Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Эдиев А. М.

Чеченский государственный

педагогический университет,

г. Грозный

 

Конопко Е.А.

Северо-Кавказский
Федеральный университет

г. Ставрополь

 

 

Цифровая образовательная среда в профессиональной деятельности преподавателя

 

В статье рассматриваются вопросы организации цифровой образовательной среды преподавателя и ее роли в его профессиональной деятельности. Раскрываются основные аспекты влияния цифровизации на модернизацию образовательных технологий. Предлагается программа формирования личного цифрового пространства преподавателя.

 

Ediev A. M.

CSPU,

Grozny, Russia

Konopko E. A.

NCFU

Stavropol, Russia

 

Digital educational environment in the professional activity of a teacher

 

The article deals with the organization of the teacher's digital educational environment and its role in his professional activities. The main aspects of the impact of digitalization on the modernization of educational technologies are revealed. A program for the formation of a teacher's personal digital space is proposed.

 

Социокультурные требования перехода России в цифровое общество (онлайн-образование, Интернет-пространство, мобильность, цифровизация всех сфер жизни и деятельности, технологическая адаптация) создали новые условия и требования для выпускников современных образовательных учреждений, готовых работать в современной цифровой среде обучения. Особенно, выполнение данных требований актуально для студентов и выпускников педагогических вузов.

 

Основными инструментами обучения сегодня являются различные технологии E-learning (электронного обучения) с различными онлайн-курсами, Сloud Сomputing (облачные вычисления или облачные технологии), онлайн-курсы, искусственный интеллект (ИИ), Big Data (большие данные), технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности и многое другое. Модернизация в сфере информационных технологий плавно перетекает во внедрение цифровых инструментов, что отражается в инновационных изменениях учебных программ, это приводит к виртуализации образовательного процесса в целом, внедряя новые подходы к применению цифровых образовательных технологий, что приводит к еще большему разрыву между традиционными и инновационными технологиями обучения. Эти и другие различия можно преодолеть на основе интерактивности, что позволяет учащимся и преподавателям сбалансировать педагогический процесс с применением электронного обучения и непрерывного развития цифровой образовательной среды. Несомненно, это потребует от преподавателя практических навыков, позволяющих успешно учить и общаться в современной цифровой образовательной среде, вступать в информационное взаимодействие с использованием телекоммуникационных технологий, программного обеспечения, мультимедиа, аудиторных интерактивных технологий, обучения интернет-сервисов, навыков эффективного общения в современной интерактивной цифровой среде обучения.

 

Анализ научно-методической литературы и интернет-источников по проблеме совершенствования цифровой образовательной среды показал, что, только в различных электронно-библиотечных базах содержится более сорока пяти тысяч источников (публикаций). Следовательно, можно сделать вывод об актуальности и нерешенности данной проблемы.

 

Изучая вопросы образования, невозможно обойтись без нормативно-правовой базы и государственных программ Российской Федерации.


На современном этапе, разработаны и реализуются ряд государственных проектов и программ, задачами которых является вопрос цифровизации образования и как итог – российского общества в целом.

 

Федеральный Закон «Об образовании РФ» (273-ФЗ от 29.12.2012), регулирует вопросы внедрения и использования электронной (цифровой) образовательной среды в школах и вузах с обязательным применением информационных ресурсов и дистанционных технологий [1].

 

Нацпроект «Образование» включает в себя федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [2,3]. Он состоит из трех основных модулей (рис.1). Во-первых, все потоки данных документооборота будут преобразованы в электронные файлы: графики, заметки, бюллетени, оповещения, финансы, которые будут доступны по одному запросу. Это освободит преподавателей от ряда дополнительных действий и позволит получать качественную статистику для дальнейшего усовершенствования образовательного процесса.

 

Второй модуль — «Российская электронная школа», включающая в себя виртуальные библиотеки и лаборатории, онлайн-курсы, готовые методические решения. Для преподавателя – это возможность знакомиться с передовым опытом коллег делиться своими инновационными идеями.

 

Третий модуль можно назвать «самый умный». Он подразумевает создание единой интерактивной образовательной онлайн-платформы. Благодаря этому ученики могут взаимодействовать между собой. Доступ к ресурсам и взаимодействию будет предоставлен преподавателям, родителям и руководству образовательных учреждений [4].

Оставить комментарий:

Рисунок 1 – Структура цифровой образовательной среды

 

В нашем исследовании мы рассмотрим процесс формирования адаптированной цифровой образовательной среды для профессиональной деятельности преподавателя педагогического вуза, формирующего общепрофессиональные компетенции будущего педагога, призванного интегрировать цифровые технологии в процессе обучения подрастающего поколения [5].

 

На начальном этапе необходимо провести анализ цифровой образовательной среды вуза на предмет учебно-методического, программного и технического обеспечения. Каждому преподавателю для эффективного функционирования в общей цифровой среде вуза необходимы определенные условия, позволяющие формировать и реализовывать профессиональные компетенции в ходе выполнения основных профессионально-педагогических функций. Основным препятствием к формированию необходимых компетенция можно назвать недостаточную подготовленность преподавателей в области цифровизации [6]. Решением данной проблемы может стать курс повышения квалификации для педагогических кадров «Технологии организации личного цифрового пространства».

 

Предлагаемая программа дополнительного образования, общей трудоемкостью 108 часов, построена на модульной основе и включает девять основных модулей.

 

В курсе планируется рассмотреть следующие вопросы: цифровое общество; социальные и законодательные предпосылки процесса цифровизации; знакомство с Программой «Цифровая экономика РФ»; Национальным проектом «Образование», Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» и другими Федеральными программами и инициативами. Также, в курсе рассматривается: современное цифровое пространство; основы техники безопасности при работе с компьютерной техникой и мобильными устройствами; логика поиска в сети интернет и почтовые сервисы; геопозиционирование (навигация); цифровой банкинг; виды интернет услуг и онлайн-прикупки; основы работы с порталом государственных услуг РФ; мобильные технологии в цифровом личном пространстве; вопросы самореализации в глобальной сети интернет и др. Для самостоятельной работы слушателей организована дистанционная поддержка курса в LMS Moodle. Контроль знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса, будет проводится при помощи компьютерного тестирования, выполнения контрольных работ, индивидуальных и групповых проектных заданий [7].

 

Реализация дополнительной образовательной программы для педагогических кадров обеспечит развитие новых компетенций, актуальных в условиях реализации программы цифровой экономики. Эффективность полученных навыков слушатели смогут оценить практически сразу в ходе взаимодействия в цифровой образовательной среде своей учебной организации (школе или вузе).

 

На наш взгляд, только компетентностный подход к подготовке педагогических позволит решить глобальные задачи с учетом требований современного общества в условиях развития и внедрения цифровых технологий.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
  2. "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
  3. https://edu.gov.ru/national-project/ - Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование».
  4. https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ - Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект "Цифровая образовательная среда".
  5. Дурноглазов, Е.Е. Цифровая образовательная среда электронного обучения: Методическое пособие / Е.Е. Дурноглазов. – Курск, 2019.
  6. O. Pankratova, E. Nersesyan, E. Konopko, J. Abdullaev. Training of Teachers for Professional Activity in the Digital Environment of the Educational Space. Proceedings of SLET-2019 - International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol - Dombay, Russia, 20-23 May 2019, pp. 205-212. DOI: http://ceur-ws.org/Vol-2494/paper_18.pdf.
  7. Savelova, L., Konopko, E., Pankratova, O. Digital technologies and effective practices in teacher training. Proceedings of SLET-2020 – International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol, Russia, 12-13 November 2020. pp. 172-178. http://ceur-ws.org/Vol-2861.
  8. Ekaterina A. Konopko, Olga P. Pankratova, Djebir A. Abdullaev, Alikhan M. Ediev, Viktoriya N. Taran Digital Education Toolkit and an Overview of Distance Learning Resources. Scientific and Practical Conference "Distance Learning Technologies" (DLT 2020), Yalta, Crimea, September 22-25, 2020. pp. 374-382. DOI: http://ceur-ws.org/Vol-2914.