Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Ившина Ю.А.

Павлова Т.Б.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

Исследование возможностей цифровой предметно-практической среды для поддержки вовлеченности в учебный процесс учащихся, временно обучающихся удаленно

 

В статье проанализированы возможности цифровой предметно-практической среды для повышения степени вовлеченности в учебный процесс учащихся школы, временно обучающихся удаленно. Приведены результаты анализа экспериментальных данных, полученных с использованием цифровой предметно-практической среды «Информатика вокруг нас», спроектированной для учащихся 8 класса.

 

Ivshina Y.A.

Pavlova T.B.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Study of the possibilities of the digital subject-practical environment to ensure coverage in the educational process, temporarily absent in the measurement

 

The article deals with the problems of involvement in the educational process of school students temporarily studying remotely. The possibilities of the digital subject-practical environment for student’s involvement in the educational process are being explored. The results of the analysis of experimental data obtained using the digital subject-practical environment "Informatics around us", designed for students of the 8th grade, are presented.

 

В учебном процессе школы приходится решать проблемы, связанные с отсутствием учащихся в течение некоторого времени на уроках в классе. Школьники, пропустившие занятия, нередко испытывают затруднения, связанные с самостоятельным освоением учебного содержания, ощущают недостаток помощи и поддержки учителя. Если учащийся вынужденно не посещает школу в течение длительного времени, оставаясь дома он лишается важных образовательных возможностей взаимодействия с остальными учащимися, даже несмотря на то, что большинство детей использует современные средства коммуникации.

 

Сегодня практически все пути решения этой проблемы связываются с возможностями ИКТ. Но возможность обратиться наряду с учебником к электронным образовательным ресурсам по теме занятия оставляет недостаточно реализованной социальная функция обучения. Учащийся может ощущать свою изолированность от учебного процесса и жизни класса. Что делать в этом случае?

 

Необходим определенный комплекс условий, которые позволят повысить степень участия обучающихся удаленно детей в общем учебном процессе. Преодолеть физическое отсутствие учащегося в классе позволяет предметно-практическая цифровая образовательная среда (далее ЦОС), в которой есть не только необходимая учебная информация, но и организовано решение учебных задач в совместной деятельности, предусмотрены возможности взаимопомощи и поддержки. При проектировании и разработке предметно-практической цифровой образовательной среды учитывается, что она формируется и наполняется постепенно, требует от учителя определенных дополнительных трудозатрат, но при этом позволяет решать проблему, которая актуальна всегда. Создавая в цифровом пространстве образовательные условия, способствующие повышению вовлеченности временно отсутствующих учащихся, важно понимать, что они важны и для учеников, которые регулярно посещают школу.

 

Термин вовлеченность (involvement или engagement) широко используется в зарубежных публикациях по тематике образования. Он характеризует усилия, которые субъект вкладывает в учебную деятельность в соответствии с организованным учебным процессом; активность, интерес, проявляемые к учебе. При этом выделяют эмоциональную, поведенческую и когнитивную вовлеченность [3,4,6,8]. Исследователи подчеркивают непосредственное влияние современных образовательных практик на вовлеченность учащихся в учебный процесс [1,2,3,4,6,7,8].

 

 С позиций такого подхода цифровая предметно-практическая среда должна создавать условия для поддержки разных сторон вовлеченности посредством использования цифровых образовательных ресурсов, совместного выполнения учебных заданий, удаленной коммуникации с одноклассниками и учителем. Например, для эмоциональной вовлеченности для учащегося имеет значение возможность «чувствовать» атмосферу в классе, знать, что происходило на конкретном уроке, а также понимать, что он может внести какой-то вклад, проявить интерес, получить своевременную помощь [6]. Эмоциональная вовлеченность связывается исследователями с проявлением заинтересованности, позитивных эмоций в учебной деятельности [5]. Поведенческая вовлеченность предполагает следование общим правилам учебного процесса, что позволяет избегать проблем с самоорганизацией и ощущать причастность к общему процессу. При этом отсутствующим учащимся специально должны быть предложены понятные правила действий в цифровой среде, которые позволят им учиться в гибком режиме. Когнитивную вовлеченность связывают с активностью, концентрацией на обучении, самостоятельностью, гибкостью в решении задач, со вкладом, который вносит субъект в решение сложных задач [3].

 

Для осуществления образовательного взаимодействия была спроектирована и реализована цифровая предметно-практическая среда «Информатика вокруг нас», в которой объединена работа учащихся, находящихся в классе, а также учащихся, занимающихся удалённо (Рисунок 1). В рамках исследования был проведен эксперимент с учащимися 8-ых классов, которые обладают достаточной самостоятельностью для обучения в предлагаемых условиях.

 

В целях повышения степени вовлеченности в учебный процесс решался ряд задач:

  • проектирование комплекса цифровых образовательных ресурсов, которые не только снизят вероятность возникновения проблем в решении учебных задач, но и позволят организовать и сконцентрировать усилия всех учащихся на самостоятельной работе;
  • проектирование условий для сетевой образовательной коммуникации в процессе решения учебных задач, нацеленной на своевременное получение помощи и поддержки от учителя и одноклассников, совместную деятельность, укрепление уверенности в своих силах и формирование позитивного настроя в процессе самостоятельной работы;
  • проектирование педагогических и технологических условий для гибкого опосредованного (удаленного) управления самостоятельными учебными действиями, способствующего их активизации и индивидуализации, побуждающего к самообразованию и саморазвитию учащихся при освоении предмета.

 

Схема цифровой предметно-практической среды «Информатика вокруг нас представлена на Рис. 1.

Рисунок 1 – Схема ЦОС "Информатика вокруг нас"

 

Ключевыми особенностями спроектированной среды являются:

- интерактивные задания, онлайн-тесты (LearningApps, Online Test Pad, Google Forms) – способствующие индивидуальной активности в решении задач;

- задания, предполагающие совместную деятельность присутствующих в классе и отсутствующих учащихся: проекты (Trello.com, Padlet), веб-квест, (Google Site, Google Doc), пополнение информационно-ресурсной базы);

- возможности учебной коммуникации, погружающие отсутствующих в классе учащихся в общий процесс решения учебных задач: групповые обсуждения/дебаты, консультационный блок, форум взаимопомощи, совместная рефлексия (Slack.com);

- ресурсы для самоорганизации и самоуправления учебными действиями (онлайн органайзер, рейтинговая система, ориентирующие материалы, поддерживающие самостоятельный выбор вариативных учебных материалов, практических заданий по уровням сложности и цифровым инструментам их выполнения).

- дополнительные задания, предусматривающие углубленное освоение предмета, позволяют повысить мотивацию всех учащихся и открыть им возможности для саморазвития и самореализации посредством цифровой среды.

 

В качестве показателей эмоциональной вовлеченности в учебный процесс временно отсутствующих учащихся в исследовании приняты: количество эмоционально окрашенных сообщений, количество заданных вопросов, количество сделанных предложений, количество реакций на оценивание учебных действий и результатов как учителем, так и другими учащимися, количество рефлексивных отзывов.

 

Поведенческая вовлеченность оценивалась по следующим показателям: качество выполнения заданий, выбор вариативных заданий, своевременность выполнения, готовность представить свою работу другим учащимся (самопрезентация), выбор дополнительных заданий, количество обращений за помощью, участие в помощи другим.

 

Когнитивную вовлеченность в исследовании позволили охарактеризовать данные о выборе вариантов заданий, выборе инструментов для выполнения заданий, самостоятельность решения задач, количество продуктивно использованных подсказок других учеников и учителя и пр.

 

Выборка для проведения пилотной апробации цифровой предметно-практической среды не велика, поскольку включает только учащихся, отсутствующих на уроках в разные периоды времени (всего 9 учеников). Исследование вовлеченности в учебный процесс временно отсутствующих обучающихся осуществлялось с использованием цифровых ресурсов и заданий, которые совпадали с периодом отсутствия учащегося.

 

Одно из заданий, которое было направлено на вовлечение отсутствующих учащихся – это веб-квест по теме «Текстовый редактор». Учащимся необходимо было разделиться на группы, включая отсутствующих, и распределить роли в группе. Эмоциональная вовлеченность проявлялась в выборе роли в группе, в коммуникации с остальными с целью успешного выполнения задания; о поведенческой вовлеченности свидетельствовала своевременность выполнения заданий, поскольку от работы каждого зависела общая оценка группы, а также участие в помощи другим и во взаимооценивании. Когнитивную вовлеченность можно было наблюдать, отмечая самостоятельность учеников в выполнении шагов квеста, выборе цифровых инструментов и результативность использования помощи других учеников и учителя. На рис. 2. Представлены данные, характеризующие вовлеченность в процесс выполнения задания учеников, обучающихся удаленно. Диаграмма построена с использованием приведенных значений данных (по 5-балльной шкале) по разным видам активности учащихся.

Рисунок 2 – Оценивание степени вовлеченности отсутствующих учащихся (веб-квест)

 

На Рис. 3. Показано, что обучавшиеся удаленно школьники, взаимодействовавшие в ЦОС и выполнявшие в ней разные задания, не были изолированы от учебного процесса класса, но демонстрировали разное соотношение эмоциональной, поведенческой и когнитивной вовлеченности. Диаграмма также построена с использованием приведенных значений по описанным выше показателям вовлеченности.

Рисунок 3 – Проявление эмоциональной, поведенческой и когнитивной вовлеченности по данным разных заданий

 

Можно сделать вывод, что в наибольшей степени проявилось влияние спроектированной среды на поведенческую вовлеченность учащихся. Опосредованное наблюдение за самостоятельной работой в цифровой предметно-практической среде показало, что учащиеся, которые испытывают больше проблем при освоении учебных материалов, проявляют большую поведенческую вовлеченность в рамках ЦОС, т.е. понимают и используют открывающиеся перед ними возможности. Из диаграммы видна значительная неравномерность как эмоциональной, так и когнитивной вовлеченности учащихся. Это важная информация для дальнейшего исследования возможностей среды для индивидуализированной поддержки обучающихся. Полученные результаты также свидетельствует о необходимости дальнейшего усовершенствования ресурсов среды, которые позволят усилить и разнообразить ее возможности по поддержке разных аспектов вовлеченности в учебный процесс.

 

В результате пилотной апробации ЦОС была выявлена заинтересованность всех учащихся возможностями работой в ней. Но наибольший эффект среды проявился для учащихся, временно отсутствовавших в классе. Взаимодействие в сетевом пространстве позволило им не отставать от освоения учебной программы и быть вовлеченными в образовательный процесс; не только получать доступ к учебным материалам, использующимся на уроке, но и ощущать сопричастность учебным событиям в школе благодаря совместным формам деятельности и организованной сетевой коммуникации. Ученики, посещающие школу, увидели возможности, которые они могут использовать в случае вынужденных пропусков и для поддержки отсутствующих одноклассников.

 

В перспективе планируется наращивать и модифицировать ресурсный потенциал цифровой предметно-практической среды; апробировать персонализированные приемы повышения вовлеченности учащихся в учебный процесс на основе мониторинга разных аспектов вовлеченности.

 

Литература:

  1. Артенян Д.Г. Коэффициент активной вовлеченности учащегося в учебный процесс // Педагогический журнал / 2019. Т.9 №4(1). С. 118-126.
  2. Поздеева С.И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? // Педагогическое образование / 2021.
  3. Connell, J. P., & Wellborn, J. G. Competence, autonomy, and relatedness: A motivational analysis of self-system processes // Self Processes and Development. 1991. 43–77.
  4. Furrer C. and Skinner E. Sense of Relatedness as a Factor in Children’s Academic Engagement and Performance // Journal of Educational Psychology / 2003, Vol. 95, No. 1, 148–162
  5. Hipkins, R. (2012). The engaging nature of teaching for competency development. In S. L. Christenson, A. L. Reschly, & C. Wylie (Eds.), Handbook of research on student engagement (pp. 441–456). New York: Springer
  6. Skinner E., Furrer C., Marchand G., Kindermann T. Engagement and Disaffection in the Classroom: Part of a Larger Motivational Dynamic? // Journal of Educational Psychology. 2008. 100(4), 765-781
  7. Wang M., Fredricks J. The Reciprocal Links between School Engagement, Youth Problem Behaviors, and School Dropout during Adolescence // Child Dev. 2014. 85(2): 722–737.
  8. Wentzel K. Part III Commentary: Socio-Cultural Contexts, Social Competence, and Engagement at School // Handbook of Research on Student Engagement. 2012. 479-488.

Оставить комментарий: