gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Доронина С.Г.  

Институт философии НАН 

г. Минск 

svetadoris@mail.ru 

 

Цифровая среда и новая парадигма образования: в контексте программы «Философия для детей»

 

  В статье определяется специфика современного цифрового образования, а также эксплицируются компетенции и навыки, актуальность развития которых у детей и молодежи, ставит перед образованием XXI века новые цели и задачи. В рамках трансформации современного образования, автор рассматривает возможность использования методик получившей мировое признание программы «Философия для детей», эффективность которых эмпирически доказана, в отечественных образовательных практиках, ориентированных на использование цифровых технологий в обучении.

 

Doronina S.G. 

 Institute of Philosophy of NAS 

 Minsk, Belarus 

svetadoris@mail.ru

 

 

The digital environment and the new education paradigm: in the context of the Philosophy for Children program​​​​​​​ 

 

  The author with the article, firstly, determines the specifics of modern digital education, and, secondly, identifies competencies and skills relevant for the 21st century, the development and formation of which in children and youth requires the creation of new educational programs. One such is the recognized Philosophy for Children program, the effectiveness and productivity of which is empirically proven. The author considers the basic principles of this program and makes an assumption about the possibility of their effective use in the framework of domestic curricula focused on the use of digital technologies in education. 

  

 

  Непрерывное развитие цифровых технологий и их распространение в образовательной среде порождает ряд эпистемологических, онтологических и этических вопросов, связанных с переосмыслением сущности образования. В XXI веке цифровые технологии стали синонимом прогресса и неотъемлемой частью современной жизни, поэтому не удивительно, что образовательные практики пытаются идти в ногу со временем. В то время как проблемы радикальной реструктуризации обучения, а также социальные, этические и эпистемологические последствия, лежащие в основе таких изменений, анализируются недостаточно.

 

  Существует ряд философских и образовательных концепций, исследующих влияние цифровой техники на обучение. Широкий спектр вопросов, освещаемых в этих концепциях, можно редуцировать к трем основным темам: во-первых, критика мнений, преувеличивающих риски использования цифровых технологий в образовании, которые, как считают некоторые исследователи, могут привести к очередному кризису и утрате ценности обучения [8, 12]; во-вторых, рассматривая влияние цифровых технологий в долгосрочной перспективе, ряд исследователей полагает, что современные технологии угрожают не только институту обучения, но и людям, чья профессия связана с преподавательской деятельностью [13] (культура онлайн-обучения предвещает закат образования, конец университета близок, роль учителя обесценена); в-третьих, существуют точки зрения, нивелирующие эту поляризацию и утверждающие, что патологическое влияние современных технологий может быть устранено, а эффективность и качество обучения повышены, путем внедрения философских и педагогических методов обучения, ориентированных на развитие у детей и молодежи навыков рефлексивного мышления и этико-демократического поведения [7; 10, p. 235–240]. 

 

 Бессмысленный техноутопизм, с одной стороны, и реакционный техноскептицизм, с другой, являются двумя крайними позициями. Инструментальный взгляд на технологии не позволяет выявить их диапазон использования, как и не позволяет выработать нравственные императивы и требования, предъявляемые к образованию современного человека, обладающего как никогда большими возможностями.  

 

  Повсеместное распространение цифровых технологий в социокультурных практиках, предъявляет новые требования к растущему молодому поколению.  Помимо понимания вопросов функционирования техники, сохранения данных, умений осуществлять грамотный информационный запрос, дифференцировать источники по различным критериям и т.д., современная молодежь должна обладать рядом других компетенций. 

 

  Согласно исследованиям, проведенных в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) [1, с. 16], по мере развития цифровых технологий расширяется спектр необходимых современному человеку компетенций, а именно: прежде всего необходимо развивать у детей навык самообучения, тесно связанный с потребностью ребенка в познании мира, а во-вторых, навыки рефлексивного мышления и проективно-исследовательской деятельности, коммуникативные компетенции, навыки этико-демократического поведения и т.д., которые должны быть получены независимо от уровня образования, технической и цифровой грамотности.  Некоторые современные специалисты в области исследования влияния цифровых технологий на процесс обучения, с целью развития выше перечисленных компетенций, советуют  обратиться к трудам таких ученых и мыслителей, как Л. Выготский, А. Р. Лурия, Дж. Дьюи и Ж. Пиаже, Ч. Пирс, чьи идеи и методы, широко используются в педагогике, науке и философии.   

 

 Ключевой вывод о потенциале цифровизации образования заключается в том, что использования цифровых технологий должно увеличивать эффективность обучения, а образовательные программы базироваться на методах и способах, позволяющих развивать у детей универсальные навыки, необходимые в XXI веке [1, 3, 4. 9].  

 

 При разработке таких программ предполагается, что цифровые технологии способны мотивировать учеников к проведению независимых исследований, к сотрудничеству и самостоятельной работе, где отправной точкой является сам учащийся, а не учитель, осуществляющий процесс передачи знания. Это является существенным дополнением, указывающим на преимущества использования цифровых технологий в обучении. 

 

 С целью выявить способы и методы формирования выше перечисленных навыков представляется целесообразным обратиться к общепризнанной международной программе «Философия для детей», разработанной американским философом М. Липманом, которая создавалась в рамках рефлексивной парадигмы образования и является важным вкладом в ее развитие.  

 

  Получившая институциональный статус в 70-е годы ХХ века, программа «Философия детям» получила мировое признание и развивается как открытая постоянно корректируемая система, адаптирующаяся к различным социокультурным условиям. Анализ программы «Философия для детей», созданной преимущественно для возрастной категории детей с 7 по 18 лет, позволяет эксплицировать ее следующие основные педагогические принципы [2, 5, 11, 14].  

 

  1. Рефлексивная модель образования 

 Рефлексивная модель образования преследует цель объединить интеллектуальные качества ребенка и его этическую грамотность, что подразумевает развитие исследовательских навыков, умений свободно оперировать информацией и проводить самостоятельный анализ, оценку и т. д.

 

  2. Ориентация на проблемно-деятельностный подход 

 Это подход предлагает обучать детей путем создания на уроках проблемных ситуаций и отказаться от информационной и дисциплинарной подачи знания (Дж. Дьюи, Ч. Пирс). Проблемы обсуждения имеют гносеологий, метафизический, этический, эстетический и логический характер. 

 

  3. Обучение через философствование 

  Ориентация на «сократический», вопросно-ответный метод обучения, который заключается в прояснении содержания исследуемого предмета и смысла используемых понятий, путем приведения грамотной аргументации. По форме такой тип обучения представляет диалогическую форму коммуникацию детей и педагога, вовлеченных в критически-рефлексивную деятельность. 

 

  4. Индивидуально-личностный подход 

  Еще одной специфической чертой педагогической технологии программы «Философия детям» является ориентация на различный уровень подготовки детей. Разработчики программы исходят из следующей посылки: структура уроков и их содержание должны быть ориентированы на активизацию ментально-эмоциональной сферы детей, с учетом ближайшей зоны развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). В рамках этой программы был подготовлен ряд пособий, упражнений, книг, раскрывающих и поясняющих теоретико-методологические принципы программы. 

 

  6. Школьный класс как сообщество исследователей 

 Сообщество исследователей представляет коллектив, который состоит из учеников, имеющих разные интеллектуальные, психические и физические способности. Задача педагога состоит в том, чтобы превратить класс в сообщество исследователей, имеющее следующие характеристики: атмосфера взаимопонимания; кооперативный принцип исследования; наличие системы обратной связи; свобода выражения мнения; аргументированное обоснование точек зрения; право на критику и индивидуальность; освоение правил этико-демократического поведения; умение вести диалог и т.д. 

 

  7. Этико-демократическая направленность программы, позволяет актуализировать заложенный в детях интеллектуальный потенциал, вне зависимости от их расовых, этнокультурных, социальных и физических особенностей, что является еще одним достоинством в условиях современного поликультурного мира.   

 

  Таким образом, изначально возникшая как интеллектуальное внеинституциональное движение «Философия детям» накопила достаточный ресурс, на основании которого сформировалась действующая эффективная инновационная программа образования, наработки которой широко используются по всему миру.  На сегодняшний момент эта программа является единственной работающей международной программой, которая содержит обоснованные теоретические доводы и экспериментально подтвержденные факты эффективного использования философского инструментария в обучении детей, с учетом целей и задач современного цифрового образования и его этико-демократической направленности. 

 

  Однако хочется подчеркнуть, что заимствование зарубежных моделей образования и обучения приводит к тому, что автоматически заимствуются зарубежные модели социального и культурного развития общества. Несмотря на то, что концепция М. Липмана имеет ряд несомненных достоинств, оптимальными образовательными программами являются те, которые разрабатываются и осуществляются на собственных этнокультурных, социальных и философско-методологических основаниях. 

 

  Итак, внедрение цифровых технологий в систему образования служит двум целям: во-первых, поддержать развитие учеников в области компетенций, связанных с информационными технологиями; во-вторых, разработать и внедрить педагогические подходы, позволяющие увеличить учебную продуктивность за счет внедрения личностно-ориентированного, междисциплинарного, проектно-ориентированного и исследовательского  обучения. Логика такого подхода заключается в сопоставлении различных элементов, усиливающих качество общей системы, позволяя формировать у учеников необходимые для  современности навыки и компетенции.  

 

Литература: 

  1. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с.  
  2. Дудина, М.Н. Философия в классе: Урок-диалог (Из опыта работы). – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. – 192 с. 
  3. Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. – Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf 
  4. Ярославцева Е.И. Онтология цифровых коммуникаций – проблемы гуманитарного измерения // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М., 2014. С. 357–373. 
  5.  Юлина, Н. С. Философия для детей. – М. : ИФРАН., 1996. – 239 с. 
  6. Biesta, G. Beyond learning: Democratic education for a human future. – Colorado: Paradigm Publishers, 2006. – 176 p. 
  7. Floridi, L. The ethics of information. Oxford: Oxford University Press. – 384 p. 
  8. Gaible, E. Education change, leadership and the knowledge society. Global 
  9. e-Schools Initiative (GeSCI). Thematic study: African leadership in ICT. 2010. – 36 p. 
  10. Lewin, D. Philosophies of Digital Pedagogy // Studies in Philosophy and Education, 2016. Volume 35, Issue 3, pp. 235–240 
  11.  Lipman M. Thinking in Education. – Cambridge, N.Y., Melbourne, Sydney, 2003. – 299 р.  
  12. Lundie, D. Authority, autonomy and automation: The irreducibility of pedagogy to information transactions // Studies in Philosophy and Education. https://www.researchgate.net/publication  
  13. Masschelein, J. and Simons, М. In defense of the school: A public issue. – Leuven: Education, Culture and Society Publishers. – 150 p. 
  14. Matthaws G. B.Vom Nutzen der Perplexitat: Denken lehren mit Hilfe der Philosophic // Philosophieren mit Kindern. Rostock: Univ. Rostock. 1996. S. 11-26 

Комментарии:

К статье пока нет комментариев

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария