Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Кузина Ю.А.

магистрант, ФГБОУ ВО «ВГСПУ»

г. Волгоград, Россия

razmacheva_julia@mail.ru

 

 

Типы заданий по физике в сетевом онлайн-сообществе учащихся школ

 

В работе описан порядок действий при планировании учебной деятельности в образовательном онлайн-сообществе. Приведены типы и примеры заданий в образовательном онлайн-сообществе по физике, сформулированные с учетом требований ФГОС и особенностей школьного предмета.

 

Kuzina Yu .A.

master's student, FGBOU VO "VGSPU"

Volgograd, Russia

 

Types of physics assignments in the online community of school students

 

The paper describes the procedure for planning educational activities in an online educational community. The types and examples of tasks in the online educational community in physics are given, formulated taking into account the requirements of the Federal State Educational Standard and the specifics of the school subject.

 

Физика является наукой, раскрывающей фундаментальные законы природы и являющейся основой для современных электротехники, радиотехники, ядерной энергетики и т.д. [1].

 

Содержание, система и методология школьного курса физики открывает большие возможности для формирования научного мировоззрения обучающихся, выработке практических умений и навыков, в том числе – самостоятельной работы.

 

Однако, как многократно отмечается в различных научных исследованиях, современный учитель сталкивается с массовым снижением интереса к обучению у школьников, и физика в этом случае не является исключением. Перед учителем стоит задача, особенно на начальном этапе изучения предмета, заинтересовать и создать мотивацию к изучению предмета, спланировать разнообразные формы работы школьников. Большим потенциалом для этого обладают современные информационные и коммуникационные технологии, в частности – ресурсы и сервисы сети Интернет.

 

Интернет в настоящее время – это не только сеть компьютеров, но и глобальная социокультурная среда, в которой представлены индивидуальные пользователи и сетевые сообщества.

 

Развитие современного Интернета связано с социальным аспектом, позволяющим определить мотивационную основу деятельности людей, служащим основой для построения современных сервисов [3].

 

Чтобы организовать образовательную деятельность на основе ресурсов и сервисов сети Интернет, а не только разместить необходимую информацию, в настоящее время используются образовательные платформы, курсы, личные сайты, сетевые онлайн-сообщества.

 

Рассмотрим подробно использование онлайн-сообщества на основе социальной сети ВКонтакте, набирающие популярность в настоящее время.

 

При проектировании учебной деятельности в условиях онлайн-сообщества требуется выполнение определенных действий:

- выявление основных задач совместной деятельности членов сетевого онлайн-сообщества в Интернет-пространстве;

- самостоятельное проектирование преподавателем на начальном этапе результатов взаимодействия членов сетевого сообщества;

- определение способов взаимодействия членов сетевого сообщества совместно с преподавателем;

- описание учебного задания в виде системы проблемных задач и вопросов, направленных на выполнения анализа, обсуждения и интерпретации получаемой информации;

- установка преподавателем членов сетевого сообщества на высказывание собственных мнений, позиций и восприятие иных точек зрения [2].

 

Рассмотрим онлайн-сообщество на примере школьного предмета «Физика» 8 класса, главной целью которого является создание условий для организации взаимодействия между учащимися образовательного процесса при выполнении заданий. При этом необходимо учесть специфику самого предмета.

 

На основе Федерального государственного образовательного стандарта по физике и примерных программ по учебным предметам «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), изучение физики в основной школе предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются [4]:

− познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

− информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

 − учебно-познавательная деятельность: самостоятельно и мотивированно организо­вывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использовать элементы причинно-следствен­ного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёр­нуто обосновывать суждения, давать определения, приво­дить доказательства;

 − репродуктивная деятельность: развивать познавательные интересы и интеллектуаль­ные способности в процессе самостоятельного приобрете­ния физических знаний с использованием различных источ­ников информации, в том числе компьютерных.

 

Опираясь на представленные компетенции, предположим, что разработка содержания заданий для публикации в онлайн-сообществе по физике должна быть основана на проблемной ситуации, а не готовых и однозначных ответов. Здания могут быть представлены как из физики, так и носить межпредметный характер. Спецификой данных заданий является их открытость, т.е. размещение в сети Интернет в свободном доступе, что позволяет обеспечить непрерывный доступ к учебным ресурсам, обмен информацией между участниками онлайн-сообщества.

 

Задания в онлайн-сообществе представлены по следующим разделам курса физики 8 класса: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления», а также задания на повторение за 7 класс.

 

На основе приведённых компетенций выделим виды заданий, развивающие познавательные и коммуникативные навыки, которые могут бы представлены в сетевом онлайн - сообществе по физике 8 класса:

 

1. Задание на определение физических явлений, свойств, предполагающие доказательство своей точки зрения или высказывание предположения (по видео, картинке, опыту, ситуации). Пример представлен на рисунке 1.

Задание: Какое свойство тел демонстрируют данные опыты?

Рисунок 1 - Виды теплопередачи

 

2. Просмотр видеофрагмента с последующим заданием неповторяющихся вопросов по представленной в нем теме в комментариях (рис. 2).

Рисунок 2 – Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт

 

3. Задание на постановку или анализа гипотез после просмотра видео, фотоматериалов или других источников.

Пример задания: После просмотра картинки необходимо привести гипотезы для дальнейшего исследования (рис. 3).

Рисунок 3 – Явление диффузии. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

 

4. Игра-квест на повторение пройденного материала в игровой форме на время (рис. 4).

Рисунок 4 - Квест-игра «К вершинам физических знаний»

 

5. Вопросы-рассуждения на основе проблемной ситуации.

Дана проблемная ситуации в виде вопроса: «Температура человеческого тела около 36, 6 градусов, но, однако, когда температура окружающей среды становится такой же, человек испытывает жар. Почему? Необходимо по предложенной ситуации высказать предположения, доказать или опровергнуть мнение другого участника.

 

6. Задания на умение читать происходящие физические процессы и явления по графикам и диаграммам.

Пример задания: приведен график зависимости температуры от времени по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел». Необходимо выбрать утверждения, соответствующие данному процессу. Например, первые 10 мин происходит нагрев тела, затем его охлаждение и т.д.

 

7. Задания на знание и понимание физического смысла основных понятий, физических явлений, правил, законов и теорий по типу: вставить недостающую фразу, распределить по группам, определить цену деления прибора, определить к какому разделу и какому ученому принадлежит опыт.

Пример задания: «В процессе плавления вещества температура __________, внутренняя энергия вещества ________».

 

Например, по теме «Тепловые явления» чаще всего применяются следующие виды заданий: вопросы-рассуждения на основе проблемной ситуации, задания на определение физических явлений, свойств. По теме «Изменение агрегатных состояний вещества» актуальны задания на умение читать происходящие физические процессы и явления по графикам и диаграммам. Задания на знание и понимание физического смысла основных понятий, физических явлений, анализ видеофрагмента с последующим ответом на вопросы подходят для тем «Электрические явления», Электромагнитные явления», «Световые явления».

 

Данные задания представлены в сообществе «Познавательная физика» с помощью инструментов социальной сети ВКонтакте.

 

Использование онлайн-сообщества предоставляет учащимся возможность выполнять задания в любое удобное время, позволяя поддерживать актуальное состояние знаний по физике и во внеурочное время. Задания, опубликованные в образовательном онлайн-сообществе, предполагают поиск и обсуждение неоднозначного ответа, стимулируя учебное взаимодействие учащихся.

 

Литература:

Методика обучения физике в средней школе. [Электронный ресурс]. URL: https://fizmet.org/ru/L2.htm (дата обращения: 05.12.2021).

Моглан Д.В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Общество. Коммуникация. Образование. - 2014. - №4 (208). - С. 183-191.

Сергеев А.Н Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - С. 308.

Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).

Оставить комментарий: