gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Ильина О. И.,

Бражник Е.И.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

ol.ig.ilina@gmail.com

ev.brajnik@gmail.com

 

Подготовка современного учителя в цифровую эпоху на примере магистерского образования в университетах России и Франции

 

  В статье представлена проблема цифровизации образования на современном этапе в России и во Франции. Обращено внимание на обусловленность этого процесса национальной государственной политикой в условиях процесса глобализации. Представлены общие направления развития цифрового школьного образования в двух странах, общие сомнения по быстрому его внедрению. Охарактеризованы особенности подготовки учителей в магистерском образовании для работы в цифровой образовательной среде.

 

 

Ilina O.I.,

Brajnik E.I.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

 

Training of a modern teacher in the digital age on the example of master's programs at universities in Russia and France 

 

  The article presents the problem of digitalization of education at the present stage in Russia and in France. The special attention is paid to the conditionality of this process by national state policy in the context of the globalization. General directions of digital school education development in the two countries are presented, general doubts about its rapid implementation. The article describes the features of training teachers in master's degrees in a digital educational environment. 

  

  В условиях актуальной социокультурной ситуации возникает развитие новых тенденций высшего образования, которые отвечают на вызовы общества в эру радикальных изменений, цифровизации и прогресса инновационных технологий. По данным Международного союза электросвязи к концу 2019 года в мире насчитывалось более 4 миллиардов пользователей интернета, т. е. более половины мирового населения. Как следствие, реальностью современного информационного общества становится интенсивное приобщение молодого и старшего поколения, специалистов в различных областях, учителей школ и преподавателей вузов к информационной культуре. Создание цифровой образовательной среды в разных странах мира стало одной из особенностей современного развития образования в условиях глобализации.

 

  Россия и Франция – страны с богатой национальной культурой и традициями, развиваются в условиях процесса глобализации, однако пытаются отстаивать свой суверенитет в сфере образования в цифровую эпоху перед лицом гигантов, таких как США и КНР. Современный период предполагает осмысление «цифровой судьбы» России и Франции и выбора стратегии дальнейшего развития. Одной из важнейших задач фундаментального развития образования в этих странах является современное развитие цифровой культуры, усиление интеграции культуры и цифровых инструментов в обучении школьников и студентов. Цифровая грамотность и формирование цифровой культуры должны стать структурирующей осью процесса обучения.

 

  Цель данной работы – раскрыть особенности цифровизации школьного образования и подготовки педагогических кадров к цифровому образованию на примере двух стран – России и Франции, выявить общие проблемы и способы их решения в условиях информационного общества. Для объективности обнаруженных общих явлений, была предпринята попытка сравнительного анализа содержания научно-педагогического, публицистического, политического, социологического круга современных источников по данной проблеме в двух странах. В качестве методов исследования также использован источниковедческий метод; сравнительное описание; лингвистический анализ для корректной интерпретации терминов. В качестве ведущего методологического ориентира принято положение об образовании как целостном и целенаправленном процессе становления и всестороннего развития личности человека.

 

  Анализ образовательной политики и школьной практики двух стран позволил выявить базовые направления информатизации школьного образования и подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации образования в России и во Франции. В России развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании реализуется в рамках Закона об образовании, концепции развития единой информационной образовательной среды (2012 г.), стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., национальных проектов «Цифровая школа» (2018 г.), «Цифровая образовательная среда» (2019 г.) и т.д. Во Франции на активное применение цифровых технологий в школе учителями и на развитие цифровой образовательной среды нацелены основные нормативные документы, такие как закон о реорганизации школы Французской республики (2013 г.), план развития использования цифровых технологий в школе (2015 г.). К цифровым технологиям во Франции относят различные направления [1]: медиаобразование и информационная грамотность; обучение в области цифровых наук (в частности, информатики); владение цифровым и мультимедийным инструментарием.

 

  Методологической основой развития цифровой образовательной среды (ЦОС) субъектов Российской Федерации является системно-средовой подход. При этом ЦОС рассматривается как среда, в которой формируются знания, умения, навыки, личные качества обучающихся и их достижения, полученных с помощью цифровых технологий [3]. Согласно планам Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, к 2025 году российские вузы должны создать до 4000 онлайн-курсов. Это означает, что должен произойти перевод большей части образовательных программ вузов в онлайн-формат. Многие российские университеты представляют свои онлайн курсы в рамках западных образовательных платформ, такие как Coursera, EdX и российских платформ, например, Национальная платформа Открытого образования [5], а также межвузовская площадка электронного обучения Универсариум. В качестве банка электронных образовательных ресурсов для школьников выступает портал Interneturok.ru, для студентов Univer.tv, Lectorium и т.д.

 

  Во Франции цифровизация образования реализуется через облачные системы для обмена и хранения документов, виртуальные платформы. В качестве примера приведем систему PRONOTE, используемой в средних и старших школах. Первая версия использовалась для заполнения и редактирования табелей успеваемости. Сегодня же – это платформа для учителей, родителей и учеников. Для студентов и преподавателей существует отдельная платформа Hyperplanning, включающая управление учебными аудиториями, сводную успеваемость студентов, сопровождение студентов во время стажировки. Преимуществом является доступность программы для каждого студента, преподавателя, административного персонала. Платформа M@gistère [4], реализуемая инициативой Министерства народного образования Франции предназначена для обучения студентов, учителей, преподавателей и персонала в области в образования. Министерство высшего образования и научных исследований Франции, начиная с 2013 года, запустило платформу массовых открытых онлайн курсов FUN-MOOC как проект объединения французских университетов и участия их на международной арене. Другие платформы для обмена образовательными ресурсами и онлайн общения среди учителей и преподавателей вузов Франции: eTwinning, Viaeduc, Цифровое рабочее пространство (ENT) и др.

 

  В России, как и во Франции цифровизация школьного образования, представляет собой материальную часть (интерактивная доска, доступ Wi-Fi, компьютеры, ноутбуки, школьный сервер и т.д.) и программную часть (обеспечение сетевого доступа для работы с контентом, наличие электронной библиотеки и банка цифровых образовательных ресурсов). На уроках школьники в России и во Франции, начиная с младших классов, пользуются индивидуальными портативными носителями, планшетами или смартфонами, имеют возможность работать с интерактивной доской, проходить онлайн-тесты, работать с электронными учебными материалами, «посещать» виртуальные экскурсии или работать в виртуальных лабораториях. Возможна также проверка письменных работ с помощью компьютерных технологий.

 

  К преимуществам цифровизации образования можно отнести доступность, вариативность, возможность работы с большим объемом данных, индивидуализация обучения исходя из личных запросов обучающегося. Однако необходимо отметить, что цифровизация образования также несет в себе и риски [2], такие как чрезмерное использование интернета, компьютерная зависимость, вытеснение чтения книг и клиповое мышление у учеников, угроза информационной безопасности. Кроме того, использование инновационных цифровых технологий не гарантирует эффективного обучения. В связи с этим наблюдаются определенные закономерности в трансформации роли педагога (координатор, тьютор электронного обучения). Возникает необходимость формирования новых компетенций у педагогов, например, электронной рефлексивности и др. В результате решения данной проблемы в университетах появляются новые образовательные программы, направленные на подготовку современного учителя, способного работать в условиях эпохи цифровых технологий.

 

  Педагогическая магистратура профессиональной подготовки будущих учителей и преподавателей во французских университетах реализуется в рамках направления подготовки «Профессии в области образования и профессиональной подготовки», созданного в 2013 году. Рассмотрим образовательные программы магистратуры данного направления в университете г. Тулузы им. Жана Жореса, представленные в области наук об образовании на официальном сайте университета. Например, магистерская программа «Электронное обучение и цифровая среда» (e-Formation et environnement numérique), предлагает базовую подготовку будущих специалистов по внедрению дистанционного обучения, управления проектами, разработке сценариев обучения дистанционным курсам. В данной магистратуре у студентов формируют навыки создания онлайн-курсов и их оценки, обучают компьютерному дизайну, тьюторству электронного образования и т.д. Выпускники данной магистратуры могут быть трудоустроены в организациях, использующих открытое образование и дистанционное обучение для своих сотрудников, в компаниях, специализирующихся в области цифровых рабочих пространств и предлагающих IT-услуги, информационно-коммуникационное сопровождение или производящие мультимедийный контент для образовательных целей. Другая программа магистратуры «Дизайнер цифровых образовательных ресурсов» (Concepteur de ressources numériques pédagogiques) предлагает обучение студентов созданию и дизайну различных цифровых и интерактивных образовательных ресурсов, а также сопровождению специалистов, оценки работ обучающихся в цифровом рабочем пространстве. Выпускники этого направления подготовки смогут реализовать себя в профессии менеджера по проектам цифровых и мультимедийных ресурсов, графического дизайнера, а также специалистов по обучению педагогов в условиях цифровизации.

 

  В России, как и во Франции, реализуются магистерские программы, ориентированные на подготовку современных педагогических кадров. К примеру, Российский педагогический университет им. А.И. Герцена предлагает следующую магистерскую программу «Информационные технологии в образовании», которая готовит студентов к педагогической деятельности с использованием цифровых технологий. В процессе обучения в магистратуре используется методика смешанного обучения, применяется проектный подход в обучении студентов. Программа «Информационные технологии в образовании» ориентирована на подготовку специалистов по развитию ЦОС образовательных организаций. Выпускники магистратуры смогут работать методистами по информационным технологиям в центрах или фирмах по разработке цифровых образовательных ресурсов. Данная магистерская программа реализуется в партнерстве с университетом Потсдама, а именно с Центром информационных технологий. Другая программа магистратуры «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия» также предлагает смешанное обучение, часть обучения проводится с помощью образовательной платформы «Виртуальный педагогический университет». Будущая карьера выпускников этой магистратуры может быть построена не только в рамках школьного образования (от учителя, организатора образовательных проектов до заместителя директора по школьной информационной сети), но и в качестве методиста-консультанта дистанционной формы обучения, педагога-тьютора электронного обучения.

 

  Таким образом, цифровизация образования, как в России, так и во Франции характеризуется схожими тенденциями развития. Образовательная политика двух стран направлена на решение проблем современного образования в условиях глобализации. В частности, в результате трансформации роли педагога возникает необходимость подготовки педагогических кадров в рамках цифровизации образования. Кроме того, цифровизация школ и вузов в России и во Франции демонстрирует проблемы, которые связаны с опасением негативного влияния цифровых технологий на обучающихся. Поэтому необходимо учитывать риски перехода в цифровое образовательное пространство, а следовательно, соблюдать баланс между применением традиционных форм обучения и информационно-коммуникационных технологий в зависимости от различных ситуаций, оказывать поддержку по сопровождению обучающимся при дистанционном обучении.

 

  Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90023

 

Литература:

  1. Rapport d'information n° 607 (2017-2018) de la présidente de la commission de la culture, de l'éducation et de la communication. URL: https://www.senat.fr/rap/r17-607/r17-607_mono.html#toc167 (consulté 18.02.2020).
  2. Джуринский А.Н. Цифровое образование в Западной Европе и США: надежды и реальность // Сибирский педагогический журнал. 2019. №3. 162-168.
  3. Каракозов С.Д. и др. Развитие цифровой образовательной среды в Российской Федерации: механизмы развития и возможные риски //Ростовский научный журнал. – 2018. – Т. 19. URL: http://rostjournal.ru/?p=3683 (дата обращения: 18.02.2020).
  4. Официальный сайт Правительства Франции. URL: https://www.gouver-nement.fr/action/l-ecole-numerique (дата обращения: 18.02.2020).
  5. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 2 (28), 2019. С. 118.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Минин Никита:

 

Авторы статьи обращаются к довольно актуальной теме, на мой взгляд, подготовке современного учителя в цифровую эпоху, проводя сравнительную характеристику подготовки магистров двух стран: Франции и России. Данная статья содержит полезную информацию о том, какими цифровыми образовательными ресурсами пользуются школьники и студенты двух стран, что общего между ними и какие общие проблемы, связанные с использованием цифровых ресурсов, существуют на данный момент в образовательном процессе этих двух стран. Данная статья была для меня достаточно полезной, потому что я давно интересуюсь этой темой.

 

22.03.2020 23:05

Брондзя Дарья:

 

На основе представленной в статье информации у меня сложилось мнение, что российская и французская практики цифровизации образовательного процесса различны по следующим направлениям: законодательные основы, сферы использования цифровых технологий (студентами, преподавателями,обучающимися), подготовка кадров для цифрового образования. В связи с этим хотелось бы узнать мнение авторов: какую подготовку кадров по вашему мнению необходимо осуществлять в современном обществе узкоспециальную («Электронное обучение и цифровая среда», «Дизайнер цифровых образовательных ресурсов») или более широкого профиля "Информационные технологии в образовании"?

 

22.03.2020 23:20

Бех Анжелика:

 

Данная статья обращена к совершенно актуальной теме, которая не требует доказательств свой актуальности. Действительно, дистанционное обучение и образование, которые выходит за рамки понимания традиционного, является большим прорывом. Чтобы освоить такое направление, и по сути своей осуществить реорганизацию образовательной программы нужно обучить будущих педагогов всем тонкостям информационной поддержки в образовательной среде. Хотелось бы также отметить, что действующие учителя, которые не являются сторонниками таких нововведений и переворотов традиционной системы обучения, не обладают навыками цифровизации и зачастую не стремятся к овладению ими.

 

22.03.2020 23:45

Евгения Бражник:

 

Уважаемые коллеги!
Большое спасибо за ваши комментарии и положительный отзыв о содержании нашей статьи.
Глубокоуважаемой Дарье Брондзя хотелось бы ответить, что, если говорить о подготовке учителей по предметам в бакалавриате в России, на наш взгляд, необходимо в первую очередь развивать образование широкого профиля "Информационные технологии в образовании", в магистратуре создается больше условий для удовлетворения индивидуальных потребностей студентов, которые могут получать как свое первоначальное образование, так и повышать свою квалификацию, уже работая в школе, здесь необходимы условия для выбора специализированных курсов.

 

23.03.2020 10:58

Брондзя Дарья:

 

Спасибо за ответ!
Я разделяю Ваше мнение по этому вопросу: первоначально необходимо сформировать у студентов общие, но в то же время многопрофильные знания о сфере их будущей профессиональной деятельности: рассказать о принципах и специфике работы, её вариативности, с помощью кейс-метода на разных предметах дать возможность погрузиться в рабочие условия и др.
К окончанию университета некоторые выпускники смогут определиться с их будущей специализацией, проходя производственную и преддипломную практику, а некоторые после окончания университета смогут устроиться на работу и уже там понять какой профиль/специализация им ближе.
По моему мнению, выбор магистерской программы должен быть осознанным с позиции студента, соответствовать его сферам интереса и амбициям, при этом спектр магистерских программ также должен отвечать им.

 

23.03.2020 15:03

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

С удовольствием прочитала статью на столь актуальную тему, как подготовка специалистов на уровне магистратуры для осуществления профессиональной деятельности в цифровой среде на примере сравнения двух стран с богатым педагогическим наследием - России и Франции. Востребованность квалифицированных кадров в специалистах названного профиля не вызывает сомнения, и можно спрогнозировать еще больший рост в свете развития информационных технологий и повсеместной цифровизации образования, особенно в сложившейся ситуации в мире, которая послужила мощным толчком для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения во всех частях земного шара. Интересно было бы познакомится с учебными планами упомянутых французских программ, а также узнать требования к поступающим.

 

02.05.2020 17:35