En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Гогоберидзе А. Г.

Безгодова С. А.

Микляева А. В.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

a.miklyaeva@gmail.com

 

Качество взаимодействия с преподавателями в период вынужденного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий: оценка студентов педагогического университета

 

   Представлены результаты опроса 2801 студентов педагогического вуза, проведенного в период вынужденного перехода на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с пандемией COVID-19 весной 2020 г. Студенты констатировали снижение качества взаимодействия с преподавателями, связанное с переводом обучения в онлайн формат. Ресурсами поддержания оценок качества взаимодействия оказались стаж обучения в вузе, опыт использования электронной системы управления обучением и предпочтение компьютера или ноутбука (в противовес смартфону) как инструмента учебной активности.

 

Gogoberidze A. G.

Bezgodova S. A.

Miklyaeva A.V.

HSPU

Saint Petersburg

a.miklyaeva@gmail.com

 

The quality of interaction with teachers during the forced transition to e-learning: assessments of the Pedagogical University students

 

   The article presents the results of a survey among 2801 Pedagogical University students. The research was conducted during forced transition to e-learning in connection with the COVID-19 pandemic (spring 2020). Students noted a decrease in the quality of interaction with teachers associated with transition to e-learning. The resources for maintaining assessments of interaction were stage of studying at the University, experience in using an electronic learning management system, and preference to computers/laptops (as opposed to smartphones) as tools for educational activity.

 

 

Введение. Вынужденный переход на онлайн обучение с применением дистанционных образовательных технологий, произошедший весной 2020 г. и обусловленный пандемией COVID-19, определил возможности изучения психологических эффектов интеграции онлайн-технологий в образовательный процесс университетов. В данной статье обсуждаются результаты исследования, направленного на изучение студенческих оценок качества онлайн взаимодействия с преподавателями как важнейшей предпосылки эффективности образовательного процесса, а также организационных факторов, которые могут оказывать влияние на эти оценки. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что наиболее уязвимым компонентами взаимодействия в онлайн формате становятся передача информации и ее понимание [3], а также обратная связь [4]. В связи с этим проверялась гипотеза о том, что в ситуации вынужденного перехода на онлайн обучение студенты будут констатировать снижение оценок качества взаимодействия с преподавателями. С опорой на результаты наших предыдущих исследований [1; 2], в число организационных факторов, которые гипотетически могут опосредовать изменение оценок качества взаимодействия были включены этап обучения, опыт использования электронной системы управления обучением, используемой образовательной организацией, а также предпочтение студентами того или иного технического устройства как инструмента учебной активности онлайн.

 

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2801студентов, обучающихся на программах бакалавриата в Российском государственном педагогическом университете, в том числе 906 студентов первого курса, 707 – второго курса, 543 – третьего курса и 645 – четвертого курса. Исследование проводилось весной 2020 г. в период вынужденного перехода на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с пандемией COVID-19, в течение которого обучение студентов было организовано с помощью электронной системы управления обучением Moodle. Опрос проводится с применением онлайн-сервиса Google Forms.

 

Анкета в числе прочих включала в себя вопросы, позволяющие зафиксировать студенческую оценку изменений во взаимодействии с преподавателями в аспектах качества обратной связи от преподавателей, понятности изложения учебного материала и продуктивности взаимодействия с преподавателями в целом (вопрос «Оцените изменения, произошедшие в Вашем обучении в связи с введением электронного обучения с применением дистанционных технологий по сравнению с контактной работой в аудитории»; параметры «качество обратной связи от преподавателей», «понятность логики представления материала преподавателями», «продуктивность взаимодействия с преподавателями» (интегральная оценка); варианты ответов: «значительно ухудшилось», «незначительно ухудшилось», «не изменилось», «незначительно улучшилось», «значительно улучшилось»). Полученные ответы на этапе обработки результатов переводились в числовую шкалу и кодировались в диапазоне от -2 («значительно ухудшилось») до +2 («значительно улучшилось»). Для оценки переменных, которые рассматривались в качестве потенциальных факторов, определяющих оценку взаимодействия с преподавателями в онлайн-формате, использовались закрытые вопросы: «Насколько часто Вы использовали Moodle до введения электронного обучения с использованием дистанционных технологий?» (варианты ответов: «никогда», «редко», «часто»); «На каком курсе Вы учитесь?» («на первом», «на втором», «на третьем», «на четвертом»); «Чем вы предпочитаете пользоваться в учебном процессе?» («компьютером/ноутбуком», «смартфоном», «планшетом»). После первичной обработки из анализа были исключены 11 респондентов, которые отметили, что имеют в свободном доступе только одно устройство и, соответственно, не имеют возможности выбора, а также респонденты, указавшие в качестве предпочитаемого устройства планшет, поскольку их количество оказалось несопоставимым с численностью групп респондентов, сообщивших о предпочтении компьютера/ноутбука или смартфона (n=68, n=2159 и n=563 соответственно).

 

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета статистических программ «Statistica10.0» и включала расчет описательных статистик, частотный анализ и дисперсионный анализ ANOVA (F).

 

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования показывают, что студенты в целом отметили ухудшение качества взаимодействия с преподавателями в период вынужденного перехода на электронное обучение с применением дистанционных технологий по всем оцениваемым параметрам, при этом параметры «понятность изложения материала» и «продуктивность взаимодействия» страдают в большей степени, чем параметр «качество обратной связи» (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Оценки изменения качества взаимодействия с преподавателями в период обучения с применением дистанционных технологий

 

Частотный анализ, однако, показал, что оценки респондентов неоднородны. Около трети опрошенных студентов не отметили существенных изменений во взаимодействии с преподавателями (по предложенным для оценки параметрам), а примерно каждый пятый студент зафиксировал улучшение качества этого взаимодействия (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Количество респондентов, оценивших изменения во взаимодействии как «улучшение», «ухудшение» или «без изменений» (%)

Представленные выше результаты подтверждают актуальность задачи поиска факторов, опосредующих студенческие оценки качества взаимодействия с преподавателями в условиях обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Степень влияния факторов, изученных в нашем исследовании, иллюстрируется данными, приведенными в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты дисперсионного анализа (F). Примечание: * – р≤0,05; ** – р≤0,01; *** – р≤0,001

Уточнение результатов, приведенных в таблице 2, представлено на рисунках 2-4. Так, результаты дисперсионного анализа убедительно свидетельствуют о том, что крайне важным ресурсом сохранения стабильности оценок качества взаимодействия с преподавателями в ситуации вынужденного перехода на обучение с применением дистанционных технологий оказался предшествующий опыт работы с системой Moodle, который, вероятно, создает предпосылки для того, чтобы лучше ориентироваться в материалах учебного курса, способах поддержания контактов с преподавателями и получения обратной связи, что в совокупности с другими факторами предоставляет студентам возможность сохранять относительно благоприятные (в сравнении студентами, не имеющими аналогичного опыта) оценки продуктивности взаимодействия с преподавателями онлайн (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Средние значения оценок качества взаимодействия с преподавателями у студентов с разным опытом работы в Moodle

 

Другим немаловажным ресурсом сохранения «додистанционных» оценок качества взаимодействия с преподавателями оказался этап обучения: студенты старших курсов в большей степени сохранили те оценки качества взаимодействия с преподавателями, которые сложились в течение офлайн обучения, в сравнении со студентами младших курсов, причем взаимосвязь оценок качества взаимодействия и курса обучения оказалась практически линейной (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – Средние значения оценок качества взаимодействия с преподавателями у студентов, находящихся на разных этапах обучения

 

Помимо этого, оценка продуктивности онлайн взаимодействия с преподавателями, которая рассматривается нами как интегральная оценка качества этого взаимодействия, оказалась подверженной влиянию тех предпочтений, которые студенты демонстрируют при выборе «инструмента» своей учебной активности онлайн: студенты, отдающие предпочтение компьютеру или ноутбуку, в меньшей степени фиксируют снижение продуктивности взаимодействия с преподавателями, в сравнении с теми кто преимущественно использует смартфон (см. рисунок 4). Отметим, что указанная взаимосвязь не зависит от этапа обучения или опыта работы с Moodle, что позволяет рассматривать предпочтение того или иного технического устройства как самостоятельный фактор, опосредующий оценки качества онлайн взаимодействия с преподавателями.

Рисунок 4 – Средние значения оценок качества взаимодействия с преподавателями у студентов, отдающих предпочтение разным техническим устройствам в учебной активности онлайн

 

Выводы. В ситуации вынужденного перехода к электронному обучению с применением дистанционных технологий студенты отмечают снижение качества взаимодействия с преподавателями. Ресурсами сохранения устойчивых оценок качества взаимодействия являются стаж обучения в вузе, предшествующий опыт использования электронной системы управления обучением и предпочтение компьютера или ноутбука как инструмента учебной активности. Полученные результаты необходимо учитывать при планировании мероприятий по переходу к реализации образовательных программ в смешанном формате, который становится сегодня одним из приоритетных направлений развития системы высшего образования.

 

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00412.

 

Литература:

  1. Безгодова С.А. Смартфон как инструмент обучения: психологический анализ / С. А.Безгодова, А. В. Микляева, Е. А. Юмкина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 81-91.
  2. Панферов В.Н. Динамика отношения студентов к дистанционному обучению (результаты лонгитюдного исследования) / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. – М.: Знание-М, 2020. – С. 204-217.
  3. Chapin L.A. Australian university students’ access to web-based lecture recordings and the relationship with lecture attendance and academic performance // Australasian Journal of Educational Technology. – 2018. – №34 (5). – Рp. 1-12.
  4. Cole A.W. Student predisposition to instructor feedback and perceptions of teaching presence predict motivation toward online courses / A. W. Cole, M. Allen, C. Anderson et al. // Online Learning. – 2017. – № 21 (4). – Рp. 245-262.

Оставить комментарий: