Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Микляева А. В., Безгодова С. А.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург,

 

Выраженность интернет-зависимости у подростков, демонстрирующих различные траектории взросления:  результаты сравнительного исследования

 

Представлены результаты обследования 1031 подростка в возрасте 12–17 лет, направленного на оценку вклада психологических характеристик траекторий взросления в показатели выраженности интернет-зависимого поведения. Исследование проводилось с помощью анкетирования и тестирования с применением Теста интернет-зависимости (CIAS) и модифицированной Методики изучения самооценки Дембо – Рубинштейн. С помощью корреляционного и дисперсионного анализа установлено, что наиболее уязвимыми к рискам интернет-зависимости являются траектории «постмодернистского» и «инфантильного» взросления, для которых характерна низкая мотивационная готовность к взрослению, в то время как наименьшие риски связаны с траекторией «уверенного» взросления.

 

Miklyaeva A.V., Bezgodova S. A.

HSPU,

Saint Petersburg

 

Internet addiction in adolescents with different trajectories of personal maturing: the results of a comparative study

 

The paper presents the results of the empirical study aimed at analyzing the contribution of psychological characteristics of personal maturing trajectories to the Internet-dependent behavior in adolescents aged 12-17(n=1031). The study was conducted with the use of questionnaires and tests such as the Chen Internet addiction Scale (CIAS) and a modified Dembo–Rubinstein Self-Esteem Assessment Methodology. Correlation and variance analysis showed that the risks factors of the Internet addiction are such trajectories of personal maturing as "postmodern" and "infantile" maturing which are characterized by low motivational readiness to grow up, while the least risks are associated with the trajectory of "confident" maturing.

 

Введение. В психолого-педагогических исследованиях широко распространена точка зрения, согласно которой риски формирования интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте являются отражением трудностей взросления [2], однако эмпирические данные, которые подтверждали бы эту точку зрения, носят фрагментарный характер и отражают взаимосвязи интернет-зависимости с отдельными характеристиками взросления, прежде всего, с эмоциональной зрелостью [6; 7; 8 и др.]. В нашем исследовании была предпринята попытка прояснить вклад психологических характеристик взросления подростков в формирование у них склонности к интернет-зависимому поведению. Теоретико-методологические основания исследования составили социально-психологический подход к трактовке феномена взросления (Безгодова С.А. [1]), разработанный в логике социально-психологической концепции межвозрастных отношений (Микляева А.В., [3]). Взросление понимается как диалектическое единство процессов экстериоризации и интериоризации социального опыта во взаимодействии ребенка и взрослых, в ходе которого складывается ключевой вектор развития личности ребенка, определяющий направления личностных изменений, – образ взрослости. Траектория взросления трактуется как аффективно окрашенное представление подростка о последовательности будущих событий и ролей в разных сферах жизни (семья, карьера, образование, общественная жизнь) и их соотношении, мотивирующее его к освоению элементов роли взрослого человека и их последующей реализации в собственном поведении. Типологизация траекторий взросления, осуществляемая на основе сопоставления показателей, характеризующих мотивацию к взрослению и субъективный уровень достигнутой взрослости, позволяет выделить четыре основные траектории взросления современных подростков: «уверенное взросление» (высокие показатели субъективной взрослости и мотивации к взрослению); «инфантильное взросление» (низкие показатели субъективной взрослости и мотивации к взрослению); «постмодернисткое взросление» (высокие показатели субъективной взрослости при низких показателях мотивации к взрослению); «запаздывающее взросление» (низкие показатели субъективной взрослости при высоких показателях мотивации к взрослению). Интернет-зависимость понимается как нарушение поведения, характеризующееся основными симптомами злоупотребления Интернетом (толерантность, навязчивость и симптомы абстиненции) и возникновением связанных с ним проблем (пренебрежение семейной и социальной жизнью, работой и учебой, проблемы со здоровьем, сокрытие использования) [5].

 

Материалы и методы. Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством методического комплекса, включающего анкетирование для получения информации социально-демографического характера и тестирование, представленное методиками «Тест интернет-зависимости (CIAS)» в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова (показатели: компульсивные симптомы (Com), симптомы отмены (Wit), симптомы толерантности (Tol), внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (IH), проблемы с управлением временем (ТМ); вторичные показатели: ключевые симптомы интернет-зависимости (IA-sym), проблемы, связанные с интернет-зависимостью (IA-RP); общий CIAS-балл) и модифицированным вариантом Методики изучения самооценки Дембо – Рубинштейн, с помощью которого оценивались мотивация к взрослению (континуум «Человек, который хочет стать взрослым – Человек, который не хочет становиться взрослым», SWM) и субъективный уровень достигнутой взрослости (континуум «Взрослый – Ребенок», SM).

 

Участниками исследовании выступали подростки в возрасте от 12 до 17 лет – учащиеся школ из различных регионов России в количестве 1031 человек (64,9% девушек, 35,1% юношей).  На основе подхода А. М. Прихожан [5] к интерпретации результатов методики Дембо – Рубинштейн с помощью метода контрастных групп были выделены четыре подгруппы, каждая из которых характеризуется особой, типичной именно для нее траекторией взросления: «уверенное взросление» (n=374); «инфантильное взросление» (n=45); «постмодернисткое взросление» (n=84); «запаздывающее взросление» (n=28). Характеристика подгрупп представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Характеристика подгрупп с разными траекториями взросления

Математико-статистический анализ результатов осуществлялся посредством расчета описательных статистик (M±S), корреляционного анализа (r) и однофакторного дисперсионного анализа (F) с оценкой контрастов post-hoc, для проведения расчетов применялся программный пакет Statistica10.0.

 

Результаты и их обсуждение. Анализ описательных статистик (см. таблицу 2) позволил установить, что показатели склонности к интернет-зависимости связаны отрицательными корреляционными связями с показателем субъективной готовности к взрослению, при этом их связи с показателем самооценки взрослости носят косвенный характер и опосредованы мотивационными характеристиками взросления.

 

Таблица 2 – Описательные статистики, характеризующие показатели склонности к интернет-зависимости и субъективной взрослости по выборке в целом. Примечание: * р≤0,05

Достоверные различия между выделенными группами, характеризующие особенности показателей склонности к интернет-зависимости в выборках подростков с разными стратегиями взросления, представлены в таблице 3. Согласно полученным результатам, наиболее благоприятная ситуация наблюдается в выборке подростков, для которых характерна траектория «уверенного» взросления. Наиболее яркая выраженность симптомов Интернет-зависимости (компульсивных симптомов, симптомов отмены и симптомов толерантности) наблюдаются в выборках подростков с «инфантильной» и «постмодернистской» траекториями взросления, однако проблемы, связанные с интернет-зависимостью (внутричностные проблемы, проблемы со здоровьем, проблемы с управлением временем) в достаточной степени свойственны и подросткам с «запаздывающим» взрослением.

 

Таблица 3 – Достоверные различия между показателями, полученными в группах подростков, демонстрирующих разные стратегии взросления. Примечание: * р≤0,05; ** р≤0,01; *** р≤0,001

Выводы, сделанные на основе сравнительного анализа показателей склонности к интернет-зависимости, полученных в группах подростков, которые демонстрируют разные траектории взросления, соотносятся с результатами корреляционного анализа, представленными выше, и свидетельствуют о том, что наибольший вклад в показатели склонности к интернет-зависимости в подростковом возрасте вносит не актуальная самооценка достигнутой взрослости, а мотивационные предпосылки взросления, отражающие стремление подростка к овладению социальной роли взрослого человека и реализации «взрослых» моделей поведения.

 

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что к числу факторов риска интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте относятся мотивационные характеристики траекторий взросления, в контексте которых происходит становление личности подростков. Наиболее уязвимы к рискам интернет-зависимости подростки, для которых характерны «постмодернистская» и «инфантильная» траектории взросления, связанные с нежеланием принимать социальную роль взрослого и связанные с ней модели «взрослого» поведения. Полученные результаты необходимо учитывать при организации работы по психолого-педагогической профилактике проблемного использования интернета в детском и подростковом возрасте, включая в нее мероприятия, направленные на формирование и укрепление мотивации к взрослению. Перспективы исследования связаны с уточнением возрастной динамики обнаруженной закономерности и выявлением «критических периодов», в которые мотивационные характеристики взросления начинают оказывать существенное влияние на интернет-поведение (с учетом гендерной специфичности траекторий взросления детей и подростков в современном российском обществе).

 

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).

 

Литература:

  1. Безгодова С.А. Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода / С. А. Безгодова // Интегративный подход к познанию психологии человека: коллективная монография. – СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2017. – С. 223-233.
  2. Карабанова О.А. Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства / О. А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2020. – № 3. – С. 4-22.
  3. Микляева А.В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе / А. В. Микляева. – Дюссельдорф: Ламберт, 2018. – 224 с.
  4. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / А. М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: изд. АПН СССР, 1988. – C. 110-128.
  5. Chen S. Development of a Chinese Internet addiction scale and its psychometric study / S. Chen, L. Weng, Y. Su, H. Wu, P. Yang // Chinese Journal of Psychology. – 2003. – Vol. 45. – Pp. 279–294.
  6. Kewalramani S. Effect of frustration intolerance and emotional maturity on internet addiction among young adults / S. Kewalramani, S. Pandey // International Journal on Neuropsychology and Behavioural Sciences Effect. – 2020. – Vol. 1. – No. 1. – Pp. 1-10.
  7. Singh N., Relationship between Internet Addiction with Emotional Maturity: A Study on High School Students / N. Singh, D. Nagar // The International Journal of Indian Psychology. – 2019. – Vol. 1. – P. 21.
  8. Wang W. E. I. Internet dependency and psychosocial maturity among college students / W. E. I. Wang //International journal of human-computer studies. – 2001. – Vol. 55. – No. 6. – Pp. 919-938.

Оставить комментарий: