Мокрый В.Ю.

НОУ ВПО Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов,
заместитель заведующего кафедрой информатики и математики по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербург

Применение фиджитал-технологий при подготовке студентов экономических факультетов

В статье рассматривается опыт применения цифровых технологий в ходе преподавания дисциплины «Информационные технологии в экономике» студентам бакалавриата 2 курса, обучающимся на экономическом факультете Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

Проводится теоретическое исследование возможностей использования фиджитал-технологий в образовательном процессе.

Все методические материалы размещаются в соответствующем электронном курсе в системе поддержки самостоятельной работы студентов, реализованной на базе системы Moodle.

Mokriy V.Yu.

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Saint Petersburg, Russia

Application of phygital-technologies during training of students, who are studying on economics faculties of humanitarian universities

This article deals with the discussing our experience of using digital technologies in the course of teaching the discipline «Information Technologies in Economics» to 2nd year undergraduate students studying at the Faculty of Economics of the Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences.

A theoretical study of the possibilities of using phygital technologies in the educational process is being carried out.

All methodological materials are placed in the appropriate electronic course in the system of support for independent work of students, based on the Moodle system.

Введение

В условиях совершенствования цифровых технологий и внедрения фиджитал-технологий в различные отрасли экономики возникает необходимость модификации предметов и курсов по информационным технологиям [1].

Для усиления эффекта наглядности и визуализации в обучении преподаватели могут использовать на занятиях фиджитал-технологии, в том числе использующие в качестве основы на технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Проанализируем особенности понятий «Фиджитал» и «Диджитал».

Понятие «Диджитал» обозначает представление информации с помощью цифрового кода, чаще всего комбинации двоичного (0 и 1).

Примерами реализации диджитал-технологий выступают сайты организаций, страницы в социальных сетях с мультимедийными и графическими элементами.

Понятие «Фиджитал» характеризует процесс реализации интегрированных коммуникаций на стыке физического и цифрового пространств.

Фиджитал-технологии внедряются в, том числе, в области продаж и в искусстве [2].

Примерами реализации фиджитал-технологий выступают интерактивные Интернет-ресурсы и мобильные приложения, использующие технологии виртуальной и дополненной реальности [3, 4].

Такие технологии целесообразно обсуждать со студентами на занятиях по дисциплинам, аналогичным предмету «Информационные технологии в экономике», которая в нашем вузе изучается студентами на 2 курсе сразу после дисциплины «Информатика». На подгрупповых занятиях со студентами обсуждаются материалы, размещённых в элементах разработанного нами электронного курса (его тематических модулях): M1 «Системы поддержки принятия решений», M2 «Технологии коллективной работы», M3 «Автоматизация работы пользователя в офисных приложениях».

M = ∑Minmax (1)

где

i – количество элементов курса,

j – количество составляющих компонентов элементов (модулей электронного курса), при этом:

Mi = |Mmti| +|Mtsi|,

Mmti = ∑j m (Mmtij),

Mtsi = ∑j m (Mtsij).

Таким образом, выражение (1) в усовершенствованном виде можно представить в следующем виде:

M = ∑Min = ∑injmMijmax (2)

В дальнейшем, исходя из выражений (1) и (2), представляется возможным сформировать таблицу, в которой будут отображены полученные студентами результаты.

Подробнее опишем структуру рассматриваемого электронного курса и проанализируем некоторые результаты обучения студентов в 1 семестре 2022/23 учебного года.

В первом тематическом модуле представлены задание Mts11, совокупность материалов по принятию решений и анализу чувствительности Mmt1j и задание Mts12.

Задание Mts11 направлено на изучение студентами возможностей надстройки MS Excel «Поиск решений»; инструментов, доступных по команде «Анализ Что, если» на ленте «Данные» (диспетчер сценариев, подбор параметров и таблица подстановки).

При работе в диалоговом окне «Параметры поиска решения» студентам важно было обсудить, в какую ячейку задавать значение целевой функции, какие значения необходимо задавать для определения искомого решения, необходимые ограничения и целесообразный для решения поставленной задачи метод поиска решения.

На подготовительном этапе выполнения этого задания студентам нужно было правильно набрать и оформить таблицу с исходными данными, подготовленными для поиска решений.

С целью совершенствования заданий студентам будет целесообразно предложить выбрать одну из фиджитал-технологий, подготовить и оформить таблицу, в которой проанализировать данные по количеству пользователей этой технологии, её распространённости и по эффективности её применения.

Также студентам целесообразно предложить подготовить с помощью инструмента «Таблица данных» таблицу, с помощью которой определить, через сколько лет окупится эта технология после внедрения в деятельность организации.

На основном этапе выполнения этого задания студенты изучали методы прогнозирования доходности по вкладу.

На заключительном этапе выполнения задания студенты строили и оформляли диаграмму поверхности, отражающую закономерности в полученных данных, и формировали возможные сценарии по вкладам.

Кроме этого, студентам можно будет предложить построить для выбранной фиджитал-технологии диаграммы, отображающие результаты анализа активности пользователей и сформировать соответствующие сценарии.

Кроме этого, для изучения выбранной фиджитал-технологии студентам можно будет предложить сформулировать и решить несколько задач «Что будет, если?» и «Как сделать, чтобы?».

Следующей ситуацией, которую мы рассматривали на занятиях, выступал анализ с помощью модели «Производственный план» результативности продаж магазина компьютерной техники.

После завершения поиска решений студентами необходимо было сохранить вариант модели, характеризующей параметры принятого решения.

В качестве индивидуального задания студентам предлагалось выбрать организацию и провести анализ чувствительности прибыли, полученной в результате проведения, например, рекламной кампании, определить прибыль и построить диаграмму поверхности.

Отметим, что у студентов возникали затруднения в самостоятельном подборе формул в ходе выполнения индивидуального задания. В дальнейшем предполагается описать все основные этапы его выполнения (разработать демонстрационный пример на основе конкретной фиджитал-технологии).

Задание Mts12 представляло собой исследовательскую работу, направленное на формирование отчёта по результатам принятия решений с позиций информационного подхода. В ходе его выполнения студенты должны были выбрать тему, изучить доступные в сети материалы на сайтах организаций, фирм и компаний, статьи, размещённые на сайтах библиотек, доступные видео, презентации и текстовые документы. По результатам изучения этих материалов студентам предлагалось оформить отчёт по исследовательской работе. Пример оформления отчёта был размещён преподавателем в соответствующем компоненте тематического модуля.

После оформления отчёта студенты должны были правильно оформить подготовленный текст, структурировав материал по разделам: «Определение объекта», «Формулирование цели», «Анализ отбора значимых факторов», «Источники информации», «Поиск и отбор информации о вариантах», «Формализованное представление информации», «Оцифровка значений качественных факторов», «Сводная таблица», «Нормализация значений факторов», «Определение коэффициентов значимости факторов», «Нормализация значений коэффициентов значимости», «Анализ информации и принятие решений».

Во втором элементе курса представлены материалы по электронной почте Mmt2j и задание Mts21, направленное на изучение студентами корпоративной электронной почты MS Outlook.

В третьем элементе курса представлены материалы по автоматизации обработки информации в программах MS Office с помощью макросов Mmt3j и комплексное задание Mts31, направленное на подготовку презентации по макросам и докладов на темы «Статистические функции в Microsoft Excel» и «Информационные технологии в инвестициях и страховании».

Таким образом, в модели рассматриваемого электронного курса по формулам (1, 2) допустимо привести следующее выражение, характеризующее последовательность выполнения заданий студентами:

Mts1 = ∑1 2 (Mts12) = Mts11+ Mts12, Mts2 = Mts21, Mts3 = Mts31


Аналогичным образом представляется возможным записать выражение, оценивающее последовательность изучения студентами материалов курса Mmtij.

После расчёта значений полученных выражений и получится итоговое значение формулы (2), характеризующее модель разработанного электронного курса.

Приведём статистику загрузок студентами (группы из 12 человек) ответов на задания: задание Mts11 выполнили вовремя 11 (92%) студентов, на задание Mts12 загрузили 8(67%), ответ на задание Mts21 6 из 18 студентов, ответ на задание Mts22 загрузили 6(50%), ответ на задание Mts31 загрузили 7 из 12 (58%).

Студенты, которые не загрузили ответ вовремя, присылали свои ответы на задания на почту преподавателя и писали тест.

В ходе работы на занятиях самым актуальным для студентов оказался компонент Mts1. Это, очевидно, связано с необходимостью использования инструментов табличного процессора MS Excel для принятия решений и анализа данных в будущей профессиональной деятельности экономистов.

В заключение отметим, что для повышения качества преподавания дисциплины необходимо продолжить улучшение структуры электронного курса, обновлять материалы для указанных выше индивидуальных заданий по фиджитал-технологиям.

Таковы особенности применения фиджитал-технологий при подготовке студентов экономических факультетов на примере преподавания дисциплины «Информационные технологии в экономике».

 

Литература:

  1. Моделирование структуры электронного курса по информатике в системе дистанционного обучения (статья) // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы VI МНК, г. Красноярск, 20–23 сентября 2022 г. : в 3 ч. Ч. 3 / под общ. ред. М. В. Носкова. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – 470 с. – C.223 – 227.

  2. Материал «Фиджитал: что это такое и где это используется». [Электронный ресурс]. URL: https://mixar.biz/blog/fidzhital_chto_ehto_takoe_i_gde_ispolzuetsya (Дата обращения: 20.12.2022).

  3. Виртуальная студия автомобилей на сайте компании «Volkswagen» [Электронный ресурс]. URL: https://www.vw.com.mx/app/virtual-studio/ (Дата обращения: 07.07.2022).

  4. Фестиваль ARTLIFE FEST 2022» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artlife-fest.com/ (Дата обращения: 29.07.2022)

комментарии: