящика:

  • Максимальный объем почтового ящика, папки почтового ящика (количество, название и назначение, количество писем).
  • Возможность использования HTML-форматирования передаваемых и получаемых сообщений. Возможности использования электронной подписи.
  • Возможности поиска почты в ящике по заданному критерию.
  • Фильтрация и пересылка корреспонденции на другой почтовый ящик.
  • Наличие службы напоминания.
  • Наличие автоответчика. Наличие журнала. Блокировка нежелательной корреспонденции. Проверка корреспонденции на наличие вирусов средствами почтового сервера.
  • Дополнительные и уникальные возможности почтового ящика.
  • Прислать преподавателю письмо с отчётом о пошаговом выполнении работы к письму прикрепить файлы с обзором ресурсов интернет и аналитической справкой.

 

Для сопровождения поддержки самостоятельной работы студентов каждое задание сопровождалось демонстрационным примером в электронном курсе.

Организация веб-поддержки студентов в ходе выполнения заданий позволила автоматизировать процесс получения преподавателем от студентов файлов с ответами на задания для последующей проверки.

 

По результатам проверки полученных ответов от студентов преподавателем учитывались как правильность оформления документов, так и своевременность загрузки файлов с отчётными документами.

 

В ходе выполнения четвёртого задания студентам предлагалось изучить основы работы с корпоративной электронной почтой MS Outlook. Рассматривались следующие вопросы: работа с почтой, работа с заметками, работа с контактами, работа с календарём, работа с задачами, работа с дневником, создание документов слияния. После выполнения представленных заданий студенты должны были подготовить отчёт со снимками экрана и описанием этапов выполнения операций для выполнения операций в почтовом клиенте (например, с пошаговым описанием процесса работы с заметками).

 

В ходе выполнения пятого задания студентам предлагалось разработать сайт с одной страницей, набранной с помощью HTML-тегов по образцу, двумя другими страницами с сохранёнными веб-страницами с файлами обзора Интернет-ресурсов и аналитической справки, а также с сетевой версией сайта, размещённой на одном из хостингов, например, Ucoz (https://www.ucoz.ru/).

 

В ходе выполнения дополнительного задания по изучению системы «Консультант+» студентам предлагалось изучить основные приёмы использования системы, найти указанные документы и составить аналитическую таблицу.

 

Во втором семестре студентам предлагаются задания, направленные на изучение особенностей исследования предметной области с помощью информационного подхода и освоение системы управления базами данных MS Access и изучение особенностей применения макросов в программах MS Word и MS Excel.

 

Учёт и контроль выполнения заданий студентами, поддержка студентов осуществлялась с помощью рассматриваемого выше электронного курса по дисциплине.

 

В заключение отметим, что как показал опыт оказания веб-поддержки студентов в ходе преподавания дисциплины, для повышения качества преподавания дисциплины необходимо продолжить улучшение структуры электронного курса в целом, заданий для самостоятельной работы и демонстрационных примеров для студентов.

 

Таковы особенности организации веб-поддержки студентов на занятиях в ходе преподавания дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности».

 

Литература

  1. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Онлайн-обучение как новая ступень развития вуза: применение системного подхода к анализу условий для изменения образовательной модели [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=285206 (Дата обращения: 14.01.2022.
  2. Мокрый В.Ю., Спицын А.В. Применение современных информационных технологий для подготовки будущих менеджеров // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Выпуск № 6 (212). - С. 142-150.
  3. Мокрый В.Ю. Некоторые особенности поддержки самостоятельной работы студентов в ходе преподавания дисциплины «Информатика» с помощью технологий дистанционного обучения // Образование. Технологии. Качество: Материалы ВНПК. – М.: Издательство «Перо», 26-27 марта 2021. – С. 130 – 132. – с.215.