gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Кунина О.Г.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

kunina_74@mail.ru

 

Готовность родителей использовать цифровую образовательную среду в развитии ребенка дошкольного возраста

 

  В настоящей статье обосновывается необходимость организации обучения детей дошкольного возраста в цифровой образовательной среде. Технические устройства являются неотъемлемой составляющей всех сфер жизни человека, поэтому ребенок знакомится с ними очень рано. Отсюда педагогом должны быть организованы занятия в цифровой образовательной среде. Наибольший эффект достигается при условии активной вовлеченности родителей, которым предстоит продолжить совместные с ребенком занятия в домашних условиях. Путем анкетирования выявляется их отношение цифровым образовательным ресурсам, определяется готовность к использованию в обучении.

 

Kunina O.G.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

The willingness of parents to use the digital educational environment in the development of a preschool child

 

  This article substantiates the need for the organization of training for preschool children in the digital educational environment. Technical devices are an integral part of all spheres of human life, so the child gets to know them very early. From here, the teacher should organize classes in a digital educational environment. The greatest effect is achieved with the active involvement of parents who have to continue joint activities with the child at home. Questioning reveals their relationship to digital educational resources, determines their readiness for use in training.

   

   

   Современный этап образования невозможно представить себе без цифровых технологий, которые используются везде, начиная от дошкольного этапа обучения и завершая постдипломным. Совокупность ресурсов позволяет «обмениваться данными между разными информационными системами» [3], тем самым обеспечивая комфортность для всех участников образовательного процесса. Удобство касается не только локализации в конкретной точке нужных пользователю сведений, рассредоточенных во времени и пространстве, но и качества самого материала. Хранящийся в цифровом формате, он передается «с низким уровнем искажений, неточностей (фотографии, тексты, видеофрагменты и др.)» [2]. С их помощью создаются «многочисленные электронные пособия, словари и справочники, презентации, программы» [1], необходимые разным группам специалистов, в число которых также входят и воспитатели детских садов.

 

  В зависимости от задач, поставленных педагогами, в дошкольной образовательной организации проектируется цифровая образовательная среда, благодаря чему «процесс обучения принимает динамический характер» [1]. Принципиально важно, чтобы работа, начатая на занятиях, продолжалась и дома, когда воспитанники находятся в семейном кругу. Данные обстоятельства актуализируют необходимость выявления готовности родителей к использованию цифровой образовательной среды в обучении ребенка. Нами была разработана анкета. Вопросы предназначались для родителей, чьи дети посещают среднюю группу (дети возраста 4-5 лет). В исследовании приняли участие 20 человек.

 

   Цель анкетирования заключалась в том, чтобы определить готовность использования ЦОС в современной работе с ребёнком для развития его личности.

 

Задачи:

  • Изучить степень владения компьютерными технологиями у родителей.
  • Изучить интересы ребёнка дошкольного возраста в контексте использования компьютерных технологий в домашних условиях.
  • Изучить отношение родителей к цифровой среде и готовность работать в ней.
  • Выявить готовность родителей к использованию компьютерных технологий в совместной деятельности с ребёнком.

Для решения поставленных задач была разработана серия вопросов, которые условно можно сгруппировать в несколько блоков (рисунок 1).

gallery/kunina1

Рисунок 1 – Анкетирование (группы вопросов)

 

  Исходя из представленных ответов, половина респондентов убеждена в том, что необходимым условием полноценного развития дошкольников является внедрение в образовательный процесс детского сада информационно-коммуникационных технологий. 25 % выразили сомнение в целесообразности. Остальные родители разделились поровну: 12.5% считают, что цифровые ресурсы не нужны, 12.5% - не сказали ничего определенного.

 

  Судя по представленной информации, 46,7% семей включают компьютер либо иное устройство (ноутбук, планшет, мобильный телефон), чтобы ребенок смотрел мультфильмы. 26.7% родителей демонстрируют обучающие видеоролики. 20% дошкольников проводит время с помощью компьютерных игр. Остальным нужны разные технические устройства только для того, чтобы знакомить детей с интересными фактами, например, с жизнью животных или растений.

 

  Как следует из пояснений в анкетах, 43% респондентов признались, что время, отведенное на взаимодействие с информационными ресурсами, превышает допустимые пределы, оговоренные в методических рекомендациях. Говоря иначе, дети пятого года жизни находятся у компьютеров от получаса до часа. А вот 31,3% ответили, что позволяют использовать устройство не более четверти часа. 25% родителей просто не дает такие дорогие игрушки своему ребенку, считая контакт с ними преждевременным. Взрослые члены семьи считают себя достаточно уверенными пользователями, на что указывают ответы 75% из числа опрошенных. 18% респондентов назвали себя очень уверенными, остальные неуверенными.

 

  Несмотря на разные ответы, с помощью которых продемонстрировано свое отношение к техническим устройствам, практически все родители группы ответили, что готовы использовать цифровую образовательную среду в обучении своего ребенка. И только один человек не определился в выборе. То же большинство респондентов прокомментировало, что хотело бы иметь доступ к цифровой образовательной среде, для того чтобы искать информацию, имеющую отношение к учебно-воспитательному процессу. 75% участников анкетирования подчеркнули, что, используя компьютерные устройства, они готовы приступить к изучению интересных материалов, а также выполнению заданий совместно с ребенком. Остальные разделились на равные подгруппы: в одной родители оказались неготовыми, в другой пока не определились. 87% респондентов уточнили, что их интересуют темы, касающиеся интеллектуального развития детей. Для 13% актуален вопрос речевого развития дошкольников.

 

  Исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно сделать целый ряд выводов:

  • Во-первых, родители активно в повседневной жизни используют технические устройства (стационарный компьютер и мобильный телефон) для решения разнообразных бытовых и профессиональных задач. Они обладают определенными компьютерными умениями и навыками. Готовы использовать эти устройства для обогащения теоретического опыта и практических умений в вопросах воспитания, обучения и развития своего ребенка.
  • Во-вторых, родители обладают определенными компьютерными умениями и навыками.
  • В-третьих, родители готовы использовать технические устройства для обогащения теоретического опыта и практических умений в вопросах воспитания, обучения и развития своего ребенка.
  • В-четвертых, родители готовы к конструктивному и плодотворному взаимодействию с педагогом ДОУ на базе цифровой образовательной среды. Сотрудничество, реализуемое в связке «воспитатель-родитель» не должно представлять собой наставничество или серию советов, как родителям вести себя, что делать. Родители хотят чувствовать себя равноправными партнерами по развитию личности ребенка.
  • В-пятых, родители высоко ценят свободный доступ к разнообразным образовательным материалам по вопросам обучения и развития ребенка. Они готовы к изучению цифровых ресурсов.
  • В-шестых, родители готовы к изучению цифровых ресурсов.

 

  Таким образом, с позиции готовности родителей использовать цифровую среду в развитии ребенка, родителей условно можно распределить на несколько групп:

  • Первая группа (родители-активисты) – это родители с высокой степенью готовности использовать цифровую среду, с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Они обладают высокоразвитыми умениями быстро и продуктивно работать в Интернет-пространстве, активно используют цифровые гаджеты. Им свойственны любознательность, заинтересованность, они готовы осваивать новый материал, помогающий им выстраивать качественные взаимоотношения с ребенком, способствующий всестороннему развитию ребенка. Это высокомотивированные люди видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Вторая группа (родители-исполнители) – это родители со средней степенью готовности. Они готовы работать с ЦОС, но без особого желания. Принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Третья группа (родители-наблюдатели) – это родители с низкой степенью готовности. Они могут, но не хотят знакомиться с ЦОС и использовать ее. Равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

 

  Результаты анкетирования доказывают желание и готовность большинства родителей к использованию цифровой среды в развитии детей дошкольного возраста. Однако для активного включения родителей в цифровую среду, вовлечение их в процесс гармоничного развития ребенка, его социализации в условиях глобального процесса цифровизации, необходимо проектировать и создавать среду в соответствии с целым рядом определенных приемов:

  1. Информационно-аналитические приемы (анкетирование, опрос, тестирование, вопросы, рейтинги, голосование);
  2. Информационно-наглядные приемы (рисунки, картинки, схемы, фотоальбом, видеоархив, виртуальная выставка, виртуальная экскурсия, презентация, мультфильм, коллаж);
  3. Информационно-содержательные приемы (мини библиотека, каталог ссылок, полезные и актуальные ресурсы, аудиофайлы, словарь, нормативно-правовые документы);
  4. Организационно-управленческие приемы (планирование, напоминание, оповещение, указания, исправление, контроль, организация обратной связи, самоконтроля и самооценки, рефлексии);
  5. Деятельностные приемы (методические рекомендации и указания, проблемные ситуации, задания, проблемные вопросы, загадки, ребусы, виртуальные лаборатории);
  6. Коммуникационные приемы (простые и проблемные вопросы, дискуссии, индивидуальное и групповое консультирование);
  7. Игровые приемы (сказкотерапия, арттерапия, геймификация).

 

  На основе проведенного анкетирования можно сделать общий вывод о том, что большинство родителей убеждены в том, что без цифровых технологий образование практически невозможно. Следовательно, родители готовы заниматься вместе со своим ребенком с помощью различных обучающих программ. Указанный факт позволяет запланировать работу, направленную на обучение детей пятого года жизни в цифровой образовательной среде, предполагая, что она будет иметь эффективность в связи с вовлеченностью в описанный процесс родителей.

 

Литература:

  1. Антонова О.В. Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения профессиональной компетенции воспитателя // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сб. матер. участников конф. – СПб., 2019. – с. 33-34.
  2. Вайндорф-Сысоева М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. №3. – с. 25-36
  3. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. №1. – с. 55-59.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Анастасия Полумордвинова:

 

Уважаемый автор! Мне было любопытно прочесть о результатах Вашего эксперимента. Скажите, пожалуйста, есть ли в ЦОС какие-то конкретные программы или приложения для развития ребёнка дошкольного возраста, которые Вы бы рекомендовали родителям? Заранее благодарю за ответ.

 

21.03.2020 10:38

Коюпченко Полина Николаевна:

 

Опубликованное исследование очень актуально в условиях современности. На мой взгляд, развитие информационной грамотности,а также развитие личности с использованием медиа средств действительно должно начинаться уже в дошкольных учреждениях. Однако необходимо учитывать мнение родителей, а также их возможности. Кроме того, хотелось бы отметить, что предлагаемые критерии образовательного интернет-ресурса действительно значимы, и хотелось бы, чтобы такой ресурс активно использовался.

 

21.03.2020 19:21

Глазырина Татьяна:

 

В статье рассматривается интересная и важная в настоящее время тема использования цифровой образовательной среды в развитии ребенка дошкольного возраста.
После ознакомления с текстом возник вопрос:
Не навредит ли внедрение ЦОС в воспитательный процесс детей дошкольного возраста? Существуют ли апробированные исследования по данной теме, касающиеся указанной в статье возрастной группы?

 

21.03.2020 22:39

Анна Иванова:

 

Данная статья показалась мне интересной, однако мое мнение - информационных технологий в жизни ребенка пятилетнего возраста должно быть в меру, всё не должно сводиться только к ним. Так, мой племянник в 4 года почти не смотрит мультики, зато с увлечением играет в старое доброе лото и домино с фруктами. Это же тоже развивает ребенка, не правда ли?
"Родители-наблюдатели" не обязательно могут быть равнодушными. Это могут быть родители, которые не любят общаться с другими людьми - это просто особенность личности конкретных родителей, им не хочется проявлять активность.

 

21.03.2020 01:20

Кунина Ольга:

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо за комментарии.


Анастасия Полумордвинова, отвечу Вам на вопрос: на своем сайте, в разделе " Полезные и интересные ссылки для воспитателей, родителей и детей" я выкладываю ссылки, которыми родители на свое усмотрение могут использовать самостоятельно вместе с детьми.


Татьяна Глазырина, хочу сказать, что апробированные исследования по данной теме в моей группе еще не закончены. Я считаю, что внедрение ЦОС в образование детей не вредит, а наоборот помогает. Дети с большим удовольствием играют в развивающие игры и смотрят образовательные видео. На сайте, я обязательно заостряю внимание родителей, что материал необходимо давать дозировано, его я так и выкладываю.


Анна Иванова, отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что со своими детьми конечно не забываем о настольно-печатных, развивающих, дидактических играх. Дети с удовольствием ими играют. А в ЦОС я выкладываю материал для закрепления пройденного, материал по какой-то интересной для детей теме, если что-то не успеем на НОД, в группе или по каким-то техническим причинам не смогли использовать. Дети ведь большие любознайки и почемучки в этом возрасте.

 

22.03.2020 16:18

Рыбкина Кристина:

 

В статье затронута действительно актуальная тема использования цифровой образовательной среды в развитии ребенка дошкольного возраста. Однако, стоит принять во внимание и родителей, которые считают, что для 5-летнего возраста использование технологий  - немного рано. Для тех же детей, где такой интерес проснулся в детях довольно рано, то, мне кажется это скажется положительным образом на их кругозоре, возможно, что такие дети в дальнейшем заинтересуются компьютерными технологиями и это позволит им активно включиться в мир новых технологий.

 

25.03.2020 12:04

Ковалева Вера:

 

Процесс управления и организации образовательного процесса в дошкольном образовании является очень важной темой.
Хотелось бы подробнее ознакомиться с результатами исследования. Проводили ли вы анализ каких групп родителей зачастую больше, какой процент родителей-наблюдателей в группах?
Определенно, вовлечение родителей в обучение детей - это замечательная идея. Спасибо, было очень интересно ознакомиться с результатами исследования.

 

05.04.2020 19:44

Паничева Татьяна:

 

Цифровая образовательная среда (ЦОС), несомненно,новое явление в нашей жизни, технологии развиваются, образовательный процесс видоизменяется. Но стоит ли с самого детства приучать детей к ИТ, на мой взгляд да, для развития информационной культуры личности, однако как соблюсти меру?Как найти грань, когда ЦОС во благо, а не наоборот?

 

01.05.2020 14:48