Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Лебедева М. Б.

Матюшкина М. Д.

СПб центр оценки качества образования и информационных технологий

Академия постдипломного педагогического образования

Санкт-Петербург

 

Самоанализ педагогами своих цифровых компетенций и дефицитов

 

Представлены первые результаты исследования цифровых компетенций и дефицитов педагогов Санкт-Петербурга на основании проведенного анкетирования. Предложены изменения для системы повышения квалификации педагогов.

 

Lebedeva M.

Matyushkina M.

Saint Petersburg

 

Self-analysis by teachers of their digital competences and deficiency

 

The first results of a study of digital competencies and deficits among St. Petersburg teachers are presented. Proposals for the system of advanced training of teachers have been developed.

 

Национальный проект Российской Федерации «Образование», Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” направлены на цифровую трансформацию отечественного образования, при этом подчеркивается, что в систему образования должны внедряться передовые цифровые технологии и новые форматы обучения [4].

 

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС начального и основного общего образования (вступают в силу с 1 сентября 2022 года) учителя в рабочих программах должны будут указывать для каждого урока, какие цифровые образовательные ресурсы будут на нем использоваться [5, 6]. Это потребует от учителей умения выбирать цифровые ресурсы, соотносить их с предметной областью и целями урока, а самое главное - понимания, как эти ресурсы помогают совершенствовать образовательный процесс.

 

Цифровая трансформация образования и результативное внедрение обновленных ФГОС осуществится только в том случае, если педагоги будут обладать профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде.

 

Объективная оценка цифровых компетенций требует проведения объемного тестирования и/или выполнения человеком практических заданий, которые затем подвергаются автоматическому или экспертному анализу. Это подразумевает достаточно сложный инструментарий. В то же время цели такой оценки чаще всего связаны с выявлением дефицитов или потребностей педагогов в том или ином направлении повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Чаще всего самый заинтересованный в профессиональном развитии человек – это он сам, особенно если мы говорим о педагогах, людях интеллектуальной и творческой профессии. Педагоги, понимая необходимость постоянного обучения и переобучения в быстро меняющемся мире, более всех заинтересованы проанализировать, насколько их компетенции соответствуют национальным «нормам».

 

Поэтому весьма актуальна разработка простого и доступного для любого педагога инструмента самоанализа своих цифровых компетенций и дефицитов, требующего минимального времени для реализации на любом компьютере с выходом в интернет или на смартфоне.

 

Цель данной статьи – обоснование и описание разработанного анкетного инструмента для самооценки цифровых компетенций педагогов, а также анализ результатов пилотажного опроса, подтвердившего необходимость внесения важных изменений в систему повышения квалификации педагогов.

 

При разработке такого инструмента учитывались следующие нормативные документы: Европейская модель цифровых компетенций для педагогов (Digital Competence of Educators) [7]; Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens) [7], рекомендации ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей [9].

 

Авторы статьи опирались на профессиональный стандарт педагога [8], а также на теоретические исследования в области цифровых компетенций и цифровой грамотности учителей [2, 3, 10].

 

В концепции профессионального стандарта педагога профессиональная компетенция рассматривается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [8]. В профессиональном стандарте педагога дано определение профессиональной ИКТ-компетенции: квалифицированное   использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач. На современном этапе более справедливо говорить о цифровых компетенциях педагога, имея в виду большую роль мобильных устройств и технологий в цифровизации.

 

Опираясь на профессиональный стандарт педагога считаем, что нужно рассматривать три вида цифровых компетенций: общепользовательская (знания и опыт для эффективной деятельности в области использования цифровых технологий); общепедагогическая (связанная с педагогической деятельностью в цифровой образовательной среде); предметно-педагогическая (учитывающая специфику учебного предмета). Все разновидности этих компетенций должны быть сформированы у каждого педагогического работника.

 

В настоящее время в России, как и в других странах, уже активно проводятся серьезные исследования сформированности цифровых компетенций. В частности, это делает Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) [1, 10]. В перечне цифровых компетенций НАФИ указывает информационные (характеризующие умение работать с информацией), компьютерные (умение использовать компьютер и основные прикладные программы), медиа (умение использовать текстовую, графическую, аудио, видео информацию), коммуникативные (умение взаимодействовать и совместно работать, используя возможности цифровых технологий), технологические (умение использовать мобильные устройства с основными приложениями и мобильные технологии). Данный подход является важным, так как позволяет отслеживать содержание и структуру общепользовательских компетенций, связанных с использованием цифровых технологий, и их трансформацию в связи с развитием мобильных устройств и приложений.  

 

Очевидно, что в эпоху бурного развития технологий (компьютерных, интернет) и достаточно быстрого изменения требований к профессиональной деятельности учителя конкретный вид матрицы цифровых компетенций учителя будет меняться и будет разным для различных новых видов и градаций педагогической профессии. Сегодня в первую очередь важно выделить универсальное ядро такой матрицы, не рассматривая вопрос о  предметно-педагогических компетенциях.

 

В матрице цифровых компетенций педагога по мнению авторов можно выделить два компонента:

1) Общепользовательские цифровые компетенции (превышающие цифровые компетенции граждан), необходимые для жизни и успешной работы в современном социуме в сфере интеллектуального труда.

 

Общепользовательские цифровые компетенции целесообразно описывать в соответствии с актуальными сегодня классификациями цифровых технологий.

2) Профессионально-педагогические цифровые компетенции. Они раскрываются в соответствии с актуальными сегодня характеристиками профессиональной деятельности педагога, независимо от преподаваемого предмета, возраста и особенностей обучающихся.

 

Следуя рекомендациям ЮНЕСКО [], в структуре цифровых компетенций можно выделить такие аспекты работы педагога, как «учебная программа и оценивание», «педагогические практики», «организация и управление образовательным процессом», «профессиональное развитие».

 

С учетом всех нормативных документов был разработан краткий опросник для самоанализа цифровых компетенций педагогов.

В общепользовательском разделе выделены актуальные сегодня направления:

  • Современные общие (офисные) умения пользователя персонального компьютера
  • Информационные и мультимедиа компетенции
  • Коммуникационно-сетевые умения

В профессионально-педагогическом разделе мы выделили следующие три блока:

  • Применение цифровых технологий в практике педагогической работы (обучения)
  • Применение цифровых технологий в планировании, управлении и оценивании
  • Применение цифровых технологий для профессионального развития педагога

Для характеристики умений каждого из полученных 6 блоков  использовалось по 8 вопросов в каждом блоке (для обеспечения валидности самооценки), характеризующих разные аспекты выделяемых умений.

 

Каждый из вопросов анкеты представлял собой утверждение о каком-либо умении, которое педагог должен оценить у себя по привычной для него 5-балльной шкале.

 

Разработанный опросник был апробирован на учителях одной из школ Санкт-Петербурга (43 респондента). Результаты позволяют говорить о том, что в целом общепользовательские умения оцениваются учителями выше, чем педагогические (таблица 1).

 

Таблица 1 – Средние оценки 6 блоков ИКТ-компетенций педагогов

Из общепользовательских наиболее высоко оцениваются коммуникативно-сетевые умения, и почти также высоко – общие «офисные» умения пользователя ПК, в наименьшей степени учителя обладают информационными и мультимедиа компетенциями.

 

Следует иметь в виду, что самооценка учителей далеко не всегда является объективной. В частности, учителя очень высоко (49%  - на отлично, 23% - на хорошо) оценили свое умение работать с текстовым процессором Word. При этом анализ оформления текстовых документов, полученных от тех же учителей, показал, что они допускают многочисленные ошибки даже на уровне базовых правил оформления документов: форматирование абзацев, использование нумерованных и маркированных списков, создание простых таблиц, работа со схемами и иллюстрациями. Отсюда следует, что в процессе повышения квалификации в области цифровых технологий большее внимание должно уделяться знакомству с нормативами создания различного вида документов (текстов, электронных таблиц, презентаций), обоснованию того, почему эти правила нужно соблюдать.

 

Наибольшие дефициты (умения оцениваются ниже 3,5 или даже ниже 3) выявлены в следующих конкретных вопросах:

  • Отредактировать фотографию, рисунок, используя графический редактор
  • Создать (нарисовать) схему, ментальную карту, представить данные в виде инфографики
  • Записывать, редактировать и монтировать аудио и видео
  • Создавать собственные мультимедиа (включающие комбинации текстов, графических объектов, звука, видео), используя специализированные программы или web-сервисы
  • Находить в интернете и использовать различные web-сервисы для создания и редактирования мультимедиа-контента

 

Из блока коммуникативно-сетевых умений относительно низко оцениваются умения создавать и поддерживать свой сайт и свой ютуб-канал (оценка ниже 3).

 

Что касается профессионально-педагогических цифровых компетенций, то здесь более или менее хорошо дело обстоит с применением их в управлении и планировании (поскольку у учителей есть опыт работы с принятой в организации системой электронного документооборота, базами данных, системой типа «Электронный дневник» для выставления оценок, ведения отчетности, а также опыт электронного тестирования).

 

Самые низкие оценки получил блок собственно основных профессионально-педагогических цифровых компетенций (таблица 2).

 

Таблица 2 – Оценка педагогами умений применения цифровых технологий в педагогической практике

Анализ полученных данных показывает, что фактически для обучения школьников учителя «на хорошо» умеют только применять презентации и готовые ресурсы.

 

Во многом это может быть связано с практикой подготовки педагогов. Сегодня во все программы повышения квалификации активно встраиваются вопросы, связанные с использованием цифровых образовательных ресурсов, но при этом главное внимание уделяется технологическим проблемам создания ресурсов, а не методике их использования в образовательном процессе.

 

Например, учителю рассказывают о возможностях использования конструктора интерактивных заданий learningapps, и он узнает, как использовать готовые задания, как можно создать новые. Но при этом в стороне остаются следующие важные педагогические и методические вопросы:

  • на каком уровне усвоения (запоминания, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки (в соответствии с таксономией Б. Блума)) те или иные виды заданий позволяют проверить знания учащихся;
  • какие формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные) наиболее результативны при работе с интерактивными заданиями;
  • какую роль играют критерии оценивания правильности выполнения заданий и как их встраивать в образовательный процесс. 

 

Рассмотрение методических аспектов использования цифровых образовательных ресурсов должно стать обязательным элементом подготовки педагогов. Причем это рассмотрение должно осуществляться с позиций новой (цифровой) дидактики, которая, базируясь на принципах классической дидактики, адаптирует ее применительно к современной цифровой образовательной среде, а также предлагает новые принципы (например, гибкости и адаптивности образовательного процесса, включенного оценивания, насыщенности цифровой образовательной среды и др.).

 

Сегодня каждый педагог должен понимать, что в условиях цифровой трансформации общества нельзя оставаться на позициях классической теории обучения, что во многом изжил себя традиционный урок, построенный в логике: выборочная проверка результативности усвоения материала предыдущего урока, объяснение нового материала учителем, контроль усвоения, закрепление. 

 

Актуальным становится вопрос об инновационных моделях уроков (перевернутом, со сменой рабочих зон, с организацией работы автономных групп, с выполнение мини проектов, с элементами геймификации, вне стен класса и др.).

 

Проведенное исследование показало, что в своей практике реализуют инновационные уроки и понимают, как их проектировать всего 16% учителей (причем свое умение в этом направлении оценивают на отлично только 2%).    

 

Сегодня ни один инновационный урок не может обойтись без опоры на цифровые технологии, которые используются и для контроля готовности к уроку, и для объяснения и закрепления материала (инфографика, ментальные карты, видео и др.), и для организации самостоятельной работы, и для рефлексии.

 

Очень важно использовать в образовательном процессе формирующее и включенное оценивание, они должны быть непрерывными, с возможностью получения мгновенной обратной связи, с включением обучающихся в оценочные процедуры. Такое оценивание возможно только с использованием цифровых образовательных ресурсов.

 

Обращает на себя внимание еще один важный факт. Учителя редко принимают участие в реализации и проведении сетевых проектов (только 7% оценили свое умение в этом направлении на отлично, 16% - на хорошо, 37% -  на удовлетворительно, остальные на неудовлетворительно). Это умение (особенно с учетом перехода на работу по обновленным стандартам) является очень важным, поскольку для работы в сетевых проектах требуется интеграция педагогических, методических знаний и цифровых компетенций.

 

Если говорить о доработке анкеты, то важный вывод, сделанный на основании проведенного исследования, состоит в том, что в пилотном варианте анкеты не хватает оценки той стороны цифровых компетенций, которая связана с использованием мобильных устройств – в первую очередь смартфонов – для профессиональных целей и для жизни. Этот компонент можно было бы назвать «умение использовать мобильные устройства и технологии» и включать в его состав такие умения как настройка мобильного устройства для работы, его синхронизация с компьютером, особенности работы в интернете на мобильном устройстве; создание мультимедийного контента на мобильном устройстве; использование мобильных приложений для организации проектной деятельности учеников; применение технология BYOD в учебной работе педагога.

 

Расширение инструментария оценки с учетом этих новых аспектов составляют перспективу наших дальнейших исследований.

 

Литература:

  1. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году Сайт Аналитического центра Национального фонда финансовых исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/  (Дата цитирования 29.01.2022)
  2. Гладилина И.П., Крылова М.Е. Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности // Современное педагогическое образование. №11. 2019. С. 13-15.
  3. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 1055-1072.
  4. Национальный проект “Образование”. Сайт проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project https://edu.gov.ru/national-project
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/  (Дата цитирования 29.01.2022)
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (Дата цитирования 29.01.2022)
  7. Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя /Т. В. Потемкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2. С. 25.
  8. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".  [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf  (Дата цитирования 29.01.2022)
  9. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, или ICT-CFT), Редакция 2.0 Русский перевод. 2011).  URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (Дата цитирования 29.01.2022)
  10. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.

Оставить комментарий: