gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Гребенкина Ю.В. 

Хазова С.А. 

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 

г. Краснодар 

y_grebenkina@mail.ru 

snkhazov@gmail.com 

 

Потенциал информационной компетентности в профилактике девиантного поведения школьников

 

  В статье анализируется проблема негативного воздействия СМИ, в том числе и медиапродукции, на социализацию современных школьников. Рассматривается отечественный опыт медиаобразования, основные этапы становления и их главные задачи. Обосновывается актуальность формирования медиакомпетентности субъектов педагогического процесса средствами медиаобразования.

 

Grebenkina J. V. 

Khazova S. A. 

FGBOU VO Kuban State University 

Krasnodar, Russia

 

 

Potential of information competence of the teacher in prevention of deviant behavior of school children 

 

  The article analyzes the problem of the negative impact of the media, including media products, on the socialization of modern schoolchildren. The domestic experience of media education, the main stages of formation and their main tasks are considered. The relevance of the formation of media competence of the subjects of the pedagogical process by means of media education is substantiated.

  

 

  Большой проблемой современного общества является увеличение количества девиаций школьников. Некоторые девиации возникают под воздействием СМИ, в том числе и медиапродукции, которая транслируется СМИ. В результате она становится одним из негативных факторов социализации школьников. Однако снизить негативное воздействие медиапродукции можно посредством формирования информационной компетентности как у обучающихся, так и у педагогов. Это, в свою очередь, требует обеспечения эффективности медиаобразования. Целью проведенного исследования является анализ отечественного опыта медиаобразования как самостоятельного педагогического феномена и как комплексного условия формирования информационной компетентности личности.  

 

  Средства массовой информации, начиная с XXI века, прочно вошли в нашу жизнь. Развитое государство сегодня сложно представить без использования различных видов медиапродукции. Современные ученые отмечают как положительное (Карабанова О.А., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю.), так и негативное (Брайант Д., Зазнобина Л.С., Томпсон С., Фирсова Е.И.) воздействие медиапродукции. Негативное воздействие заключается в пропагандировании медиапродукцией девиантного образа жизни, подмене истинных ценностей ложными, возникновении девиантогенных убеждений и эффектов. Положительной стороной влияния медиапродукции является ее возможный научно-познавательный, обучающий, воспитывающий потенциал. В сложившихся условиях эффективным, предлагаемым исследователями условием предупреждения деструктивного влияния медиапродукции является формирование информационной компетентности у взрослого и подрастающего населения, что предполагает введение в содержание образования основ медиабезопасности, реализацию медиаобразовательных технологий, развитие критического мышления.

 

  Исследования проблем формирования информационной компетентности опираются на опыт медиаобразования. Рассмотрим определение и этапы медиаобразования в стране.  

 

  По определению Фёдорова А.В., «медиаобразование» – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [4].  

 

  Следует отметить, что медиаобразование в нашей стране получило развитие еще в 1920-х годах, когда с внедрением медиапродуктов (в то время печать и радио), его главной целью являлось включение и продвижение в сознание людей идеологической идеи общественного равенства. Выделяются следующие этапы медиаобразования: [3] 

 

  20-е гг. XX века. Представителями данного этапа являются Блонский П.П., Крупская Н.К., Шацкий С.Т. В советской России основными направлениями развития медиаобразования являлись:

1) привитие населению страны привычки и интереса к медиа для упрощения влияния (манипулирования) аудиторией;

2) использование медиаобразования как способа воспитания и образования растущего поколения, организации самостоятельной работы учащихся с помощью образовательных программ по радио, также все образовательные мероприятия служили методом ликвидации безграмотности;

3) рекламация или пропаганда режима советской власти, отрицание религии. Следует отметить, что опыт внедрения медиаобразования в 1920 году сложился неудачно, так как большинство педагогов не хотело прививать детям атеизм и уважение к режиму тоталитарного контроля, также население опасалось, что медиа могут оказывать вредное воздействие. 

 

  1935-1968. Представителями данного периода являются Баранов О.А., Денцис Ф.Я., Капралова А.Н., Мезько А.К., Рабинович Ю.М. Основными направлениями медиаобразования в период «оттепели» являются:

1) формирование «правильного» общественного мнения у учащихся;

2) активная работа фото- и кинокружков с целью познания медиа как искусства;

3) связь педагогики, искусствоведения и кинематографии.

В данный период приоритет медиаобразованию отдавало не только государство, но и энтузиасты-исследователи.

 

  Развитие эстетически ориентированного образования (1969-1985). Представители – Левшин И.С., Рыбак Л.А., Усов Ю.Н., Фёдоров А.В. В этот период главными терминами медиаобразования стали: аудиовизуальная грамотность (критический анализ медиасюжетов учащимися, родителями) и аудиовизуальное образование  (целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся с целью анализа медиапродукции). Основными направлениями явились:

1) обеспечение возможности практического медиаобразования,

2) внеклассная и внешкольная медиаобразовательная работа, сосредоточенная в кинотеатрах и киноклубах,

3) анализ воспитывающих возможностей медиаобразования.

В данный период Усов Ю.Н. выделил следующее правило анализа медиапродуктов: ощущение фильма на основе чувственного мышления; аналитической проверки, критической проработки и окончательного вывода, представления результатов чувственного и логического мышления. Продолжалась работа внеклассных организаций, школьных уроков по медиабезопасности. В данный период активно начала развиваться медиакомпетентность (информационная компетентность).  

 

  Эпоха «перестройки». Представители – Божков Ю.И., Евтушенко Г.М., Зазнобина Л.С., Фёдоров А.В., Челышева И.В., Шариков А.В.. Основными направлениями медиаобразования стали:

1) обучение субъектов образования языку СМИ;

2) раскрытие перед школой возможностей масс-медиа как специфического средства общения;

3) обучение детей умению анализировать язык, семантику и эстетику масс-медиа;

4) развитие критического мышления. Произошел массовый приток медиапродукции из-за рубежа, интегрировались западные идеи в образовательную среду распадающегося СССР. 

 

  1992-по настоящее время. Представители – Дзяшолинский И.М., Жилавская И.В., Книжникова С.В., Челышева И.В., Фатеева И.А., Фёдоров А.В. Основные направления медиаобразования:

1) развитие критического мышления;

2) государственная заинтересованность в контроле за содержанием медиапродукции;

3) развитие информационной компетентности подрастающего поколения, взрослых, педагогов.  

 

  Современное состояние проблематики информационной компетентности педагога опирается на следующие принципы: [2] 

  • общественно-государственный характер: заинтересованность государства и общества во внедрении информационной компетентности, реализующей как функцию предотвращения негативного влияния медиасреды, так и обучающую функцию, направленную на развитие ЗУН в области анализа медиасреды.  
  • массовость: обеспечение формирования информационной компетентности не только у педагогов, профессионалов, заинтересованных лиц, но и у всех жителей страны; 
  • разнообразность и адекватность содержания и форм работы по формированию и развитию информационной компетентности; 
  • диалоговый характер (использование принципов педагогики сотрудничества); 
  • непрерывность. 

  Из-за сложности в реализации всех перечисленных принципов информационной компетентности возникает незаинтересованность в ней со стороны педагогов и родителей, а также неумение подростками анализировать медиапродукты. В результате у некоторых групп населения (особенно у школьников) уровень информационной компетентности остается низким, неразвитым, что может привести: к подверженности негативным влияниям, воздействиям и эффектам медиапродукции; к распространению и популяризации девиантного поведения; к формированию ролевых моделей девиантного поведения.   

 

  Систематическое, бесконтрольное и продолжительное «потребление» современных медиапродуктов  без должного критического осмысления может привести к формированию у подрастающего поколения девиантогенных убеждений таких, как «девиантное поведение престижно», «девиантное поведение красиво», «девиантное поведение героично», «девиантное поведение не стыдно», «девиантное поведение безнаказанно»,  «девиантное поведение вознаграждаемо», «девиантное поведение безопасно» и другие. [1] 

 

  Данные, полученные в исследовании Книжниковой С.В., свидетельствуют о неразвитости критического мышления, низкой информационной компетентности как современных школьников, так и взрослых.  Родители не всегда знают или в полной мере осознают воздействия СМИ, не владеют навыками медиаобразовательной подготовки своих детей. Педагоги находятся в похожей ситуации, не обладают технологиями, методиками развития критического мышления и информационной компетентности.  

 

  Таким образом, очевидным является необходимость в целенаправленной организации процесса информационной компетентности у всех субъектов образования. Это обеспечит, в числе прочего, минимизацию девиантогенных воздействий медиапродукции. Решение указанной задачи, в свою очередь, требует расширения научно-теоретической базы медиаобразования, обеспечения практики необходимыми научно-методическими и научно-практическими разработками.   

 

Литература: 

  1. Книжникова С.В. Подготовка подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантных установок. – Краснодар: эко инвест, 2014. 
  2. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Челяб. гос ун-т, 2007. 
  3. Фёдоров А.В. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы. Москва, 2014. 
  4. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Смышляева Виктория Александровна:

 

В статье рассматривается воздействие СМИ на подростков, а также этапы медиаобразования в России. В ходе чтения статьи возникло несколько вопросов:

1. Определение понятия "девиантное поведение", его причины.

2. Как реализуется профилактика девиантного поведения с помощью потенциала информационной компетенции в школах?

 

20.03.2020 14:48

Анастасия Полумордвинова:

 

Уважаемые авторы! В статье проанализирована очень актуальная проблема негативного воздействия СМИ. В связи с этим у меня возник ряд вопросов. Как Вы думаете, какую картину мы видим в данный момент развития общества? Детей с девиантным поведением, которое развилось в результате негативного воздействия СМИ, меньше, чем ребят, не подвергшихся этому влиянию? Или тенденция обратная?

 

21.03.2020 11:09

Александра Самсонова:

 

Стоит отметить важность проблемы, затронутой авторами. В аннотации заявлено, что в статье "рассматривается отечественный опыт медиаобразования, основные этапы становления и их главные задачи".Интересно было узнать, что медиаобразование начало развиваться еще в начале прошлого века, а также реакцию на его внедрение в 20-х годах.
Было бы еще интересно узнать о результатах и на других этапах, а также о практике внедрения медиаобразования в настоящее время.
Кроме того, возникает вопрос: какие именно виды девиантного поведения чаще всего возникают под воздействием СМИ? Хотелось бы также уточнения понятия "девиантного поведения".

 

21.03.2020 23:10

Куликова Светлана Сергеевна:

 

Чаще всего рассматриваются новые возможности цифровой образовательной среды, ее достоинства, преимущества в разных аспектах образовательной и профессиональной деятельности. Но существует и обратная сторона, о которой не стоит забывать, – риски среды, ее негатив, «агрессивность». Авторы в статье поднимают и рассматривают очень важную проблему. В связи с этим, хотелось бы уточнить, что должно входить в программу профилактики девиантного поведения школьников? В каком направлении планируется дальнейшее проведение исследования?

 

22.03.2020 00:05

Гребенкина Юлия Васильевна,

Хазова Снежана Александровна:

 

Уважаемая  Виктория Александровна:
1. При ответе на первый вопрос мы опираемся на труды
Е.В. Змановской.
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.


Среди причин девиантного поведения выделяют: внешние условия физической среды (климат, экология, шум, теснота и т д); внешние социальные условия (общественные и государственные процессы, принадлежность группы к религии, ее статус, также в данную причину относится негативное воздействие СМИ и т д); наследственно-биологические предпосылки (возрастные, половые различия, выносливость, показатели здоровья и т д); внутриличностные причины (повышенная агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка).


2. Так как СМИ являются одной из причин девиантного поведения подрастающего поколения, в школах необходимо проводить мероприятия по следующим разделам: умение анализировать медиа на наличие манипуляций; формирование критического мышления школьников по отношению к транслируемому в СМИ; изучение нормативно-правовой базы (концепция информационной безопасности детей, закон 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и т д); практический анализ современных фильмов и мультфильмов; просвещение родителей и педагогов и т д.


Так как у многих родителей в силу занятости не остается времени на воспитание детей, то их воспитателем становится СМИ, которое не всегда несет в себе просветительскую функцию.Полагается, что перечисленные мероприятия смогут минимизировать негативное воздействие СМИ, которое может спровоцировать формирование девиантного поведения.

 

23.03.2020 13:40

Гребенкина Юлия Васильевна,

Хазова Снежана Александровна:


Благодарим за проявленный интерес к статье!
Исследования показывают различные результаты, очевидным остается факт, что большинство подрастающего поколения, родителей и педагогов не умеют анализировать современные СМИ на наличие в нем негативной информации. Родители и педагоги, признающие негативное воздействие СМИ, не всегда могут в доступной форме объяснить подрастающему поколению риски,которые несут в себе СМИ.
Поместить современного ребенка в некий "информационный вакуум" почти невозможно: они получают информацию о девиантном поведении из мультиков, фильмов, от различных блоггеров, в новостных лентах социальных сетей и т д. Именно СМИ для многих становятся примером моделей поведения, ценностных установок, качеств личности и т д.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что детей с девиантным поведением , которое развилось в результате негативного воздействия СМИ больше, чем тех, кто не подвергся их влиянию.

 

23.03.2020 14:11

Гребенкина Юлия Васильевна,

Хазова Снежана Александровна:

 

Благодарим за проявленный интерес к статье!
По поводу внедрения и опыта медиаобразования в отечественной педагогике подробнее можно узнать из списка литературы, приложенного к статье.
В настоящий момент практика внедрения медиаобразования довольно широка, что можно рассмотреть в исследованиях Л.В. Брушлинской, В.М. Головко, С.В. Книжниковой, Д.С. Синицына, К.А. Тарасова, А.В. Федорова, Т.В. Харлампьевой, И.В. Челышевой и др.
За основу мы берем понятие "девиантное поведение" Е.В. Змановской (устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией).
При негативном воздействии СМИ могут возникнуть почти все виды девиантного поведения: химические зависимости (наркомания, алкоголизм, лекарственные препараты), нехимические зависимости (компьютерные игры, ониомания), агрессивное и аутоагрессивное поведение, моббинг, суицидальное поведение.

 

23.03.2020 14:46

Гребенкина Юлия Васильевна,

Хазова Снежана Александровна:

 

Необходимо, чтобы в программу профилактики девиантного поведения школьников входили следующие разделы: умение анализировать медиа на наличие манипуляций; формирование критического мышления школьников по отношению к транслируемому в СМИ; изучение нормативно-правовой базы (концепция информационной безопасности детей, закон 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и т д); практический анализ современных фильмов и мультфильмов , просвещение родителей и педагогов, выявление и коррекция (в случае необходимости) ценностных ориентаций и личностных качеств.
Дальнейшее исследование направлено на формирование у будущих педагогов дополнительного образования информационно-личностной компетентности для того, чтобы они могли обучить подрастающее поколение анализировать современные СМИ. То есть мы будем готовить педагогов, которые впоследствии будут обучать информационно-личностной компетентности подрастающее поколение.

 

23.03.2020 15:15