En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Козина Н.Д.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

nathalieshishkina@gmail.com

 

Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов бакалавриата профиля «Технологическое образование» в цифровой среде поддержки проектной деятельности

 

В статье рассмотрен вопрос взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в цифровой среде поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата технологического образования. Приведены примеры оценивания разных видов активности студентов и способы организации проектного взаимодействия в цифровой среде дисциплины через учебные задания, а также примеры организации внеучебной деятельности.

 

Kozina N.D.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Integration of educational and extracurricular activities of bachelors’ of the profile "Technological education" in a digital environment for supporting project activities

 

The article considers the issue of the interconnection between educational and extracurricular activities in a digital environment for supporting the project activities of technology education bachelors’. Examples of assessing different types of student activity and methods of organizing project interaction in the digital environment of the discipline through educational tasks, as well as examples of organizing extracurricular activities are given.

 

 

Современный рынок труда и запросы цифровой экономики определяют новые требования к подготовке профессионала в области технологического образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ (ФГОС 3++) – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование включает перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по данному направлению подготовки. Обязательным требованием современного рынка труда является новый набор базовых знаний и умений, необходимых для использования возможностей современной цивилизации (цифровые, правовые, финансовые) [1].

 

ФЗ №273 “Об образовании в Российской Федерации” [3] и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [4] содержат дополнения, которые описывают условия реализации цифрового образования, а также предъявляют новые требования к результатам образовательной деятельности студентов. Согласно данным требованиям, выпускники вузов должны обладать компетенциями, которые позволят им осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифрой среды.

 

Одной из тенденций развития технологического образования является процесс интеграции, который представляет собой суммирование отдельных элементов. Под отдельными элементами мы понимаем учебную и внеучебную деятельность студентов, в совокупности образующими систему с формированием качественно новых свойств этой системы [2].

 

Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов в процессе реализации проектов с помощью цифровой среды поддержки (далее – ЦС) является одним из педагогических условий организации проектной деятельности студентов бакалавриата профиля «Технологическое образование».

 

Продолжение образовательного процесса вне аудитории позволяет обучающимся не только провести работу по дополнительному усвоению материала, но и создают условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали свою учебную деятельность (ставили её цели, осуществляли планирование, подбирали способы деятельности и подводили итоги) [5]. ЦС поддержки проектной деятельности студентов является важным звеном модели организации проектной деятельности студентов бакалавриата технологического образования, т.к. является пространством проектного взаимодействия обучающихся вне аудиторной среды.

 

ЦС поддержки проектной деятельности базируется на интернет-платформе «ВКонтакте». Современные студенты активно используют данную социальную сеть в обычной жизни, знакомы с её интерфейсом и функционалом. В цифровой среде студенты могут не только включаться в новые инициативы, но и с помощью соответствующих цифровых инструментов кооперироваться, обмениваться опытом, ставить взаимоцели, размещать продукты – результаты работы для совместной взаимооценки. Студенты могут включаться в разные социальные и профессиональные инициативы, информация о которых публикуется в ЦС поддержки. Это, в свою очередь, выход на внешних партнеров, предоставляющих, с одной стороны, возможности включения студентов в хакатоны, кружки, образовательные курсы по разным направлениям (возможность использования передовой техники и технологий), с другой стороны, – являющимися потенциальными работодателями и социальными партнерами студенческих стартапов в корпоративной и внешней среде.

 

ЦС поддержки проектной деятельности студентов внедрена в образовательный процесс вуза при изучении дисциплины «Дизайн-проектная деятельность» (Б. 1.9.4 Модуль "Дизайнерский"). В содержании дисциплины «Дизайн-проектная деятельность» учебные задачи поставлены таким образом, чтобы их решение требовало от обучающихся самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, дополняющей деятельность в рамках учебных занятий. Например, лабораторное занятие "Создание цифрового коллажа" по теме 1 предполагает размещение и обсуждение промежуточных результатов и получение обратной связи от одногруппников через инструменты «Комментарии», «Мне нравится», «Опросы» в ЦС дисциплины (рис. 1). С целью оценки деятельности студентов в ЦС используется балльно-рейтинговая система (БРС). БРС базируется на индивидуальном показателе каждого студента – рейтинге, который формируется в процессе его учебной деятельности [2]. Это система накопления баллов, отражающая уровень знаний и прогресс обучающегося за аттестуемый период. Каждому виду деятельности соответствует определенное количество баллов (в зависимости от уровня сложности заданий), что позволяет накопить обучающемуся условные единицы, а преподавателю комплексно оценить познавательную активность и прилежность студента.

 

По мнению Т.В. Глуховой, рейтинг – «кумулятивный показатель поэтапной объективной оценки знаний студентов, который рассчитывается как сумма баллов, набранная студентом в течение определенного промежутка времени, и является показателем, заставляющим обучающегося его повысить» [8].

 

Балльно-рейтинговая оценка образовательных результатов включает [2]:

  • начисление баллов по итогам проведения модулей, курсов, мероприятий, событий, практик и т.п.;
  • формирование рейтинга обучающегося в вузе по итогам полугодий.
  • Рейтинговый показатель за курс включает три составляющие, относящиеся к различным видам учебной деятельности:
  • выполнение работ лабораторных занятий в течение семестра;
  • публикационная, оценочная, коммуникационная и другие виды активности в ЦС дисциплины;
  • участие в инициативных проектах (творческих, исследовательских, социальных и др.);
  • выполнение итогового теста.

 

На наш взгляд, применение балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Дизайн-проектная деятельность» целесообразно, т.к. данная система учитывает особенности освоения дисциплины, к которым относятся:

  • видеолекции с обязательной визуализацией (демонстрацией творческих работ студентов);
  • творческий характер лабораторных работ;
  • введение самостоятельных работ исследовательского характера;
  • наличие ЦС дисциплины, являющейся, своего рода «цифровой копилкой» творческих результатов и проектов студентов;
  • разнообразные формы контроля (мини-тестирование в конце каждой темы курса; зачётное практическое итоговое задание; итоговое тестирование).

 

Итоговый контроль по дисциплине (дифференцированный зачет) включает в себя тест и зачетное практическое задание, на подготовку к которому требуется систематическая работа в течение семестра.

Рисунок 1 – Организация проектного взаимодействия студентов в ЦС дисциплины через учебные задания

 

Работа в ЦС дисциплины является обязательной частью программы курса. Важным аспектом работы современного учителя является умение выстраивать коммуникационные образовательные связи в социальных сетях, т.к. в школах планируется внедрение платформ (на базе социальных сетей) для обмена образовательными интересами между учениками и учителями. Текущий рейтинг студентов фиксируется в электронном виде в ЦС дисциплины для того, чтобы каждый мог отследить свою текущую успеваемость.

 

Помимо оценки учебных заданий, также учитывается внеучебная деятельность студентов, социальная и общественная работа, участие в конкурсах, выставках и чемпионатах. В случае, если студент активно участвует во внеучебных проектах университета, возможен перезачёт лабораторных заданий по усмотрению преподавателя. Результаты внеучебной деятельности (мастер-классы, отчёты о проведении различных педагогических мероприятий, отчёты об участии в конкурсах, семинарах, практикумах) публикуются в ЦС поддержки проектной деятельности студентов с целью информирования и включения во внеучебную работу других обучающихся.

 

Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов способствует мотивации студентов путём более высокой дифференциации оценки учебной работы [6]. Отдельно оцениваются разные виды активности студентов в ЦС поддержки проектной деятельности (в соответствии с заданиями для самостоятельной работы и в рамках лабораторных работ по дисциплине «Дизайн-проектная деятельность»). Критерием оценки деятельности в ЦС является «цифровая активность» студента, которая включает:

  • публикационную активность (публикацию промежуточных и итоговых результатов работы над проектом, а также результатов практикума командной работы);
  • оценочную активность (оценку промежуточных и итоговых результатов одногруппников в форме отметки «Мне нравится», прохождение опросов);
  • коммуникационную активность (обсуждение идей, выражение собственного мнения, аргументирование позиции, оппонирование).
  • Именно комплексная оценка учебной и внеучебной деятельности позволяет сформировать адекватное представление о познавательной активности каждого студента, а накопленные цифровые следы в ЦС дисциплины являются наглядным отражением индивидуальных достижений и прогресса каждого обучающегося.

 

Таким образом, организация интеграции учебной и внеучебной деятельности требует целенаправленной работы педагога по подбору методов организации образовательной деятельности, поиску образовательных технологий, созданию условий для организации самостоятельной деятельности студентов во внеаудиторное время [7].

 

Использование инструментов и ресурсов ЦС поддержки проектной деятельности студентов позволяет осуществлять эффективное проектное взаимодействие, кооперацию, коллаборацию, взаимооценивание, а также самообразование во внеаудиторное время, - то есть интегрировать учебную и внеучебную деятельность при помощи цифровой среды.

 

Материалы подготовлены при финансовой поддержке Государственного задания (проект № 075-03-2020-123/6 от 16.11.2020).

 

Литература:

1. Двенадцать решений для нового образования. Тезисы доклада Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. – М., 2018. – 9 с. – https://www.hse.ru/data/2018/04/04/1164616733/Тезисы%20доклада%2012%20решений%20для%20нового%20 образования.pdf

2. Болгар Н.Н., Соловьев Т.В. Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов колледжа как условие формирования общих компетенций студентов колледжа // Kant. 2020. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-uchebnoy-i-vneuchebnoy-deyatelnosti-studentov-kolledzha-kak-uslovie-formirovaniya-obschih-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 07.03.2021).

3. ФЗ №273 “Об образовании в Российской Федерации”: нормат. документ от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ (дата обращения: 07.03.2021).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: нормат. документ от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 07.03.2021).

5. Колесников А. Статистический анализ факторов удовлетворенности учащихся образовательными программами / Лебедева, И. // Педагогические измерения. – 2013. - № 3. – С. 45-59.

6. Ляшко Е.Н. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов – будущих педагогов : дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 196 с.

7. Шрагина Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления [Электронный ресурс]. – URL: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm

8. Глухова Т.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития // Мир науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ballnoreytingovaya-sistema-kontrolya-i-otsenki-znaniy-studentov-problemy-vnedreniya-i-perspektivyrazvitiya

Оставить комментарий: