Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Елена Гаевская

Факультет искусств

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург, Россия

Раффаэлла Фолгиери

Факультет философии

Университет Милан

Милан, Италия

Клаудио Луччиари,

Факультет философии

Университет Милан

Милан, Италия

Николай Борисов,

Факультет искусств

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург, Россия

 

Массовый открытый онлайн курс: как сохранить диалог с автономным студентом?

 

В статье рассматриваются возможности внедрения массовых открытых онлайн курсов в университетское образование на основе «коннективистской педагогики» на этапе развития смешанного обучения. Рассмотрены особенности с-моос и х-моос. Проанализированы требования к образовательной среде, диктуемые особенностями ее цифровизации и автономизации студентов.

Педагогические аспекты рассматриваются в контексте международного опыта развития педагогических практик на основе игрового обучения. Подчеркивается необходимость междисциплинарных подходов в развитии контента МООС. Такой подход к педагогике высшего образования позволяет повысить качество обучения и обеспечить успешное овладение студентами компетенций, необходимых специалистам цифрового общества.

В статье представлены результаты эксперимента по использованию МООС «Основы работы в цифровой среде», который проводился в рамках педагогической деятельности кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Факультета искусств и Кафедры музееведения и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета в 2020/21 учебном году.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что активизация коннективистских подходов к развитию МООС способствуют более эффективному развитию у студентов компетенций специалиста в цифровом обществе

Ключевые слова: коннективистская педагогика, онлайн обучение, массовый открытый онлайн курс, смоос, хмоос, игровое обучение, art inquiry learning method, эвтагогика, автономное обучение, метод проектов, цифровые гуманитарные науки.

 

Elena Gaevskaya,

Dept. Arts

St Petersburg University

Saint Petersburg, Russia

Raffaella Folgieri,

Department of Philosophy

Università degli Studi di Milano

Milano, Italy.

Claudio Lucchiari,

Department of Philosophy

Università degli Studi di Milano

Milano, Italy

Nikolay Borisov,

Dept. Arts

St Petersburg University

Saint Petersburg, Russia

 

Massive open online course: how to keep the dialogue with the autonomous student?

 

The article discusses the possibility of massive open online courses application into university education based on connectivism’ pedagogy. The features of c-moos and x-moos are considered. The requirements for the educational environment determined by the peculiarities of its digitalization and autonomous student are analyzed.

Pedagogical aspects are considered in the context of international experience of pedagogical practices based on game learning. The need for interdisciplinary approaches for MOOC content development is emphasized. This approach improves the quality of university education and ensures that students successfully master the competencies required by specialists in the digital society.

There is presents the results of an experiment for application MOOC "Fundamentals of working in a digital environment", which was carried out as part of the pedagogical activities of the Chair of Information Systems in Arts and Humanities and the Department of Museum Science and Monument Protection of St. Petersburg State University in the 2020/21 academic year.

The obtained results indicate that the activation of connectivism’ pedagogy approaches to the MOOC development contribute to a more effective development of students' competencies of a specialist in a digital society.

Key words: connectivism’ pedagogy, online learning, massive open online course, сmoos, хmoos, game-based learning, art inquiry learning method, heutagogy, offline learning, project method, digital humanities.

 

Введение

В последние годы массовые открытые онлайн курсы перешли из сферы диковинки, которая обсуждается в средствах массовой информации в область педагогических реалий. В течение этого времени стало очевидно, что при всех их недостатках МООС могут открыть доступ к интересным учебным материалам для новых групп учащихся; они могут помочь привлечь в высшие учебные заведения студентов, которые в противном случае не рискнули бы туда попасть, они могут быть средством дальнейшего продвижения педагогической науки в понимании того, что представляет собой образовательный проект в области цифрового обучения.

 

Изучение деятельности порталов массовых открытых онлайн курсов дает возможность исследовать новую, иногда неудобную и вызывающую раздражение территорию, которая позволит нам осмысленно, критически и продуктивно взаимодействовать с меняющимися ландшафтами современного образования. В настоящее время у МООК достаточно поклонников и противников, Однако, очевидно, что они будут развиваться в долгосрочной перспективе, поэтому необходимо их исследовать и подвергать серьезной научной аналитике.

 

Актуальность исследования. Модернизация современного российского образования отражает потребности современного мира без границ. Поэтому включение студентов в профессиональные сообщества на раннем этапе обучения являются насущной потребностью современного образования. Это отражено в Федеральном законодательстве РФ, которое уделяет значительное внимание широкому спектру вопросов использования ИКТ в учебном процессе: В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф [5] отражены принципы и указаны механизмы использования информационных технологий в образовании и обучении, которые конкретизированы в ряде статей. Среди них «Сетевая форма реализации образовательных программ» (ст.15) «Требования к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (ст.16), «Печатные и электронные образовательные ресурсы» (ст. 18), «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» (ст.97), «Информационные системы в системе образования» (ст.98). Указанные законы регламентируют деятельность в тех сферах, которые связаны с развитием новых педагогических подходов к развитию среды смешанного обучения вузов.

 

Анализ требований ФГОС высшего профессионального образования по широкому спектру направлений показывает, что приоритетными задачами системы высшего образования являются развитие личности учащегося и высокий уровень его профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода, выполнения требований к достижению учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы. Указанные факторы мотивируют педагогов к поиску и использованию методических и технологических решений, направленных на развитие у студентов навыков профессиональной и личностной реализации в цифровом социуме.

 

Проблема исследования. Перспективным направлением развития педагогической науки в современной ситуации представляется освоение практик подготовки конкурентоспособного специалиста, профессионально реализующегося в условиях возрастающей цифровизации социума, а также научная рефлексия этого процесса. При этом одним из важных аспектов является комплекс вопросов, связанных с развитием массовых онлайн курсов в условиях автономизация субъектов учебного процесс и в контексте их применения в смешанном, онлайн и офлайн обучении. В данном исследовании внимание акцентируется на вопросе оценки дидактического потенциала МООС на основе получения обратной связи от «автономных студентов». Полученные результаты используются для развития игровых методик обучения.

 

Методология исследования. Разработке данных вопросов посвящены труды таких ученых как Дж. Сименс и С. Доунс, которые являются основоположниками коннективистской педагогики, которая на современном этапе трансформируется в Аналитику обучения (Learning Analytics). Один из основных посылов ученых состоит в том, что цифровизация обучения в корне изменила философию обучения. Главной ценностью учебной группы становится сеть профессионалов и контент, который создается и развивается ею. В связи с этим возникло подразделение массовых открытых онлайн курсов на с-моос – коннективистские курсы и х-моос – курсы электронные эмуляторы традиционных учебников.

 

X-mooc представляют собой педагогическое решение, направленное на перенос традиционного оффлайн курса в электронную среду. Для них характерна конкретная цель, связанная с завершением курса и получением подтверждения определенных знаний по предмету. Они обычно имеют четко определенную программу, соответствующую УМК оффлайн дисциплины и оснащены записанными лекциями и задачами для самопроверки учащихся. Преподаватель является экспертом, предоставляющим знания, и взаимодействие студентов обычно ограничивается постами на форумах.

 

C-mooc основаны на принципах коннективистской педагогики, направленных на такую организацию учебного процесса, когда материал агрегируется сетевым сообществом учащихся, а не предварительно отбирается авторами курса. Педагогический дизайн cMOOC основан на организации сетевого взаимодействия учащихся друг с другом на основе диалога и накопления знаний. Для реализации такого сценария эффективным является игровое обучение. Курс «E-Learning and Digital Cultures», разработанный сотрудниками Эдинбургского университета совместно с порталом Coursera представляет собой некий образец такого ресурса и площадкой взаимодействия исследователей, которые привержены идее коннективистских подходов для развития моос. Наиболее успешным примером таких курсов являются ресурсы, разработанные Музеем современного искусства (МоМА) совместно с порталом Coursera, в основе которых лежит «метод обучения через открытия» (Inquiry Based Learning).

 

Игровое обучение (Educational entertainment) является одним из ведущих педагогическим подходов в с-моос. Основоположниками философии игрового обучения применительно к ситуации образования в 20 в. правомерно назвать Дж. Дьюи, Л.С. Выготского, П.Фрейре и др. Суть предлагаемых учеными педагогических решений заключается в том, чтобы погрузить человека учащегося в ситуацию решения проблемы, которая требует от него нестандартных решений. Таким образом создается мотивация к обучению и активизируется креативность обучаемого. При этом возраст, предметная область научного знания, технологии реализации учебного процесса представлены очень широким спектром вариаций: от использования в детском саду «даров Фрёбеля» до тренингов топ менеджеров банков в формате деловых игр.

 

Поскольку сферами профессиональных интересов авторов статьи являются университетское образование и обучение посетителей музеев, выделим следующие: концепция самостоятельного обучения хьютагогика/эвтагогика (Learning Autonomy), «обучение через открытие» (Inquiry Based Learning), метод проектов.

 

Отметим, междисциплинарный характер названных областей знания, объединяющим основанием для которых служит концепция цифровой гуманитаристики, в рамках которой презентация знания является одним из основополагающих аспектов (Схема 1).

Оставить комментарий:

Схема 1 – «Стеллаж» цифровых гуманитарных наук (Д. Берри и Фагерджорд, 2017)

 

Развитие среды смешанного обучения в СПбГУ 2020-2022 г.

 

Среда электронного обучения формируется на основе взаимодействия открытых и корпоративных цифровых ресурсов. Интегрирующим элементом системы является портал смешанного обучения Санкт-Петербургского государственного университета, реализуемый посредством LMS Black Board. Виртуальная составляющая корпоративных курсов настроена на интерфейс Web2.0, позволяющий имитировать использование академических практик в открытом сетевом пространстве. Для реализации учебных заданий используются следующие учебные сервисы платформы: область содержимого, домашние задания (назначение) и коммуникативные сервисы: форум, wiki, глоссарий.

 

В последнее время всё большее значение придается участию преподавателей СПбГУ в разработке открытых ресурсов, представленных кластером курсов СПбГУ, которые публикуются на таких МООС платформах как OpenEdu (РФ), XuetangX (КНР), Coursera(США).

 

Летом 2020 года группа преподавателей и исследователей, Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора физмат наук профессора Н.В. Борисова начала разработку и исследование Массового открытого онлайн-курса (МООК) «Основы работы в цифровой среде» для федеральной платформы «Открытое образование» (Рис.1). Цель курса заключается в ознакомлении пользователей сети с широким спектром практик применения цифровой среды в целях личностного и профессионального роста. Он включает в себя 10 модулей.

Схема 2 – Дизайн среды смешанного обучения: Факультет искусств СПбГУ, 2022 г.

Рисунок 1 – Скриншот курса «Основы работы в цифровой среде»

 

Запуск курса осенью 2020/21 учебного года позволил осуществить учебную и исследовательскую работу, направленную на повышение эффективности условий подготовки конкурентоспособных специалистов. Площадкой исследований стали два модуля курса: Электронное обучение и информационные образовательные ресурсы в Интернете (модуль 6) и «Цифровое культурнее наследие и виртуальные музеи» (модуль 10).

 

Выделение данных модулей связано с тем, что автор (Е.Г. Гаевская) исследует возможность разработки модели с-моос, которая предназначена для использования как в смешанном обучении университета, так и в открытом веб пространстве. Эта проблема является весьма актуальной и корреспондирует с международным трендом, обозначенным Дж. Сименс в статье 1999 г «LMS is the worst place for Learning», где подчеркивается необходимость поиска методик обучения, которые основаны на активном общении учащихся между собой, что приводит к генерации учебного контента сообществом курса. Роль учителя при этом заключается в создании ядра учебного контента и модерации процесса его развития сообществом. Образцами таких курсов являются электронные ресурсы, разработанные экспертами Эдинбургского университета («E-Learning and Digital Culture») и Музея современного искусства МоМА (цикл курсов, посвященных современному искусству и вопросам изучения методики «обучения через открытие».

 

Необходимо отметить, что порталы МООС вызывают весьма неоднозначные оценки в университетских сообществах, но, тем не менее активно развиваются. Факультативное использование их в учебной практике благотворно по ряду причин. Студент получает опыт обучения в онлайн группе на основе методик, основанных на практиках академического письма (эссе) и слепого рецензирования (Peer to Peer Assignments), становится участником международного экспертного сообщества и получает доступ к ценным научным и художественным материалам. Разумеется, все это верно, когда речь идет об участии в курсах таких порталов как Coursera, Открытое Образование, XuetangX [Гаевская, 2019; Lucchiari and others, 2020; Гаевская и др. 2018].

 

Изучение ресурсов названных порталов позволяет сделать вывод, что они могут быть рекомендованы студентам как целостный информационный продукт, при этом методика их включения в смешанный курс связана с проведением педагогических исследований.

 

Методика и результаты исследования использования МООС в смешанном обучении классического университета

 

Исследовательская деятельность реализована в форме педагогического эксперимента и направлена на изучение подходов, повышающих эффективность использования МООС в учебном процессе университета. усвоения студентами предметной области цифровых гуманитарных наук в аспекте образовательного контента университетов.

 

Цель пилотного эксперимента заключается в выяснении педагогических условий эффективного совмещения сред смешанного и открытого обучения для повышения эффективности развития компетенций в области цифровой гуманитаристики у студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры классического университета. Экспермент проводился в 2020/21 учебном году. В эксперименте приняли участие 24 студента магистратуры Института философии (кафедра музееведения и охраны памятников) и 35 студентов бакалавриата Института искусств (программа «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках), всего в эксперименте приняли участие 59 студентов.

 

Для достижения этой цели курсы «Музейные информационные системы», «Теории коммуникации», «Учебная практика», входящие в основную образовательную программу Факультета искусств СПбГУ по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика» с присвоением квалификации (степени) – бакалавр по профилю «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках», а также курсы «Виртуальные музеи» и «Инновационные технологии в музее», входящие в основную образовательную программу магистратуры «Визуальные технологии в музее» Института философии СПбГУ, были спроектированы как среда смешанного обучения/

 

Пилотный эксперимент включает в себя следующие компоненты: (1) формирование среды смешанного обучения; (2) разработка методики, «позволяющей включать студентов в деятельность, связанную с реализацией исследований уже на этапе обучения будущих специалистов» Методы исследования: включенное наблюдение, анализ работ и опросов студентов.

 

Студентам предлагалось в качестве учебного проекта оценить эффективность модулей 6 и 10 МООС «Основы работы в цифровой среде» в ходе смешанного обучения по вышеуказанным курсам.

Задание по учебному проекту выполняли 59 студентов 3 курса бакалавриата и магистратуры, которые работали по следующему алгоритму.

Проведите тестирование материалов курса «Основы работы в цифровой среде» Модули 6 и 10.

Цель работы: развитие контента и сервисов курса «Основы работы в цифровой среде» Модули 6 и 10.

 

Этапы выполнения задания:

1. Зарегистрируйтесь на массовый открытый курс «Основы работы в цифровой среде» Модули 6 и 10.

2. Изучите материал модулей 6 и 10, по следующим критериям:

  • содержание курса: соответствие теме, доступность изложения, полнота изложения, моральное устаревание информации
  • организация обратной связи: форум, анкета
  • организация оценки знаний: итоговый тест, поурочные задания, уровень сложности вопросов
  • практикум: релевантность информации, актуальность информации
  • список ресурсов: полнота, моральное устаревание информации
  • технологическая реализация курса: соответствие технологий специфике контента

3. Ответы на вопросы занесите в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Оценка качества массового открытого курса «Основы работы в цифровой среде»

Модули 6 и 10.

 

4. Напишите текст отчета об Учебной практике

5. Подготовьте презентацию для выступления на заседании Комиссии по оценке учебной практики Факультета искусств СПбГУ (середина декабря 2021 г.)

6. Выступите с отчётом на заседании Комиссии в указанные в расписании сроки

 

Результаты работы студентов были проанализированы и внесены в следующую таблицу (см. Таблица 2)

Обсуждение результатов

Данные модули спроектированы как промежуточный вариант между х-моос и с-моос. Х-моос компонент представлен наличием заданности контента преподавателем и необходимостью сдавать итоговый тест. С-моос компонент представлен возможностью общения со студентами, и включением практических заданий.

 

Результаты опроса показали, что с-моос компонент востребован аудиторией, однако реализация его затруднена с одной стороны недостаточным количеством заданий, направленных на активизацию взаимодействия между студентами (педагогический аспект). С другой стороны, практикум, направленный на активизацию с-моос компонента исключен из курса без ведома преподавателя (административный аспект).

 

Также в ходе собеседования выяснилось, что одним из наиболее интересных фрагментов курса для студентов были фрагменты интервью, представленные заместителем генерального директора Русского музея О.А.Бабиной. Таким образом, моос – это ресурс, который содержит потенциал включения студента во взаимодействие с Сетью как участника сообщества профессионалов, работающего в пространстве открытых ресурсов на ранней стадии обучения, позволяет решать задачу освоения компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, стратегий эффективной презентации своих достижений на рынке труда и т.д.

 

Заключение

Электронное обучение является этапом в развитии педагогических практик, теоретические аспекты этого процесса развиваются в процессе рефлексии эмпирического материала. Приступая к исследованию методик, направленных на эффективное развитие компетенций специалиста цифрового общества, необходимо понимать сильные и слабые стороны среды, в которой эти методики будут осуществляться.

 

Слабость и сила обычно представляют собой «две стороны одной медали». В данном случае ключевым вопросом является автономизация субъектов учебного процесса. Педагогическая интерпретация этого вопроса связана с организацией контакта и диалога между преподавателями и студентами, а также между самими студентами. Надо признать, что в онлайн обучении контакт может быть в значительной степени опосредован, но он все еще существует, и он по-прежнему является ключевым фактором, определяющим высокий уровень удовлетворенности студентов.

 

Обучение на основе игровых подходов позволяет решать эту проблему, поскольку позволяет мотивировать студента к развитию и реализации компетенций профессионала в условиях максимально приближенных к реальности. И в то же время открывает широкое поле деятельности для педагога, задача которого состоит в удержании планки высокого профессионального уровня контента, направленного на освоение учащимися основ наук, предотвращая искажение научного знания.

 

Литература:

  1. [Hase, 2013] Hase S. and Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy. URL: http://www.psy.gla.ac.uk/~steve/pr/Heutagogy.html
  2. [Dewey, J.,1997 ]Dewey, J (1997) How We Think, New York: Dover Publications, Freire, P. (1984) Pedagogy of the Oppressed, New York: Continuum Publishing Company, Vygotsky, L.S. (1962) Thought and Language, Cambridge, MA: MIT Press.)
  3. [Mccracken K., 2020] Mccracken K. Museum Teaching Strategies and Inquiry Based Learning https://kristamccracken.ca/?p=84, 2020
  4. [L. Raphael L., 2022] Raphael, L. Mazzola, F.Estrada Art & Inquiry: Museum Teaching Strategies For Your Classroom https://ru.coursera.org/learn/artinquiry#instructors, 2022
  5. [Knoll, Michael , 1997] Knoll, Michael (1997): The Project Method: Its Vocational Education Origin and International Development. Journal of Industrial Teacher Education 34, 59-80. https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html
  6. [Gutek G., 2009] Gutek, Gerald L. (2009). New Perspectives on Philosophy and Education. Pearson Education, Inc. ISBN 978-0-205-59433-7.
  7. [Polat E., 2020] New pedagogical and information technologies in the education system / Ed. E.S. Polat - M., 2000
  8. [Berry, 2017] Berry, David M.; Anders Fagerjord (2017). Digital Humanities: Knowledge and Critique in a Digital Age. UK: Polity. p. 19.
  9. [Gaevskaya E, 2018] Gaevskaya EG, Borisov, NV, Babina, OA Development of digital educational content based on the interaction of the museum and the university. - Technological perspective within the Eurasian space: new markets and points of economic growth: materials of the IV International Interuniversity Conference. 2018.S 140-146
  10. [Гаевская Е.Г., 2021] Метод проекта в онлайн обучении. Гаевская Е., Калинин П., Мартынов А., Панченко Д. https://www.youtube.com/watch?v=dfbJ_GeNlq0, Sep 14, 2021 Uploaded by Obrazovatel'naya platforma «Юрайт»
  11. [Bayne S., 2012] Bayne S., Ewins R., Evans P., Knox J., Lamb J., Macleod H., O’Shea C., Ross J., Sheail Ph., Sinclare Ch. MOOC pedagogy: the challenges of developing for Coursera . Доступ: https://altc.alt.ac.uk/blog/2012/08/mooc-pedagogy-the-challenges-of-developing-for-coursera/
  12. [Gaevskaya, 2020] E. Gaevskaya, N.Borisov. Digital Humanities Approaches to Design of Blended Learning Communication. материалы конференции "New Educational Strategies in Modern Information Space" (NESinMIS 2020). РГПУ им А.И. Герцена. Санкт-Петербург 2020. http://ceur-ws.org/Vol-2630/
  13. [Борисов Н.В., 2021] Борисов Н.В., Гаевская Е.Г. Массовый открытый онлайн курс «Основы работы в цифровой среде»: https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbu+DIGCULTURE+spring_2021/courseware/2b666efde0464fbc8e7037ceb9291b2f/fbc261a68065471888abb8b6509feb76/
  14. [Lucchiari, 2020] C. Lucchiari, R. Folgieri, I. Nardon, E. Gaevskaya, N. Borisov, O. Babina; “Digital Competences Development via Personal Meaning Maps Methodology”. Higher Education for Sustainability in Turbulent Times.Freie University Berlin. October 20th 2020 – University Alliance for Sustainability Conference. UAS of Workshop Series. https://blogs.fu-berlin.de/uas-conference/list-of-presentations-workshop-higher-education-in-turbulent-times/
  15. [Гаевская, 2018] Гаевская Е. Г., Борисов, Н. В., Бабина, О. А. Развитие цифрового образовательного контента на основе взаимодействия музея и университета. В сборнике «Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Материалы 4-й Международной конференции. Под ред. О.Н. Кораблевой и др. 2018. С 140-146
  16. [Носкова, 2015] Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний. Монография : СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015 – 236 с.
  17. [Федеральный закон, 2005] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф (статьи 15, 16, 18, 97, 98) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/