En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Гаевская Е.Г.

Борисов Н.В.

СПбГУ

г. Санкт-Петербург

e.gaevskaya@spbu.ru

n.borisov@spbu.ru

 

Развитие методики подготовки специалистов в контексте концепции цифровых гуманитарных наук

 

В статье рассмотрены возможности включения концепции цифровых гуманитарных наук в практику университета в качестве предметной области знания и педагогической методики. Данный подход позволяет обеспечить успешность студентов и повысить качество образования

 

Gaevskaya E.

Borisov N.

SPSU

St. Petersburg, Russia

 

Development of a methodology for training of professionals in the context of the Digital Humanities

 

The article discusses the possibilities of including Digital Humanities Concept to practice of the university as a subject of knowledge area and pedagogical method. This approach to teaching and resarch in higher education allows to ensure the success of students and improve the quality of education.

 

 

Теоретические исследования и практика показывают, что современные студенты активно развивают индивидуальное пространства в Интернете и процесс этот происходит спонтанно. Как правило, точкой входа в веб пространство служат страницы в одной из социальных сетей. Однако, будущие специалисты не осознают профессионального потенциала сообщества, возникающего таким образом. Страница служит некоей приватной зоной для решения срочных и неперспективных задач. Между тем эта веб страница может в будущем стать одним из наиболее важных факторов с точки зрения развития личности специалиста и его социализации. Задача педагога открыть этот потенциал, и развить компетенции, позволяющие использовать его во всей полноте.

 

Проблема исследования

Весьма перспективным направлением в этом контексте представляется рассмотрение концепции цифровых гуманитарных наук как теоретической основы подготовки специалиста, работающего в области ИКТ. В данном исследовании внимание акцентируется на следующих ее аспектах: осознание студентом равноправия гуманитарной и технической составляющей современного научного знания [5] а также важности проектной деятельности как формы развития DH [1].

Схема 1 – «Стеллаж» цифровых гуманитарных наук (Д. Берри и Фагерджорд, 2017)

 

Обзор литературы

Отметим, что исследование педагогического потенциала DH концепции находится на начальном этапе и представлено трудами М. Террас, М. Семпл, М.Г. Киршенбаум. [10].

 

Для данного исследования важны также труды D.M. Berry, A. Fagerjord, в которых делается попытка структурирования содержания цифрового гуманитарного знания [1].

 

Проблема развития педагогических условий подготовки специалиста, работающего в ситуации виртуализации общества и образования активно исследуется в трудах Дж. Сименс, М. Кехлер, Т.Н. Носкова, Н.Г. Бордовская, Е.И. Козлова, и др. В трудах названных ученых подчеркивается необходимость системного подхода к решению этой проблемы.

 

Так концепция средового обучения [9] постулирует образовательную среду как педагогическую систему, возникшую на основе взаимодействия виртуального и аудиторного пространств. При этом подчеркивается, что значение виртуального компонента постоянно возрастает.

 

Термины «виртуальное пространство» и «виртуальная среда» трактуются в контексте личностного развития будущих профессионалов, что обуславливает исследование их педагогического потенциала, а дидактическая функция заключается в развитии компетенций, направленных на трансформацию информационного пространства в информационную среду профессионала.

 

Инструментом формирования цифровых компетенций специалиста служат учебные и контрольные задания, направленные на овладение ИКТ компетенциями по использованию инструментов и сервисов (задачный подход) и позволяющие решать их последовательно на репродуктивном, алгоритмическом, эвристическом, творческом уровнях [2]. Также уделяется внимание рефлексии на основе семантического картирования [3,4].

 

Целесообразным представляется рассмотрение путей решения указанных проблем в контексте теории цифрового гуманитарного знания (DH), что является проблемой данного исследования.

 

Методика и результаты исследования

Исследовательская деятельность реализована в форме педагогического эксперимента и направлена на изучение усвоения студентами предметной области цифровых гуманитарных наук в аспекте образовательного контента университетов. Для достижения этой цели курсы «Музейные информационные системы» и «Теории коммуникации», входящие в основную образовательную программу Факультета искусств СПбГУ по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика» с присвоением квалификации (степени) – бакалавр по профилю «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках», были спроектированы как среда смешанного обучения [3, 4, 6, 8].

 

Цель эксперимента, представленного в статье, заключается в выяснении педагогических условий, которые позволяют развивать у студентов понимание равноправия гуманитарной и технологической составляющих в области цифрового гуманитарного знания в ходе освоения предметной области знания – прикладной информатики в искусстве и гуманитарных науках.

 

Эксперимент включает в себя следующие компоненты: (1) формирование среды смешанного обучения; (2) разработка методики, «позволяющей включать студентов в деятельность, связанную с реализацией исследований уже на этапе обучения будущих специалистов» [7].

 

Методы исследования: включенное наблюдение, анализ работ и опросов студентов, семантическое картирование.

 

Учебный проект включен в Программу курсов и заключается в разработке каждым студентом виртуального музея путем выполнения следующего комплекса заданий, реализуемых в рамках блока «практические задания» (16 часов).

  • 1й этап (1-3 занятия): определение предметной области музея, целей его деятельности и технологии реализации, например, страницы в социальных сетях, блога и т.п. Также на этом этапе начинается формирование коллекции, адекватной предметной области и заявленным целям,
  • 2й этап (4-13 занятия): разработка проектов, которая сопровождается публикацией прототипов в веб пространстве, что позволяет обсуждать процесс работы с сокурсниками, а также консультироваться с преподавателем.
  • 3й этап (14-15 занятие): защита проекта в студенческой группе.

 

Примеры предметных областей музеев, реализованных студентами в 2018/19-2020/21 гг.:

Тематика: искусствоведение, межкультурные коммуникации, история, социальные проблемы.

В ходе реализации указанных этапов экспериментатор проверяет уровень освоения студентами когнитивных операций, связанных с дизайном виртуальных музеев по следующим компонентам: (1), предметная область музея, (2) технологии реализации, (3) осознание равноправия технологического и содержательного компонентов.

 

Эксперимент проводился 3 года (2018/19 – 2020/21). В нём приняли участие 36 бакалавров 3го курса. При этом в качестве контрольной группы рассматривалась группа 2018/19 гг., в качестве экспериментальных - группы 2019/20, 2020/21 гг.

 

Уровень освоения когнитивных операций (таблица 1) проверялся на основе таксономии педагогических целей Б.Блум [2]. В ходе проверки знаний контрольной группы выяснилось, что наибольшие затруднения студенты испытывают в осознании равноправия технологического и содержательного компонентов, наименьшие – в выборе технологий реализации проекта (2), определение предметной области музея вызывало незначительные затруднения.

 

Таблица 1 – Уровень освоения студентами компетенций в области цифровых гуманитарных наук

Для решения выявленной проблемы в 2019/20 гг. в педагогический дизайн курса были внесены следующие коррективы: разработана система письменных заданий, направленных на осознание роли гуманитарного знания в развитии музея, а также организована экскурсия в мультимедийный центр Русского музея. Результатом стала положительная динамика в области освоения указанных компетенций.

 

Ситуация 2020/21 гг. позволила внести дополнительные изменения в условия проведения эксперимента, что выразилось в активизации онлайн составляющей в педагогической коммуникации. Анализ полученных результатов показывает, что сокращение аудиторного взаимодействия со студентами влияет на освоение знания по следующим компонентам: (1), определение предметной области музея, (3) осознание равноправия технологического и содержательного компонентов.

 

Обсуждение результатов

Данные курсы спроектированы на основе гибридной модели смешанного обучения, включающей, характеристики обогащенного виртуального обучения и «ротации станций». Ротация станций заключается в смене фаз реализации учебной деятельности в аудиторном и виртуальном пространствах (пространственно-временной компонент). Студент имеет возможность общения с преподавателем, студентами и экспертами, работающими в ГРМ, в чем находит реализацию модель «обогащенного виртуального обучения».

 

По мере реализации учебных заданий студенты формируют виртуальный музей как прототип индивидуальной профессиональные среды, которые становятся частью виртуального пространства курсов, и, следовательно, университета. Гипотетически данные пространства могут быть трансформированы в экспертные сообщества в будущей профессиональной жизни их авторов.

 

Включение студента во взаимодействие с Сетью как участника сообщества профессионалов, работающего в пространстве открытых ресурсов на ранней стадии обучения, позволяет решать задачу освоения компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Например, в Сети могут осуществляться следующие мероприятия: реализация студенческих и экспертных проектов; проведение многообразных презентаций результатов исследования: от написания статей до разработки веб ресурсов. Также участие в оценивании результатов работы коллег: от промежуточной и итоговой аттестации в вузе до участия в дискуссиях и слепого рецензирования статей, оценки достоверности и релевантности сетевых ресурсов и т.п.

 

Заключение

В контексте концепции цифровых гуманитарных наук реализация представленной методики является инновационным направлением педагогической деятельности, отвечающим современному образовательному запросу развития компетенций специалиста, работающего в условиях виртуализации общества и образования.

 

Данная методика, позволяет включать студентов в учебный процесс и реализовывать деятельность, связанную с осуществлением функций научных исследований, открытий, инноваций уже на этапе обучения будущих специалистов» [7].

 

Литература:

  1. Berry, David M.; Anders Fagerjord (2017). Digital Humanities: Knowledge and Critique in a Digital Age. UK: Polity. p. 19.
  2. Bloom, B. S.; Engelhart, M. D.; Furst, E. J.; Hill, W. H.; Krathwohl, D. R. (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. New York: David McKay Company.
  3. C. Lucchiari, R. Folgieri, I. Nardon, E. Gaevskaya, N. Borisov, O. Babina; “Digital Competences Development via Personal Meaning Maps Methodology”. Higher Education for Sustainability in Turbulent Times.Freie University Berlin. October 20th 2020 – University Alliance for Sustainability Conference. UAS of Workshop Series. https://blogs.fu-berlin.de/uas-conference/list-of-presentations-workshop-higher-education-in-turbulent-times/
  4. E. Gaevskaya N.Borisov. Digital Humanities Approaches to Design of Blended Learning Communication. материалы конференции "New Educational Strategies in Modern Information Space" (NESinMIS 2020). РГПУ им А.И. Герцена. Санкт-Петербург 2020. http://ceur-ws.org/Vol-2630/
  5. Unsworth, J., Susan Schreibman and Ray Siemens (Eds). «A Companion to Digital Humanities» New York: Blackwells (2004).
  6. Гаевская Е. Г., Борисов, Н. В., Бабина, О. А. Развитие цифрового образовательного контента на основе взаимодействия музея и университета. В сборнике «Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Материалы 4-й Международной конференции. Под ред. О.Н. Кораблевой и др. 2018. С 140-146
  7. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. 2005 https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000141843_rus
  8. Массовый открытый онлайн курс «Основы работы в цифровой среде»» https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbu+DIGCULTURE+covid_fall_2020/course/
  9. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний. Монография : СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015 – 236 с.
  10. Цифровые гуманитарные науки: хрестоматия пер. с англ. / под ред. М.Террас и др. - Красноярск: СФУ, 2017. - 351 с.

Оставить комментарий: