En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Куликова С.С.

Лященко Д.А

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

florik98@list.ru

 

Использование интерактивных ресурсов в самостоятельной работе школьников

 

    В статье рассмотрена сущность и актуальность самостоятельной работы обучающихся в условиях цифровизации, её организация с помощью цифровых образовательных ресурсов. Определены новые возможности и условия организации самостоятельной работы школьников в контексте активного использования цифровых технологий.

 

Kulikova S.S.

Lyashchenko D.A

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Using of interactive resources in the independent work of schoolchildren

 

   The article considers the essence and relevance of students' autonomous work in the context of digitalization, its organization with the help of digital educational resources. New opportunities and conditions for organizing students' autonomous work with the active use of digital technologies have been identified. 

 

 

  За последние несколько лет процесс цифровизации охватил почти все сферы деятельности человека, включая сферу образования. Цифровые технологии сегодня становятся важнейшим инструментом развития российского цифрового образовательного пространства, выступают высокотехнологичным средством коммуникации и способствуют формированию передовых компетенций, востребованных на рынке труда в условиях развития цифрового общества.

 

  Цифровая трансформация становится неизбежным ответом на социокультурные изменения 21 века, задает тренды образования ближайшего будущего: непрерывность и диджитализация образования, индивидуализация и персонализация, междисциплинарность, геймификация и др.

 

  Очевидно, что современное образование должно быть ориентировано не только на базовые знания и полезные навыки, но и умения самостоятельно осваивать, овладевать и воспринимать новые знания, формы и виды трудовой деятельности, культурные и эстетические ценности [1]. В условиях самостоятельной деятельности у человека формируются новые качества, такие как мобильность, способность к адаптации и социализации в постоянно развивающихся условиях социума, готовность к самообучению и саморазвитию в течение жизни. Эти качества необходимы современному человеку, как специалисту 21 века, которому предстоит жить и работать в цифровом мире.

 

  В сфере образования самостоятельная деятельность способствует развитию самостоятельности мышления, самопознания и самореализации, организации собственной деятельности, продуктивного поиска и отбора информации, целенаправленного использования цифровых технологий для решения разнообразных образовательных задач, реализации исследовательской и творческой деятельности. Поэтому в рамках школьного обучения необходимо обратить особое внимание на реализацию самостоятельной работы обучающихся.

 

  Целью данной статьи является описание особенностей организации самостоятельной работы школьников в контексте современного образования (цифрового, смешанного, дистанционного).

 

  Остановимся на понимании сущности исследуемого понятия - «самостоятельная работа». Ученый-педагог Р.М. Микeльсон в своих работах отмечает, что это «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя» [2, с.7]. Пидкасистый П.И. определяет самостоятельную работу, как «средство организации и управления познавательной деятельностью» [3, с. 21], российский психолог И.И. Ильясов рассматривает как форму обучения. Опираясь на разные определения авторов, можно сделать вывод, что самостоятельная работа - это форма организации учебной деятельности учащегося, выполняющего различного вида задания, направленная на развитие умений, знаний навыков, а также его личные качества, осуществляемая без непосредственного участия преподавателя, но управляемая и контролируемая им самим в определённый период времени.

 

  Самостоятельная работа играет важную роль в учебной деятельности школьников. Она способствует развитию образовательных компетенций, гибкости и критичность мышления, высокой познавательной активности, формированию таких личностных качеств, как ответственность, организованность, целенаправленность, креативность, аккуратность, внимательность, настойчивость [4]. Выступает неотъемлемой частью процесса обучения, так как будущий специалист должен обладать способностью к быстрому преобразованию и проектированию своих действий, самообучению в динамичных условиях нестабильной реальности.

 

  Для учителя организация самостоятельной работы и ее управление – это сложная и ответственная работа. Фокус внимания концентрируется на задаче формирования активности и самостоятельности школьников. Для этого осуществляется поиск продуктивных методик и образовательных технологий, приемов управления самостоятельной деятельностью обучающихся. Учитель проектирует вариативные формы организации и реализации самостоятельной работы, учитывая индивидуальные особенности учеников, уровень их учебных способностей. Благодаря данным действиям со стороны учителя, учебная деятельность совершенствуется в плане рациональности, целенаправленности и осознанности.

 

  Сегодня самостоятельная работа может быть организована с помощью цифровых (электронных) образовательных ресурсов (ЦОР). Благодаря использованию ЦОР, происходит индивидуализация процесса обучения, активизация познавательной деятельности учеников, возможность осуществления самостоятельной работы, как на учебных занятиях, так и во внеучебное время. Существует большое разнообразие ЦОР, прежде всего, различаются они в зависимости от цели использования и объема учебного содержания, например: электронный учебно-методический комплекс, электронный учебник, электронная обучающая система, электронный справочник, компьютерные тренажеры, практикумы, электронный задачник и т.п. [5].

 

  ЦОР включают интерактивные образовательные ресурсы, это могут быть интерактивные тренажеры, интерактивные упражнения, интерактивные презентации, интерактивные модели, интерактивные рабочие листы и пр. Компьютерные технологии предоставляют пять педагогических инструментов, которые используются для создания таких ресурсов и применяются педагогами для повышения эффективности образовательной деятельности. К ним относятся: мультимедиа, интерактив, моделинг, производительность, коммуникативность [6]. Новое поколение образовательных ресурсов, используя одновременно все названные педагогические инструменты, усиливают свою многозадачность, полифункциональность и информационную насыщенность, повышая тем самым степень индивидуализации и персонализации обучения.

 

  Для педагога использование интерактивных ресурсов позволяет по-новому сформировать и организовать процесс обучения. Помимо экономии времени на учебном занятии, это возможность представить материал в современной наглядной форме, используя одновременно текст, видео-, аудио-, мультимедиа материалы, оказывая комплексное влияние на разные каналы восприятия помочь ученику выстроить персональный маршрут в изучении содержания материала. Для ученика ‑ это большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской работы. Благодаря интерактивным ресурсам значительно повышается уровень усвоения материала, формируются мотивация к обучению, навыки самоконтроля, самоорганизации, развиваются умения самостоятельного обучения, работы с информацией, познавательные и информационные компетенции.

 

  Существует много инструментов, которые позволяют создавать интерактивные ресурсы. Например, с помощью платформы LearningApps (https://learningapps.org/), можно создать около 20 видов интерактивностей. Classflow (https://classflow.com/) — многофункциональный сервис, конструктор интерактивных уроков, обладает функцией создания дидактических игр, опросов и тестов. Многофункциональный инструмент Wordwall (https://wordwall.net/), помимо создания интерактивных материалов позволяет еще сделать и их печатную версию. Gynzy (https://teacher.gynzy.com/#/en-us/docent/index/library?lang=en) и Classroomscreen (https://www.classroomscreen.com/) – онлайн инструменты интерактивной доски. Также есть готовые программно-методические пособия, которые применяются с помощью интерактивной доски ‑ это интерактивные плакаты Новый Диск (http://school.nd.ru/ ) и Экзамен-медиа (http://examen-media.ru/).

 

  Особое внимание следует обратить на такую группу ресурсов как интерактивные рабочие листы (ИРЛ). Сегодня это оно из самых популярных средств организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью цифровых инструментов. Целью создания таких ресурсов является поддержка и помощь обучающимся в освоении нового способа действия и выполнении самостоятельных действий.

 

  Особенностью данной группы ресурсов является то, что они включают в себя разнообразные активности, связанные с формулированием проблемы, поиском информации, преобразованием данных, оцениванием результатов и пр.

 

  Изучение и преобразование материала рабочего листа становится главной задачей обучающегося. Ученик может не только самостоятельно изучать содержание, но и проверять правильность своих действий, обращаться при необходимости за помощью, консультацией к учителю и одноклассникам. Использование интерактивных рабочих листов дает возможность учащимся самостоятельно развивать навыки и умения взаимодействия с разными источниками информации, исследовать, осваивать и закреплять новый материал, выполнять работу в своём темпе, осуществлять самоконтроль и оперативно получать обратную связь.

 

  Одним из популярных сервисов для создания интерактивных листов является Liveworksheets (https://www.liveworksheets.com/). Этот сервис позволяет превращать печатный материал в полноценный интерактивный рабочий лист. Еще один сервис, который появился недавно это Teacher Made (https://teachermade.com/). Он позволяет легко и быстро переводить документы Word, PDF-файлы в онлайн-активности. Преимущество данного сервиса заключается в том, что ученикам не нужно создавать учетные записи, они могут выполнять задания без всяких регистраций. Дополнительно можно назвать еще целый ряд сервисов: Wizer.me, Formative, CORE, Blendspace, Pearltrees, SUTORI, h5p.org и др.

 

  Благодаря многообразию сервисов сети Интернет, в руках педагога оказываются многочисленные цифровые инструменты, позволяющие создавать новые, интересные, увлекательные образовательные продукты – интерактивные ресурсы, которые становятся эффективным средством обучения, позволяющим успешно сочетать различные формы обучения – аудиторную, дистанционную, смешанную, активно вовлекая обучающегося в процесс самостоятельного учения.

 

  Очевидно, что новые возможности для эффективного и самостоятельного освоения новых знаний, умений, формирования образовательных компетенций определяют необходимость пересмотра условий организации самостоятельной работы школьников. Важно учитывать особенности цифровой среды, в контексте которой происходит сегодня разворачивание учебной деятельности школьников. Важно понимать, что цифровая образовательная среда изменяет процесс организации и результат самостоятельной работы, запускает механизм формирования новых личностных качеств и позиций обучающегося.

 

  Сформулируем психолого-педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы школьников на базе интерактивных ресурсов.

 

  Прежде всего, это осознание и осмысление школьником целей и способов деятельности; принятие целей и задач, предложенных учителем или формулирование своих, личностно значимых, отражающих образовательные потребности и интересы субъекта.

 

  Во-вторых, понимание структурных компонентов и элементов самостоятельной работы, форм, методов и технологий ее осуществления; осознание формирования необходимых компетенций для успешной ее реализации (в контексте самоорганизации, самодисциплины, самообучения), включая цифровые компетенции и развитие компьютерной грамотности.

 

  В-третьих, использование разноформатного гипертекстового содержания (использование новых форм и форматов подачи материала), включая вариативные задания, соответствующие потребностям и запросам обучающегося, предоставляющие свободный выбор в решении определённых, личностно значимых задач. Установление междисциплинарных связей и расширение самостоятельной учебно-познавательной активности за счет возможности использовать ресурсы глобальной сети Интернет.

 

  В-четвертых, педагогическое сопровождение, оценка и контроль процесса и результата самостоятельной работы, как со стороны учителя, так и самого обучающегося (самоуправление). Возможность взаимодействия с учителем, другими обучающимся с целью консультирования, оказания помощи и психологической поддержки в достижении поставленных целей и задач.

 

  Предложенные условия направлены на принятие технологии цифрового обучения, на развитие мотивации к учению и активному использованию цифровых технологий в учебной деятельности, на развитие познавательной инициативности и творческого потенциала школьника. В контексте сформулированных условий учитываются индивидуальные особенности и способности обучаемого, уровень сформированности интеллектуальных умений, личных качеств и стремлений ученика к самообучению. Педагог отбирает материал и формирует контент, соответствующий уровню обучения школьника, уроню его притязаний, расширяет спектр задач для более мотивированных учеников. Это условия, которые позволяют ученику самостоятельно осваивать теоретические и практические знания, умения и компетенции с помощью активного взаимодействия с цифровыми инструментами. Соответственно при самостоятельном использовании цифровых ресурсов ученик должен владеть базовыми навыками (пользовательскими) работы с ПК и браузером. Педагогу важно научиться оказывать помощь в преодолении возникающих у школьников трудностей, связанных с техническими и психологическими, методическими аспектами.

 

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что современный педагог должен создавать и учитывать новые условия организации самостоятельной работы, как на учебных занятиях, так и во внеучебное время, которые способствуют эффективному самообучению школьников, развитию их способностей и стремления к дальнейшему самостоятельному осмыслению и восприятию новых знаний. Использование интерактивных ресурсов, как инструмента в этих условиях, позволит педагогу заинтересовать учеников и мотивировать их на самостоятельную работу, а ученикам эффективно осваивать материал, развивать творческие и познавательные навыки, а также цифровые компетенции, владение которыми сегодня является главной составляющей успешной самореализации в цифровом мире.

 

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644), URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ .
  2. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. ‑ Москва., 1940. C. 96.
  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. ‑ Москва : Просвещение, 1980. C. 240.
  4. Поздняк С. Н., Мезенцева Л. П. Организация самостоятельной работы учащихся в контексте требований личностно-развивающего обучения / С. Н. Поздняк, Л. П. Мезенцева. ‑ Екатеринбург, 2011. Педагогическое образование в России, C. 194-202.
  5. Зияудинова С.М., Зияудинов М.Д., Раджабалиев Г.П. Дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы / С.М. Зияудинова, М.Д. Зияудинов, Г.П. Раджабалиев, Мир науки, культуры, образования, №3. ‑ Горно-Алтайск, 2016., C. 45-47.
  6. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б, Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева, Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 121-130.

Оставить комментарий: