En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Лебедева М. Б.

СПб центр оценки качества образования

и информационных технологий

г. Санкт-Петербург

margospb56@gmail.com

 

Руководство выполнением индивидуальных итоговых проектов в современной цифровой образовательной среде

 

   В статье рассматривается роль современной цифровой образовательной среды в результативном выполнении учащимися 10-11 классов индивидуальных итоговых проектов.

 

Lebedeva M.B.

SPb Center for Education Quality Assessment

and information technology

St. Petersburg

margospb56@gmail.com

 

Leading the execution of individual final projects in the modern digital educational environment

 

  The article examines the role of the modern digital educational environment in the effective implementation of individual final projects by students in grades 10-11.

 

 C 2020-2021 учебного года все учащиеся 10-11 классов в России выполняют индивидуальные итоговые проекты, которые демонстрируют их достижения за весь период школьного обучения. Цель данной статьи показать, что результативное выполнение индивидуальных итоговых проектов возможно только при наличии адекватной цифровой образовательной среды, поддерживающей проектную деятельность школьников.

 

В соответствии с требованиями ФГОС индивидуальный итоговый проект (ИИП) – это учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную) [5].

 

Индивидуальные итоговые проекты в старших классах, с одной стороны, являются закономерным продолжением проектной деятельности, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной (5-9 классы), но, с другой стороны, они имеют отличительные особенности:

1. Являются межпредметными, т.е. интегрируют знания из разных предметных областей.

Очень важно, чтобы у выпускника школы постепенно сложилась целостная картина мира, чтобы учебные предметы, которые изучались в школе существовали не изолированно, а во взаимосвязи и взаимопроникновении. Поэтому при выполнении индивидуальных итоговых проектов учащийся должен использовать знаний из разных предметов, показывать их взаимосвязь и взаимопроникновение.

 

2 Ориентированы на формирование метапредметных умений и навыков (можно говорить о метапредметных компетенциях).

Метапредметные умения и навыки - это универсальные умения и навыки, которые формируются не в рамках одного учебного предмета, а как результат изучения всех учебных предметов в школе.

 

3. Предполагают формирование и описание аппарата проекта.

Аппарат проекта включает в себя следующие компоненты: проблема и тема, актуальность, объект и предмет изучения, цель и задачи, гипотезу.

Формирование аппарата проекта важно, потому что учащийся при его описании учится обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, четко формулировать свои мысли, у него формируются навыки написания письменных текстов "от себя".

 

4. Ориентированы на формирование цифровых компетенций обучающихся и педагогов.

 

Цифровые компетенции – это наборов знаний, умений, навыков, личностных качеств и психологических установок, необходимых для выполнения различных действий (учебных, трудовых, обыденных и др.) с использованием цифровых технологий.

 

Обычно выделяют пять видов цифровых компетенций: информационные (работа с информацией), компьютерные (выбор необходимого программного обеспечения на компьютере и результативная работа с ним), коммуникативные (использование программ и приложений для результативного общения средствами цифровых технологий), медиа (работа с текстами, аудио, видео, графикой и другими видами информации) и технологические (постоянное освоение и использование технологических инноваций) [2].

 

В процессе работы над проектами цифровые компетенции развиваются как у учащихся, так и у педагогов. Причем важную роль при этом играет взаимное обучение.

 

5. Ориентированы на формирование исследовательских компетенций.

Исследовательские компетенции - это совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования с целью получения определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса [1].

 

Необходимость формирования исследовательских компетенций у жителей России констатируется в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [3].

 

6. Ориентированы на интеграцию основного (школьного) и дополнительного образования

В настоящее время уделяется серьезное внимание интеграции основного и дополнительного образования, о чем свидетельствует Федеральный проект "Успех каждого ребенка".

 

Система дополнительного образования позволяет максимально учитывать интересы и потребности ребенка в личностном развитии, мотивировать его в получении дополнительных знаний и развитии умений, готовить к получению профессии.

 

Если ребенок занимается в системе дополнительного образования, то при выборе проблемы и темы проекта, это обязательно нужно учитывать.

Таким образом индивидуальные итоговые проекты занимают очень важное место в системе современного школьного обучения.

Выполнение индивидуальных итоговых проектов, как показало проведенное исследование, сопряжено с определенными трудностями как у учащихся, так и у учителей.

 

Трудности, которые возникают у учащихся:

  • Неготовность выбрать серьезную и правильную тему и на протяжении года или двух лет работать над своим проектом;
  • Сложности в формулировках проблемы и темы и описании аппарата проекта (актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза);
  • Неготовность представлять своей материалы работы в сети (если, например, создается сайт для поддержки проектной деятельности);
  • Сложности в планировании основного результата – продукта проектной деятельности (это не может быть презентация, она не продукт проектной деятельности, а всего лишь средство представления результатов работы над проектом)
  • Трудности, которые возникают у учителей:
  • Это абсолютно новый вид профессиональной деятельности учителя – руководство исследовательской работой учащегося и в этом виде деятельности нет опыта, недостаточно методических материалов;
  • Учителю недостаточно иметь те цифровые компетенции, которые есть у него есть, чтобы помочь учащемуся создать достойный продукт проектной деятельности, используя возможности цифровых технологий;
  • Необходимы взаимодействие и слаженная работа учителей (учителя, ведущего предмет «Основы проектной и исследовательской деятельности» и учителей-предметников, курирующих выполнение проектов и обеспечивающих руководство его выполнением).

 

Одна из самых существенных проблем - узкое понимание того, что такое продукт проектной деятельности и какими средствами его можно создать в процессе работы над проектом.

Вместе с тем анализ российского опыта проектной деятельности показывает, что основным результатом (продуктом) проектной деятельности может быть [4]:

  • письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь);
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель;
  • материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик;
  • отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты).

 

В настоящее время очень важно, чтобы именно при создании продукта индивидуального итогового проекта происходило формирование и развитие цифровых компетенций как учащихся, так и учителя, т.е. в процессе работы над проектом и при создании продукта проектной деятельности должны широко использоваться современные цифровые технологии и разнообразные цифровые инструменты.

 

Создание ИИП сегодня обязательно должна поддерживать соответствующая цифровая образовательная среда, основные задачи которой:

  1. Обобщить и систематизировать материалы об уже выполненных проектах и проектах, которые выполняются, это позволяет учебному заведению иметь своеобразный банк проектов.
  2. Предоставить учащимся и учителям полную информацию о требованиях к проектам, сделать открытой процедуру оценивания хода и результатов проектной деятельности, т.е. критерии оценивания должны быть обязательно опубликованы в сети, чтобы с ними могли познакомиться в любой момент разные субъекты образовательного процесса.
  3. Предоставить учащимся и учителям информацию о цифровых инструментах, которые можно использовать при создании продуктов проектной деятельности, со ссылками на конкретные ресурсы и рекомендациями по использованию.
  4. Предоставить материалы вебинаров, семинаров, тренингов, которые поддерживают проектную деятельность в школе.
  5. Обеспечить гибкое управление проектной деятельностью, т.е. содержать документы, демонстрирующие ход работы над проектом (например, дневники проектов).
  6. Предоставить учащимся информацию о конкурсах, которые проводятся в области проектной деятельности.

 

Какие же компоненты входят в состав цифровой образовательной среды, поддерживающей выполнение индивидуальных итоговых проектов?

 

Прежде всего необходимо, чтобы в школе был специальный цифровой ресурс, поддерживающий выполнение индивидуальных итоговых проектов. Удобно, если это отдельный сайт, входящий в состав школьного образовательного портала. На нем должна быть размещена вся основная организационная информация (требования к проектам, критерии оценивания, сроки выполнения и др.), материалы семинаров, вебинаров и тренингов, которые проводятся в школе для поддержки проектной деятельности.

 

Обязательным компонентом цифровой образовательной среды индивидуальных итоговых проектов являются обзор современных цифровых средств создания продуктов проектной деятельности, их краткий перечень представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Комментарии:

В настоящее время целесообразно, чтобы в процессе работы над проектом создавался портфолио. Портфолио индивидуального итогового проекта – это совокупность работ, выполненных в процессе реализации проекта. Формирование портфолио проекта важно, поскольку у учащегося формируется умение собирать, систематизировать выполненные работы, описывать их на четком и понятном языке. 

 

В настоящее время портфолио безусловно должно быть цифровым. Оно может быть индивидуальным или коллективным (по выбору учащегося) и ориентированным на систематизацию и структурирование информации о уже выполненных проектах.

 

Цифровой портфолио может включать следующие компоненты:

  • представление (визитную карточку) автора (текст или видео);
  • аннотацию проекта (введение с описанием аппарата проекта, краткий анализ информационных ресурсов по теме проекта, заключение);
  • описание созданного продукта проектной деятельности;
  • дневник работы над проектом;
  • список информационных ресурсов.

 

Указанные ресурсы постепенно создаются в процессе работы над проектом и постепенно размещаются на странице портфолио (если он коллективный) или в своем портфолио (если он индивидуальный).

 

Создавая свое портфолио учащийся приобретает важную компетенцию, очень востребованную в любой профессии (систематизация выполненных работ и их представление средствами цифровых технологий). Кроме того, появляются дополнительные возможности для оценивания хода и результатов проектной деятельности, поскольку портфолио, размещенное в сети, могут оценивать товарищи по классу. учителя, эксперты, родители.

 

Портфолио всегда предполагает оценку, поэтому внутри него должны быть размещены цифровые оценочные материалы, например, анкеты для оценки (выполненные с использованием форм Google или с использованием других инструментов), формы с критериями, которые может заполнить сам автор проекта (самооценка), товарищ по классу (взаимная оценка), учитель (внутренняя оценка), эксперт (внешняя оценка). Все материалы, связанные с оцениванием, также являются важным компонентом цифровой образовательной среды.

 

Таким образом, выполнение индивидуальных итоговых проектов в старших классах должно поддерживаться насыщенной цифровой образовательной средой и в этом случае оно будет успешным.

 

Литература:

  1. Губайдуллин, А. А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Казань, 2011.- 235 с.
  2. Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций // Журнал Компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika  (Дата цитирования 30.01.2021)
  3. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf  (Дата цитирования 30.01.2021)
  4. Сайт Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 9 имени Ивана Ткаченко". [Электронный ресурс]. URL: https://school9.edu.yar.ru/proektnaya_deyatelnost/individualniy_proekt_9_klass.html  (Дата цитирования 30.01.2021)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru (Дата цитирования 30.01.2021)

Ольга Валерьевна Яковлева:

 

Маргарита Борисовна, был бы интересно узнать Ваше мнение как эксперта - какие современные цифровые инструменты могут быть эффективны для поддержки "нецифровых" форматов проектной деятельности учащихся (например, художественная инсценировка, мелодекламация и т.д.)?

 

25.03.2021 11:26

Оставить комментарий: